Разработанная технологическая карта урока по теме "История любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского" по произведению А.С. Пушкина "Дубровский" (ФГОС). Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). Предусматривает работу индивидуальную, работу в группах, а также фронтальную. Используется на уроке презентация, видеозапись (отрывок из художественного фильма "Дубровский")
Технологическая карта урока литературы
Учитель: Осадчук Ю.С., учитель МБОУ г. Иркутска СОШ №5
Предмет: литература
Класс: 6Б класс
Учебник: «Литература» под редакцией Г. Меркина, 2е издание, М. «Русское слово» 2013.
Название раздела, темы: Произведения русских писателей XIX века. А.С. Пушкин. Роман «Дубровский».
Тема: История любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Методика: развитие критического мышления
Дата:10 ноября 2016 года
Место проведения: МБОУ г. Иркутска СОШ № 5
Цели урока:
Выявить причины поражения героя, отказа Маши Троекуровой от помощи Дубровского.
Планируемые результаты:
Предметные — осмысление философских и эстетических проблем произведения, уяснение гуманистических тенденций в жизни и литературе;
Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение
высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные УУД: способность к самооценке своих действий, совершенствование духовнонравственных качеств личности.
Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в группах, фронтальная работа.
Программнодидактическое обеспечение: ПК учителя, раздаточный материал
Средства обучения:
1. Вербальные средства (учебники, справочная литература, иллюстрации, дидактические материалы, толковый словарь С.И. Ожегов)
2. Технические средства обучения (ИКТ, отрывок из фильма «Дубровский»).
Словарная работа: (Словарь Ожегова, Даля, Кузнецова).
Любовь глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней
привязанности (к родителям к детям, близким); постоянная сильная склонность, увлеченность; пристрастие, вкус к чемуто; инт. отношения и др.
Межпредметные связи: История, русский язык.ЭТАПЫ УРОКА
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД
ХОД УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
Орг. этап
Этап
актуализации
субъектного
опыта учащихся.
Словарная работа.
Постановка
проблемы
Личностные: внимание,
уважение к сверстникам;
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем, сверстниками;
Регулятивные:
мобилизация сил и
энергии, саморегуляция
Личностные:
совершенствование
духовнонравственных
качеств личности, воспи
тание уважительного
отношения к культуре;
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем, сверстниками,
умение с достаточной
полнотой выражать
мысли в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации.
Регулятивные: уметь
Психологический настрой детей на
урок.
Здравствуйте, ребята! Давайте
пожелаем успеха на уроке. Не
забываем про нашу формулу удачи:
Улыбка – настроение вера в себя –
результат.
Сегодня мы работаем в группах. У
каждого на столе оценочный лист.
Вы оцениваете себя, а работу
группы эксперты.
Мы продолжаем разговор о романе
А.С. Пушкина «Дубровский». О чем
он пойдет, вы скажете сейчас сами,
вам предлагаю
т.е.
нашего
сформулировать
урока, просмотрев
отрывок из
фильма.
Внимание на экран
(просмотр отрывка):
Каких героев вы узнали? Кто же
это? В чём признаётся Владимир
Маше?
У Пушкина цикл прозаических и
лирических
произведений,
посвящённых любви. Прочитайте
эпиграф (строки из стихотворения).
«Я Вас любил так
я
тему
ПРИМЕЧАНИЕ
Отрывок из художественного фильма
«Дубровский» (1988)
Слайд№1
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧАЮЩИХСЯ
Самоопределение,
оценивание
готовности к уроку.
Оценочный лист (ОЛ)
Актуализация знаний,
полученных на
прошлых уроках.
Называют главных
героев и что общего
между ними.
(ОЛ)
Знакомство с
эпиграфом, вывод о
том, что речь пойдет
о спасительной силе
любви, которая
Слайд №2определять и формули
ровать цель на уроке с
помощью учителя
Познавательные: умение
структурировать учебный
материал, выделять в нем
главное.
искренне, так нежно
Как дай вам Бог любимой
быть другим»
Как вы думаете, почему именно
эти строки взяты в основу нашего
урока?
Итак, какая же тема нашего урока.
Запишем в тетрадь тему урока и
эпиграф.
Какие поставите цели?
помогает выжить в
сложных ситуациях и
сохранить свою честь.
Формулируют тему
урока, цели.
На доске подсказки:
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ:
Продолжить
исследование
(анализ) текста.
Понять
взаимоотношения
Маши и Владимира
Учиться
подтверждать
ответы цитатами,
перевоплощаться.
Воспитывать
в
«чувства
себе
добрые».
Какой, по мнению А.С. Пушкина,
бывает настоящая любовь?
Какое влияние оказывает это
чувство на человека?
Посмотрите, какие у вас разные
мнения. Это проблемные вопросы,
которые мы будем исследовать
сегодня.
Но вначале давайте подумаем над
Работа со словарем,
высказываниеЭтап изучения
новых знаний и
способов
деятельности.
Поиск решения
проблемы
тем, что же такое любовь?!
Я попрошу найти определение
слова любовь в словаре. В каком?
личного мнения
Слайд №3
Слайд №4
Познавательные: поиск
и выделение необходи
мой информации, осоз
нанное и произвольное
построение речевого
высказывания в устной
форме, смысловое чтение,
извлечение необходимой
информации из текста,
преобразование текста с
целью выявления общих
законов; анализ, умение
доказывать;
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учите
лем, сверстниками,
умение с достаточной
полнотой выражать
мысли в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации.
Личностные: Умение
соблюдать дисциплину на
уроке, выполнять
практическую работу в
группе.
Регулятивные:
В словаре несколько определений
слова любовь, но для нас подойдет
следующее:
Любовь – глубокое эмоциональное
сердечное чувство.
Красивое высокое чувство. Но люди
знают, что оно сильнее смерти,
прекраснее жизни.
Такой ли была любовь Владимира
Дубровского? Чтобы ответить на
этот вопрос обратимся к гл.12.
Прочитаем сцену объяснения
Владимира с Машей и найдем те
слова, которые помогут ответить на
этот вопрос.
Прощаясь с Марьей Кирилловной,
Дубровский обращается к ней с
просьбой. Какой? Найдите. А вот
что она значит, вы скажете после
прослушивания отрывка…..
Что означает обещание «не
отвергнуть преданности»?
Дети внимательно
слушают, следят по
тексту.
Высказывают свое
мнение.
Прослушивание
Учитель рассказывает
классу:
в
средневековой
Европе существовала
традиция рыцарски
служить своей даме,Этап контроля и
самоконтроля.
Умение организовать
выполнение заданий
учителя, делать выводы
по результатам работы
Коммуникативные:
уметь оформлять свои
мысли в устной форме;
слушать и понимать речь
других
Регулятивные: уметь
высказывать своё
предположение (версию)
на основе работы с
иллюстрацией учебника
Познавательные: уметь
перерабатывать получен
ную информацию: нахо
дить ответы на вопросы,
используя свой жизнен
ный опыт
Личностные: уметь
оценивать жизненные
ситуации поступки лю
дей с точки зрения
общепринятых норм и
ценностей.
не требуя от нее
ничего, кроме того,
чтобы
дама
принимала
преданность своего
рыцаря.
Выражают свои
чувства от прочтения,
размышляют над
образом главного
героя, отвечают на
проблемные вопросы.
Работа в группах.
Учащиеся
обсуждают.
Заслушиваются
ответы.
(ОЛ)
Слайд№5
Дубровский понимает, что Марья
Кирилловна не может стать его
женой. Он хочет лишь служить ей и
просит, чтобы она не отвергала его
помощь.
Сейчас вам придется ответить на
очень сложный, взрослый, вопрос:
Как вы думаете, влюбившись в
Машу, не предал ли Владимир
память отца, отказавшись от мести?
Ведь нам уже известно, какие
отношения
у
Дубровского и Маши Троекуровой.
сложились
Работа в группах.
Анализ учащимися ассоциативных
рядов слов,
характеризующих
образы героев романа.
1 группа:
Чувство собственного достоинства,
великодушие, честность,
искренность, умение любить,
благородство, смелость…
(Владимир Дубровский)
Создать текст (до 45 предложений)
с включением прозвучавших слов.
Как вы понимаете слова афоризма?К какому герою их можно отнести?
В мире чувства есть лишь один
закон составить счастье того,
кого любишь (Стендаль (наст. имя
Анри Мари Бейль), французский
писатель).
Сделать любимого человека
счастливым любой ценой,
преодолевая все преграды и
препятствия. Эти слова о Владимире
Дубровском. Ради благополучия
Маши Троекуровой он готов на все.
2 группа:
Романтичность, нерешительность,
искренность, стойкость, честность…
(Маша Троекурова)
Человек истинно достойный
может быть влюблён как
безумец, но не как глупец. (Франсуа
Ларошфуко, французский писатель
моралист).
Речь идет о любви, которая
созидает, а не разрушает. Достой
ный человек не причинит зла и не
разобьёт сердца, выполняет свои
обещания и не рушит чужие судьбы.
Эти слова можно отнести к Маше
Троекуровой, которая,
обвенчавшись с князем Верейским,
отказывается бежать с Дубровским,
так как она дала клятву.
3группа:
Встреча при трагических
Ребята работают с
делают
текстом,
выводы,
строят
высказывания.
(ОЛ)(Махатма
обстоятельствах, самые счастливые
дни для молодых, признание в
любви… (история Маши и
Дубровского)
Дополните каждую группу своими
примерами (по 23)
Умение прощать – свойство
Слабые никогда не
сильных.
Ганди,
прощают.
руководитель
национально
освободительного движения Индии).
Дубровский сам называет свое
желание мстить безумием. Иными
словами,
любовь подводит его к
христианской заповеди: не отвечай
на зло злом, прощай врага своего, не
убий. Дубровский сумел сделать
самое главное: среди бед, которые
ему пришлось пережить, он остался
человеком чести.
Личностные: умение
правильно построить
ответ на поставленный
вопрос
Регулятивные:
умение анализировать и
делать выводы.
Коммуникативные:
умение воспринимать
информацию на слух,
Кому из героев романа А.С.
Пушкина вы сочувствуете, кого
жалеете?
Почему?
Какой мы можем сделать вывод,
оценив поведение
Маши и
Владимира?
сделал
Дубровский, что отказался от
мести? (письменно)
Правильно ли
Какие качества помогают героям
делать правильный выбор в жизни?
Слайд №6
Записать основную
мысль в тетрадь,
зачитать.
Этап коррекции
знаний и способов
действийотвечать на вопросы
учителя
Познавательные: умение
структурировать учебный
материал, выделять в нем
главное.
Наше исследование
подходит к
завершению, вы нашли ответы на
все проблемные вопросы и теперь
сможете сказать, какой, по мнению
настоящая
А.С. Пушкина, бывает
любовь?
Какое влияние оказывает это
чувство на человека?
Да, настоящая любовь чувство
великое, благородное и обязательно
бескорыстное, поэтому Владимир по
настоящему полюбив
Машу,
отказывается от мести ее отцу и
отпускает ее с князем Верейским,
чтобы не причинить ей боль.
Творческое задание:
Предположите
вариант
развития дальнейших событий (т.к.
роман остался незавершенным)
свой
Записывают
домашнее задание
Слайд №7
Личностные:
Самооценка на основе
успешности
Коммуникативные:
умение выражать свои
мысли
Познавательные:
Рефлексия. Контроль и
оценка процесса и
результатов деятельности
Сегодня на уроке мы с вами
поговорили об истории любви Маши
и Владимира.
– С каким героем хотел бы
встретиться?
– Какие вопросы по тексту ещё
остались?
– Чью бы роль хотел исполнить в
фильме?
Я предлагаю вам проанализи
ровать свою работу на уроке.
Отвечают на вопросы,
оценивая себя.
Выражают свои
чувства от прочтения,
размышляют над
вопросами.
Самоанализ.
Оценочный лист.
Озвучивание
результатов.
Этап информации
о домашнем
задании
Этап подведения
итогов
Этап рефлексии