Итоговое занятие " Истоки вязания"
Оценка 5

Итоговое занятие " Истоки вязания"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
технология
5 кл—11 кл
06.05.2020
Итоговое занятие " Истоки вязания"
Закрепить навыки приемов вязания ирландского кружева, филейного вязания, орнаментального вязания. Развить творческую самостоятельность
Итоговое занятие Истоки вязания.docx

helpМуниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр детского творчества Кировского района города Донецка»

 

 

Итоговое занятие

«Истоки вязания»

 

                                                                                           Автор: Шапаренко Н.С.,

руководитель

Народного коллектива

«Художественное вязание»

 

 

 

                                  Донецк - 2020

                                                                                      

 

 


Цель занятия:

- образовательная: актуализировать знания обучающихся ,

- воспитательная: привить интерес к виду рукоделия - вязанию,

-развивающая: закрепить навыки приемов вязания  ирландского кружева, филейного вязания, орнаментального вязания. Развить творческую самостоятельность.

Материалы и технические приспособления: демонстрационные изделия, карточки с  узорами, музыкальное сопровождение.

Тип занятия: комбинированное

Методы: наглядный, демонстрационный, практический.

Формы работы: занятие-экскурсия.

 

План проведения занятия

 

1. Организационный момент

      проверка присутствующих;

      сообщение темы, постановка цели, ознакомление с планом занятия.

2. Основная часть.

3. Заключительная часть.

4. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия

Быстро вяжется узор

Ловкой кружевницей.

Нитка тянется легко,

В кружева ложится.

Просто глаз не оторвать

От такого дива.

Будто жизнь свою плетет

Ладно и красиво.

1.  Организационный момент.

- проверка присутствующих  и готовности учащихся к занятию;

- ознакомление с планом занятия.

2.  Основная часть.

Педагог.

Одной из главных вещей любого человека является одежда. На сегодняшний день она нам нужна не только как первая необходимость, но и как возможность выделиться из масс, блеснуть вкусом или же просто похвастаться.

Вязание существует уже несколько тысяч лет и не утратило своей популярности. А где же истоки этого мастерства и кто создал первые петли на примитивных прутиках-спицах? К сожалению, мы этого так и не узнаем, потому что пряжа быстро гниёт и нам приходится делать выводы из тех немногих образцов, которые сохранились.

Сейчас ребята, мы с вами отправимся на экскурсию.

Первая страна  - Франция. (звучит народная мелодия)

Экскурсовод №1.

Вязание крючком появилось во Франции, оно было разработано в 16 веке.

Филейное вязание возникло как имитация филейно - гипюрной вышивки. Филе —  в переводе с французского означает сетка.

 Еще в далекие времена рукодельницы приглядывались к рыболовной сети. В итоге получилась ажурная ткань в мелкую сеточку, ставшая  основой для вышивки филе, в которой пустые клеточки заполнялись вышитыми узорами. Филейно-гипюрная вышивка широко распространилась в XVI -XVII веках, была очень красива и трудоемка,  ею увлекались даже королевы! Мария Стюарт  любила вышивать  по филе.  К концу XVII  века вышивать по филе перестали и  стали вывязывать узоры крючком,  в которых сетка выполнялась  из воздушных петель и столбиков, а вышитый узор заменялся столбиками.    Чередованием пустых и заполненных клеток создавался узор  со сложными  и  простыми мотивами.

Сперва этим занимались лишь мужчины, но постепенно вязание перешло в руки женщин.

 

 

Вторая  страна  - Ирландия. (звучит народная мелодия)

Экскурсовод №2.

Еще с 14 века Ирландия славилась производством кружева. Его вязали монахини и послушницы в монастырях. Ирландское кружево отличается своей неповторимостью, легкостью и утонченностью.

Каждое изделие как цветочная поляна или морское дно с диковинными обитателями – это отдельная картина, которая завораживает своей красотой.

 

Существует легенда о возникновении ирландского кружева…

 Так вот, давным-давно ирландские моряки вдали от суши вспоминали родные места и вязали элементы родной природы, которые напоминали им о доме, и соединяли их в кружева.

Но… есть и не такая романтичная история. В середине 19 века в Ирландии был картофельный голод. Погибло около миллиона человек, а треть населения эмигрировала из страны. И молодая рукодельница Риего де Бланкардье придумала технологию вязания кружева крючком (ранее работа выполнялась на коклюшках или иглой), и издала книгу, в которой подробно описала эту технику. Новый метод существенно ускорил процесс вязания. Нужно было как-то выживать, и люди целыми семьями, включая мужчин и детей, вязали элементы в виде цветов и листьев. Если в семье у мужчины получалось вязать лучше, то его освобождали от домашней работы, все хлопоты брала на себя женщина. Каждая семья стремилась разработать свои особенные техники и особенности вязания кружев. Устои мастерства ревностно хранились в секрете среди семейного круга. И если кто-то чужой приходил в гости, работу немедленно сворачивали, чтобы гость не подсмотрел технологию

Потом элементы продавали в специальные мастерские, где из них вязали кружева и превращали их в изысканные платья, накидки и воротники. Изделия из ирландского кружева продавались в самых модных салонах Европы и США.

Многие семьи все же не выдерживали суровых условий жизни и массово иммигрировали из Ирландии в США, Великобританию и страны Европы. Эти  волны миграции  послужили толчком к распространению техники ирландского кружева далеко за пределы страны прародительницы.

 

Остановка №3  -  Загадочная. (звучит народная мелодия)

Экскурсовод №3.

История орнаментального вязания по историческим данным берет истоки с восточных стран. Жаккардового вязания берет свое начало в XVIII веке во Франции. Живший в то время ткач Жаккард, придумал ткацкий станок, на котором можно было соткать полотно с рисунком, похожим на связанный узор. Это полотно получило имя своего изобретателя, а затем понятие из ткачества перешло в вязание и стало обозначать двух- или многоцветный узор, выполненный лицевой гладью.

Чередованием ниток различных цветов создается определенный рисунок, который называется орнаментом или жаккардовым (норвежским) узором. Первоначально жаккардовые узоры с традиционными северными мотивами были двухцветными – черно-белыми. Сейчас орнаменты чаще всего представляют собой геометрические фигуры, цифры, изображения цветов, животных. Поскольку выполняют орнаменты лицевой вязкой, рисунок получается на лицевой стороне полотна, а по изнаночной стороне меняют нитки в определенной последовательности в зависимости от орнамента. При выполнении этих узоров нужно строго следить за техникой вязки: нити по изнанке, которые не участвуют в орнаменте, не должны провисать или стягивать рисунок.

Исторически жаккардовые узоры являлись украшением повседневной и в особенности праздничной одежды простых людей больших империй и маленьких стран с холодным климатом, в которых культивировалось шерстяное овцеводство поэтому  шерсть была основным сырьем для изготовления текстиля. Среди них следует назвать народы, живущие на территориях Великобритании, а также Северной Европы, в том числе Скандинавии и Прибалтики. Жаккардовое вязание – часть их культуры, украшение традиционного костюма, причем не только шапок, перчаток, носков, но и плечевой одежды. Оно складывалось и развивалось как домашнее ремесло, основной задачей которого было одеть членов семьи.

 

3. Заключительная часть.

Чтец 1

Простой крючок из стали

И нитки – раз и два! –

Нужны, чтоб возникали

Ажуры-кружева.

Чтец 2

Подвластны все узоры

Крючку или игле:

Так делали уборы

И раньше на земле.

Чтец 3

Приданое невеста

И шила, и плела,

Работали с ней вместе

Крючочек да игла.

 

Чтец 4

Ну а потом с терпением

Учила дочек мать

Хранить своё умение,

Чтоб дальше передать.

 

Чтец 5

Так ниточкой волшебной

Связала, как могла,

Все наши поколения

Обычная мгла.

 

Чтец 6

Те связи не прервутся

И с ниткой той сейчас

И в мой узор вплетутся,

Чтоб радовать Вам глаз.

 

Подведем итоги занятия.  «Соберем гардероб»

Ребят формирую на три группы и даю им задание.

4.Рефлексия.  «Клубок настроения».

Ребята передают друг другу клубок и делятся своим настроением.

 

 

 

 

 

 

 

 

                 

                                         


 

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества

Цель занятия: - образовательная: актуализировать знания обучающихся , - воспитательная: привить интерес к виду рукоделия - вязанию, -развивающая: закрепить навыки приемов вязания ирландского кружева, филейного…

Цель занятия: - образовательная: актуализировать знания обучающихся , - воспитательная: привить интерес к виду рукоделия - вязанию, -развивающая: закрепить навыки приемов вязания ирландского кружева, филейного…

Ход занятия Быстро вяжется узор

Ход занятия Быстро вяжется узор

Филейное вязание возникло как имитация филейно - гипюрной вышивки

Филейное вязание возникло как имитация филейно - гипюрной вышивки

Новый метод существенно ускорил процесс вязания

Новый метод существенно ускорил процесс вязания

При выполнении этих узоров нужно строго следить за техникой вязки: нити по изнанке, которые не участвуют в орнаменте, не должны провисать или стягивать рисунок

При выполнении этих узоров нужно строго следить за техникой вязки: нити по изнанке, которые не участвуют в орнаменте, не должны провисать или стягивать рисунок

Крючочек да игла. Чтец 4

Крючочек да игла. Чтец 4

Итоговое занятие " Истоки вязания"

Итоговое занятие " Истоки вязания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2020