История развития образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» (Научная статья).

  • docx
  • 22.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 136..docx

Павлов Александр Константинович, -

генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»

(Российская Федерация, г. Москва- г. Санкт-Петербург –

г.Петрозаводск – г. Мурманск), -

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАНЭБ,

Лауреат премии им. М.В. Ломоносова,

Заслуженный деятель науки РФ

История развития образовательной области

«Безопасность жизнедеятельности»

(Научная статья)

     Научный анализ истории человечества показывает, что проблема безопасного существования человека существовала всегда. С момента возникновения человечества людям присуще стремление создать такое состояние среды, при котором снижается вероятность негативных воздействий на здоровье и жизнь. Это связано с генетическими программами организма, направленными на сохранение жизни и воспроизведение потомства. С развитием цивилизации менялся характер опасности. Наряду с опасностями природного происхождения появляются опасности, связанные с научно-техническим прогрессом техногенного, экологического, социального характера. Существование различного рода опасностей с давних времён сопровождалось поисками человеком путей и способов устранения самой опасности или её негативных последствий, то есть обеспечения безопасности.

     Первые научные представления о безопасности возникают с разделением труда, появлением тех или иных отраслей общественного производства. Так, Парацельс (1493–1541 гг.) рассматривал опасность в области горного дела. Он впервые указывал на значение силы воздействия негативного фактора, писал о наличии пороговых значений действия природных факторов: «Все есть яд, и все есть лекарство. Только одна доза делает вещество ядом или лекарством». В это же время немецкий ученый Агрикола Георг (1494–1555 гг.) описывал условия труда в рудниках и на металлургических заводах, давал характеристику некоторым заболеваниям, встречающимся у рабочих, соотнося эти болезни с особенностями и условиями труда, выявляя таким образом основные профессиональные заболевания. М. В. Ломоносов (1711–1765 гг.) в труде «Первые основания металлургии или рудных дел» наряду с описанием технологических процессов впервые излагал систему мероприятий, относящуюся к охране труда.

     С развитием капитализма проблемы производства, в том числе вопросы организации и безопасности, привлекали внимание все большего числа исследователей. Например, К. Маркс (1818–1830 гг.) и Ф. Энгельс (1820–1895 гг.) изучали условия труда и безопасности промышленных рабочих как фактор социально-экономического развития капитализма. В своём основном труде «Капитал» К. Маркс писал: «машинный труд, до крайности захватывая нервную систему, подавляет многостороннюю игру мускулов и отнимает у человека всякую возможность свободной физической и духовной деятельности. Даже облегчение труда становится источником пытки потому, что машина не рабочего освобождает от труда, а его труд от всякого содержания». В. И. Ленин (1870–1924 гг.) изучал условия труда как фактор роста революционного настроения масс. В таких произведениях, как «Развитие капитализма в России», «Закон о вознаграждении рабочих, потерпевших от несчастных случаев», и других содержатся основные идеи, положенные в основу советской системы охраны труда и безопасности, например: «Труд должен быть организован без всякого вреда для рабочего человека». Таким образом, первые представления о безопасности тесно связаны с производством. По сути, это знания, нормы и требования по технике безопасности и охране труда.

     Исследователи рассматривали вопросы рудничной вентиляции и техники безопасности в шахте (Б. И. Бокий, В. Б. Комаров, П. И. Мустель), травматизма рабочих и его профилактики (Н. Н. Бурденко, А. Н. Быхов, А. Н. Винокуров и др.), безопасности в электротехнике и в радиотехническом производстве (П. Д. Войнаровский, И. Г. Фрейман), рациональной организации и культуры труда (А. К. Гостев, П. М. Керженцев).

     Другим направлением развития области знаний по безопасности явились гигиена и санитария. Первые наставления по сохранению здоровья детей, безопасному поведению и гигиене дошли до нас с такими литературными источниками, как «Поучение Владимира мономаха детям» (I в.), «Гражданство обычаев детских» Епифания Славенецкого (VII в.), «Показания к житейскому обхождению» Феофана Прокоповича (III в.). В дальнейшем исследования учёных были посвящены возникновению профессиональных заболеваний, их профилактике (б. рамаццини, Н. А. Выгдорчик, А. В. Погожев). Так, итальянский врач Б. Рамаццини (1633–1714 гг.) исследуя причины профессиональных заболеваний, выделил ряд негативных факторов, присущих определенной профессиональной деятельности и вызывающих профессиональные заболевания. Работы Б. Рамаццини положили начало развитию профилактической медицины и гигиене труда.

     С открытием в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии кафедры гигиены (1871 г.), появилась возможность систематического изучения основных проблем гигиены и санитарии, издания специальных руководств. Профессор А. П. Доброславин считал главной задачей гигиены «изучение законов физиологического равновесия в организме при различных условиях общественной деятельности и изучение наиболее выгодных условий сохранения производительных сил организма». В 1877 г. вышла работа Ф. Ф. Эрисмана «Профессиональная гигиена умственного и физического труда», в которой автор доказывал зависимость сохранения здоровья от условий окружающей среды и организованности быта. Дальнейшие исследования были посвящены частным вопросам гигиены профессиональной гигиене, гигиене труда, требованиям к помещениям, оборудованию (Н. А. Семашко, С. И. Каплун, А. А. Лесгавт), а также разработке более узких направлений коммунальной гигиены, гигиене питания, школьной гигиене (А. П. Доброславин, Ф. Ф. Эрисман и др.).

     В России вследствие особенностей исторического развития особое внимание уделялось международной безопасности, безопасности государства. безопасность в советское время являлась монопольной сферой высшего руководства страны и касалась в основном военной области, имея прикладной военно-технический характер. ряд исследований был посвящен защите от поражающих факторов, безопасности плавания, безопасности полётов, безопасности погружений и т. д. (В. Н. Александров, Л. А. Булдаков, А. К. Бахтин, В. Н. Сапов, А. П. Самойлов и др.).

     Особое место в исследованиях по безопасности жизнедеятельности занимали труды медико-валеологического направления. Основатель отечественной валеологии И. И. Брехман изучал резервы функций жизнеобеспечения организма и возможности повышения их у здоровых людей, что позволило разработать концепцию учения о здоровье и здоровом образе жизни (1980 г.). Вышедшая в 1987 г. монография И. И. Брехмана «Введение в валеологию – науку о здоровье» дала толчок к развитию новых направлений в валеологии. большой интерес представляют интегрированные исследования по безопасности жизнедеятельности и валеологии, поскольку задачи, решаемые валеологией, формирование, укрепление и сохранение здоровья напрямую связаны и переплетаются с задачами безопасности как науки о сохранении здоровья личности в среде обитания, призванной разрабатывать методы и средства улучшения качества жизни и ликвидации последствий неблагоприятных воздействий. Значительный вклад в реализацию этого направления внес академик Б. Н. Чумаков. Его труды охватывают такие области научных интересов, как психофизиологическая реабилитация, социальная медицина, валеология, безопасность жизнедеятельности в условиях экстремальности. В своем труде «Валеология» автор поднимает такие аспекты безопасности человеческого организма, как алкоголизм, наркомания и токсикомания, влияние техногенных факторов на здоровье населения.

     Другим важным направлением развития безопасности жизнедеятельности является экологическое. В. В. Худолей и В. И. Мизгирёв в монографии «Экологически опасные факторы» дают классификацию экологически опасных факторов, подробно рассматривают влияние химических, физических, биологических и механических факторов среды обитания на здоровье населения. Заслуживают внимания исследования, устанавливающие связи между экологией и безопасностью жизнедеятельности, в которых обоснованно развивается идея о том, что для обеспечения потребности человека в безопасности необходимо усвоение системы новых понятий и представлений об окружающей среде (природной, техногенной, социальной и др.), причинно-следственных связях, последствиях воздействий на окружающую среду. Условно эту систему В. В. Худолей и В. И. Мизгирёв называют системой образования в области безопасности человека, понимая при этом, что человек и окружающая среда могут существовать только в единстве.

     Перечисленные направления безопасности приобретают государственное значение, что отражается в введении курсов «Охрана труда» в программу вузов страны и издании учебников по охране труда (Н. А. Шевалёв, Ф. Ф. Эрисман, П. И. Мустель, С. И. Каплун и др.). С 1929 г. курс «Техническая безопасность и охрана труда» стал обязательным для вузов страны, а с 1966-го курс «Охрана труда». Дальнейшее развитие производства, внедрение новых технологий, использование высокоэффективных энергоносителей сопровождались увеличением риска возникновения более мощных по масштабам и разрушительной силе воздействия техногенных аварий.

     Вместе с тем возрастало число социальных конфликтов как внутри государства, так и в международном плане. Увеличивалось количество террористических актов и террористических организаций, деятельность которых приобретала всё большую политическую и уголовную направленность. Вопросы безопасности становятся наиболее актуальными во всем мире, в том числе и в нашей стране. В соответствии с решением коллегии Гособразования СССР «О первоочередных мероприятиях по перестройке образования по вопросам охраны труда и гражданской обороны» был издан приказ 473 от 09.07.1990 г. В нём, в частности, предусматривалось введение в учебные планы специальностей высшей школы вместо курсов «Охрана труда» и «Гражданская оборона» курса «Безопасность жизнедеятельности».

     Вопросы безопасности жизнедеятельности нашли освещение в многочисленных публикациях учёных различных направлений. Большой вклад в развитие области безопасности жизнедеятельности внёс академик Легасов Валерий Алексеевич, специалист в области безопасности сложных технических систем, принявший участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В. А. Легасов считал, что система знаний о закономерностях защищенности человека от опасностей должна стать самостоятельной научной дисциплиной. В результате были заложены новые методические подходы к обеспечению безопасности в современных условиях.

     Для решения проблем безопасности, постоянно возникающих в процессе производственной деятельности, приказом Государственного комитета РФ по Высшей школе 292 от 13.05.1993 г. была утверждена новая учебная специальность «Безопасность жизнедеятельности» для подготовки соответствующих специалистов. Таким образом, в 1990-х гг. сформировались новая образовательная область «Безопасность жизнедеятельности», её концептуальные подходы, идеи и закономерности, а также структура и содержание.

     Потребность общества в обеспечении техногенной, социальной, экологической и других видов безопасности привела к созданию педагогического направления безопасности жизнедеятельности. В конце 1980-х гг. появились первые исследования педагогического характера. Одним из основателей этой области научного знания стал коллектив профессорско-преподавательского состава РГПУ им. А. И. Герцена, в структуре которого открылся факультет безопасности жизнедеятельности. Научная и общественная деятельность учёных (С. В. Белова, О. Н. Русака, В. П. Соломина, К. Р. Малаяна, Л. А. Михайлова, И. А. Щёголева) позволила оценить значимость проблем, сформулировать теоретические, методические подходы и ввести преподавание дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательной школе и «Безопасность жизнедеятельности» в вузах и колледжах.

     «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в виде специального учебного курса (учебного предмета) был введён в общеобразовательных учебных заведениях нашей страны с 1 сентября 1991 г. Постановлением Совета министров РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253. Введение предмета ОБЖ обусловлено тем, что жизнедеятельность человека, направленная на преобразование природы и создание комфортной искусственной среды обитания, привела к ряду неожиданных последствий. Побочные эффекты научно-технического прогресса и социального развития создали серьезные угрозы жизни и здоровью, мотивации деятельности, состоянию генетического фонда людей. Возникли опасности для человека от собственной жизнедеятельности, от потерь духовно-нравственных основ человеческого общества в условиях искусственного комфорта. Неумение человека обеспечить свою безопасность в изменившихся природных, техногенных и социальных условиях стало недопустимым.

     Для решения задачи подготовки граждан к безопасному поведению в повседневной жизни, к рациональным действиям в постоянно возникающих новых опасных и чрезвычайных ситуациях был создан специальный школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), поскольку фрагментарное включение вопросов безопасности в имевшиеся предметы школьного обучения не имело бы системного характера и не позволило бы в необходимой мере использовать потенциал учебно-познавательного процесса. В целом, как было образно определено, курс предназначен для воспитания «личности безопасного типа», личности, способной предвидеть влияние опасности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, сознающей их историческую важность, стремящейся решить эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества.

     Таким образом, в развитии научной области «Безопасность жизнедеятельности» наступил новый этап. Появились первые учебники по безопасности жизнедеятельности (О. Н. Русак [1992 г.], И. К. Топоров [1992 г.], Л. А. Михайлов и др. [1995 г.] и др.). Каждый учебник специфичен, поскольку предназначен для определённых возрастных, профессиональных групп обучающихся. Изучение предмета «Безопасность жизнедеятельности» в образовательных учреждениях различных типов и уровней вызвало ряд проблем в плане подготовки специалистов, учителей безопасности жизнедеятельности, создания учебно-методической базы обучения безопасности жизнедеятельности, совершенствования учебных программ, переподготовки учителей ОБЖ, БЖД и др. Пристальное внимание общества к вопросам безопасности способствовало созданию научно-методических центров в различных регионах страны (г. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Петрозаводск, Тамбов, Ростов-на-Дону). Исследования учёных, работы педагогов-практиков определили становление, развитие образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» (О. Н. Русак, К. Р. Малаян, С. В. Белов, Л. А. Михайлов, И. А. Щёголев). Была разработана концепция безопасности жизнедеятельности, определены цели и задачи образования в области БЖ, понятийный аппарат, создана теоретическая модель подготовки специалиста безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе.

     В настоящее время разрабатываются и переиздаются авторские программы, новые учебники, методические пособия, рекомендации для учителей (А. Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В. Н. Латчук, И. К. Топоров, С. К. Миронов, В. Н. Мошкин, Л. А. Михайлов, В. П. Соломин, А. В. Старостенко, Ю. В. Репин и др.). Вопросы теории и методики преподавания безопасности жизнедеятельности достаточно широко освещаются в журналах «Основы безопасности жизни», «ОБЖ. Основы Безопасности Жизнедеятельности» и др. Таким образом, формируются представления о содержании обучения безопасности жизнедеятельности, формах организации учебно-познавательного процесса, методах и приёмах работы учителя ОБЖ. Методика рассматривает содержание учебного предмета, учитывая потребности личности и общества, а также региональную актуальность тех или иных вопросов безопасности жизнедеятельности. Доминирующими в обучении безопасности жизнедеятельности становятся методы развития у обучаемого качеств личности безопасного поведения.

     Актуальность развития образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» заключается в том, что большая часть мирового сообщества


включая его политическую элиту, не понимает последствий незнания основ безопасности жизнедеятельности, не представляет реальных последствий тотальных катастроф для себя и своих потомков, не задумывается о необходимости формирования человека безопасного типа поведения (А. В. Яблоков). Современное человечество в этом смысле ассоциируется с персонажами знаменитой картины Питера Брейгеля-старшего «Слепые». Возникает вопрос: может ли «слепое» в области безопасности жизнедеятельности человечество найти выход из сложившейся ситуации и развиваться в гармонии с окружающим миром? Не может. Значит, обучение безопасности жизнедеятельности человека уже в школе должно стать обязательным.

     Актуальность изучения теоретических подходов обучения безопасности жизнедеятельности связана с решением задачи формирования человека безопасного типа. Проблема исследования обусловлена:

                                               необходимостью дальнейшего, более углубленного научного изучения педагогических подходов к теории безопасности жизнедеятельности человека;

                                              необходимостью определения места и взаимосвязи этой теории с существующими направлениями обучения безопасности жизнедеятельности школьников;

                                              рассмотрением теоретико-методологических аспектов подготовки специалистов в области безопасности жизнедеятельности;

                                              необходимостью определения концептуальных подходов современной теории подготовки человека безопасного типа поведения и подготовки учителей безопасности жизнедеятельности;

                                              необходимостью теоретического обоснования нормативного обеспечения специальности 050104 – «Безопасность жизнедеятельности» в современных условиях.

     Развитие сети образовательных заведений, обучающих безопасности жизнедеятельности, как проявление отношения общества к проблеме защиты человека не уменьшило, а увеличило количество противоречий как организационно-социального, так и педагогического содержания.

     Естественно, что сегодня ни у кого не вызывает сомнения требование времени – процесс обучения безопасности жизнедеятельности должен быть организован дипломированными учителями безопасности жизнедеятельности. Однако, вопреки этому, приведённый выше пример показывает, что существующая система имеет значительные недостатки, что парадигма этой системы только начинает складываться.

     К нерешённым проблемам проектирования сложной системы формирования и развития личности безопасного типа поведения (ЛБТП) можно отнести следующие:

                       отсутствует концепция обучения безопасности жизнедеятельности человека на каждом этапе его развития;

                       нет единого подхода к системе обучения безопасности жизнедеятельности в целом и в образовательных учебных заведениях в частности;

                    не выработаны дидактические требования к образовательному процессу в начальной, общей, средней общеобразовательной, начальной и средней школах профессиональной подготовки;

                    отсутствует программно-методическое обоснование процесса подготовки человека в системе безопасности жизнедеятельности;

                       недостаточно точно разработана педагогическая модель обучения безопасности жизнедеятельности;

                    нет теоретического обоснования проектирования учебного процесса;


                  неточно определены концептуальные, нормативно-теоретические и учебно-профессиональные подходы проектирования обучения учителя безопасности жизнедеятельности;

                  недостаточно конкретно разработаны диагностические методики сформированности качеств личности безопасного типа поведения и учителя безопасности жизнедеятельности.

     Эти недостатки подтверждают актуальность проблемы подготовки учителя безопасности жизнедеятельности человека.

     Более того, эти проблемы прогрессируют на фоне противоречий между:

                                   осознанием человеком и обществом опасностей и отсутствием разработанной системы обучения безопасности жизнедеятельности человека и общества;

                                   осознанием человеком кризисного состояния системы «среда – человек – машина» и отсутствием педагогической теории и методик, направленных на подготовку специалиста в области безопасности жизнедеятельности;

                                   необходимостью обучения безопасности жизнедеятельности человека с детства и отсутствием единой педагогической системы, позволяющей непрерывно формировать знания, умения и навыки безопасности жизнедеятельности в период всего образовательного процесса и жизни человека;

                                   потребностью человека в непрерывном обеспечении безопасности его жизнедеятельности и отсутствием теоретической модели обучения безопасности жизнедеятельности в образовательных учебных заведениях;

                                   необходимостью формирования личности безопасного типа в процессе обучения и отсутствием модели личности безопасного типа, институциональных и методических обоснований формирования свойств этой личности;

                                   необходимостью достижения гарантированного результата при формировании и развитии качеств личности безопасного типа поведения и отсутствием методических обоснований диагностики свойств личности безопасного типа поведения, формируемых в процессе обучения безопасности жизнедеятельности;

                                   развивающейся системой обучения безопасности жизнедеятельности, её понятийным аппаратом и недостаточной разработанностью сущности безопасности жизнедеятельности;

                                         средой практической деятельности учителя безопасности жизнедеятельности и его профессиональной подготовкой;

                                   потребностью в повышении квалификации и переподготовке специалистов – учителей безопасности жизнедеятельности и фактическим отсутствием системы дополнительного профессионального образования учителей безопасности жизнедеятельности;

                                         необходимостью введения специализаций в профессиональной подготовке специалистов – учителей безопасности жизнедеятельности и неразработанностью понятия «специализация», единых критериев выделения специализаций и отсутствием их методологического обеспечения.

Литература:

1.                 Павлов А.К. Педагогика безопасности жизнедеятельности человека: идеология, содержание, конкретные направления, формы, методы научно-исследовательской и практической работы: Учеб. пособие. – Москва - Санкт-Петербург – Петрозаводск - Мурманск. - Изд-во: МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС». – 101 с.


 

2.                 Скачано с www.znanio.ru