История
Оценка 4.8

История

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
история
5 кл
10.05.2017
История
презентация к уроку Древнейшие люди
Публикация является частью публикации:
proekt_uroka_0.doc
Тема: «Древнейшие люди» Цели урока: ­ изучение учащимися условий жизни древнейших людей;                       ­ подведение учащихся к пониманию причин изменения жизни и орудий труда древнейших людей;                       ­ формирование и развитие надпредметных универсальных умений и навыков  учащихся: учебно­коммуникативных   (совершенствование   навыков   устной   и   письменной     речи),   учебно­ информационных (работа с картой, учебником, интерактивным обучающим пособием и интерактивной доской,   компьютером),   учебно­логических   (работа   с   терминами   и   понятиями,   сравнительная характеристика внешнего вида древнейших людей);                       ­ развитие познавательного интереса учащихся;                        ­ воспитание чувства сопричастности к человеческой истории, уважения и интереса к истории в целом. Понятия   и   термины:   прародина,   первобытные   люди,   орудие   труда,     рубило,   палка­копалка,   дубина, охота, собирательство. Тип урока: комбинированный Используемое оборудование и материалы: ● ● ● Корниенко (Дрофа, 2006 год) ● ● ● 2009)  Интерактивная доска   Медиапроектор   Интерактивное   наглядное   пособие   «Физическая   карта   мира»   Авторы   сценария   Е.   Корниенко,   П. Power Point, подготовленная  к уроку (Приложение № 1)  Презентации   Раздаточный материал (карточки для проверки домашнего задания) (Приложение № 2)  Учебник   «История древнего мира» Авторы:   А. Вигасин, Г. Годер, И. Свенцицкая (Просвещение, Использованные информационные ресурсы    : 1) Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school­collection.edu.ru/)  1.1. в  подготовленной презентации Power Point: 1.1.1. «Олдовайское ущелье в юго­восточной Африке» (№ 194664) – слайд № 2 Презентации  1.1.2. «Следы древнейших людей» (№ 194554) – слайд № 3 Презентации  1.2. «Сцены   из   жизни   древнейших   людей»   (№   194522)   (этап   закрепления   изученного   на   уроке) (Приложение № 3) 2) Презентация Power Point «DM­1» Алексея Чернова (сайт http://lesson­history.narod.ru/)   3) История первобытного общества («Где были впервые открыты древнейшие каменные орудия?»)  (http://pochemuchca.ru/history.html) 4) Энциклопедия человека («Формирование человека») (http://man.claw.ru/) 5) Википедия (http://ru.wikipedia.org/) Ход урока    : 1. Организационный момент (1­2 мин.) 2. Проверка домашнего задания (5 мин.)        На прошлом уроке мы с вами познакомились с определением науки истории,  её основными задачами, источниками, которые позволяют современным ученым узнавать, что происходило в глубокой древности или прошлом веке. Фронтальный опрос. Вопросы:  1. Дайте определение истории как науки. 2. Для чего нужно изучать историю?               Учитель:   Давайте   представим,   что   мы   с   вами   –   группа   археологов.   Во   время   раскопок   мы обнаружили   множество   разнообразных   вещей,   перечень   которых   приведен   на   экране   (поверхность интерактивной   доски)   (слайд   №   2–   зачитывается   перечень).   Ваша   задача   –   в   течение   трех   минут распределить     найденные   нами   исторические   источники   по   двум   категориям   –   вещественные   и письменные, и внести НОМЕРА выбранных вами вещей в правый и левый столбцы таблицы. (После   выполнения   работы   листочки   собираются   учителем,   проводится   устная   проверка   работы   с ориентацией на экран. Листочки проверяются к следующему уроку, каждому учащемуся выставляется отметка). 3. Изучение нового материала.      3.1. Предполагаемая прародина человека (7 мин.)             Учитель: С исторической картой, как важным источником информации, мы с вами познакомились на прошлом уроке. Откройте страницу № 7 вашего учебника. Сейчас мы   поработаем с предложенной вам исторической картой. Перед вами – карта   восточного полушария Земли с материками Евразия, Африка,   Австралия.   Легенда   карты     поясняет   нам,   где   располагается   ПРАРОДИНА   человечества (находим область на карте). Вопросы учащимся: ­  На каком материке находится искомая область? ­ Какая часть материка включает искомую область? ­  Что такое, по­вашему, прародина? При   обобщении   ответов   учитель   формулирует   определение:  Прародина   ­   первоначальное   место обитания рода, потомки которого затем заселяли и другие места.  (На   интерактивной   доске   –   физическая   карта   Восточного   полушария   интерактивного   наглядного пособия. С ней начинает работать учитель)     Таким образом, прародиной человечества большинство ученых считает Восточную Африку. Но до сих пор ученые спорят по вопросу о том, где зародилось человечество. Одни полагают, что родиной человека является   Южная   и   Восточная   Африка.   Другие   считают,   что   было   несколько   центров   возникновения человека, в том числе в Азии и Южной Европе (учитель показывает по карте называемые территории). Вопросы:            ­ Почему  прародина человека предположительно находится именно на этих территориях? Что их объединяет?      ­ По каким  признакам  ученые смогли сделать вывод о месте нахождения прародины человека? (Учащиеся говорят об археологических раскопках, учитель акцентирует внимание учащихся на  наиболее древние стоянки человека, показывая их на карте)  Закрепление: Учитель  предлагает учащимся с помощью маркера   обозначить на интерактивной доске область предполагаемой прародины человека (2­3 учащихся) с проговариванием её   наименования. При необходимости данная область корректируется другими учащимися и учителем.                            На   поверхность интерактивной доски снова проецируется   презентация – слайды №№ 3 (Олдовайское ущелье) и 4 (Следы древних людей) с комментарием учителя:          «В 1931 г. африканский ученый английского происхождения Луис Лики начал раскопки в ущелье Олдувай в Восточной Африке. Первые каменные орудия он нашел через семь часов после приезда в Олдувай. За десятилетия раскопок было найдено множество таких орудий. Они встречались  здесь на разных   глубинах:   иногда   у   самой   поверхности,   иногда   на   глубине   100   м.   Хорошо   были   видны   4 разноцветных слоя. В самом нижнем слое на глубине почти 100 м были орудия и кости животных. Толщина слоя и здесь была внушительной — 40 м. В слое I тоже находили  орудия труда древних людей – им более двух миллионов лет. Никто до сих пор нигде не находил таких древних орудий. И их назвали олдувайскими. Так в науку вошла новая культура — «олдуваиская».        Таким образом, на сегодняшнем уроке мы с вами говорим о наиболее древних предках человека – древнейших людях  (слайд № 5), и узнаем об их происхождении, орудиях труда, занятиях, условиях жизни (слайд № 6).  3.2. Происхождение и внешний облик древнейшего человека. Первые орудия труда. (7 мин.)     Учитель: Запишите в тетрадях тему урока – ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ.     Существует ещё одно важное понятие – первобытные люди, то есть люди, жившие до изобретения письма,  до появления первых государств и больших городов. Запишем это определение в тетрадь.      Посмотрим, как выглядели наши далекие предки (слайд № 6).  Давайте попытаемся определить, чем древнейшие люди отличались от нас с вами, представителей современного человечества? (Обсуждение)         Древнейший   человек   был   похож   на   обезьяну,   но   он   существенно   отличался   от   представителей животного мира. В конце урока вам предстоит задание (слайд № 7) – ответ на вопрос: «Чем древнейшие люди   отличались   от   животных?»,  поэтому   любую   информацию,   полученную   на   уроке,   старайтесь использовать для ответа на этот вопрос. Слайд № 8 – Посмотрите на эти рисунки. На первый взгляд, это обычные камни неправильной формы и осколок кости. Как вы думаете, для чего мы рассматриваем эти предметы? Какое отношение они имеют к первобытному человеку? (из ответов учащихся делаем вывод о древнейших орудиях труда: слайд № 9 – заостренный камень, слайд № 10– изготовление рубила, слайд № 11 – отщепы, слайд № 12 – иглы и шила).              Помимо этого, учитель обращает внимание учащихся на иллюстрации учебника на стр. 10 «Палка­ копалка и дубина» и предлагает предположить, для чего можно было использовать эти орудия труда древнейшему человеку. Закрепление: Итак,  продолжите   логический  ряд:  ОРУДИЯМИ  ТРУДА   ДРЕВНЕЙШЕГО  ЧЕЛОВЕКА   БЫЛИ ­  … (устно) 3.3. Занятия древнейших людей (5 мин.)             Учитель:   Давайте   представим,   что   мы   с   вами   –   не   5А   класс,   а   группа   первобытных   людей, проживающих в Восточной Африке более двух миллионов лет назад. Подумайте, какими способами  мы бы обеспечивали пищей свою группу? (Ответы учащихся, приводящие к выводу, записанному в тетрадь): Основными занятиями древнейших людей были собирательство и охота. Демонстрация слайда № 13 с комментариями учителя. 3.4. Овладение огнем (5 мин.)       Учитель: Очень важным событием в жизни первобытных людей было овладение огнем. Огонь – это опасность. Даже современный человек подчас не может совладать с огненной стихией, а что же говорить о   первобытных   людях,   которые   не   имели   никаких   средств   защиты   от   пожаров?   Представьте   себе: молнией зажгло кустарники и траву, кругом заполыхало. Огня боится все живое: подальше от пожара улетают птицы, спасаются бегством  и звери, и люди. Попробуйте предположить, как же человек смог овладеть огнем, укротить его?               (Ответы учащихся, затем – демонстрация слайдов №№  14, 15, 16 с комментариями учителя). 3.5. – устный ответ на проблемный вопрос «Чем древнейшие люди отличались от животных?» (слайд № 17). После ответов учащихся демонстрируется слайд № 18 с прописанными отличиями. 4. Закрепление изученного на уроке (8 мин.) Подведение итогов изучения нового материала (4 мин.)  Учитель   предлагает   учащимся   пересесть   на   рабочие   места   возле   компьютеров   группами   по   2­3 человека (такие группы планируются заранее).  На экране – слайд № 19 с опорными словами для составления мини­рассказа о жизни древнейших людей.  На каждом мониторе открыт файл «Сцены из жизни древнейших людей» (ЦОР № 194522), с которым учащиеся знакомятся с помощью мыши и выбирают один из пяти сюжетов для составления рассказа. Задание – составить рассказ о жизни древнейших людей из 6­10 предложений, используя  не менее пяти опорных слов (словосочетаний), приведенных на экране, и записать на листе бумаги с указанием номера группы, находящемся на столе.   (Через 8 минут работы группы сдаются учителю, все работы оцениваются к следующему уроку). 5. Объявление и комментирование домашнего задания (2 мин.). П. 1 учебника, ответы на вопросы на стр. 11 (устно), запись отличий человека от животных в тетради, по желанию – подготовка сообщения по теме «Как совершенствовались орудия труда первобытных людей». Литература: 1.Вигасин А., Годер Г., Свенцицкая  И. История древнего мира – Москва: Просвещение,  2009 2. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school­collection.edu.ru/): 2.1. в  подготовленной презентации Power Point: 2.1.1. «Олдовайское ущелье в юго­восточной Африке» (№ 194664) – слайд № 2 Презентации  2.1.2. «Следы древнейших людей» (№ 194554) – слайд № 3 Презентации  2.2. «Сцены   из   жизни   древнейших   людей»   (№   194522)   (этап   закрепления   изученного   на   уроке) (Приложение № 3)       3)   Википедия (http://ru.wikipedia.org/) 4) История первобытного общества («Где были впервые открыты древнейшие каменные орудия?»)  (http://pochemuchca.ru/history.html) 5) Презентация Power Point «DM­1» Алексея Чернова (сайт http://lesson­history.narod.ru/)   6) Энциклопедия человека («Формирование человека») (http://man.claw.ru/)

История

История

История

История

История

История

История

История
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2017