История развития и бытования русских народных музыкальных инструментов - одна из наименее исследованных областей отечественной музыкальной науки. В то время как народные песенные традиции уже давно стали предметом тщательного изучения, народный музыкальный инструментарий должного внимания к себе не привлек. В области русского народного инструментоведения до сих пор не издано ни одной
обобщающей работы, а число опубликованных записей народной инструментальной музыки предельно мало
История Балалайки.docx
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БАЛАЛАЙКИ
Балалайка мусикийское орудие с ладами, но большей части о двух струнах.
(Словарь Академии Российской по азбучному порядку расположений, ч. I .
СПб, 1806г.
Сей инструмент в великом употреблении в России... между простым народом.
(Карманная книга для любителей музыки на 1795 год.)
История развития и бытования русских народных музыкальных
инструментов одна из наименее исследованных областей отечественной
музыкальной науки. В то время как народные песенные традиции уже давно
стали предметом тщательного изучения,
народный музыкальный
инструментарий должного внимания к себе не привлек. В области русского
народного инструментоведения до сих пор не издано ни одной обобщающей
работы, а число опубликованных записей народной инструментальной музыки
предельно мало.
Собирание и изучение ее в условиях
царской России фактически не производилось.
Достаточно сказать, что на протяжении всей
истории дореволюционной фольклористики
был только один пример публикации
народного балалаечного наигрыша в 1896 году
Н.Пальчиковым.
Проблемы русского музыкального инструментария
трактуются в единичных исследованиях, посвященных лишь отдельным его
представителям, либо в основательно устаревших и ставших к тому же
уникальными трудах дореволюционных ученых.
Небольшие масштабы научноисследовательской работы, посвященной
изучению народных инструментов, кажутся необъяснимыми. Вместе с тем, это
явление далеко не случайное, оно имеет глубокие корни в исторических
условиях существования народной инструментальной музыки в России. В
начале ХVII века московские «домерщики» (музыкальные мастера),
изготавливавшие домры и другие музыкальные инструменты, населяли целый
переулок в Замоскворечье в районе Пятницкой улицы.
Хотя домра и другие инструменты были широко распространены в народе,
в среду правящих классов эти инструменты проникали лишь в
исключительных случаях. Объясняется это враждебным отношением со стороны церкви, рассматривающей все народные инструменты, а в
особенности инструменты струнные, как «сосуд Диавола», «бесовские игры».
Сохранился ряд предписаний церкви, направленных против народных
музыкантов, в которых они по своей « вредности » приравнивались к
разбойникам и волхвам.
Гонения на народные музыкальные инструменты со стороны церкви и
светской власти в середине ХVII века принимает характер массового
уничтожения этих образцов народного искусства. Так, например, по
свидетельству Адама Олеария, «около 1649 года все «гудебные сосуды» были
отобраны по домам в Москве, нагружены на пяти возах, свезены за Москву
реку и там сожжены».
Это было в Москве, а в провинцию следовали строгие царские указы
Алексея Михайловича вроде следующего, посланного в том же 1649 году
приказчику Верхотурского уезда в Сибири: «А где объявятся домры и сурны,
и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, тебе б то всё
велеть выимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь».
Христианская культура, пришедшая на Русь из Византии, не приняла
инструментальной музыки, а использовала почти исключительно вокальное
пение (единственным музыкальным инструментом, применявшимся в
христианском церковном обряде, был колокол). Главными носителями
народного инструментализма были скоморохи, с их бытовым, народно
обрядовым и социальносатирическим репертуаром.
Это привело к тому, что православная церковь, опиравшаяся на
государственную власть, стала полностью отрицать инструментальное
искусство. Провозглашение «греховности» инструментальной музыки,
многовековая борьба с «бесовскими гудебными сосудами», преследование и
уничтожение скоморохов первых музыкантовпрофессионалов, все это
определило черную полосу в развитии национального инструментализма.
На протяжении столетий путь русской музыкальной культуры
прослеживался в свете развития певческого начала,
область
инструментального музицирования оставалась в тени. Наличие отдельных
народноинструментальных ансамблей при княжеских и царских дворах,
равно как и некоторое, начиная с XVIII столетия, оживление интереса к
практике народного музицирования, не меняли положения в научно
теоретической сфере. В русских печатных источниках, от нотных
песенных сборников конца XVIII столетия и
до середины следующего века, мы не
встречаем никаких упоминаний о народных
музыкальных
и
инструментальной музыке, ни одного образца
народного инструментального исполнения.
Теоретические исследования в этой области опирались на вокальную основу,
что привело к недооценке инструментального начала русской народной
музыки.
инструментах
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БАЛАЛАЙКИ
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БАЛАЛАЙКИ
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БАЛАЛАЙКИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.