Итоговая контрольная работа по литературе за курс 6 класса
Вариант 1
Часть 1
1. Фольклор – это:
1. Устное народное творчество
2. Художественная литература
3. Жанр литературы
4. Жанр устного народного творчества.
2. Пословица – это:
1. краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль;
2. краткий иносказательный рассказ поучительного характера;
3. выражение насмешки.
3. Какой из этих размеров стиха является двусложным:
1. дактиль
2. ямб
3. анапест
4. Произведение А.С. Пушкина «Дубровский»:
1. Это повесть
2. Это рассказ
3. Это роман
4. Это новелла.
5. Тема рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»:
1. встреча одноклассников
2. неравноправие людей
3. приспособленчество
6. Назовите стихотворение М.Ю. Лермонтова:
1. «Зимнее утро»
2. «Узник»
3. «И.И.Пущину»
4. «Три пальмы»
7. Какую работу выполнял Левша из произведения Н.С. Лескова «Левша»:
1. выковывал подковы для блохи
2. гравировал имя мастера
3. выковывал гвоздики
8. В произведении Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» в
ночь перед Рождеством черт украл месяц, желая:
1. пошалить;
2. отомстить кузнецу;
3. поиздеваться над селянами.
9. Укажите жанр произведения В.А. Жуковского «Кубок»
1. поэма
2. баллада
3. басня
10. О залежах какого полезного ископаемого говорится в «Кладовой солнца» М.М. Пришвина:
1. О нефти
2. О газе
3. О торфе
4. Об угле
11. Кто автор «Илиады»:
1. Гомер
2. Софокл
3. Еврипид
4. Аристофан
12. Кто из русских поэтов описал строительство железной дороги:
1. Н.А. Некрасов
2. А.А. Фет
3. Ф.И. Тютчев
4. А.С. Пушкин
13. Кто автор рассказа «Конь с розовой гривой»:
1. М.М. Пришвин
2. А.П. Платонов
3. В.Г. Распутин
4. В.П. Астафьев
14. Найдите соответствия между автором и названием произведения:
1. П. Мериме а) « Железная дорога»
2. В.Г. Распутин б) «Уроки французского»
3. А.С. Пушкин в) «Барышня-крестьянка»
4. Н.А.Некрасов г) «Маттео Фальконе»
15. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:
1. Марья Кириловна а) «Дубровский»
2. Грэй б) «Кладовая солнца»
3. Настя и Митраша в) «Алые паруса»
4. Лидия Михайловна г) «Уроки французского»
16. Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:
1. «Уроки французского»
2. «Кладовая солнца»
3. «Тринадцатый подвиг Геракла»
4. «Срезал»
17. Выберите определение, соответствующее понятию «Аллегория»:
1) построение художественного произведения;
2) чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета;
3) иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты.
18. Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.
1) «Мужичок-в-мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе».
2) «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван...»
3) «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени...»
19. Какой художественный приём использует автор:
Неохотно и несмело
Солнце СМОТРИТ на поля…..(Ф.И.Тютчев)
20. Какой художественный приём использует автор:
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит... (Н.А. Некрасов)
Часть 2
Напишите небольшой отзыв о произведении, которое больше всего вам запомнилось в этом учебном году.
Вариант 2.
Часть 1
1. Назовите основные роды литературы:
1. эпос, повесть, драма
2. эпос, лирика, драма
3. роман, поэма, комедия
4. эпос, лирика, трагедия
2. Поговорка - это
1. меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения
2. вид художественного произведения
3. сказания, передающие представления древних народов о мире.
3. Какой из этих размеров стиха является трехсложным:
1. хорей
2. амфибрахий
3. Ямб
4. Определите жанр произведения Н.С. Лескова «Левша»:
1. сказка 3. сказ
2. притча 4. рассказ.
5. Тема стихотворения « Железная дорога» Н.А. Некрасова:
1. любовь к Родине
2. быт и нравы крестьян при крепостном праве
3. тяжелый труд крепостных
6. Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:
1. «Тринадцатый подвиг Геракла»
2. «Маленький принц»
3. «Уроки французского»
4. «Срезал»
7. Кто автор «Одиссея»:
1. Еврипид
2. Софокл
3. Гомер
4. Аристофан
8. Как звали учительницу из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»:
1. Лидия Валентиновна
2. Анастасия Прокопьевна
3. Анастасия Ивановна
4. Лидия Михайловна.
9. Найдите соответствия между автором и названием произведения:
1. А.П. Чехов а. «Дубровский»
2. А.С. Пушкин б. «Толстый и тонкий»
3. А.П. Платонов в. «Корова»
4. М.М. Зощенко г. «Встреча »
10. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:
1. Платов а) «Левша»
2. Ассоль б) «Конь с розовой гривой»
3. Санька в) «Дубровский» 4. Троекуров г) «Алые паруса»
11. Выберите определение, соответствующее понятию: « Антитеза»
1. выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство.
3. Изображение одного предмета путем сравнения его с другим
12. Почему герой из произведения В.Г. Распутина «Уроки французского» стал играть в «чику»:
1. Нужны были деньги на учебу
2. Нужны были деньги на еду
3. Нужно было отдать денежный долг
4. Хотел помочь матери в деревне.
13. Главного героя произведения А.С. Пушкина «Дубровский» зовут:
1. Шабашкин
2. Владимир Андреевич Дубровский
3. Архип
4. Князь Верейский.
14. Укажите автора произведения «Лошадиная фамилия»
1. А.П. Чехов
2. Н.А. Некрасов
3. Л.Н. Толстой
15. В произведении В.Г. Распутина «Уроки французского» говорится:
1. о дополнительных занятий по французскому языку;
2. об уроках нравственности и доброты;
3. о любимых уроках французского языка.
16. Укажите жанр произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца»:
1. Повесть
2. Сказка
3. Сказка-быль
17. Вакула в произведении Н.В.Гоголя «Ночь перед
рождеством» отправился в Петербург, чтобы:
1. никогда больше не видеть Оксану;
2. достать царские черевички;
3. посмотреть столицу.
18. Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.
1) «......была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы......отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки....»
2) «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая.....до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание...»
3) «.....воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать».
19. Какой художественный прием использует автор:
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер НЕЖЕН и УПРУГ. ( А.А. Ахматова)
20. Какой художественный приём использует автор:
С ней ШЕПЧЕТСЯ ветер, зеленые ветви лаская…
( М.Ю. Лермонтов)
Часть 2
Напишите небольшой отзыв о произведении, которое больше всего вам запомнилось в этом учебном году.
Кодификатор
итоговой работы по литературе в 7 классе
контр. элемента |
Элементы содержания, проверяемые в ходе контрольной работы |
1 |
Основные теоретико-литературные понятия |
1.1 |
Художественная литература как искусство слова |
1.2 |
Художественный образ |
1.3 |
Фольклор. Жанры фольклора |
1.4 |
Литературные роды и жанры |
1.6 |
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой |
1.7 |
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория |
1.8 |
Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа |
2 |
Из русского фольклора |
2.2 |
Малые жанры русского фольклора (пословицы, поговорки, считалки, потешки). |
5. |
Из русской литературы первой половины XIX в. |
5.2 |
В.А. Жуковский. Баллада «Кубок» |
5.5 |
А.С. Пушкин. Стихотворения: «И.И. Пущину», «Зимнее утро», «Узник» |
5.9 |
А.С. Пушкин. Роман «Дубровский» |
5.10 |
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы» |
5.15 |
Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» |
6. |
Из русской литературы второй половины XIX в. |
6.3 |
Ф. И. Тютчев. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся.», «Есть в осени первоначальной...», «Весенняя гроза», «Еще шумел веселый день ...», « Чародейкою-зимою.. .» |
6.4 |
А.А. Фет. Стихотворения: «Вечер», «Учись у них - у дуба, у березы...», «Ласточки пропали...», «Еще весны душистой нега...», «На заре ты ее не буди...» |
6.5 |
Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Железная дорога», «Тройка», «Душно! Без счастья и воли...» |
6.8 |
Н.С. Лесков. Сказ «Левша»
|
6.10 |
А.П. Чехов. Рассказы «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия». |
7 |
Из русской литературы ХХ в. |
7.7 |
В.М. Шукшин. Рассказы: «Срезал», «Чудик» |
7.84 |
А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». |
7.85 |
А.С. Грин. Феерия «Алые паруса» |
7.87 |
М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» |
7.10 |
Проза второй половины XX века. В.П. Астафьев, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, Е.И. Носов |
8 |
Из зарубежной литературы |
8.1 |
Гомер. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты). |
Спецификация
итоговой работы по литературе в 6 классе
1.Назначение контрольной работы:
1. Определение уровня образовательных достижений в усвоении содержания курса литературы учащимися 6 класса.
2. Выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Итоговая работа составляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
3.Время тестирования: 45 мин.
4.Условия проведения:
При проведении тестирования дополнительные материалы не используются.
5.Содержание работы:
Содержание теста охватывает учебный материал, изученный в течение года.
Составлено 2 варианта диагностической работы. Работа состоит и 2 частей. Первая часть представляет собой тест из 20 вопросов. Задания с 1 по 17 - с вариантами ответов. Нужно выбрать один вариант ответа из предложенных. Задания с 18 по 20 – вопросы, на которые учащийся должен найти ответ и записать его. Вторая часть содержит вопрос, который требует развернутого ответа.
В табл. 1 приведены основные разделы курса литературы, вынесенные на контроль.
Таблица 1.
№ |
Разделы |
1 |
Основные теоретико-литературные понятия |
2 |
Из русского фольклора |
3 |
Из русской литературы первой половины XIX в. |
4 |
Из русской литературы второй половины XIX в. |
5 |
Из русской литературы ХХ века |
6 |
Из зарубежной литературы |
В табл. 2 приведены элементы содержания диагностической работы литературе для 6 класса.
Таблица 2.
№ |
Проверяемые элементы содержания |
1 |
Художественная литература как искусство слова |
2 |
Художественный образ |
3 |
Фольклор. Жанры фольклора |
4 |
Литературные роды и жанры |
5 |
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; система образов, литературный герой, лирический герой |
6 |
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория |
7 |
Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа |
8 |
Малые жанры русского фольклора (пословицы, поговорки, считалки, потешки). |
9 |
В.А. Жуковский. Баллада «Кубок» |
10 |
А.С. Пушкин. Стихотворения: «И.И. Пущину», «Зимнее утро», «Узник» |
11 |
А.С. Пушкин. Роман «Дубровский» |
12 |
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы» |
13 |
Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» |
14 |
Ф. И. Тютчев. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся.», «Есть в осени первоначальной...», «Весенняя гроза», «Еще шумел веселый день ...», « Чародейкою-зимою.. .» |
15 |
А.А. Фет. Стихотворения: «Вечер», «Учись у них - у дуба, у березы...», «Ласточки пропали...», «Еще весны душистой нега...», «На заре ты ее не буди...» |
16 |
Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Железная дорога», «Тройка», «Душно! Без счастья и воли...» |
17 |
Н.С. Лесков. Сказ «Левша»
|
18 |
А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия» |
19 |
В.М. Шукшин. Рассказы: «Срезал», «Чудик» |
20 |
А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». |
21 |
А.С. Грин. Феерия «Алые паруса» |
22 |
М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» |
23 |
Проза второй половины XX века. В.П. Астафьев, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, Е.И. Носов |
24 |
Гомер. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты). |
В табл. 3 приведены умения и виды деятельности проверочной работы по литературе для 6 класса.
Таблица 3.
|
Умения и виды деятельности |
1 |
знать/понимать: авторов и содержание художественных произведений, входящих в программу; основные теоретические понятия: сюжет, композиция, род и жанр литературы, тропы и др.
|
2 |
уметь: характеризовать героев произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения и происходящими в нем событий; анализировать образ, применяя при этом портрет героя, характеризуя его поступки; стилистически грамотно и точно отвечать на вопросы, а также самостоятельно их формулировать; использовать при обсуждении произведений теоретические знания по литературе; находить изобразительно-выразительные средства языка в художественном произведении и определять их роль; отличать стихотворную речь от прозы, пользуясь основными средствами стихосложения.
|
3 |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка. |
6.Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За правильное выполнение заданий 1-17 – 1балл, задания 18-20 оцениваются в 2 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший 20 тестовых задания первой части работы, –23 балла.
За задание второй части выставляется от 0 до 13 баллов.
Максимальное количество баллов за всю работу – 36 баллов.
Критерии оценивания развернутого ответа
Критерии оценивания |
Баллы |
Содержание ответа (сочинение) |
|
Работа соответствует теме и заданию |
1 |
Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием темы и задания |
0 |
Речевое оформление ответа (сочинения) |
|
Соблюдение смысловой цельности, речевая связность и логика изложения |
2 |
Допущена одна логическая ошибка |
1 |
Допущено более 1 логической ошибки |
0 |
Точность и выразительность речи |
2 |
Однообразие грамматического строя речи |
1 |
Бедность словаря, однообразие грамматического строя речи |
0 |
Грамотность |
|
Соблюдены орфографические нормы |
2 |
Допущено 1-2 ошибки |
1 |
Допущено более 2 ошибок |
0 |
Соблюдены пунктуационные нормы (или 1 негрубая ошибка) |
2 |
Допущены 1-2 ошибки |
1 |
Допущено более 2 ошибок |
0 |
Соблюдены языковые нормы (грамматических ошибок нет) |
2 |
Допущены 1-2 ошибки |
1 |
Допущено более 2 ошибок |
0 |
Соблюдены речевые нормы (не допущено речевых ошибок) |
2 |
Допущены 1-2 ошибки |
1 |
Допущено более 2 ошибок |
0 |
Максимальное количество баллов |
13 |
Критерии выставления оценок:
От 0% до 38% (0-14 баллов) |
«2» |
От 39% до 66% (15-24 баллов) |
«3» |
От 67% до 88% (25-32 баллов) |
«4» |
От 89% до 100% (33-36 баллов) |
«5» |
Ключи
Вариант 1 1. 1 2. 1 3. 2 4. 3 5. 3 6. 4 7. 3 8. 2 9. 2 10. 3 11. 1 12. 1 13. 4 14. 1-г , 2-б, 3-в, 4-а 15. 1-а, 2 -в, 3- б, 4-г 16. 3 17. 3 18. 1- Митраша (М.М. Пришвин « Кладовая солнца) 2- Левша (Н.С. Лесков « Левша») 3. Троекуров – старший (Кирила Петрович) ( А.С. Пушкин « Дубровский») 19. Олицетворение 20. Сравнение |
Вариант 2
2. Лидия Михайловна – учительница французского языка (В.Г. Распутин «Уроки французского») 3. Владимир Дубровский (А.С. Пушкин « Дубровский») 19. Эпитет 20. Олицетворение |
.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.