История создания метода Ненасильственного Общения
Ненасильственное общение было разработано американским психологом Маршаллом Розенбергом. Еще ребенком он заметил, что есть люди, которые радуются чужим несчастьям, боли, поражениям, но есть и другие, которые счастливы от возможности искренне помочь другим людям, проявить сострадание. После получения кандидатской степени по психологии он около года самостоятельно изучал сравнительное религиоведение, что послужило основой его метода.
Изучая факторы, влияющие на нашу способность сочувствовать другим, я был поражен важностью роли языка и того, как мы его используем. И я выявил определенный подход к общению, то есть к речи и ее восприятию, который позволяет нам говорить от всего сердца, проложить путь к душе другого человека и высвободить нашу природную способность к сопереживанию. Маршалл Розенберг.
Впервые Маршалл Розенберг использовал техники ННО в 1960-х при проведении тренингов по развитию навыков общения в рамках программ, финансированных из федерального бюджета США. В 1984 году он основал Центр Ненасильственного общения, который с тех пор вырос в некоммерческую организацию международного уровня.
Маршалл Розенберг и тренеры Центра ННО проводили и проводят обучение Ненасильственному Общению в более чем 20 странах мира — для дипломатов, государственных служащих, сотрудников образовательных учреждений, менеджеров корпораций, родителей, военных, миротворцев, заключенных. Доктор Розенберг инициировал мирные программы и сам лично участвовал как посредник в переговорах в горячих точках на Ближнем Востоке, Сьерра Леоне, Хорватии и Руанде.
О методе Ненасильственного Общения
Метод Ненасильственного Общения определяется как язык сострадания и, предлагает нам инструменты для более эффективной и позитивной коммуникации, а также для духовной практики.
Технология ННО помогает нам научиться понимать себя в первую очередь, осознавать, что заставляет нас реагировать определенным образом на жизненные ситуации, высказывания и поведение других людей по отношению к нам, взять ответственность за наши реакции. А также по-новому выражать себя, слышать других и разрешать конфликтные ситуации, фокусируя свое сознание на том, что мы наблюдаем, чувствуем, в чем нуждаемся и о чем просим.
ННО основано на фундаментальном принципе, что все человеческие действия вызваны потребностями, которые люди стремятся удовлетворить. Понимание и признание этих потребностей помогает создать определенный уровень душевной близости между людьми, ведет к сотрудничеству, а, если говорить более глобально, к миру.
Метод ННО прост. Согласно принципам ННО нужно научиться в первую очередь выражать свои собственные чувства и потребности и, во-вторых, эмпатически слышать чувства и потребности других людей.
Сложность заключается в том, что эти действия радикально отличаются от тех, к которым мы привыкли обращаться во время конфликта: обвинять, обижаться, избегать обсуждения ситуации, вести себя грубо и агрессивно, унижать и смеяться над другими. Это происходит из-за укоренившейся привычки оценивать друг друга. 4 компонента Ненасильственного Общения
Первая ступень на пути к ННО — это научиться видеть ситуацию такой, какая она есть. Как видеоролик, записанный видеорегистратором. Без собственной интерпретации, эмоций, чувств, осуждения, ярлыков, диагнозов, мнений. Только действия, только слова, только факты.
Например, если мы заявляем: «Ты грубый,» то другой человек скорее всего воспримет наши слова как критику и постарается воспротивиться. А если мы говорим: «Когда ты вошел в комнату, ты не поздоровался со мной,» то этот человек вероятнее всего согласиться с данным фактом.
Большинству из нас трудно просто наблюдать за людьми и их поведением, не подвергая их суждениям, критике или другим формам анализа. Поэтому для проработки этого навыка я предлагаю вам выполнить следующее упражнение, приведенное в книге Маршалла Розенберга:
Упражнение 1
Наблюдение или оценка?
Отметьте в приведенных утверждениях те, которые являются наблюдением без примеси оценки.
Ответы к Упражнению 1
2. ЧУВСТВА
Чувства представляют собой эмоциональный опыт и физические ощущения, связанные с удовлетворением или неудовлетвореним наших потребностей. На этом этапе наша цель — это понять, какие чувства мы испытываем и дать им название. Именно чувства, которые описываю наше эмоциональное состояние, а не слова, которые интерпретируют действия другого человека по отношению к нам.
Например: «Я чувствую себя одиноким» описывает внутреннее переживание, в то время как «Я чувствую, что я безразличен своему партнеру» описывает вашу реакцию на действия другой человека. То есть описывая свои чувства важно также брать на себя ответственность за них. Если продолжать предыдущий пример, то можно описать свои чувства, как: «когда ты вошел и не поздоровался со мной, я почувствовал раздражение, обиду».
К сожалению у большинства людей словарный запас для внятного описания эмоционального состояния достаточно беден. Потому что мы учимся скорее, как мы должны выглядеть, мыслить и вести себя, чтобы хорошо выглядеть в глазах окружающих. Чувства в нашем обществе не считаются главным. Нам сложно не только выразить их, но и распознать.
В приведенных ниже списках собраны те слова, которые помогут вам ясно определить свои чувства и описать широкий диапазон эмоциональных состояний.
Человек, нужды которого «удовлетворяются»:
активный
беззаботный
благодарный
блаженный
бодрый
веселый
взволнованный
возбужденный
воодушевленный
восторженный
восхищенный
горячий
довольный
дружелюбный
живой
жизнерадостный
ликующий
любящий
миролюбивый
нежный
обрадованный
оживленный
оптимистичный
свободный
спокойный
уверенный
увлеченный
удовлетворенный
уравновешенный
очарованный
энергичный
Человек, нужды которого «не удовлетворяются»:
апатичный
безразличный
беспокойный
встревоженный
грустный
жалкий
напуганный
нервный
несчастный
огорченный
одинокий
озлобленный
отчаявшийся
пассивный
подавленный
раздраженный
разочарованный
ревнивый
сердитый
скучающий
стыдящийся
удрученный
униженный
унылый
упавший духом
Часто говоря о своих чувствах, мы испытываем страх, что другие люди могут воспользоваться нашей открытостью, нанести нам удар или причинить боль. Но, как правило, признание собственной уязвимости при выражении наших чувств может помочь в решении конфликтов.
Если вы хотите проверить себя в устном выражении чувств, отметьте номера тех утверждений, в которых выражены чувства.
Упражнение 2
Выражение чувств?
Ответы к Упражнению 2
3. ПОТРЕБНОСТИ
Третий компонент ННО — подтверждение потребностей, лежащих в основе наших чувств.
В контексте ННО потребности определяются нашими основными ценностями и глубокими человеческими устремлениями. Осознание своих потребностей помогает нам в первую очередь улучшить отношения с самими собой, а также укрепить взаимопонимание с другими людьми. Если мы понимаем потребности друг друга, то нам проще найти вариант разрешения конфликта таким образом, чтобы удовлетворить потребности обеих сторон.
Определяя потребности важно называть именно свои ценности и устремления, а не стратегии достижения цели. Только говоря о наших реальных чувствах и потребностях, мы берем ответственность за наши чувства, освобождая себя самих и других людей от чувства осуждения и вины. Мы начинаем разговаривать на понятном языке общечеловеческих потребностей, тем самым вызывая в другом человеке чувства эмпатии, сочувствия.
К сожалению, большинство из нас никогда не училось мыслить на языке потребностей. Мы приучены думать, что, когда наши потребности не получают отклика, это означает, что что-то не так с окружающими. И тогда, желая, чтобы куртки висели в шкафу, мы можем заявить, что наши дети ленивы, раз оставляют их на диване. Или мы можем называть безответственными своих сотрудников, если они не выполняют задачи так, как мы этого хотим.
С того момента, когда люди начинают говорить о своих нуждах, а не о том, что не так с другими, возможность найти способ пойти навстречу потребностям друг друга многократно увеличивается. Ниже приведены примеры основных человеческих потребностей, которые есть у каждого из нас:
Благополучие
живость
красота
комфорт
легкость
наслаждение жизнью
безопасность
веселье
ясность
мир
отдых
Самостоятельность
выбор
творчество
пространство
Смысл
связь
участие
цель
служение жизни
Самоуважение
достоинство
личность
любовь
принятие себя
Самовыражение
вызов
творчество
развитие
вдохновение
обучение
Физическое выживание
воздух, вода
здоровый сон
питание
сексуальность
жилище
прикосновение
Социальные связи
принадлежность
забота
ясность
близость
эмпатия
равные возможности
обратная связь (радость-скорбь)
честность
тесная связь, близкие отношения
взаимность
восстановление
поддержка
нежность
понимание
тепло
Чтобы поупражняться в выяснении потребностей, отметьте, пожалуйста, пункты с теми утверждениями, где собеседник признает ответственность за свои чувства.
Упражнение 3
Подтверждение потребностей
Ответы к Упражнению 3
4. ПРОСЬБА
Четвертый, заключительный компонент процесса ННО призван помочь нам выяснить, чего мы хотели бы просить у других, чтобы удовлетворить наши потребности, обогатить нашу жизнь.
Для четкой формулировки просьбы важно выполнять следующие рекомендации:
Чтобы проверить, как вы поняли ясное выражение просьб, отметьте номера тех утверждений, в которых собеседник ясно просит предпринять определенные действия.
Упражнение 4
Выражение просьбы
Ответы к Упражнению 4
ЭМПАТИЯ
Эмпатия — это уважительное понимание переживаний Других. Эмпатия к окружающим возникает, только если мы успешно утратили все предвзятые мысли и суждения на их счет.
Вместо проявления эмпатии мы часто поддаемся сильному побуждению начать давать советы или произносить ободряющие слова, вдаваться в объяснения собственной позиции или собственных чувств. Эмпатия же, напротив, требует сосредоточения всего внимания на том, что говорит другой человек. Мы даем другому время и место, которые ему необходимы, чтобы полностью выразить себя и почувствовать, что его поняли.
Обычно мы реагируем следующим образом:
Советуем: «Я думаю, вам следует…», «Почему вы не стали?..» Переводить на себя: «Это еще ничего; а вот послушайте, что случилось со мной».
Поучаем: «Это могло бы стать отличным уроком для вас, если бы вы…»
Утешаем: «Это не ваша ошибка; вы сделали все, что могли». Рассказывать аналогичные случаи: «Это напоминает мне о тех временах…»
Обрываем на полуслове: «Не стоит унывать. Все не так плохо».»
Сопереживаем: «Ах, бедняжка…»
Допрашиваем: «Когда это началось?» — Объяснять: «Я позвонил бы, но…»
Поправляем: «Все это не так случилось».
Ключевой компонент эмпатии — присутствие. В ненасильственном общении — независимо от того, какие слова используют другие для самовыражения, — мы просто слышим их наблюдения, чувства, потребности и просьбы. Потом мы при желании можем воспроизвести это, выразив словами наше понимание. Мы остаемся с эмпатией, давая другим возможность полностью выразить себя, прежде чем направить внимание на решения или просьбы об облегчении.
Упражнения. 5
Отличие приема с эмпатией от приема без эмпатии
Чтобы определить, насколько вы способны видеть, есть в общении эмпатия или нет, пожалуйста, отметьте те утверждения, в которых человек Б отвечает эмпатически на то, что происходит с человеком А.
1. Человек А: Как я мог быть таким дураком?
Человек Б: Все несовершенны; ты слишком суров к себе.
2. Человек А: Если бы меня спросили, я бы сказал, что всех этих иммигрантов надо отправить туда, откуда они пришли.
Человек Б: Вы действительно думаете, что это решило бы что- нибудь?
3. Человек А: Ты не Бог!
Человек Б: Ты расстроен, потому что хочешь, чтобы я признал, что могут быть другие интерпретации этого вопроса ?
4. Человек А: Я думаю, что вы принимаете меня как нечто само собой разумеющееся. Интересно, как бы вы справились без меня.
Человек Б: Это не так! Я не считаю, что вы — нечто само собой разумеющееся.
5. Человек А: Как вы только могли сказать мне такое?
Человек Б: Вы чувствуете себя задетым тем, что я сказал?
6. Человек А: Я ужасно злюсь на мужа. Его никогда нет рядом, когда он нужен.
Человек Б: Вы считаете, ему нужно чаще быть рядом с вами?
7. Человек А: Я так тяжело хожу, что сам себе отвратителен.
Человек Б: Возможно, бег трусцой вам помог бы.
8. Человек А: У меня все нервы ушли на свадьбу дочери. Семья жениха совсем не помогает. Каждый день у них новые планы.
Человек Б: Значит, вы озабочены тем, как все устроить, и были бы рады, если бы ваши будущие родственники больше знали о тех сложностях, которые создает для вас их нерешительность?
9. Человек А: Когда мои родственники приезжают, не сообщив мне об этом заранее, я чувствую, что стал жертвой оккупации. Точно так же родители когда-то игнорировали мои потребности и все решали за меня.
Человек Б: Я знаю это ощущение. Я и сам когда-то так себя чувствовал.
10. Человек А: Я разочарован вашей работой. Я хотел, чтобы ваш отдел удвоил производство в прошлом месяце.
Человек Б: Я понимаю, что вы разочарованы, но у нас было очень много людей на больничных.
Ответы к Упражнению 5
Язык ННО вносит огромный вклад в отношения с друзьями, а также в отношения в семье, на работе и в политике. Однако самое важное его применение — это возможность установить контакт с самим собой. Когда мы жестоки к себе, нам трудно проявлять искреннее сопереживание к другим.
Когда мы делаем ошибки, то вместо того, чтобы осуждать самих себя, мы можем воспользоваться ННО-методикой сожаления и прощения себя, чтобы увидеть, куда нам расти. Оценка поведения с точки зрения собственных неудовлетворенных потребностей — это стимул для изменений, происходящих не из стыда, чувства вины, гнева или депрессии, а из подлинного желания внести свой вклад в свое благосостояние и благосостояние окружающих.
Мы также культивируем сопереживание к себе тем, что сознательно ежедневно делаем выбор в пользу того, чтобы действовать только исходя из собственных потребностей и ценностей, а не из чувства долга, ради награды извне или ради того, чтобы избежать стыда, наказания и чувства вины. Если мы пересматриваем безрадостные обязанности, которым подчинены в данный момент, и совершаем переход из «я обязан» в «я выбираю», мы обнаруживаем больше радости и целостности в своей жизни.
ВЫВОДЫ
Как вы уже убедились, если внимательно изучили материалы данной статьи, ННО — это мощная методика, которая может помочь нам:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.