Историко-бытовыми считаются те танцы прошлых веков, которые получили широкое распространение далеко за пределами своей эпохи и места возникновения. Историческими они названы как танцы прошлого времени, а также как танцы, вошедшие в историю.
Возникновение танцев связано с трудовыми процессами, играми, старинными обрядами, религиозными праздниками. В каждой местности они имели свои особенности. Бытовые танцы, ставшие историческими, представляют собой переработку народного танцевального материала и отражают особенности определенной эпохи или среды. Характерные черты культуры проявляются в построении и стиле танца, в его музыке, одежде танцующих, их манерах и т. д.
Историкобытовые танцы –
пособие для работы музыкальных
руководителей.
Историкобытовыми считаются те танцы прошлых веков, которые получили
широкое распространение далеко за пределами своей эпохи и места возникновения.
Историческими они названы как танцы прошлого времени, а также как танцы,
вошедшие в историю.
Возникновение танцев связано с трудовыми процессами, играми, старинными
обрядами, религиозными праздниками. В каждой местности они имели свои
особенности. Бытовые танцы, ставшие историческими, представляют собой
переработку народного танцевального материала и отражают особенности
определенной эпохи или среды. Характерные черты культуры проявляются в
построении и стиле танца, в его музыке, одежде танцующих, их манерах и т. д.
Основные позиции ног в историкобытовых танцах Iя и IIIя,
промежуточные IIя и IVя.
В XVI в. итальянские и французские танцмейстеры, создавая технику танца,
обращали особое внимание на стиль исполнения и манеры танцующих. От
исполнителя требовалась важная осанка, медленная размеренная поступь, чопорные
и детально разработанные взаимные приветствия поклоны и реверансы. Соблюдение
всех этих правил не только в танце, но и в быту, считалось признаком благородного
происхождения и высокого общественного положения. Живые и непосредственные
движения народных танцев считались дурным тоном.
Установленному в обществе церемониалу соответствовали и костюмы.
Мужчины носили камзолы, плащи (не полагалось снимать) и шляпы, которые
снимали, перекладывали и снова надевали во время танца. Дамы носили платья с
очень длинными шлейфами (до 5 метров), со множеством складок и сложные
головные уборы. Общий стиль костюма был пышный и тяжелый, он связывал и не
давал свободы движениям.
Истории известны блестящие балы и маскарады во времена царствований
Карла IX, Генрихов III и IV, Людовиков XIII и XIV.
Отделение народного и придворного танцев началось уже с конца XV в.,
сначала в Италии, затем во Франции . На балах XVII в. представления о красоте
линий были сведены к принципам балета – грациозностью на балах считаласьвыворотность ног, руки необходимо было держать округленными: поднятые или
опущенные, они должны были быть одинаково скруглены в локтях, кисть собрана,
большой палец отведен под ладонь напротив среднего пальца.
В начале XIX в. завоевывают популярность новые живые, легкие и более
непринужденные танцы (полонез, вальс, экосез, кадриль, котильон, полька, мазурка),
которые становятся общеевропейскими бальными танцами.
Многие танцы, появившиеся в ХХ в. (краковяк, тустеп, танго, вальсбостон,
фокстрот, чарльстон, блюз, рокнролл, румба, самба, твист, сальса, мамбо и др.),
популярны и сегодня.
Бальный танец вальс втроем, исполняемый кавалером и двумя дамами.
Музыкальный размер 3/4, был популярен в XIX в. на семейных балах. Движения
состоят из легких глиссирующих шагов. Особое значение имеет рисунок рук
танцующих, меняющийся
Бал (от лат. ballare танцевать и франц. bal), большой танцевальный вечер. В
Европе традиция светских балов формируется XIV в., и вскоре балы становятся
неотъемлемой частью придворных праздненств. В XVXVII вв. манеры, правила
поведения и весь танцевальный этикет подвергались строгой регламентации. На
праздненствах присутствовали особые церемониймейстеры бала, указывающие, кому
надлежит открыть бал, кто и с кем должен танцевать, наблюдавшие за поведением и
движением танцующих. Отступления от правил были предосудительны.
...В допетровской Руси так называемых «салонных танцев», как в Западной Европе не
было. В теремах водили женские хороводы, а в народе процветали пляски. Вообще,
отношение к «пляскам и гульбе» было настороженное. Перелом произошел при
Петре I, который стремился приобщить максимальное количество людей к
достижениям европейской цивилизации, желал «не просто заимствовать, перенимать,
а создавать свое, оригинальное, объединяющее самобытное с западным». Благодаря
преобразованиям Петра был отменен запрет на танцы в рамках светского общения.
2Сам Петр, его супруга Екатерина и дочь Елизавета принимали участие в танцах и, по
словам современников, танцевали очень грациозно.
В 1718 г. был издан указ о введении ассамблей, т. е. собранийбалов.
Основным развлечением на ассамблеях были танцы, в которых принимали участие и
пожилые люди. Кавалеры могли приглашать на танец любую из присутствующих дам,
отказываться было не принято.
Танец эпохи барокко (XVIII век) принимает на себя ту роль, которую
впоследствии взял на себя спорт: поддерживать культуру тела наравне с культурой
духа. От эпохи барокко нам в наследство остался балет сложное,
регламентированное красотой пластических линий искусство, которое требовало
специального длительного обучения..
Огромная роль на балу отводилась распорядителю, это было почетно и
ответственно: от него зависело, будет ли бал иметь успех. Распорядитель старался
проявить максимум фантазии и виртуозности, чтобы разнообразить танцевальные
фигуры и доставить радость гостям. Он должен был «оживлять общество личной
веселостью и расположением духа». (1895 г.) В его обязанности входило и
составление пар, и распределение бального пространства, и поддержание порядка в
зале.
Открывался бал полонезом, он в торжественной функции первого танца
сменил средневековый менуэт. Не обходились и без мазурки, ставшей
международным бальным танцем. Непременным атрибутом и королем балов стал
вальс
В это же время появился еще один танец, успех которого затмил популярность
многих других, полька. Завершался бал танцемигрой котильоном, своего рода
финальным выступлением всех участников.
3Балы и танцевальные вечера XIX в. отражены во многих классических
произведениях русской литературы, особенно в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина и
«Войне и мире» Л. Н. Толстого.
В конце XIX в. с переменами в общественной жизни бальная культура постепенно
угасает, придворные балы проводятся все реже. Последние балы и танцевальные
собрания прошли в 1914 г.
В первые годы советской власти бальные танцы были провозглашены
мещанскими и не соответствующими новой культурной политике.
Бальный танец (салонный, бытовой) это танец, который служит для
массового развлечения и исполняется парой или большим количеством участников на
танцевальных вечерах (балах). Возник в XIV в. в Италии в период расцвета этой
страны, там же были разработаны правила тогдашнего бального танца, система
записи танца.
Бальные танцы это своего рода танцевальная грамотность и каллиграфия. В
настоящее время они вобрали в себя огромное число различных видов хореографии,
от народного до современного танца.
Так называемые «низкие» придворные танцы, в которых не было прыжков и ноги
почти не поднимались над полом: павана, куранта, аллеманда. В «высоких» же
танцах танцующие вертелись (вольта) и прыгали (гальярда).
Вальс – бостон (по названию города Бостон, США) популярный в 30х гг. ХХ
в. американский парный танец, предшественник более позднего медленного вальса.
Для музыки вальсабостона характерны лиричное звучание, четкий ритм,
акцентирование первой четверти муз. размера 3/4 .
Прекрасный образец вальсабостона есть в балете Р. М. Глиэра «Красный
мак».
Вальс – гавот
4Бальный танец, созданный в ХХ в., когда большим успехом пользовались
комбинированные композиции. Состоит из двух частей: гавота и вальса. Связующим
звеном является поклон. Муз. размер первой части 4/4, второй 3/4. Исполняется на
танцевальных вечерах и балах.
Вальсмазурка
Бальный танец XIX в., как и полькамазурка, созданный по модному в то время
принципу сочетания в одном танце разных по характеру движений; определенной
композиции на 32 такта. Муз. размер 3/4. Состоит из двух частей: мазурки и вальса.
Исполняется на танцевальных вечерах и балах.
Гавот
Гавот (от франц. gavotte), старинный французский танец, первоначально
народный, хороводный, двудольного размера, известен еще с XVI века. Муз. размер
4/4.
5. Галоп (от франц. galoр), бальный танец в стремительном темпе со
скачкообразными движениями, а также музыка к такому танцу. Муз. размер 2/4.
Галоп появился в Венгрии в XVIII в., а повсеместное распространение получил в 30
40х гг. XIX в. Галоп часто служит составной частью, часто заключением танца. Им
начиналась и заканчивалась последняя фигура кадрили. Применялся в операх,
опереттах и балетах. Характер отличается большой динамичностью, движения легкие
и скользящие, они крайне просты и быстро усваиваются, чем и объясняется его
значительный успех.
Кадриль
Кадриль (от франц. quadrille четыре), народный массовый и бальный танец
XIX в., подвижный, муз. размер 2/4, относится к контрдансам. Родиной этого танца
считается Англия, из которой он в начале XVIII в. попал во Францию. Своим
распространением и популярностью кадриль обязана Парижу. Французы изменили
танец по своему вкусу, не забыв прибавить слово «французская». В 70х гг. XIX в.
становится модной английская кадриль лансье.
В традиционной кадрили участвовали 4 или 8 пар, которые образовывали
четырехугольник carre. Если пар было больше, располагались в несколько каре. (В
средние века кадриль это небольшой отряд всадников, участвующих в турнире,
располагавшийся по четырем сторонам отведенного для поединка места
В народе кадриль десятилетиями видоизменялась, совершенствовалась и
создавалась заново. Она приобрела своеобразные движения, рисунки, манеру
6исполнения, взяв от салонного танца лишь некоторые особенности построений и
название. Русский народ сделал кадриль разнообразной по рисунку, введя в нее
многие фигуры русских хороводов и плясок. Различается кадриль квадратная,
линейная, круговая. Исполняется на танцевальных вечерах и балах.
Контрданс
Контрданс название собирательное, оно объединяло однотипные танцы кадриль,
англез, экоссез, гроссфатер, лансье построенные по каре или по линии, где четное
число пар стояло друг против друга.
Котильон
Котильон
(от франц. cotillion), бальный танец французского
происхождения, известный с XVIII в., получил популярность в XIX в. К этому же
времени относится усложнение его композиции и появление огромного количества
фигур. Ни один бал в XIX в. не проходил без котильона.
«Котильон царь танцев, неоцененный воодушевитель, без которого бал не бал, без
которого танцующие тщетно ищут то, для чего приехали: разнообразия, веселости,
отсутствия всякой техники, хорошей шутки, неожиданных эффектов. Это
танцевальная игра, где трудятся не одни ноги, но изощряется в особенности
7остроумие» (Петрова М. Ю. «Петербургский новейший самоучитель всех
общественных танцев» СПб, 1883).
Краковяк
Польский народный, затем бальный танец, по названию города Кракова. Муз.
размер 2/4, живой, горделивый танец. Движения танца просты, но энергичны, что
указывает на его народное происхождение. Сначала его танцевали только мужчины:
«рыцарь» и его «оруженосец». Затем стали танцевать в паре с дамой: она плавно и
изящно, он с резкими притопами. В краковяке основные движения сходны с
движениями мазурки с тремя поочередными выстукиваниями всей ступней в пол;
причем первый и третий притоп должен быть сильнее второго.
Мазурка
Он пофранцузски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
А.С.Пушкин
Мазурка (от польск. mazurek название жителей Мазовии) стремительный и
зажигательный бальный танец.
Истоки мазурки в народном польском танце мазуру, появившемся еще в XVI
в., замечательном по красоте и разнообразию движений. В Европе мазурка становится
известной к началу XIX в. (танцмейстеры придали народному танцу салонный
характер) и наибольшее распространение получает в России. Нигде (кроме Польши) с
таким блеском и мастерством не танцевали мазурку, как в России..
Кстати, описывая исполнение мазурки, авторы художественных произведений
упоминают шпоры предмет снаряжения всадника. Появляться же на балу в сапогах
со шпорами было не принято (т. к. они могли повредить наряд дамы). Но в шпорах
есть нечто поэтическое, и в изображении бравых военных, позвякивающих шпорами,
было много романтики.
8Фигуры танца были разнообразны и многочисленны, а свободная
импровизация движений делала танец ярким и увлекательным. Мазурка всегда была в
центре каждого праздненства, ее ждали, к ней готовились.
Менуэт
Менуэт (от франц. menu маленький) старинный народный французский
танец. Муз. размер 3/4. Появился в XVII в. из народного бранля, который состоял из
маленьких шагов (pas menus). Движения бранля стилизуются, приукрашиваются;
размеренные маленькие шаги соединяются с плавными приседаниями и чопорными
реверансами. Царствование Людовиков XIV и XV можно назвать настоящей эпохой
менуэта. В России исполнялся на ассамблеях Петра I и на дворянских балах при
Екатерине II.
Ни один танец XVI – XVII вв. не пользовался такой популярностью, как
прославленный менуэт, являющийся общепризнанным образцом салонного
танцевального искусства.
«Менуэт это танец королей и король танцев», так назвали его историки
танцевального искусства. Считалось: «кто хорошо танцует менуэт, тот все делает
хорошо».
9Менуэт писали почти все композиторы инструментальной музыки, в
особенности художественную обработку менуэт получил у Гайдна, Моцарта,
Бетховена. Из русских композиторов выдающиеся менуэты писали Глинка и
Рубинштейн. Разные переходы этого танца очень нравятся дошколятам.
Падеграс
Падеграс (от франц. pas de grase), парный бальный танец со спокойными,
изящными движениями, муз. размер 4/4. Как и падетруа, был сочинен в России в
конце XIX в. русскими балетмейстерами Е. М. Ивановым и А. П. Бычковым. А
«иностранные» названия объясняются тем, что в XIX веке французская
терминология в танцевальной культуре была столь же традиционной и
общепринятой, как латынь в медицине и итальянский язык в музыке.
Для танца характерны небольшие шаги, приседания и фиксированные позы.
Падеграс популярен на танцевальных вечерах и балах.
Полонез
10«Полонез» («polonaise») пофранцузски означает «польский». Это польский
торжественный танецшествие, произошел от народных массовых танцев – прогулок.
Муз. размер 3/4. Получил известность еще в XVI в. как церемониальный придворный
танец. В те давние времена его скорее «представляли», чем танцевали. В России его
называли «ходячий разговор», т. к. во время танца исполнители могли вести беседу.
В отличие от большинства салонных танцев 1й пол. XVIII в. полонез не сдал своих
позиций в последующие эпохи и прочно занял место первого, «императорского»
танца на всех балах.
Парадный танец аристократических балов увековечил себя и в музыке; блистательны
полонезы Шопена, Глинки, Огинского! Полонез встречается в опере Чайковского
«Евгений Онегин», «Иван Сусанин» Глинки. В отличие от других танцев, мелодии
которых поются, полонез всегда был инструментальным жанром. Часто мы
используем этот танец для выпускного бала в детском саду или в театрализованной
деятельности.
Полька
Старинный чешский танец, а не польский, как кажется из названия. Муз. размер 2/4.
Слово «полька» происходит от слова «pulka», что почешски означает «половина». И
действительно, основное движение этого жизнерадостного танца состоит из двух
полушагов, соединенных приставкой.
Музыка этого танца была по достоинству оценена многими композиторами.
Темы польки звучат в операх, симфонических и камерных произведениях. Иоганн
Штрауссын, несомненный «король вальсов» стал еще и «королем полек» (163
сочинения). Прекрасные польки есть у Чайковского, неповторима «Итальянская
полька» Рахманинова.
Полька и сейчас популярна, ее танцуют на конкурсах, балах, танцевальных
вечерах. Этот танец чаще других используем мы в своей работе с дошкольниками.
Дети любят польку за её лёгкость и простоту.
Все эти танцы мы используем в своей практике. В дошкольном возрасте мы
упрощаем элементы танца, используем более стилизованные движения.
11