История возникновения шрифтов

  • docx
  • 24.08.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок № 8 (ИСВиПД) ИС 22.docx

 

История возникновения шрифтов

 

Шрифт (нем. Schrift, от schreiben – « писать») – графический рисунок

Начертаний букв и знаков,  составляющих единую стилистическую

И композиционную систему Шрифты создаются художниками

В соответствии с образным замыслом;  с требованиями единства

Стиля и графической композиции;  с конкретными смысловыми

И художественно декоративными задачами

Шрифт характеризуется− гарнитурой  –  объединением разных

По кеглю и начертанию,  но одинаковых по характеру рисунка

шрифтов;

 − стилем

  – характером написания  ( может быть прямым, наклонным, курсивом); 

−насыщенностью

  – отношением толщины штриха к ширине внутрибуквенного просвета

   ( может быть светлым,  полужирным, жирным); 

− шириной ( может быть нормальным, узким, широким); 

− размером (кеглем) в пунктах  (1  пункт  = 1/72  дюйма). 

Различают основные группы шрифтов:

рукописный,  рисованный,  гравированный и наборный шрифты.

Каждая гарнитура имеет своё наименование.

Разработка гарнитур  – сложная трудоёмкая работа.

Шрифт предназначен для восприятия информации людьми и устройствами.  Различают матричные и векторные шрифты.

Рисунок первых типографских шрифтов создавался на основе рукописных шрифтов,  например рукописного полуустава  – русский,

Готический шрифт ( готического письма )

латинский шрифт.  Общение людей при помощи письменных знаковшрифта  –  одно из величайших достижений человечества.

Шрифт  –  это алфавит , в котором изображение букв,  цифр и других

Письменных знаков имеет общую закономерность построения и

Единый стиль,  это графическая форма определенной системы письма.  Шрифт живет иногда десятки и сотни лет,  развиваясь самостоятельно и вместе со всем искусством своего времени.

Шрифт необходим людям для передачи информации в письменном

Виде во времени и пространстве.  Письменность является частью

Общей культуры каждого народа и частью мировой культуры.

Изучая и анализируя историю возникновения и развития шрифтов

В контексте с историей возникновения то 17 го или иного культурного

слоя,  профессиональный специалист по компьютерному дизайну

сможет создать оригинальный шрифт,  отвечающий требованиям

поставленной задачи.  История возникновения письменности

уходит своими корнями в глубокую древность.  Сложный и длительный

путь претерпел рисунок знаков,  прежде чем он превратился в алфавит.  Из истории мировой письменности известны четыре

вида письма:  пиктографическое,  идеографическое,  слоговое,

буквенно - звуковое.

К наиболее раннему периоду относится пиктографическое

( картинное,  или рисуночное)  письмо в виде наскальных рисунков

У первобытных людей  ( рис.  2.1).  В этот период одни и те же понятия

Изображались в рисунках различно,  так как еще не существовало

Ни какой системы письма.  У  разных племен были свои рисунки,

Которые ,  возможно,  сочинялись заново по мере необходимости

Для каждой записи в процессе работы над изображением.

Многие рисунки,  дошедшие до нас,  остались еще неразгаданными.

 

Значительно позже,  в эпоху образования государств и развития торговли,  в Китае и в Египте на смену пиктографическому письму пришло идеографическое ,  т. е.  письмо при помощи идеограмм,

А не букв .  Одним письменным знаком обозначалось целое слово.

Это уже была система графических форм ,  поскольку последовательность знаков соответствовала порядку слов в речи.

Предметы изображались либо символическими знаками   (солнце,

луна),  либо графическими изображениями:  птица, зверь и т. д.

Позднее появилось слоговое письмо,  в котором знаками обозначались слоги.  Слоговым письмом древние египтяне писали на

Папирусе.


Слоговое
письмо было громоздким,  так как в нем смешивались

Словесные и слоговые знаки   ( клинопись и египетские иероглифы

).  Виды этого письма существовали много веков у народов Древнего

Востока и в странах Восточной Азии  –  Японии,  Китае , Корее.

Буквенно- звуковое письмо появилось во втором тысячелетии

До н .э.  В нем знаки означали отдельные звуки ( фонемы).  Причем

Знаки в зависимости от произношения  могли по-разному передавать

звуковые особенности языка.  В буквенно звуковом письме с помощью графических знаков можно было передавать человеческую

речь .  С течением времени графические знаки усовершенствовались,

на смену одним приходили другие,  более простые по форме,  передающие новое значение.  Появившаяся буквенно звуковая система стала основой для письменности многих народов мира,

языковая специфика которых нашла отражение и в фонографическом составе их алфавитов.  Каждый язык стабилизировался  на определенном количестве знаков, составляющих алфавит.  В

зависимости от специфики языка,  в алфавитах разных народов

получилось различное количество букв.

 

Первым алфавитом в Европе был буквенно-звуковой алфавит,

Который появился около XI  века до н.э.  Он был создан финикийцами

И явился прообразом многих алфавитов мира.

От финикийцев алфавитное письмо перешло к грекам (VII-VIII  вв.

До н.э.).  Предполагается,  что структура графем исторически связана

С иероглифическими изображениями,  что подтверждается также

Исходными наименованиями некоторых букв греческого алфавита.

Древнегреческий шрифт прост и выразителен.  Он построен с помощью линий,  образующих геометрические формы:  квадрат,

круг, треугольник. Предполагается, что от греческого алфавита ( возможно,  через этрусский)  произошло латинское письмо  –  письмо древних римлян (III в. До н.э.).  В дальнейшем латинское письмо

стало между -народным.

 

Самый древний почерк латинского письма носит название  «капитальное письмо» (I-V вв.) или «капитальный шрифт» (

рис. 2.2).   Надписи этим шрифтом выполнялись на папирусных

свитках и пергаментных кодексах  ( деревянных книгах).

Капитальное письмо было двух видов:

квадратное  (геометричное) и рустичное  (декоративное).

Для более быстрого написания текста появился шрифт « курсив» (

В переводе с латинского «наклонный»).  Его буквы значительно упростились,  но несколько потерялась четкость и красота,  а,  следовательно, удобочитаемость.

упростились,  но несколько потерялась четкость и красота,  а,

следовательно,  удобочитаемость.

Для переписки литературных текстов к IV  в.  Сформировался так

Называемый унциал ,  имеющий буквы искривленной формы (рис. 2.3).  Унциал просуществовал до IX в.  Он представлял собой спокойное

Величественное письмо с характерными округлыми формами.

Его буквы как бы сплетались плавными линиями пера.  Закругленность букв способствовала быстроте написания.  В  VII-IX вв.  появляется шрифт полуунциал .  Буквы полуунциала имели удлинения сверху и снизу.  Это шрифт был переходным к курсивному

Минускульному письму.  Минускул в переводе в латинского  – маленький.  Минускул широко применяется в Западной Европе.

Затем в  IX в.  Получили дальнейшее развитие варианты

Каллиграфических шрифтов.

В эпоху средневековья письмо было привилегией писцов,  которые придавали немалое значение красоте букв в тексте.  К VII в. Первоначальный минускул изживает себя, претерпевает изменения

И получает свое завершение в каролингском письме ,  названном в

Честь правления во Франции династии Каролингов