Историзм Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии (8 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.09.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Название предмета: литература Класс: 8 УМК (название учебника, автор, год издания): Литература, В.Я. Коровина, 2011 Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый Тема урока: Историзм Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 5 часов Место урока в системе уроков по теме: №1 Цель урока: отметить особенности историзма Н.В. Гоголя, познакомить с историей создания комедии «Ревизор». Задачи урока: углубить знания учеников о творческой биографии писателя; закрепить знания о драматическом роде литературы; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста. Планируемые результаты: учащиеся рассказывают о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, привлекая знания, полученные в предыдущих классах, знают теоретико-литературные определения, о замысле, истории создания комедии, участвуют в беседе, вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой. Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, экран, видеосюжет «Н.В.Гоголь». Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока : портрет Н.В. Гоголя, иллюстрации к комедии «Ревизор».
Иконка файла материала Конспект урока.docx
Мухаметшина Елена Александровна,  учитель русского языка и литературы,  МОБУ «СОШ №19» г. Оренбурга. Название предмета: литература Класс: 8  УМК (название учебника, автор, год издания): Литература, В.Я. Коровина, 2011 Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый Тема урока: Историзм Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 5 часов  Место урока в системе уроков по теме: №1  Цель   урока:   отметить   особенности   историзма   Н.В.   Гоголя,   познакомить   с   историей создания комедии «Ревизор».  Задачи   урока:  углубить   знания   учеников   о   творческой   биографии   писателя;   закрепить знания   о   драматическом   роде   литературы;   развивать   навыки   выразительного   чтения, анализа текста. Планируемые   результаты:   учащиеся   рассказывают   о   жизни   и   творчестве   Н.В.   Гоголя, привлекая   знания,   полученные   в   предыдущих   классах,   знают   теоретико­литературные определения, о замысле, истории создания комедии, участвуют в беседе, вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой. Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, экран, видеосюжет «Н.В.Гоголь». Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока : портрет Н.В. Гоголя, иллюстрации к комедии «Ревизор». Содержание урока: Много еще пройдет времени, пока разумеется вполне все глубокое и строгое значение Гоголя, этого монаха­художника, христианина­сатирика, аскета и юмориста, этого мученика возвышенной мысли и неразрешимой задачи! И.С. Аксаков 1. 2. Организационный этап.  Актуализация опорных знаний.­Расскажите, что вам известно о Н.В. Гоголе? ­Какие произведения писателя вы читали? ­Какие из них вам больше всего понравились и почему? 3. Мотивация учебной деятельности. Слово учителя.  Николай Васильевич Гоголь ­ один из самых самобытных и загадочных писателей.  О нем  знают   не только  в России,  но  и  за  пределами  русского  культурного пространства. Его произведения возбуждают интерес на протяжении всей жизни. Читая и перечитывая Гоголя, каждый раз открываешь его заново!  И.С. Аксаков, поэт и публицист, наш земляк, писал в 1852 году, после смерти Гоголя… (Обращение к эпиграфу урока). Произведения   Николая   Васильевича   изучаются   в   школе.   Экранизируются,   ставятся   на сценах   известных   театров.   Он   один   из   самых   читаемых   и   узнаваемых   писателей.   И, несмотря на то, что минул 200­летний юбилей Гоголя, нас по­прежнему волнует вопрос: смогли ли мы осознать то «глубокое и строгое значение» писателя, о котором спрашивал Аксаков И.С.? Гоголь оставил после себя десятки гениальных произведений и столько же загадок, не разгаданных до сих пор почитателями и исследователями его творчества. Мы с вами сегодня создадим свой портрет художника слова, просмотрев видеофильм о жизни и творчестве Н.В. Гоголя. 4. Работа над темой урока. 1) Просмотр видеосюжета. 2) Беседа. ­Что нового вы узнали о жизни и творчестве писателя? ­Какие факты творческой биографии писателя произвели на вас впечатления и почему? ­На протяжении всего 8 класса мы с вами говорим об историзме в творчестве того или иного писателя, поэта. Вспомните, что такое историзм?  ­В чем выразились особенности историзма Н.В. Гоголя. До   этого   урока   мы   были   знакомы   с   Гоголем   ­   прозаиком.   Сегодня   мы   знакомимся   с Гоголем – драматургом.  3) Сообщение ученика об истории создания «Ревизора». Как   драматург   Гоголь   продолжил   развитие   творческих   достижений   своих предшественников Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова. В 30­е годы XIX века он серьезно задумывается о будущем русской комедии. Писатель считал, что комедия выполнит свое назначение   только   тогда,   когда   идея   произведения   выявится   в   системе   образов,   в композиции, в сюжете, а не в прямых словесных назиданиях, нравоучениях с наказыванием пороков на глазах зрителей.Так   в   30­е  годы   Гоголь   работает  одновременно   над  двумя   комедиями   из   современной жизни: «Игроки» и «Женихи» (позднее переработанные в «Женитьбу»). Работу над «Ревизором» Гоголь начал, будучи уже известным писателем, которого высоко ценил и дружески поддерживал А.С. Пушкин. Известно,   что   в   одну   из   встреч   в   октябре   1835   года   Пушкин   передал   Гоголю   сюжет «Ревизора». Над текстом комедии писатель работал 17 лет, хотя первая черновая редакция была написана уже к декабрю 1835 года. Черновые наброски всегда делались Гоголем очень быстро, много времени уходило на «оттачивание» произведения так за год до смерти, в 1851 году, он внес последние изменения в одну из реплик 4 действия. Окончательной редакцией считается текст 1842 года. Прижизненных редакций комедии было три: 1836, 1841,1842. 4) Чтение статьи учебника «О замысле, написании и постановке «Ревизора» (с. 247­ 250) и её обсуждение. ­ К какому роду литературы относится комедия? (к драме) ­ Чем отличается драма как род литературы? (Драматические произведения предназначены для постановки на сцене. Авторская речь в драме присутствует  лишь в виде ремарок, кратких замечаний для актеров. Драма находится на стыке двух искусств – литературы и театра.) ­ Почему А.С. Пушкин называл себя крестным отцом комедии «Ревизор»? ­ С какой целью Гоголь сопроводил свою комедию массой поясняющих комментариев? (Гоголь очень внимательно относился к своему читателю. Комментарии к пьесе, по его мнению, должны были помочь восприятию комедии.) Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего   требуется   от   человека   справедливости,   и   за   одним   разом   посмеяться   над   всем» («Авторская исповедь»). Необычными   были   и   подробные   «Замечания   для   господ  актеров»,   которые   следуют   за афишей и дают обстоятельную характеристику героев пьесы. Прочитав список действующих лиц, мы обнаружим, что никакого ревизора там нет. В чем же дело? Заглавный герой оказывается внесценическим персонажем? 5) Комментированное чтение афиши и «Замечаний для господ актеров» («Характеры и костюмы») Задания и вопросы: ­Перелистайте пьесу «Ревизор», определите, сколько актов в ней и из скольких явлений состоит каждый акт. (Пять действий, в каждом от шести до шестнадцати явлений). ­О чем может рассказать афиша, до знакомства с комедией?(25 конкретных действующих лиц разного ранга и положения и множество гостей, купцов, мещан, просителей без имени. Уже   чтение   афиш   дает   возможность   предположить,   что   в   комедии   показана   широкая картина жизни, своеобразная анатомия уездного города: здесь и глава администрации – городничий, и чиновники: смотритель училищ, судья, попечитель богоугодных заведений,полицмейстер; уездный лекарь, полицейские чины, городские помещики и городские дамы, и купцы, и мещане, и слуги.) 6) Чтение I действия комедии Читают по ролям заранее подготовленные ученики. 7) Беседа по вопросам ­Какую роль играет первая фраза комедии?  ­Что мы узнаем из письма Андрея Ивановича Чмыхова? ­Какова роль этого персонажа? ­Как характеризуют чиновников советы городничего?(в тексте) ­Какова самохарактеристика чиновников?(в тексте) ­Как вы считаете, почему чиновники поверили сообщению Бобчинского и Добчинского о ревизоре? (были напуганы, боялись раскрытия своих преступлений) ­Как ведут себя чиновники при известии о том, что ревизор уже приехал? ­Можем ли мы сказать, где и когда происходит действие? Какое значение имеют время и место действия? 5. Рефлексия. Подведение итогов урока. Уже по I действию пьесы можно сказать, что дела во всех сферах городской жизни обстоят неблагополучно. Но самое страшное то, что люди, живущие в этом городе, вовсе и не подозревают, что можно жить по­другому. Гоголь пишет о современном ему обществе, но в то же время, проблемы, поднятые им, вечны. Пьеса актуальна и сейчас. Не так важно место действия, оно условно. Это модель города   вообще,   поскольку   представленными   на   сцене   оказываются   практически   все основные   стороны   любой   административно­территориальной   единицы.   В   том   числе   и государства. Важно, что это типичный российский город, олицетворение России. 6. Домашнее задание.  «Пьеса по­настоящему живет только на сцене», – как­то заметил Николай Васильевич Гоголь. Получается, что без сцены, без театра пьеса, не обретя жизни «настоящей», вполне может умереть? 1.Предлагаю, перевоплотиться в актеров и подготовить инсценированное чтение по ролям I и II действия комедии (распределить роли);  2.Ответить на вопросы учебника (с.342)

Посмотрите также