История зарубежной музыки: обзор эпох
Оценка 4.8

История зарубежной музыки: обзор эпох

Оценка 4.8
doc
23.08.2023
История зарубежной музыки: обзор эпох
История развития зарубежной музыки.doc

Автор: Глушкова Е.Е.,

учитель музыки, педагог дополнительного образования,

ГБОУ СОШ №557 Невского района Санкт-Петербурга

История зарубежной музыки: обзор эпох

 

Классицизм

Романтизм

Импрессионизм

Временные рамки, историческая обстановка

Идейное и художественное направление конца XVIIXVIII века.

Всплеск народного движения, Буржуазные революции, возникшие как протест против абсолютизма власти в Европе. В результате революций  во многих странах складывается новая политическая система управления, развиваются права личности; право на свободу слова, собраний, создаются условия для развития национальных государств; возникают идеи о праве человека на свободу, счастье, развитие, проявления своих способностей. Тридцатилетняя война (Первая общеевропейская война- 1618-1648), в результате которой сформировались новые отношения между государствами в Европе: раздробленность Германии, Испания выбыла из числа ведущих стран Европы; Франция и Швеция утвердились в положении самых влиятельных Европейских государств и.т.д.

Великая французская революция (от монархии к республике) – Декларация прав человека и гражданина (формирование гражданского общества); принцип всеобщей свободы и равенства; чувство патриотизма и личной свободы – явилась поворотным событием для всей мировой истории, повлияло на развитие других стран.

Идейное и художественное направление в культуре конца XVIII века — первой половины XIX века.

Рождается и получает свое дальнейшее развитие индустриальное общество. При этом переход от традиционного общества к индустриальному в странах Европы происходит неравномерно: естественный характер развития в Англии и Франции; в Германии, Италии, Австрийской империи модернизация (переход к более развитому обществу) проводилась в основном за счет целенаправленных реформ; в Испании и Португалии процесс модернизации распространялся очень ограниченно (преобладали нормы традиционного общества). Процесс модернизации охватывал все стороны жизни общества (появление новых материалов, новых средств сообщения и связи, что привело к объединению всех частей света в единую мировую систему), включая духовную жизнь.

В политической жизни проявлялся в демократизации государственной и общественной жизни. В ходе продолжающихся революций и реформ идет перестройка государственной власти, к которой больше не относятся как к проявлению воли Бога; происходит слияние аристократии и буржуазии, появление среднего класса общества. Укрепляются принципы правового государства и гражданского общества, расширяются права личности.

Быстрый рост научных знаний, формирование новых представлений о развитии природы и общества, новых взглядов и ценностей, придание светского характера образованию, усиление власти человека над природой.

Идейное и художественное направление в искусстве конца XIX века — начала XX века.

Развитие индустриального общества сопровождалось войнами, революциями, восстаниями. Это было время изменения социального состава общества, время формирования новых ценностей. И вместе с тем – поворотный этап в развитии мировой культуры: в искусстве идет новый поиск иных художественных форм, методов, приемов, которые были бы способны с предельной выразительностью запечатлеть картину нового мира.

Создание научной картины мира (новые открытия коренным образом меняли представления о месте человека в природе, происхождения жизни на земле); новая организация образования, его большей доступности и светского характера (грамотность необходимо было сделать достоянием всех слоев населения).

Технический прогресс, делая жизнь человека духовно богаче и комфортнее, предоставляет ему больше досуга, расширялся мир увлечений.

Происходит перестройка городов: широкие улицы с новыми домами, выстроенными в едином стиле, просторные площади, скверы и парки украшаются скульптурами; строятся общественные здания, в том числе театры (например, здание Оперы в Париже, созданное по проекту Шарля Гарнье; башня Эйфеля, служившая входной аркой парижской Всемирной выставки); растет число увеселительных мест, разнообразных выставок, развлечения становятся разнообразнее и доступнее (на первом месте по развитию искусства становится Париж).

Философское мировоззрение

Эпоха Просвещения - идейное течение, под влиянием которого развивалась европейская культура: понимание необходимости широкого просвещения масс;  вера в неисчерпаемые силы и возможности человека. Просветители провозглашали «естественный свет разума», свободного от религии, и считали его средством совершенства общества.

Искусство эпохи Просвещения воспринимало идеалы Возрождения и, творчески осмыслив их, утверждало гуманистические ценности нового времени; основывалось на представлениях закономерности, разумности мироустройства. Стремление к ясным и строгим формам, гармоничным образцам, воплощению высоких нравственных идеалов; преобладание разума над чувствами (страдания и радости становятся предметом размышления, а не переживания) - вера в то, что мир можно перестроить по законам разума и справедливости.

Классицизм пронизан верой в человеческий разум. Его философской основой стал рационализм Декарта - философия, утверждающая человеческий разум главным средством познания истины.

Классицизм придавал огромное значение общественно-воспитательной функции искусства.

Классицизм выдвинул нового героя: сильного и мужественного перед жизненными испытаниями, стойко переносящего удары судьбы, способного подчинить личные интересы интересам общества. Главное в классицизме – ориентация на разумное начало, ведь именно разум повелевает человеку исполнить свой долг, а категория долга в эстетике классицизма важнее личного счастья.

На фоне разрушения старого порядка в обществе, стремления к равноправию и справедливости начался поиск способов выражения новых идей, попытки отразить новое состояние человеческого духа, глубину человеческих эмоций.

Романтизм явился своеобразной реакцией на просвещение: новое общество, резвившееся после Великой французской революции, было далеко от справедливого общества, от идей Равенства, Братства и Свободы и не оправдало возлагавшихся надежд. Наступает разочарование и крах просветительских иллюзий.

Под гнетом индустриального общества возникла попытка уйти в романтический мир героя.

Для романтического мировоззрения характерен конфликт между реальной действительностью и мечтой.

Романтики не стремились к переустройству общества, они противопоставляли ему мир выдуманной прекрасной мечты, в которой видели царство добра и искренности – поэтизируя прошлое они уходили от действительности. Идеальными казались Средневековье с его культом рыцарства, неиспорченная цивилизацией жизнь, подлинное благородство, величие и сострадание к людям, которых не хватало в современном обществе.

Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум.

Они были убеждены, что не только мыслящий рассудок управляет поступками людей, - человек живет, подчиняясь велению сердца, повинуясь чувствам. Задача истинного художника – проникнуть в сложный и противоречивый духовный мир (интерес к внутреннему миру человека); концентрация внимания на происходящей человеческой драмы; чувства не должны сковываться ничем, изливаясь из самого сердца – свободное выражение эмоций.

Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств в силу своей специфики наиболее полного выражения движения души.

Для романтизма также характерен интерес к народному творчеству; любовь к родной стране, к ее истории; чувство национальной гордости.

 

 

 

В 30-х годах XIX века более отчетливо проступают черты индустриального общества, в котором нет места романтическому герою. Изменения в обществе создают условия для возникновения новых творческих направлений: критического реализма (стремление понять современное общество, отобразить окружающее во всей неприглядности и остроте конфликтов) и натурализму (стремление выявить законы развития общества; перенос законов, существовавших в природе, на общество людей).

В противовес этим стилям как уход от реализма формируется импрессионизм.

Сущность стиля – в тончайшей фиксации мимолетных впечатлений, в особой манере воспроизведения световой среды, беглых декоративных штрихов.

«Остановившееся мгновение», наблюдательность и интерес к жизни, стремление найти пластические приемы, плавная текучесть форм, которые помогли бы зрителю проникнуть во внутренний мир героев.

Стремление запечатлеть изменчивость красоты окружающего мира (поэтому перестали работать в закрытых студиях и вышли на природу); стремление зафиксировать малейшие изменения в природе; «размытые» очертания теряют свою определенность; рождается ощущение простора и непрекращающийся водоворот движения; открывается беспредельность мира.

Основные идеи импрессионизма можно сформулировать следующим образом:

- в природе ни один цвет не существует сам по себе;

- окраска предметов – иллюзия, созданная солнечным цветом и потому в течение дня меняется;

- форма и цвет неразделимы (цветом рисуется форма);

- теория разложения тонов (необходимо писать несмешанными (открытыми) цветами, размещая их на картине как в жизни) – чистые и яркие цвета;

- главное лицо в картине – свет.

 

Школы, представители, их вклад в развитие искусства

Венская классическая школа – творческое направление, сложившееся в Австрии во второй половине XVIII – первой четверти XIX вв. ( Й. Гайдн, В.А.Моцарт, Л. ван Бетховен).

Становление венской классической школы приходится на время бурного развития немецкого и австрийского просветительства (переживает свой расцвет немецкая поэзия, возникает художественная критика, достигает высокого развития философия). Многое из их эстетических идеалов, в частности, провозглашенный Руссо лозунг свободы и естественности, нашли воплощение в творчестве композиторов венской классической школы.

Непосредственным предшественником венской классической школы был К.В.Глюк. Он начал свою оперную реформу в Вене и в своих парижских операх в основном остался верным венской традиции. Глюк создал оперное искусство мирового значения, повлиявшее на все последующее развитие европейской оперы.

Венская классическая школа принесла с собой огромное обогащение гармонии (широкое использование созвучий мажорной и минорной систем).

Опираясь на богатства народно-песенного искусства, представители венской классической школы пришли к новому пониманию мелодии, ее функций и возможностей. Именно с периодом венской классической школы связано утверждение музыкальной темы не только как носителя определенной выразительности, но и как художественного образа, заключающего в себе богатые потенциальные возможности развития.

Венские классики создали тот тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму.

Франц Йозеф Гайдн в своем творчестве развивал и совершенствовал две музыкальные формы – симфонию (разделил на четыре контрастных части; утвердил в качестве важнейшей формы оркестровой и концертной музыки) и струнный квартет. В зрелых симфониях Гайдна устанавливается классический состав оркестра, включающий все группы инструментов.

1.       Вольфганг Амадей Моцарт внес значительный вклад в инструментальную музыку – работа в жанре фортепианного концерта; значительно преобразовал эту форму (в концертном цикле закрепляется трехчастное строение с типичным соотношением частей). Оперное творчество композитора - путь к шедеврам шел через освоение, а затем и преодоление установившихся оперных традиций. Умение подчеркнуть индивидуальность оперного персонажа – одно из самых главных достижений Моцарта – оперного драматурга.

Английский композитор итальянского происхождения Муцио Клементи утвердил фортепианную сонату в качестве новой музыкальной формы в 1780 году, что позволило Л. Ван Бетховену и его современникам расширить экспрессивные возможности фортепиано. Фортепианная соната, наряду со струнным квартетом, была главной творческой лабораторией 

Л. ван Бетховена. Здесь сформировались главные  особенности его стиля – характерный тематизм, манера изложения, метод композиции- каждая бетховенская соната – это  новый шаг вперед в освоении  выразительных ресурсов фортепиано.

Л. Ван Бетховен стал вестником эпохи романтизма; он оказал огромное влияние на творчество многих композиторов нового стиля.

Развитие инструментальной музыки в творчестве композиторов венской классической школы тесно связано и с развитием инструментария, исполнительских ансамблей и объединений. Высшим таким объединением был симфонический оркестр, сформировавшийся именно в этот период. Состав классического симфонического оркестра установился в творчестве Гайдна: деление оркестра на четыре основные инструментальные группы: струнные, деревянные духовые, медные духовые и ударные.

После Французской революции, музыканты, которые восторженно приняли новый прогрессивный строй, организовали музыкальный кружок, куда входили Берлиоз, Паганини, Шопен и Лист.

Польский композитор Фридерик Шопен внес большой вклад в развитие сочинительского и исполнительского фортепианного искусства, использую все технические новшества инструмента, обращая особое внимание на расширение диапазона; композитору удалось наилучшим образом использовать новый, эмоционально-образный стиль игры на инструменте и в значительной степени усовершенствовать педализацию. Он также расширил традиционное представление о мелодики и гармонии, установив новые правила композиции.

Французский композитор Гектор Берлиоз внес большой вклад в создание романтической программной симфонии.

Австрийский композитор и музыкант

Венгерский композитор Ференц Лист (основатель национальной венгерской музыкальной школы), изменив подход к музыкальной форме и гармонии, создал жанр симфонической поэмы; расширил выразительные средства музыкального искусства: мелодию, гармонию, инструментовку. Творческие принципы композитора – программность музыки, свобода музыкальных форм, отрицание классических схем.

Исполнители также расширили границы музыкальных форм: итальянский скрипач и композитор Никколо Паганини заложил основы современной техники игры на скрипки; развил новую технику резкого касания струн смычком для создания завораживающего и драматического эффекта.

Большой вклад внес австрийский композитор Франц Шуберт в развитие песен для голоса в сопровождении фортепиано; серенад; баллад; романсов.

Немецкий композитор Роберт Шуман был одним из величайших создателей немецкой романтической песни; основывает «Новый музыкальный журнал», рассказывающий о молодых талантах.

Немецкий композитор Иоганнес Брамс опирался на классические традиции, установленные Л. Ван Бетховеном, соединив в своем творчестве оба стиля: классицизм и романтизм, для его музыки характерна сдержанность, но при этом его сочинения пронизаны романтическим духом.

В эпоху расцвета романтизма особых высот достигла французская опера. В это время в Париже находились лучшие труппы и оркестры, город славился лучшими театрами, оборудованными в соответствии с последними техническими достижениями. Многие оперные композиторы мечтали о том, чтобы их произведения были поставлены в Париже.

Существовало два вида французской романтической оперы, в которой много внимания уделялось ярким историческим событиям. Opera comique (комическая опера) и Grand opera (большая опера), которая представляла собой монументальное, торжественное зрелище с внешними эффектами.

Большой вклад в развитие оперы внесли

итальянский композитор Джузеппе Верди, французский композитор Жорж Бизе и немецкий композитор Рихард Вагнер.

В операх композиторы поднимали новую проблематику, поддерживающую настроения националистических движений, борьбы за независимость. Дальнейшее развитие в опере получили музыкальные романтические традиции, в которых композиторы (Джузеппе Верди «Травиата», Жорж Бизе «Кармен») стремились раскрыть сложный внутренний мир героев, глубину страданий и самоотверженность; мелодичность и драматизм. В свои оперы композиторы вводят в мелодию арий и песен интонации бытовой музыки, подлинные народные мелодии; произведения, основанные на народных традициях стран.

Наиболее характерной чертой оперы (в частности итальянской) являлось то, что дуэты и арии главных исполнителей чередовались с большими хорами, оперы стали содержать массовые сцены.

Рихард Вагнер (преобразователь оперы) в своих музыкальных драмах явил новый вид оперы, соединив с поэтической темой лейтмотивы, представляющие образы различных персонажей, он создавал произведения, свободные от отсылок к традиционной опере и понятные для широкой публики. На смену традиционных оперных форм – ария, дуэт – в творчестве Вагнера приходят развернутые драматические сцены, вытекающие одна из другой; значительно повышается роль симфонического сопровождения.

Творчество композиторов-импрессионистов (К. Дебюсси, М.Равель, П. Дюка, Ж. Роже-Дюкас) во многом обогатило палитру музыкально-выразительных средств. Это относится прежде всего к сфере гармонии с ее техникой параллелизмов и прихотливым нанизыванием красочных созвучий-пятен. Также обогатили технику изображения живой природы во всей ее чувственной красоте.

Импрессионисты расширили тональную систему, открыв путь многим гармоническим новшествам XX века. При этом в музыке усилилось значение каждого звука, тембра, аккорда; раскрылись безграничные возможности расширения лада.

Первыми и наиболее выдающимися представителями этого направления были Клод Дебюсси и Морис Равель.

Основоположником музыкального импрессионизма считают Дебюсси, обогатившего все стороны композиторского мастерства – мелодику, гармонию, оркестровку, форму. В своих произведения Клод Дебюсси стремился воссоздать переменчивый облик природы; небольшие, изящные произведения, погружающие зрителя в атмосферу мимолетных образов и ощущений; хрупкая, неопределенная и расплывчатая мелодия, передающая созерцание окружающего мира, изменчивость стихии. Часто использовал педали инструмента, чтобы создавать импрессионистические эффекты звучания.

Используя новейшие достижения современного искусства Морис Равель одновременно чтил классическое прошлое и национальные традиции. В его сочинениях воплотились мелодический дар, ясность и строгость стиля, чувство меры и красоты.

Искусство Дебюсси и Равеля воспевает мир естественных человеческих переживаний. Большинство их произведений как бы заново открывают прекрасный поэтичный мир природы, нарисованный тонкими, чарующими и пленительными красками богатой звуковой палитры.

В хореографии стремление к фиксации мгновения, свойственное импрессионизму, опиралось на импровизационность и противостояло созданию завершенной художественной формы. Импрессионизм проявился главным образом не в балетном театре, а в свободном танце (А. Дункан отстаивала идею «раскрепощения тела» и интуитивного истолкования музыки). Импрессионизм в танце получил распространение также в Германии. М.М. Фокин пытался сблизить импрессионизм с балетной сценой.

Наиболее значимые произведения

Кристоф Виллибальд Глюк (опера «Орфей и Эвридика»)

Франц Йозеф Гайдн (оратории «Сотворение мира» и «Времена года»)

Вольфганг Амадей Моцарт (оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта»)

Людвиг ван Бетховен (музыка к трагедии И.В.Гете «Эгмонт»; симфонии «Героическая», «Пасторальная»)

Фредерик Шопен («Революционный этюд», полонезы, вальсы, ноктюрны, прелюдии; циклы для фортепиано «Детские сцены», «Альбом для юношества»)

Гектор Берлиоз («Фантастическая симфония»)

Ференц Лист («Венгерские рапсодии»)

Никколо Паганини («24 каприччо» для скрипки-соло)

Франц Шуберт (баллада «Лесной царь», фортепианный квинтет «Форель»)

Роберт Шуман (цикл из 16 песен «Любовь поэта»)

Иоганнес Брамс (аранжировка народной музыки «Венгерские танцы»)

Джузеппе Верди (оперы «Травиата», «Риголетто»)

Жорж Бизе (опера-драма «Кармен»)

Рихард Вагнер (оперы «Летучий голландец», «Лоэнгрин»)

Клод Дебюсси (прелюдия для симфонического оркестра «Послеполуденный отдых Фавна», симфонический цикл «Ноктюрны»)

Морис Равель (хореографическая постановка «Болеро»; фортепианные пьесы: «Игра воды»; цикл «Отражения»)

Черты стиля в музыке (муз.язык, жанры, формы, исполнительские средства)

Каждый из композиторов венской классической школы обладал яркой творческой индивидуальностью, которая определяла и общий характер музыки, и выбор жанров, и особенности музыкального языка.

Так, в музыке Гайдна преобладают светлые, радостные настроения, ведущую роль играют жанрово-бытовые элементы; у Моцарта особенно выделяется лирико-драматическое начало; главенствующая черта музыки Бетховена – героический пафос борьбы, преодоления, победы.

Музыкальному языку композиторов венской классической школы свойственны красота, ясность, выразительность, их ритмика более естественна, непринужденна, разнообразна и характерна.

Композиторы венской классической школы достигли высочайшего мастерства в области тематического развития, разработки, используя самые различные приемы – изменение тональности, гармонизации, ритма, элементов мелодии и т.п., но особенно характерно для них расчленение темы на отдельные мотивы, которые сами подвергаются различным преобразованиям и по-разному комбинируются друг с другом.

Кристоф Виллибальд Глюк – выдающийся оперный композитор и драматург, осуществил реформу итальянской оперы-seria и французской лирической трагедии. В его творчестве мифологическая опера стала подлинной музыкальной трагедией, наполненной сильными страстями и раскрывающей высокие идеалы верности, долга, готовности к самопожертвованию во имя гражданского долга. Глюк в своем понимании оперы  как истинный представитель эпохи Просвещения стремился возвысить роль драмы, как главного выразителя содержания. Музыка же, по его мнению, должна подчиняться, сопутствовать драме.

Искусство австрийского композитора Франца Йозефа Гайдна глубоко демократично. Основой его музыкального стиля является народное творчество и музыка повседневного быта. Богатый и сложный мир его симфоний основан на жанрово-бытовых, песенных и танцевальных интонациях, иногда непосредственно заимствованных  из фольклорных  источников. Симфония у Гайдна обретает смысл обобщенной «картины мира», в которой разные стороны жизни – серьезные, драматические, лирико-философские, юмористические – приведены к единству и равновесию.

2.       Традиционные оперные жанры в творчестве Вольфганга Амадея Моцарта совершенно преобразились. Так, например, назвав свою «Свадьбу Фигаро» оперой-buffa, композитор по-новому трактует этот жанр и на его основе создает первую комедию характеров. «Смешивал» в своих произведениях комические и серьезные элементы, драму и фарс, земное и возвышенное. Особенно ярко этот жанровый синтез проявился в опере «Дон Жуан» - новом оперном жанре – психологической музыкальной драме. «Волшебной флейте» - национальная опера на немецком языке, которая опирается на традиции зингшпиля - австро-немецкой разновидности комической оперы.

Музыка Людвига ван Бетховена

1.       отражала настроение революционных времен (Французская революция, Наполеоновские войны) - идея героической борьбы стала важнейшей идеей его творчества: активное стремление к лучшему будущему, герой в единстве с массами, идея гражданственности. Для него оставались образцами классические формы симфонии, концерта, струнного квартета и сонаты. Он значительно расширил их, наполнив драматизмом, что нашло потом отражение в музыке романтизма.

Ведущие жанры классицизма: симфония, струнный квартет, концерт, фортепианная соната. Струнный квартет являлся подобием симфонии в миниатюре; его написание требовало сохранения равновесия между четырьмя инструментами, которое давало каждому возможность «высказаться». Симфония в творчестве представителей венской школы сформировалась как сонатно-симфонический цикл из 4-х частей.

Сонатно-симфонический цикл, представляющий собой логически стройное и целесообразное объединение частей, имел единую идейную концепцию. Сонатная форма обрела окончательный вид в произведениях композиторов классической школы; принцип изложения музыкального материала - взаимодействие тем и художественных образов; развитие тем проходит три этапа: экспозицию, разработку и репризу.

Новые темы и образы требовали от романтиков разработки новых средств музыкального языка и принципов формообразования, индивидуализации мелодики и внедрения речевых интонаций, расширение тембровой и гармонической палитры (натуральные лады; красочные сопоставления мажора и минора и т.д.).

Композиторы-романтики передавали своей музыкой красоту природы, поэзию чувств человека. Романтизм характеризуется использованием народных историй и сказаний разных стран, опорой на национальный дух.

Романтизм принес в искусство не только новые темы и новых героев, но и более открытый и эмоциональный стиль сочинения; обновление музыкальных форм и жанров (песни, фортепианные миниатюры).

Камерная музыка, обогатившаяся одухотворенностью и лиричностью романтизма, получила личностную, выразительную форму, доступную широкой публике (инструментальные сонаты, квартеты и квинтеты, фортепианные трио).

«Маленькие шедевры» в творчестве Франца Шуберта – песни (особенно на стихи Шиллера и Гете) для голоса в сопровождении фортепиано; серенады; баллады (драматические повести), отличающиеся мелодичностью, глубокой проникновенностью в сокровенный мир души.

Песни, симфонии, сочинения для фортепиано Роберта Шумана отражают тонкое восприятие природы и жизни. В своих фортепианных пьесах, с их свободной и очень личностной экспрессией, отражал дух романтизма.

Излюбленной формой произведений

Фредерика Шопена были танцы, в основе которых часто лежали национальные славянские мотивы. Проникнутые народными мотивами, танцевальные пьесы создавали живой, нежный, иногда печальный образ любимой отчизны - произведения, ставшие исповедью души.

Во многих произведениях Гектора Берлиоза выражение чувств оказывалось важнее формы и техники – основная цель высказать то, что чувствовал, наиболее естественным для этого способом.

Ференц Лист, изменив подход к музыкальной форме и гармонии, создал жанр симфонической поэмы – одночастное оркестровое произведение, допускающее разнообразные источники программы (литература, живопись, картины природы). Этот жанр выражал романтическую идею синтеза искусств.

В начале XIX столетия ирландский композитор Джон Филд создал «ноктюрн» - короткую мечтательную фортепианную пьесу, который был мастерски развит Ф. Шопеном.

Развитие «программной музыки», основанной на повествовании, описании зримой картины.

Экспромт – стиль фортепианных пьес, являющихся по своей сути импровизацией, спокойной и романтичной по настроению.

Рапсодия (термин чешского композитора Вацлава Яна Томашеко) – произведение в форме свободного, не скованного какими-либо рамками высказывания; часто создавались для солирующего инструмента с оркестром; в качестве основы часто использовались народные мотивы.

Верди внес в развитие итальянской оперы новый подход: яркая музыка и драматическая сила его произведений установила новую оперную традицию. Его оперы отличаются идейной насыщенностью, жизненной правдивостью, глубиной психологического раскрытия характеров, силой выражения человеческих страстей.

Эпоха романтизма обогатила музыку драматизмом и богатыми возможностями самовыражения.

Важнейшей частью эстетики музыкального романтизма была идея синтеза искусств, которая нашла наиболее яркое выражение в оперном творчестве Вагнера и в программной музыке Берлиоза, Шумана, Листа.

 

В музыке импрессионизм выразился в большем внимании к форме, поиске необычных комбинаций инструментов, импровизационности.

Главное в музыке композиторов-импрессионистов – передача настроений, приобретающих значение символов, фиксация едва уловимых психологических состояний, вызванных созерцанием внешнего мира.

Близость к природе, тонкие ощущения, возникающие при ее восприятии, способны вызвать новые звуковые приемы, свободные от академической условности.

Главное в творчестве композиторов-импрессионистов - стремление к передаче непосредственного впечатления от явления.

Еще одна сфера музыкального импрессионизма – рафинированная фантастика, порожденная античной мифологией, миром народов Востока.

Унаследовав некоторые черты, присущие позднему романтизму (интерес к поэтизации старины, к тембровой и гармонической красочности), импрессионисты в то же время резко восстали против академизации романтических традиций, патетических преувеличений и звуковой перенасыщенности. Они противопоставляли искусство сдержанных эмоций и прозрачной фактуры. Искусство для них – сфера наслаждения, любования красотой колорита, при этом избегаются острые конфликты, социальные противоречия.

Музыка импрессионистов характеризуется тонкостью, нежностью, беглой переменчивостью звуковых образов. Поиски композиторов были направлены на расширение круга выразительных средств, необходимых для воплощения новых образов, и в первую очередь на максимальное обогащение красочно-колористической стороны музыки (лад, гармония, мелодия, метроритм, фактура и инструментовка). Значение мелодии как основного выразительного элемента музыки ослабляется; в то же время возрастает роль ладогармонического языка.

Эстетика импрессионизма воздействовала практически на все основные жанры музыки: вместо многочастных симфоний – симфонические эскизы-зарисовки; в фортепианной музыке – сжатые программные миниатюры, основанные на особой технике звукового «резонирования» и картинной пейзажности; на смену романтической песне пришла вокальная миниатюра с преобладанием сдержанной речитации, сочетающейся с красочной изобразительностью инструментального фона. В оперном театре импрессионизм привел к созданию музыкальных драм полулегендного содержания с чарующей звуковой атмосферой и естественностью вокальной декларации.

Импрессионизм развивался в тесной взаимосвязи с художественными и поэтическими направлениями, поэтому есть общие черты между ними в области средств выразительности, в стремлении передачи первого непосредственного впечатления от явления. Также в творчестве художников и композиторов есть родственная тематика: колоритные жанровые сценки, портретные зарисовки, но исключительное место занимает пейзаж.

 


Автор: Глушкова Е.Е., учитель музыки, педагог дополнительного образования,

Автор: Глушкова Е.Е., учитель музыки, педагог дополнительного образования,

Идейное и художественное направление в культуре конца

Идейное и художественное направление в культуре конца

Классицизм пронизан верой в человеческий разум

Классицизм пронизан верой в человеческий разум

В 30-х годах XIX века более отчетливо проступают черты индустриального общества, в котором нет места романтическому герою

В 30-х годах XIX века более отчетливо проступают черты индустриального общества, в котором нет места романтическому герою

Венские классики создали тот тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму

Венские классики создали тот тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму

Муцио Клементи утвердил фортепианную сонату в качестве новой музыкальной формы в 1780 году, что позволило

Муцио Клементи утвердил фортепианную сонату в качестве новой музыкальной формы в 1780 году, что позволило

Рихард Вагнер (преобразователь оперы) в своих музыкальных драмах явил новый вид оперы, соединив с поэтической темой лейтмотивы, представляющие образы различных персонажей, он создавал произведения, свободные…

Рихард Вагнер (преобразователь оперы) в своих музыкальных драмах явил новый вид оперы, соединив с поэтической темой лейтмотивы, представляющие образы различных персонажей, он создавал произведения, свободные…

Рихард Вагнер (оперы «Летучий голландец», «Лоэнгрин»)

Рихард Вагнер (оперы «Летучий голландец», «Лоэнгрин»)

В его творчестве мифологическая опера стала подлинной музыкальной трагедией, наполненной сильными страстями и раскрывающей высокие идеалы верности, долга, готовности к самопожертвованию во имя гражданского долга

В его творчестве мифологическая опера стала подлинной музыкальной трагедией, наполненной сильными страстями и раскрывающей высокие идеалы верности, долга, готовности к самопожертвованию во имя гражданского долга

Особенно ярко этот жанровый синтез проявился в опере «Дон

Особенно ярко этот жанровый синтез проявился в опере «Дон

Сонатная форма обрела окончательный вид в произведениях композиторов классической школы; принцип изложения музыкального материала - взаимодействие тем и художественных образов; развитие тем проходит три этапа:…

Сонатная форма обрела окончательный вид в произведениях композиторов классической школы; принцип изложения музыкального материала - взаимодействие тем и художественных образов; развитие тем проходит три этапа:…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2023