Методические рекомендации
по формированию универсальных учебных действий
на уроках изобразительного искусства
Аннотация
Переход к современному пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы решать
назревшие задачи современности, привёл к необходимости отказа от признания того, что умения, навыки, приобретённые знания – основные итоги
образования. Учитель и ученик призваны сотрудничать в выборе содержания и методов обучения. Их деятельность нацеливается на активное решение
проблем с целью выработки определённых действий по созданию творческого продукта (произведения). Такой подход предполагает проживание
ребёнком ситуации творца, первооткрывателя («я – автор», «я – зритель», «я – ценитель искусства»), способного мыслить креативно и находить
индивидуально окрашенное решение и художественнотворческое воплощение проблемной ситуации.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые
выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного
образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Изобразительное искусство»
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета «Изобразительное искусство».
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
познавательной и практической творческой деятельности.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в
процессе освоения учебного предмета.
Таким образом, в основе развития и формирования УУД лежит системнодеятельностный подход, позволяющий ответить на вопрос «Как научить
ребёнка учиться?»
Результаты работы проблемной группы
Учителя проблемной группы, которые посещали занятия по теме «Универсальные учебные действия», сформулировали УУД для уроков
изобразительного искусства. Этому предшествовала кропотливая работа. Педагоги штудировали методическую литературу ФГОСа второго поколения
по изобразительному искусству. Был изучен, проанализирован и обобщён опыт учителей начальной школы, которые составляют тематические
планирования уроков, формируя УУД в процессе учебной деятельности учащихся. В качестве примера была представлена рабочая программа по
предмету «Изобразительное искусство» для 14 классов (на основе авторской программы Т.А. Копцевой «Изобразительное искусство: программа 14
классы», Смоленск: Ассоциация 21 век, 2013 год). Формирование УУД на уроках изобразительного искусства
Личностные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Универсальные учебные действия
Проявлять
учебно
познавательный интерес к
проблеме урока: как создать
оригинальную творческую
работу, высказывать свои
пути решения проблемы.
Принимать учебную задачу,
понимать план действий,
придумывать и воплощать
оригинальный
замысел
предстоящей работы.
Формирование ответственного отношения к
учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию.
Различать изобразительные возможности разных
художественных материалов; основные виды и
жанры изобразительного искусства.
Осознавать значимые темы искусства и отражать
их в изобразительной творческой деятельности.
Выполнять рисунок по собственному замыслу.
Анализировать выразительность произведений
изобразительного искусства.
Оценивать
выразительность
результатов своей творческой деятельности и
сверстников.
эстетическую
Выражать
Участвовать в диалоге, выражать
свою точку зрения, слушать другого,
соблюдать
правила общения;
осуществлять анализ, сравнение,
группировку материала по заданным
критериям;
работать
в паре или
индивидуально,
коллективно.
своё
результатам
отношение
деятельности.
творческой
импатийную
Проявлять
способность,
в
сюжетноигровых
ситуациях,
исполнять ту или иную роль.
Проявлять
к
традициям разных народов страны и
мира.
толерантность
к
участвовать
Методические рекомендации подготовила
учитель изобразительного искусства Ермакова Э.Ю.
высшей квалификационной категории;
МБОУ СШ № 13,
педагогический стаж 20 лет
Итоговая годовая контрольная работа по ИЗО в 5 классе
Итоговая годовая контрольная работа по ИЗО в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.