ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БАЛАЛАЙКИ

  • Семинары
  • docx
  • 08.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

История развития и бытования русских народных музыкальных инструментов - одна из наименее исследованных областей отечественной музыкальной науки. В то время как народные песенные традиции уже давно стали предметом тщательного изучения, народный музыкальный инструментарий должного внимания к себе не привлек. В области русского народного инструментоведения до сих пор не издано ни одной обобщающей работы, а число опубликованных записей народной инструментальной музыки предельно мало
Иконка файла материала История Балалайки.docx
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БАЛАЛАЙКИ Балалайка ­ мусикийское орудие с ладами, но большей части о двух струнах. (Словарь Академии Российской по азбучному порядку расположений, ч. I . ­ СПб, 1806г. Сей инструмент в великом употреблении в России... между простым народом. (Карманная книга для любителей музыки на 1795 год.) История   развития   и   бытования   русских   народных   музыкальных инструментов   ­   одна   из   наименее   исследованных   областей   отечественной музыкальной науки. В то время как народные песенные традиции уже давно стали   предметом   тщательного   изучения,   народный   музыкальный инструментарий должного внимания к себе не привлек. В области русского народного инструментоведения до сих пор не издано ни одной обобщающей работы, а число опубликованных записей народной инструментальной музыки предельно мало. Собирание   и   изучение   ее   в   условиях царской России фактически не производилось. Достаточно сказать, что на протяжении  всей истории   дореволюционной   фольклористики был   только   один   пример   публикации народного балалаечного наигрыша в 1896 году Н.Пальчиковым.   Проблемы   русского   музыкального   инструментария трактуются в единичных исследованиях, посвященных лишь отдельным его представителям,   либо   в   основательно   устаревших   и   ставших   к   тому   же уникальными трудах дореволюционных ученых. Небольшие   масштабы   научно­исследовательской   работы,   посвященной изучению народных инструментов, кажутся необъяснимыми. Вместе с тем, это явление   далеко   не   случайное,   оно   имеет   глубокие   корни   в   исторических условиях   существования   народной   инструментальной   музыки   в   России.   В начале   ХVII   века   московские   «домерщики»   (музыкальные   мастера), изготавливавшие домры и другие музыкальные инструменты, населяли целый переулок в Замоскворечье в районе Пятницкой улицы. Хотя домра и другие инструменты были широко распространены в народе, в   среду   правящих   классов   эти   инструменты   проникали   лишь   в исключительных   случаях.   Объясняется   это   враждебным   отношением   состороны   церкви,   рассматривающей   все   народные   инструменты,   а   в особенности инструменты струнные, как «сосуд Диавола», «бесовские игры». Сохранился   ряд   предписаний   церкви,   направленных   против   народных музыкантов,   в   которых   они   по   своей   «   вредности   »   приравнивались   к разбойникам и волхвам. Гонения   на   народные   музыкальные   инструменты   со   стороны   церкви   и светской   власти   в   середине   ХVII   века   принимает   характер   массового уничтожения   этих   образцов   народного   искусства.   Так,   например,   по свидетельству Адама Олеария, «около 1649 года все «гудебные сосуды» были отобраны по домам в Москве, нагружены на пяти возах, свезены за Москву­ реку и там сожжены». Это   было   в   Москве,   а   в   провинцию   следовали   строгие   царские   указы Алексея   Михайловича   вроде   следующего,  посланного   в  том   же  1649  году приказчику Верхотурского уезда в Сибири: «А где объявятся домры и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, тебе б то всё велеть выимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь». Христианская   культура,   пришедшая   на   Русь   из   Византии,   не   приняла инструментальной   музыки,  а  использовала   почти   исключительно   вокальное пение   (единственным   музыкальным   инструментом,   применявшимся   в христианском   церковном   обряде,   был   колокол).   Главными   носителями народного   инструментализма   были   скоморохи,   с   их   бытовым,   народно­ обрядовым и социально­сатирическим репертуаром. Это   привело   к   тому,   что   православная   церковь,   опиравшаяся   на государственную   власть,   стала   полностью   отрицать   инструментальное искусство.   Провозглашение   «греховности»   инструментальной   музыки, многовековая борьба с «бесовскими гудебными сосудами», преследование и уничтожение   скоморохов   ­   первых   музыкантов­профессионалов,   все   это определило черную полосу в развитии национального инструментализма. На   протяжении   столетий   путь   русской   музыкальной   культуры прослеживался   в   свете   развития   певческого   начала,   область инструментального   музицирования   оставалась   в   тени.   Наличие   отдельных народно­инструментальных   ансамблей   при   княжеских   и   царских   дворах, равно   как   и   некоторое,   начиная   с   XVIII   столетия,   оживление   интереса   к практике   народного   музицирования,   не   меняли   положения   в   научно­ теоретической сфере.В русских печатных источниках, от нотных песенных  сборников   конца  XVIII  столетия  и до   середины   следующего   века,   мы   не встречаем   никаких   упоминаний   о   народных музыкальных и инструментальной музыке, ни одного образца народного   инструментального   исполнения. Теоретические исследования в этой области опирались на вокальную основу, что   привело   к   недооценке   инструментального   начала   русской   народной музыки. инструментах