Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр детского творчества Кировского района города Донецка»
Итоговое занятие
«Истоки вязания»
Автор: Шапаренко Н.С.,
руководитель
Народного коллектива
«Художественное вязание»
Донецк - 2020
Цель занятия:
- образовательная: актуализировать знания обучающихся ,
- воспитательная: привить интерес к виду рукоделия - вязанию,
-развивающая: закрепить навыки приемов вязания ирландского кружева, филейного вязания, орнаментального вязания. Развить творческую самостоятельность.
Материалы и технические приспособления: демонстрационные изделия, карточки с узорами, музыкальное сопровождение.
Тип занятия: комбинированное
Методы: наглядный, демонстрационный, практический.
Формы работы: занятие-экскурсия.
План проведения занятия
1. Организационный момент
проверка присутствующих;
сообщение темы, постановка цели, ознакомление с планом занятия.
2. Основная часть.
3. Заключительная часть.
4. Рефлексия.
Ход занятия
Быстро вяжется узор
Ловкой кружевницей.
Нитка тянется легко,
В кружева ложится.
Просто глаз не оторвать
От такого дива.
Будто жизнь свою плетет
Ладно и красиво.
1. Организационный момент.
- проверка присутствующих и готовности учащихся к занятию;
- ознакомление с планом занятия.
2. Основная часть.
Педагог.
Одной из главных вещей любого человека является одежда. На сегодняшний день она нам нужна не только как первая необходимость, но и как возможность выделиться из масс, блеснуть вкусом или же просто похвастаться.
Вязание существует уже несколько тысяч лет и не утратило своей популярности. А где же истоки этого мастерства и кто создал первые петли на примитивных прутиках-спицах? К сожалению, мы этого так и не узнаем, потому что пряжа быстро гниёт и нам приходится делать выводы из тех немногих образцов, которые сохранились.
Сейчас ребята, мы с вами отправимся на экскурсию.
Первая страна - Франция. (звучит народная мелодия)
Экскурсовод №1.
Вязание крючком появилось во Франции, оно было разработано в 16 веке.
Филейное вязание возникло как имитация филейно - гипюрной вышивки. Филе — в переводе с французского означает сетка.
Еще в далекие времена рукодельницы приглядывались к рыболовной сети. В итоге получилась ажурная ткань в мелкую сеточку, ставшая основой для вышивки филе, в которой пустые клеточки заполнялись вышитыми узорами. Филейно-гипюрная вышивка широко распространилась в XVI -XVII веках, была очень красива и трудоемка, ею увлекались даже королевы! Мария Стюарт любила вышивать по филе. К концу XVII века вышивать по филе перестали и стали вывязывать узоры крючком, в которых сетка выполнялась из воздушных петель и столбиков, а вышитый узор заменялся столбиками. Чередованием пустых и заполненных клеток создавался узор со сложными и простыми мотивами.
Сперва этим занимались лишь мужчины, но постепенно вязание перешло в руки женщин.
Вторая страна - Ирландия. (звучит народная мелодия)
Экскурсовод №2.
Еще с 14 века Ирландия славилась производством кружева. Его вязали монахини и послушницы в монастырях. Ирландское кружево отличается своей неповторимостью, легкостью и утонченностью.
Каждое изделие как цветочная поляна или морское дно с диковинными обитателями – это отдельная картина, которая завораживает своей красотой.
Существует легенда о возникновении ирландского кружева…
Так вот, давным-давно ирландские моряки вдали от суши вспоминали родные места и вязали элементы родной природы, которые напоминали им о доме, и соединяли их в кружева.
Но… есть и не такая романтичная история. В середине 19 века в Ирландии был картофельный голод. Погибло около миллиона человек, а треть населения эмигрировала из страны. И молодая рукодельница Риего де Бланкардье придумала технологию вязания кружева крючком (ранее работа выполнялась на коклюшках или иглой), и издала книгу, в которой подробно описала эту технику. Новый метод существенно ускорил процесс вязания. Нужно было как-то выживать, и люди целыми семьями, включая мужчин и детей, вязали элементы в виде цветов и листьев. Если в семье у мужчины получалось вязать лучше, то его освобождали от домашней работы, все хлопоты брала на себя женщина. Каждая семья стремилась разработать свои особенные техники и особенности вязания кружев. Устои мастерства ревностно хранились в секрете среди семейного круга. И если кто-то чужой приходил в гости, работу немедленно сворачивали, чтобы гость не подсмотрел технологию
Потом элементы продавали в специальные мастерские, где из них вязали кружева и превращали их в изысканные платья, накидки и воротники. Изделия из ирландского кружева продавались в самых модных салонах Европы и США.
Многие семьи все же не выдерживали суровых условий жизни и массово иммигрировали из Ирландии в США, Великобританию и страны Европы. Эти волны миграции послужили толчком к распространению техники ирландского кружева далеко за пределы страны прародительницы.
Остановка №3 - Загадочная. (звучит народная мелодия)
Экскурсовод №3.
История орнаментального вязания по историческим данным берет истоки с восточных стран. Жаккардового вязания берет свое начало в XVIII веке во Франции. Живший в то время ткач Жаккард, придумал ткацкий станок, на котором можно было соткать полотно с рисунком, похожим на связанный узор. Это полотно получило имя своего изобретателя, а затем понятие из ткачества перешло в вязание и стало обозначать двух- или многоцветный узор, выполненный лицевой гладью.
Чередованием ниток различных цветов создается определенный рисунок, который называется орнаментом или жаккардовым (норвежским) узором. Первоначально жаккардовые узоры с традиционными северными мотивами были двухцветными – черно-белыми. Сейчас орнаменты чаще всего представляют собой геометрические фигуры, цифры, изображения цветов, животных. Поскольку выполняют орнаменты лицевой вязкой, рисунок получается на лицевой стороне полотна, а по изнаночной стороне меняют нитки в определенной последовательности в зависимости от орнамента. При выполнении этих узоров нужно строго следить за техникой вязки: нити по изнанке, которые не участвуют в орнаменте, не должны провисать или стягивать рисунок.
Исторически жаккардовые узоры являлись украшением повседневной и в особенности праздничной одежды простых людей больших империй и маленьких стран с холодным климатом, в которых культивировалось шерстяное овцеводство поэтому шерсть была основным сырьем для изготовления текстиля. Среди них следует назвать народы, живущие на территориях Великобритании, а также Северной Европы, в том числе Скандинавии и Прибалтики. Жаккардовое вязание – часть их культуры, украшение традиционного костюма, причем не только шапок, перчаток, носков, но и плечевой одежды. Оно складывалось и развивалось как домашнее ремесло, основной задачей которого было одеть членов семьи.
3. Заключительная часть.
Чтец 1
Простой крючок из стали
И нитки – раз и два! –
Нужны, чтоб возникали
Ажуры-кружева.
Чтец 2
Подвластны все узоры
Крючку или игле:
Так делали уборы
И раньше на земле.
Чтец 3
Приданое невеста
И шила, и плела,
Работали с ней вместе
Крючочек да игла.
Чтец 4
Ну а потом с терпением
Учила дочек мать
Хранить своё умение,
Чтоб дальше передать.
Чтец 5
Так ниточкой волшебной
Связала, как могла,
Все наши поколения
Обычная мгла.
Чтец 6
Те связи не прервутся
И с ниткой той сейчас
И в мой узор вплетутся,
Чтоб радовать Вам глаз.
Подведем итоги занятия. «Соберем гардероб»
Ребят формирую на три группы и даю им задание.
4.Рефлексия. «Клубок настроения».
Ребята передают друг другу клубок и делятся своим настроением.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.