История семьи Ажбаковых в истории страны

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 03.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Краеведческий материал.История страны- это история живущих в ней людей.Нужно знать историю малой родины, чтобы не стать " Иванами не помнящими родства".
Иконка файла материала жизнь семьи Ажбаковых.docx

 ЖИЗНЬ  СЕЛЬСКИХ ЛЮДЕЙ В 40-50 ГОДЫ XX ВЕКА 

Работа посвящена истории семьи Ажбаковых в истории страны в 40- 50 –ых годов XX века. Работу выполнила: Мавлютова Наиля Хакимовна- учитель истории и обществознания   МКОУ Новокурупкаевская  ООШ 
 ТЕМА:«ИСТОРИЯ  СЕМЬИ  АЖБАКОВЫХ В ИСТОРИИ  СТРАНЫ»

 


 

Оглавление

1.Введение______________________________________________1

2.Название глав__________________________________________2

Основная часть__________________________________________2-9

 

3.Заключение___________________________________________9

4.Список литературы____________________________________9

5.Прилржение__________________________________________10-15

 

 

          

 

 

 

Введение.

Всё дальше уходят вглубь истории 40-50 – ые  годы XX века. Великие годы  подвига   простых  людей.  Забыть уроки  истории – значит предать самих себя. Тема  исследовательской работы: «История  семьи Ажбаковых в истории страны». Для меня история начинается с малой родины - деревни Новокурупкаевки. Я считаю, что историю простых деревенских людей надо изучать: нужно  знать своих предков: чтобы не стать  « Иванами не помнящими родства». Как выразил своё мнение великий историк В.О.Ключевский: «Изучая предков, узнаём самих себя: без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего, живём, как и к чему должны стремиться». Человек, который не знает своего прошлого, не  знает  настоящего, у него нет и будущего.  О судьбе  одного из людей моего села, о защитнике Сталинграда, о первом директоре школы,- я  хотела бы рассказать в своей работе. Это  простой  и скромный - деревенский учитель  и первый директор Новокурупкаевской школы – Ажбаков Мухамет Рамазанович.

В основу моей работы положен фактический материал, изученный мной и подтверждённый документами. К сожалению, Мухамета  Рамазановича                                         давно уже нет в живых. Фотографии, некоторые личные вещи, рассказывающие о его жизни, хранятся в нашей школе. Воспоминания пожилых людей, бабушек и дедушек, которые его знали, помнили о нём - стали главными источником информации, а  также   интернет ресурсы,  данные  из архива

 

 

 

История семьи Ажбаковых  в истории страны.

                                                                                     Два чувства дивно близки нам

                                                                          В них обретает сердце пищу:

                                                                         Любовь к родному пепелищу,

                                                                         Любовь к отеческим гробам.

                                                                                               А.С.Пушкин

 

Цель: Изучение жизни и деятельности  Ажбакова  Мухамета  Рамазановича  в 40- 50-ые годы XX века;  выяснить,-  как исторические процессы, проходившие в стране, повлияли на историю  семьи Ажбаковых.

Задачи:1). Проследить историю семьи.

2). Проанализировать  историческую ситуацию в России в 40-50-ые годы  XX века.

3). Сопоставить историю страны с историей  семьи  Ажбаковых.

Актуальность  темы:

История страны – это история, живущих в ней  людей.

Знать историю страны, людей из своей деревни, своей семьи - значить: знать

 историю  малой  родины.

Методы исследования: Анализ   источников и литературы, интервью, обработка результатов исследования.

В практической - основной части представлены результаты исследования судьбы Мухамета  Рамазановича.  

Объект исследования: история семьи Ажбаковых

Предмет исследования: события истории страны 40-50-ых годов XX века, повлиявшие на судьбу семьи Ажбаковых.

План

I.Введение.

II.Основная часть.

2.1.Жизнь Мухамета Рамазановича.

2.2.Война. Битва за Сталинград.

2.3.Тяжёлое ранение и жизнь в тылу - у себя на малой Родине.

III. Выводы и заключение.

    Основная часть.

       Родился  Мухамет Рамазанович  9 декабря 1921 года, в деревне Новокурупкаевка, Новокурупкаевского сельского совета, Барабинского района в семье крестьянина – бедняка. Мухамет Рамазанович сумел осуществить свои мечты и стремления, несмотря на то, что родился в простой крестьянской семье.

          Первая школа в деревне появилась в 1934 году.  В этот год началось обучение ребятишек.  Обучение велось на родном языке. Школа помещалась восьмилетняя школав простой бревенчатой  избе (здание  бывшей мечети и дом муллы) . В 1942 году Новокурупкаевская начальная школа была реорганизована в Новокурупкаевскую семилетнюю школу.

Начало войны. На рассвете 22 июня, без объявления  войны, вероломно  нарушив  договор о ненападении, германские войска вторглись на советскую землю. Тысячи орудий открыли огонь по пограничным заставам. Немецкая авиация нанесла удары по аэродромам, населённым пунктам. Так началась Великая Отечественная война. Когда началась война, Мухамету Рамазановичу было только 17 лет. Семнадцатилетний парень стремился воевать с ненавистным врагом, но из-за возраста в военкомате отклонили его просьбу. Многие мужчины ушли на фронт, и тяжёлая работа легла на плечи детей, женщин, стариков. Работа нашлась и ему. Юного Мухамета - моего прадеда, назначили в колхозе «Яна Турмыш», бригадиром полеводства. Но он мечтал поскорее попасть  на фронт. И вот, наконец-то, мечта сбылась: в марте 1942 года  он был призван в ряды Советской Армии и направлен в 339 стрелковый полк 308 стрелковой Краснознамённой дивизии. Полк принимал непосредственное участие в боях за Сталинград.

 Сталинградская битва.  Сталинградская битва - одна из крупнейших сражений Великой Отечественной войны. Она  началась 17 июля 1942 года и закончилась 2 февраля 1943 года. Двести дней и ночей на берегах Дона и Волги, а затем и у стен города и в самом Сталинграде шла ожесточённая битва. В самом городе оборону  приняли на себя, основные бои 62 – армия под командованием В.И.Чуйкова и 64- я армия, командующий – М.С.Шумилов. Защитники города стояли насмерть. Бои шли круглосуточно.   По размаху боевых действий Сталинградская битва превзошла все предшествующие сражения мировой истории. Сталинградская битва внесла решающий вклад в достижение  коренного перелома не только в ходе Великой Отечественной войны, но и во всей Второй мировой войне(1939-1945гг). Победа под Сталинградом явилась результатом несгибаемой стойкости, мужества .В честь героической обороны города советское правительство учредило 22 декабря 1942 года медаль « За оборону Сталинграда», которой награждены более 700 тысяч участников этой битвы. 28 июля 1942 года появился приказ № 227 Верховного Главнокомандующего – он зачитывался в частях действующей армии и стал известен в народе под названием "Ни шагу назад!".

«Отступать дальше – значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину.… Отныне железным законом дисциплины для каждого командира, красноармейца, политработника должно явиться требование – ни шагу назад без приказа высшего командования»...

Приказ предписывал предавать суду военного трибунала любых начальников, допустивших отход без приказа своих частей; создавал штрафные роты и батальоны для проштрафившихся бойцов и командиров; формировал в пределах армий заградительные отряды, которым разрешалось на месте расстреливать трусов и паникёров.

«Пора кончить отступление. Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв», – гласил грозный документ.

В приказе Верховного главнокомандующего от 1 мая 1945 года Сталинград был назван – городом - героем. В городе свыше 200 исторических мест, связанных с его героическим прошлым. Среди них мемориальный ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на «Мамаевом кургане», Дом солдатской славы (Дом Павлова).

Дом Павлова. Обычное четырехэтажное жилое здание во время Сталинградской битвы превратилось в неприступную крепость, в которой 58 дней держала оборону небольшая группа советских солдат – всего 31 красноармеец. Этот дом знают во всем мире по фамилии старшего сержанта Якова Павлова, который принял на себя командование.

https://cdn.ren.tv/cache/960x540/media/img/a2/0a/a20abb5bccea11a614ad2fc60ae7b68ce292b0d4.jpg

Фото: © commons.wikimedia.org

Оборона была организована очень грамотно. Здание обнесли колючей проволокой, подходы к нему заминировали, прорыли тоннель для доставки боеприпасов и провели под землей телефонную линию. Но главным было то, что подходы к дому Павлова простреливались с трех направлений с других позиций полка. А еще то, что за пределы здания было вынесено несколько укрытых огневых точек. Выстоять в условиях постоянных гитлеровских атак могли только настоящие герои. Иногда немцы занимали первый этаж дома, и их оттуда приходилось выбивать. Согласованные и умелые действия красноармейцев привели к тому, что за два месяца боев из 31 бойца, защищавшего дом-крепость, погибли только трое. В 1982 году  открыт Музей - панорама « Сталинградская битва».

Генерал Василий Иванович Чуйков. Летом 1942 года, когда лучшие фашистские силы были брошены на Сталинград, Чуйков был назначен заместителем командующего 64-й армии Михаила Шумилова. Василию Ивановичу было поручено создать на пути противника заслон на реке Аксай, объединив и возглавив понесшие потери войска. Позже группа была названа Южной.

12 сентября 1942 года Чуйкову было приказано возглавить 62-ю армию и отстоять Сталинград любой ценой. Именно тогда, обращаясь к солдатам, Василий Иванович произнес фразу "За Волгой для нас земли нет!", вошедшую в историю. Но для тактических хитростей ключевой для командарма можно назвать фразу из его книги  « Сражение века»:  «На первом плане в моих размышлениях был солдат. Он главный участник войны». При боях внутри Сталинграда командарм приказал сформировать мелкие штурмовые группы по 20-50 человек. Именно они, по мнению генерала, достигали большего успеха при захвате зданий или прорыве укрепленных опорных пунктов противника.  В состав таких соединений включались зачастую саперы, химики, истребители танков и разведчики. Время действий штурмовых групп выбирали такое, чтобы враг никак не ожидал этого - можно сказать, излюбленный метод, который Чуйков хорошо научился использовать в гражданскую войну. Командарм учил, что, врываясь в дом, солдат должен вперед бросать гранату, а прежде, чем заскочить в комнату - также бросить гранату и обстрелять помещение из автомата. Эта тактика позволила советским войскам не только успешно оборонять город, но и постепенно начать наступление. Психологически командарм 62-й одержал победу над немцами уже в середине октября. За беспримерный массовый героизм и стойкость личного состава в апреле 1943 года 62-я армия была удостоена звания  «гвардейская» и стала называться  «Восьмой гвардейской армией». Сам Чуйков за оборону Сталинграда был представлен к званию Героя Советского Союза.

 

 

В наше время над Волгоградом возвышается статуя Родины - матери. А охраняет её каменный солдат, которому скульптор Евгений Вучетич предал черты генерала Чуйкова - сталинградского командарма.  Не было, и нет, мужества крепче,  и участи выше, чем подвиг героев Сталинграда. И тех, кто навсегда остался там и тех, кто вышел живым из этого ада.  Вечная память и вечная слава им!

 Наш земляк  Мухамет Рамазанович мужественно сражался в Сталинграде с немецкими фашистами. За героизм и мужество получил много наград, одна из которых - «За отвагу», «За оборону Сталинграда».

 В декабре 1942 года в результате тяжелого ранения и контузии он оказался в госпитале. Долгих полгода находился Мухамет  Рамазнович  на лечении. Тяжёлое ранение сказалось на здоровье и он не мог больше продолжить службу. Его комиссовали по инвалидности.

Мухамет Рамазанович вернулся домой в 1943 году. Он  начинает свою трудовую деятельность заведующим избой читальней, а затем председателем Новокурупкаевского сельского совета.

Как умного и образованного человека Мухамета Рамазановича назначили заведующим Новокурупкаевской начальной школы. Так с 1 сентября 1943 года начинается трудовая деятельность в родной школе. В школе тогда училось не более 10 детей. Обучение шло в основном на татарском языке. Поэтому Мухамет Рамазанович решает продолжить своё образование и поступает в Томское Татарское педагогическое училище, которое готовила специалистов для работы в татарских национальных школах. В 1949 году заочно его заканчивает. (Сибирский тюрко-татарский педагогический техникум отдела народного образования Томского губисполкома созданного 15 января 1924 года. С 1925 года находился в ведении отдела народного образования Томского окрисполкома, с 1930 года - отдела народного образования Запсибкрайисполкома, с 1937 года- отдела народного образования Новосибирского облисполкома. В 1939 г. переименован в Томское татарское педагогическое училище отдела народного образования Новосибирского облисполкома. В 1944 году перешел в ведение отдела народного образования Томского облисполкома. (Ликвидировано  предположительно в 1950 г.)

img-190207115414-003img-190207115414-003 С 1 сентября 1953 года Мухамет Рамазанович становится первым  директором Новокурупкаевской семилетней школы, которую со временем реорганизовали в восьмилетнюю школу.

       Мухамет Рамазанович был не только директором, но и настоящим учителем с большой буквы. Он  любил детей, любил свою школу. Всегда умел общаться с учениками, родителями и коллегами, был требователен к себе. Был интересным собеседником, мог запросто поговорить с любым человеком, на самые различные вопросы у него всегда был готов ответ.

Помимо работы в школе занимался общественной деятельностью.  Был депутатом Новокурупкаевского сельского совета многих созывов.

Мухамет Рамазанович умер рано, в 39 лет от военных ран. Очень жаль, что,  ушел из жизни так рано, не сделав ещё  много интересного и полезного  для школы, села. У известно поэта Евгения Евтушенко есть слова:

«Остаёмся мы по крохам

Кто-то книгой, кто-то вздохом,

Кто-то песней, кто – дитём.

Но и в этих крошках даже,

SWScan00291Где-то, будущего дальше,

Умирая, мы живём» .

Человек ушёл из жизни. Что оставил он после себя?

      Можно ответить, что остаются дети, внуки, правнуки, родные и всё то, что он сумел создать своим умом, сердцем, душой, руками. Но самое ценное – воспоминания окружающих людей: всех тех, через чьи судьбы и сердца «прошёл» человек.

Эти воспоминания - свет его памяти. Он озаряет и высвечивает образ ушедшего от нас человека.

Хотя его  давно  нет в живых, он ушёл совсем молодым, но дело  его продолжает жить в его бывших учениках.  Все бывшие ученики сейчас пенсионеры, а их правнуки продолжают учиться в школе,  где первым директором,  был Мухамет Рамазанович. Из стен нашей школы вышли не один десяток учителей. Даже и сейчас коллектив учителей  состоит из бывших учеников нашей школы. Люди помнят о нём до сих пор. Помнят – значит, не забыли. Он нёс людям знания, культуру, оставаясь при этом простым, скромным человеком и интеллигентом – в самом хорошем понимании этого слова.

Заключение.

Я счастлива  тем, что наш  односельчанин, как и многие простые  люди нашей страны во время Великой Отечественной войны не остался в стороне.

В трудные  годы испытаний для нашего многонационального народа Мухамет Рамазанович  принял участие в Сталинградской битве. А  потом стал первым директором нашей Новокурупкаевской школы.

В процессе своей работы я поняла, что недостаточно исторического материала, исторических источников сохранилось с тех времён. Я думаю, что мою работу можно продолжить. Эти краеведческие  материалы можно применять на уроках истории, истории Сибири,  во внеклассных мероприятиях.

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Бешанов В.В. Год 1942 - "учебный". Минск, 2003.

2.Великая Отечественная война 1941-1945. Военно-исторические очерки, в 4-х кн. Кн. 1. Суровые испытания. М., 1998.

3.Гареев М.А. Полководцы Победы и их военное наследие (очерки о военном искусстве полководцев, завершивших Великую Отечественную войну). М., 2005.

4. Гланц Д. Крупнейшее поражение Жукова. Катастрофа Красной Армии в операции "Марс", 1942. М, 2006.

5. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1963.

6. История второй мировой войны 1939-1945, т. 5. М., 1975, с. 155-160

7. Источники Internet

8.Мягков М.Ю. Операция "Марс" и ее значение в ходе Сталинградской битвы. - Сталинградская битва: история и значение. М., 2003

 

 

 

 

 

 

Приложение.

 1.Первая школа. Фото1961года

(дом священника – мулы). Была построена ещё в 1918 году из красного дерева.

 

 

2.      Документы Ажбакова Мухамета Рамазановича

SWScan00291

 

 

                                      восьмилетняя школа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Сталинградская битва. Фото: © commons.wikimedia.org

Дом Павлова. Обычное четырехэтажное жилое здание во время Сталинградской битвы превратилось в неприступную крепость.

 

 

                                                                                                 

 

 

https://cdn.ren.tv/cache/960x540/media/img/a2/0a/a20abb5bccea11a614ad2fc60ae7b68ce292b0d4.jpg4.Василий Иванович Чуйков. Летом 1942 года, когда лучшие фашистские силы были брошены на Сталинград, Чуйков был назначен заместителем командующего 64-й армии Михаила Шумилова. Василию Ивановичу было поручено создать на пути противника заслон на реке Аксай, объединив и возглавив понесшие потери войска. Позже группа была названа Южной.

 

 

 5.Фото1953 года- Мухамет Рамазанович.

6.Заяление о зачислении в институт на естественно- географический факультет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 7.Каменный солдат, которому скульптор Евгений Вучетич предал черты генерала Чуйкова - сталинградского командарма. 

 

 8.В наше время над Волгоградом возвышается статуя Родины - матери.


 

Скачано с www.znanio.ru