Итоги и последствия Смутного времени.
• Помочь учащимся понять исторический контекст и причины Смутного времени.
• Объяснить главные следствия Смутного времени.
• Позволить учащимся показать свои навыки анализа исторических событий.
Урок предназначен для учеников 7 класса. В классе 14 учеников.
История России, 7 класс.
• Учебник по истории России
• Интерактивная презентация на тему Смутного времени
• Дополнительные источники для исследовательской работы
№ |
Шаг урока |
Описание |
1 |
Вводная часть |
Учитель делает короткий обзор темы урока и определяет цели и задачи урока. |
2 |
Мотивация |
Учитель объясняет, почему данная тема важна для понимания истории России и как она влияла на современное общество. |
3 |
Новый материал |
Учитель использует презентацию и учебник для представления нового материала о Смутном времени. |
4 |
Групповое задание |
Ученики делятся на группы и анализируют различные поступки ключевых персонажей данного исторического периода. Каждая группа представляет свои результаты. |
5 |
Обобщение |
Учитель помогает ученикам подвести итоги урока и обобщить полученные знания. |
6 |
Домашнее задание |
Учитель дает домашнее задание, которое включает анализ последствий Смутного времени. |
Учитель проверяет понимание учеников, задавая проблемные вопросы и анализируя их работу в группе. Обратная связь предоставляется на протяжении всего урока.
В конце урока учитель обсуждает домашнее задание, отвечает на оставшиеся вопросы об Смутном времени и подводит итоги урока.
Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня у нас очень интересная тема – все о Смутном времени в истории нашей страны. Нашей основной целью на сегодняшнем уроке будет понимание исторического контекста этого периода и его основных последствий.
Учитель: Может возникнуть вопрос, почему нас должно волновать событие, которое произошло несколько столетий назад. Как вы думаете, ребята, почему важно знать историю, своего рода исторический опыт? (Дать возможность ученикам высказать свое мнение). Верно, история помогает нам понимать наше прошлое и настоящее, и, возможно, спрогнозировать будущее. Весьма вероятно, что не было бы современной России, как мы ее знаем, без такого трудного периода в ее истории, как Смутное время.
Учитель (используя презентацию и учебник): Так что же такое Смутное время? Обратите внимание на презентацию, и давайте начнем наше путешествие в прошлое…
(Учитель продолжает объяснять исторические события, используя материалы презентации и учебника, проводит беседу и дискуссию, отвечает на вопросы учеников)
Учитель: Отлично, ребята! Теперь у нас есть базовые знания о Смутном времени. Давайте проведем анализ действий ключевых персонажей этого исторического периода.
(Ученики делятся на группы и высказывают свое мнение об ответственности каждого персонажа за происходящее)
Учитель: Наши группы провели поразительные анализы действий ключевых персонажей. Давайте разберем некоторые из них и обсудим, какие уроки можно извлечь из опыта Смутного времени.
(Учитель обобщает и проводит итоговую дискуссию)
Учитель: Мне бы хотелось, чтобы вы продолжили исследование на дому. Ваше домашнее задание будет состоять в анализе последствий Смутного времени. Мы уже прекрасно поработали над причинами и контекстом, а теперь вам предстоит самостоятельно разобраться в его итогах.
Проанализируйте, как Смутное время повлияло на последующие события и развитие России, используя материалы учебника и дополнительную информацию из интернета. Ваши работы я жду на следующем уроке.
Учитель: Это все на сегодня. Большое спасибо за активность и участие. Увидимся на следующем уроке!
1. Каким было Смутное время в истории России? Постарайтесь описать данный период в нескольких предложениях.
2. Какие вы знаете ключевые события этого исторического периода?
3. Назовите трех ключевых персонажей Смутного времени и расскажите о роли каждого из них.
4. Какие последствия Смутного времени вы можете назвать?
5. Каким образом Смутное время повлияло на последующие события и развитие России?
6. Какие уроки можно извлечь из исторического опыта Смутного времени?
7. Почему важно изучать историю и как она может помочь нам понимать наше прошлое, настоящее и будущее?
1. Смутное время - это период в истории России в конце 16 - начале 17 века, характеризующийся политическим кризисом, борьбой за власть, интервенцией и социальными потрясениями.
2. Ключевые события - кончина Ивана Грозного и раскол царевичей, Болотное поле и вставка Лжедмитрия на трон, война с Польшей, опричнина, Второе нашествие Польши, Земский собор и избрание Михаила Романова.
3. Ключевые персонажи: Лжедмитрий I (самозванец, ходивший под именем царевича Дмитрия), Борис Годунов (действительное правление страной), Василий Шуйский (царь в период Смутного времени).
4. Последствиями Смутного времени стали укрепление централизованной власти, окончание периода раскола боярства и зачатки классового общества, изменения в социально-политической структуре России.
5. Смутное время послужило основой для формирования особенностей русского государственного устройства, определило дальнейшую судьбу России и стала началом формирования новой династии Романовых.
6. Исторический опыт Смутного времени учит понимать значение стабильности в обществе, тактику и стратегию в борьбе за власть, влияние исторического контекста на формирование будущего.
7. Изучение истории важно для понимания своего прошедшего и настоящего, влияния исторических событий на современные процессы и возможного прогнозирования будущего.
1. Что собой представляют и почему появились названия прочих исторических эпох, таких как “Просвещенный абсолютизм”, “Ренессанс”? Сравните их с названием “Смутное время”.
2. Если бы вам предоставилась возможность встретиться с одним из ключевых персонажей Смутного времени, кто это был бы и что вы бы хотели его спросить или сказать?
3. Как вы думаете, есть ли аналогии Смутного времени в современных исторических событиях в мире? Выберите любое современное общество и предложите аналогию.
4. Что, по вашему мнению, было самым заметным последствием Смутного времени для России, и как это влияет на её современное положение?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.