История Отечества. 11 класс. Тема: Луганщина в годы советской мдернизации.
Оценка 5
Разработки уроков
doc
история
11 кл
09.05.2017
Луганщина в годы советской мдернизации.
Годы советской модернизации (1921 – 1941 гг.) на Луганщине, как и всего Советского государства, явились годами тоталитарного режима, подлинной трагедией нашего народа. Способом государственного управления страной в 20-е-30-е годы стал ТЕРРОР. Курс на модернизацию экономики, ее индустриализацию осуществлялся «военно-комунистическими» методами. Рыночное регулирование, в условиях сворачивания НЭПа, упразднялось, управление промышленностью централизировалось.В целом, в 20-е-30-е гг. промышленный потенциал Луганщины значительно вырос, она стала одним из наиболее развитых регионов УССР, были достигнуты результаты, в основе которых лежал тяжелый труд рабочих. Тоталитарный режим достиг огромных успехов, осуществляя эксплуатацию трудящихся и подменяя достойное материальное стимулирование труда идеологическим давлением командно-административной системы и репрессиями против советского народа – народа труженика.
История Отечеств11 кл-годы соц модернизации края.doc
История Отечества. 11 класс.
Тема: Луганщина в годы советской мдернизации.
«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать
и бросать, и опять начинать… А спокойствие – душевная подлость».
Лев Толстой
Цели: 1. Охарактеризовать Луганщину в годы советской модернизации.
2. Развивать умения и навыки анализировать факты и закономерности
становления Луганского края. Привить умения приобретать и постоянно
обновлять знания, применять их в различных ситуациях.
3. Воспитывать учащихся на ярких примерах героизма, храбрости, мужества,
любви к своему Отечеству, чувства национальной гордости за Луганчан,
проявивших патриотизм в годы социалистической модернизации. Воспитывать
взаимопонимание в общении, готовности к самостоятельному творчеству, к
пользованию гражданскими правами.
Тип урока – комбинированный.
I. ПЗУ: Какие основные события произошли в 20е–30е годы в молодом
Советском государстве?
Политические события 20е30е гг. Экономические события 20е30е гг.
Политика военного коммунизма
Переход к НЭПу, в результате
(19181921 гг.);
Разгром войск адмирала Колчака
(восточный фронт, 19191920,
январь);
Борьба против сил генерала
Н.Юденича (сев.зап. фронт,
19191920, март);
Борьба против сил А. Деникина и
П. Краснова (южный фронт,
19191920, январь);
Борьба против сил генерала П.Н.
Врангеля (Крым, 1920, апрель
ноябрь);
Советскопольская война.
Командующие КАМ.Н.
Тухачевский и А.И. Егоров
(1920, апрельноябрь);
Период «Малой Гражданской
войны» (19201922);
Избрание И.В. Сталина Ген.
кризиса политики «военного
коммунизма» (1921, март, 10
съезд РКП(б);
Курс на индустриализацию
народного хозяйства (декабрь
1925, 14 съезд ВКП(б));
Коллективизация с/х (1928
1937);
Создание колхозов (1928);
Первый пятилетний план
развития нар. хозяйства (1928
1932);
Голод (19321933, умерло до 7
млн. человек);
Второй пятилетний план (1933
1937);
Культурная революция (1933
1937);
Рекорд по добыче угля на шахте
«ЦентральнаяИрмино», установленный Алексеем
Стахановым (31 августа 1935).
Начало Стахановского движения.
Завершение коллективизации
(1937, крестьянские хозяйства
были объединены в колхозы
секом ЦК РКП(б);
Образование СССР (30 декабря
1922);
Принятие Конституции СССР
(январь 1924);
Убийство С.М. Кирова (декабрь
1934, начало сталинских
репрессий);
Принятие СССР в Лигу Наций
(1934);
Принятие Конституции СССР
(Конституция победившего
социализма1936);
Вооруженные столкновения
СССР и Японии (19381939, у оз.
Хасан и в районе р. ХалхинГол);
Заключение Советско
германского Пакта о
ненападении (23 августа 1939);
Нападение Германии на Польшу,
начало Второй мировой войны (1
сентября 1939);
Ввод советских войск восточные
районы Польши (З.Укр. и З.
Белоруссия, сентябрь 1939);
Советскофинляндская война
(ноябрь 1939март 1940);
Присоединение Прибалтики к
СССР (ноябрь 1939июнь 1940);
Передача СССР Бессарабии и
Сев. Буковины (Румынии),
образование Молдавской ССР
(июль 1940);
Реализация плана «Барбаросса»
и плана «Ост» (декабрь 1940);
Начало Великой
Отечественной войны, 22 июня
1941 года.
С какой целью, был взят курс на индустриализацию?
Превратить СССР из страны ввозящей в страну машины и оборудование, в
страну производящую эти машины и оборудование. С какой целью, был взят курс на коллективизацию сельского хозяйства
СССР?
Перекачка средств на нужды индустриализации из аграрного сектора экономики
в промышленный + ликвидация кулачества + образование крупных
коллективных хозяйств (колхозов).
С какой целью, была проведена культурная революция?
Необходимость в грамотных специалистах + формирование «нового человека»,
разделявшего взгляды марксистсколенинского учения + создание системы
общеобразовательных школ + развитие науки и искусства.
II. МОТИВАЦИЯ УПДУ: Что вы знаете о людях советского государства,
наших земляках совершивших трудовой подвиг, в 20е – 30е гг.? Каков их вклад
в экономику и политику советского государства?
Что вы читали, какие фильмы смотрели характеризующие период
становления новой Советской государственности? Как вы думаете, почему,
происходило противостояние крестьян и официальной власти? Что сыграло
главную роль в становлении и развитии новой экономической политики?
Почему, большинство крестьян, в условиях развития НЭПа, отошло от
антисоветского повстанческого движения и вернулось к мирной жизни?
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ УПДУ:
Вспомните, что означает понятие тоталитарный и дайте определение?
Разновидность антидемократического политического режима.
Отличительные признаки тоталитарного режима.
Монополия на власть одной политической партии (однопартийность).
Обязанность граждан подчиняться законам.
Установление личной диктатуры.
Абсолютный контроль.
Жесткая цензура.
Репрессии и террор.
Уничтожение оппозиции.
Манипуляция массовым сознанием населения.
Политический режим, при котором осуществляется полный контроль
над всеми сферами жизни.
Годы советской модернизации (1921 – 1941 гг.) на Луганщине, как и
всего Советского государства, явились годами тоталитарного режима,
подлинной трагедией нашего народа. Способом государственного
управления страной в 20е30е годы стал ТЕРРОР. Подумайте и сделайте выводы, кого в первую очередь объявляли «врагом
народа» и почему? Что происходило с членами семьи и их ближайшими
родственниками? Кем они становились? ИЗГОЯМИ ОБЩЕСТВА
В 20е – 30е гг. были предприняты административнотерриториальные
реформы в нашем крае.
1923 г. были созданы округа (вместо уездов) – Луганский и Старобельский.
1925 г. ликвидированы губернии.
1930 г. упразднены округа.
1932 г. создаются области, 2 июля образована Донецкая обл. (включающая и
территорию современной Луганской области).
1938 г. 3 июня принят Указ о разделении Донецкой обл. на две: Сталинскую
( с 1961 г. – Донецкая) и Ворошиловградскую (в 1958 – 1970 гг. –
Луганская; в 1970 – 1990 гг. – Ворошиловградская; с 4 мая 1990 г. –
Луганская).
В начале 20х гг. наш край испытывал экономические трудности. В
критическом положении находились угольная, металлургическая,
машиностроительная, химическая отрасли промышленности, безработица,
недовольство крестьян политикой «военного коммунизма», разруха и голод.
В чем был главный акцент на преодоление трудностей (голод, разруха) в
экономике, от чего зависело восстановление экономики? От результатов
работы, одной из главных отраслей народного хозяйства – УГОЛЬНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
1921 г. добыча угля в Донбассе составила 5,8 млн.т., была в 4,5 раза меньше,
чем в 1913 г.
19271928 гг. добыча угля в Донбассе, составила 27,3 млн.т. и превзошла
уровень 1913 г. (9,36 млн.т. выдали на гора шахтеры Луганского округа).
Курс на модернизацию экономики, ее индустриализацию осуществлялся
«военнокомунистическими» методами. Рыночное регулирование, в
условиях сворачивания НЭПа, упразднялось, управление промышленностью
централизировалось.
19281932 гг. в Донбассе введено в эксплуатацию 90 новых шахт. Поиск
новых форм организации труда – беспрерывная добыча угля.
1932 г. появление новой горной техники в Первомайске. А.И. Бахмутский
сконструировал первый в мире угольный комбайн.
1935 г. Луганщина стала родиной стахановского движения.
Что вы можете рассказать о Алексее Стаханове? Повысил
производительность труда в 14,8 раз. Герои стахановцы – Мирон Дюканов,
Дмитрий Концедалов, Никита Изотов, Федор Артюхов… Стаханов вошел в
историю как пионер новой организации труда (разделение добычи угля между
забойщиком и крепильщиками). В 1970 г. А.Г. Стаханову присвоено звание
Героя Социалистического Труда, а в 1978 г. на карте мира появился город Стаханов (Кадиевка), единственный город названный в честь трудового
человека.
Благодаря трудовым подвигам советских тружеников, были восстановлены и
значительно увеличены мощности металлургической промышленности (завод
ДЮМОАлчевский металлургический звод им. Ворошилова, 1926 г.),
мощности химической и стекольной промышленности (1921 г. в Лисичанске
создан «Химуголь», «Донсода», 1922 г. завод «Пролетарий»).
19221923 гг. на Луганском паровозостроительном заводе было построено 49
паровозов серии «Э», а за последующие пять лет – 447 паровозов различных
серий. В 1929 г. рабочими была выдвинута идея «пятилетку в четыре года»,
одобренная партийным руководством и подхваченная по всей стране
Советов. В 1933 г. реконструированный завод стал крупнейшим
паровозостроительным заводом в Европе.
В целом, в 20е30е гг. промышленный потенциал Луганщины
значительно вырос, она стала одним из наиболее развитых регионов
УССР, были достигнуты результаты, в основе которых лежал тяжелый
труд рабочих. Тоталитарный режим достиг огромных успехов,
осуществляя эксплуатацию трудящихся и подменяя достойное
материальное стимулирование труда идеологическим давлением
командноадминистративной системы и репрессиями против советского
народа – народа труженика.
С введением НЭПа началось быстрое возрождение сельского хозяйства,
создание рыночных отношений, передача земли, конфискованной у
помещиков – крестьянам, образование земельного банка, это были
положительные черты в развитии аграрного сектора. Большинство крестьян
отошло от антисоветского повстанческого движения и вернулось к
мирной жизни. Отрицательными, являлись, стремление государства к
жесткому контролю над всеми сферами жизни общества, в том числе и в
сельском хозяйстве.
19211923 гг. голод на Луганщине. Старобельщина поставляла пшеницу в
голодающее Поволжье, несмотря на растущую смертность.
1928 г. компания по созданию колхозов и раскулачиванию приобрела формы
произвола. 1 февраля 1930 г. Советы приняли постановление «О
мероприятиях переустройства с/х и борьбе с кулачеством». Крестьян
Луганщины, сельсоветы поделили на КУЛАКОВ (первой, второй и третьей
категории), СЕРЕДНЯКОВ, БЕДНЯКОВ и ПОДКУЛАЧНИКОВ.
Кулаки первой категории выселялись за пределы УССР, второй – из сел на
выселки, третьей – в хаты развалюхи бедняков.
Голод 19321933 гг.
Подумайте и сделайте вывод к чему приводила политика
раскулачивания и активность рабочихактивистов для сплочения
бедноты и создания колхозов? Убийства, покушения, поджоги, порча колхозного имущества…
Коллективизация привела к резкому падению произодительности
сельского хозяйства. Большинство колхозов были мелкими и
экономически слабыми.
IV. ОЗ: Так что же такое индустриализация? Какие отрасли
промышленности нашего края развивались, преодолевая экономическую
отсталость? Определите чем отличалась НЭП от коллективизации с/х?
Выскажите свое отношение к событиям происходившим на Луганщине в
период раскулачивания. Почему советская власть ликвидировала слой
зажиточных крестьян? Кто и с какой целью совершил первый трудовой
подвиг? Как стало называться движение передовиков производства?
V. ОБОБЩЕНИЕ: Что такое тоталитаризм? Каким образом крестьяне
боролись с произволом рабочихактивистов? Межпредметные связи:
литература, история, право, экономика.
VI. ИТОГИ УРОКА: выставление оценок
VII. ДЗ: Профильный уровень. История Луганского края, с. 316329.
Локотош Б.Н. «Очерки истории Луганска», с. 88108.
Подготовить сообщения о политлидерах СССР. Практическая работа, с.
готовят_____________________, в помощь использовать интернетресурс
(задание для сильных).
История Отечества. 11 класс. Тема: Луганщина в годы советской мдернизации.
История Отечества. 11 класс. Тема: Луганщина в годы советской мдернизации.
История Отечества. 11 класс. Тема: Луганщина в годы советской мдернизации.
История Отечества. 11 класс. Тема: Луганщина в годы советской мдернизации.
История Отечества. 11 класс. Тема: Луганщина в годы советской мдернизации.
История Отечества. 11 класс. Тема: Луганщина в годы советской мдернизации.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.