Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе, тема занятия «Знатоки грамматики»
Цели:
· обобщить и систематизировать у детей имеющиеся знания о звуках, буквах, словах, предложениях;
· закрепить лексико-грамматический строй речи;
· закрепить умение составлять простые распространенные предложения по заданной схеме; анализировать их;
· развивать фонематическое восприятие, упражнять в звуковом и звукобуквенном анализе и синтезе слов, закрепить зрительный образ букв и навык чтения слов;
· развивать зрительное восприятие, внимание, память, наблюдательность, мелкую моторику, координацию движений;
· развивать умение работать в паре и слушать друг друга.
Оборудование: мяч, д/и «1,2,5,9», «Расшифруй слово», простые карандаши, листочки; пеналы для звукового анализа, схемы предложения, кукла Буратино.
I. Организационный момент
1.Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь всем вокруг …
Давайте настроимся на занятие:
Встали дети, встали в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Настроение поднимаем
И занятие начинаем!
Говорим всегда красиво,
четко и неторопливо,
повторяем обязательно
все, что учили на занятиях.
2.Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи
Мы их точно знать должны.
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
- На какие две группы делятся звуки? (гласные и согласные)
Чем отличаются гласные от согласных звуков? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно петь. Согласный звук не тянется, потому что воздух встречает преграду.)
Гласные тянутся в песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
- Какие есть согласные звуки? ( Глухие и звонкие, твердые и мягкие )
Воспитатель обращает внимание на значки у детей на груди. Что это за
значки? На что они похожи?
Дети: на звуки. (дети рассматривают их, называют)
Воспитатель предлагает детям разделиться на три команды по цветам и сесть за
стол, на котором приклеен его кружок. Обращает внимание на осанку детей.
3.- К нам пришел еще один гость:
Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут? (Буратино)
- Он узнал, что вы выучили все звуки и буквы,
много знаете и умеете, и просит посмотреть ваши знания и умения, чему мы научились.
II. Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика.
«В дудку дуем ду-ду-ду,
Язычок согнем в дугу,
Язычок залез за щечки
И вернулся к прежней точке.
Покусаем язычок,
Тут же сделаем щелчок.
Наш веселый язычок
Сделал все движения
И теперь готовы мы
Двинуться в сражение».
2.Игра «Назови звук»
(воспитатель перемешивает все звуки и поочерёдно показывает детям гласные и
согласные звуки , они называют тот или иной звук)
2. Вспомним звуки : Дидактическое упражнение «Назови гласный звук и
запиши его»
Гусь, кот, козёл, рыба, груша, ведро. ( г…сь, к…т, к…з…л, р…б…, гр…ш…,
в…др….)
Назови согласные, которые всегда твердые… мягкие…
3. Зажание на листочках «Найди место звука «а» в слове, обозначь его».
слова: аист, мак, рыба, шарф, апельсин, акула.
1 команда – в начале слова
2 команда – в середине слова
3 команда – в конце слов
4. Игра «Найди свой домик» (размести животных в слоговые домики)
1 команда - в домик с одним слогом
2 команда – в домик с двумя слогами
3 команда – в домик с тремя слогами)
5. Физминутка
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Раз-туда, два-сюда,
Повернись вокруг себя.
Раз-присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Раз, два, раз, два,
Заниматься нам пора.
6. Раскрась только те предметы, названия которых начинаются на звук А
(арбуз, груша, краски, лист, кот, аист, автобус)
7. Дидактическое упражнение «Кто это?»
Сильный человек – силач, богатый - …
Болтливый – болтун, хвастливый – …
Смелый - смельчак, весёлый - …
Глупый – глупец, храбрый - …
8 . Последний конкурс. Дети учатся составлять предложения по схеме. Дети парами составляют предложения с предлогами по опорным картинкам-схемам. Выполняют анализ составленных предложений.
I11. Итог занятия
Закончились игры
Закончились встречи
Настал расставания час.
Вы все чуть-чуть устали,
Но меня согревали
Улыбки и блеск ваших глаз.
Что вам больше всего запомнилось? Какие задания понравились? Вы хотели бы
поиграть ещё?
Сегодня все были активными, смышлёными, рассудительными - Буратино написал вам
записки Развернуть лист бумаги пальцами одной руки, прочитать: СПАСИБО, ХОРОШО,
УРА, МОЛОДЕЦ, УМНИЦА
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.