Урок литературы в 8 классе.
Технологическая карта изучения темы.
Учитель |
Самандуева Ю.К.. |
Тема урока |
Вн.чт А.С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». |
Тип урока |
Изучение новой темы. |
Цели |
Образовательные: знать основное содержание повестей из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А.С. Пушкина; анализируя тематику и проблематику «Повестей Белкина», доказать, что цикл наделён единым смыслом, выявить нравственные проблемы, поставленные автором; Развивающие: вызвать интерес к произведениям А.С.Пушкина; осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы по заданному алгоритму. Воспитательные: высказывать своё предположение. |
Планируемые ОР |
Предметные: ПУД-1: расширить знания учащихся о жизни и творчестве Пушкина; ПУД-2: сформировать представление о сборнике «Повести Белкина», ПУД-3: дать понятие определения «маленький человек» в литературном произведении. Метапредметные: Коммуникативные: КУД-1: собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя; КУД-2: делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя. КУД-3: научиться объяснять свою и понимать чужую позицию, научиться работать в группе, вести диалог. Регулятивные: РУД-1: понимать учебную задачу урока и стремится её выполнить; РУД-2: формулировать выводы из коллективного обсуждения; РУД-3: работать по плану; РУД-4: планировать собственную деятельность. РУД-5:научиться определять цель деятельности, соотносить результат с целью и оценивать его. Личностные: ЛР-1: формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов; ЛР-2: преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем; ЛР-3: определять нравственные проблемы, поднятые писателем в цикле повестей А.С.Пушкина; ЛР-4: мотивация к учению; ЛР-5: самоопределение и смыслообразование. Познавательные: ПоУД-1: сбор и выделение существенной информации. ПоУД-2: научиться анализировать художественный текст, характеризовать литературных героев, их речь и поступки, соотносить и преобразовывать информацию из одной формы в другую; формировать исследовательскую позицию. |
Программные требования |
Проблематика цикла А.С.Пушкина «Повести Белкина». Приобщение к национальной истории. Усвоение и актуализация литературоведческих терминов: конфликт, развитие сюжета, роль детали, понятие о пафосе. |
План изучения нового материала |
1. Единство повестей. Понятие «цикл». 2. Информация. 3. Выразительное чтение фрагментов прозы (в том числе по ролям). 4. Вопросы и ответы. 5. Анализ повестей. |
Основные понятия |
«Маленький человек» Повесть– художественное произведение, по характеру построения сходное с романом, но меньшее по объему. Композиция– это построение художественного произведения, расположение, взаимосвязь, всех его частей, образов, эпизодов. Сюжет– последовательность и связь событий в художественном произведении. Цикл — ряд литературных произведений на общую или близкую тематику, созданный одним автором или одной группой авторов. Конфликт - это борьба, противостояние интересов и характеров, разное восприятие ситуаций. Пафос- безосновательный излишний, местами неуместный энтузиазм. |
Образовательные ресурсы |
Учебник, сборник повестей А.С.Пушкина; презентация, карточки. |
Организация пространства |
Учебный класс, рабочее место. |
Фронтальная работа |
Работа в группе, анализ текста, перекрестное чтение, ответы на вопросы. |
Индивидуальная работа |
Самостоятельное чтение произведений, рассуждение, анализ. |
Ход урока. |
Деятельность учащихся. |
Деятельность учителя. Содержание. |
ПОР урока |
|
|
1.Организационный момент. |
Включение в учебную деятельность. |
Приветствие. Вступительное слово. Создает эмоциональный настрой на урок. Эпиграф к уроку: …писать повести надо вот эдак: просто, коротко и ясно. А.С.Пушкин. |
ЛР-4 |
|
|
2.Повторение темы. |
Мини-тест по «Капитанской дочке»Правда-неправда |
Проверяет усвоение пройденной темы, домашнее задание. |
РУД-4 |
|
|
3.Формулировка темы. |
Записывают тему урока. Включаются в работу. Записывают эпиграф к уроку. |
Называет тему урока.Клип 1 Сегодня мы с вами знакомимся прозаическими произведениями А.С.Пушкина, объединенными под общим названием «Повести И.П.Белкина». Запишите в тетради тему урока: «Повести И.П.Белкина» А.С.Пушкина. Осень всегда вызывала у поэта прилив творческих сил, была самым любимым временем года. «Нигде мне так хорошо не пишeтcя, как осенью в деревне», - говорил он часто. А.С. Пушкину пришлось прожить в Болдине три месяца. А.С.Пушкин в письме своему другу Петру Алексеевичу Плетневу пишет: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. В эти дни он закончил роман «Евгений Онегин», несколько драматических сцен, поэму «Домик в Коломне», около тридцати лирических стихотворений, «Повести Белкина». Сюда вошли «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик»; «Барышня-крестьянка». Персонажи «Повестей Белкина» в большинстве своем не обладают индивидуальными чертами; как другие герои Пушкина. Эти люди являются типичными представителями окружающей их среды. Бытовая сторона выступает здесь на первый план. Острота сюжета, постепенно нарастающее драматическое напряжение, тайны, разъясняющиеся к концу, неожиданные, но глубоко оправданные развязки – всё это непрерывно поддерживает читательский интерес и делает повести увлекательными. |
ПУД-1, ПУД-2, ПУД-3, ЛР-1, ЛР-2, ЛР-3 |
|
|
4.Знакомство с новым материалом. |
Слушают учителя, запо-минают новую информацию. |
Пять повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Обращает внимание на план, написанный на доске, предлагает ответить на 1,2 вопросы. |
ПУД-1, ПУД-2, ПУД-3, ЛР-1, ЛР-2, ЛР-3 |
|
|
5.Физ.минутка. |
Выполняют несколько разминочных движений. (Или просмотр презентации) |
Предлагает разминку для снятия напряжения. А теперь давайте встанем, руки к потолку потянем, покажите мне, где дверь, смотрим все в окно теперь. В синем небе летит птица, ну а нам пора учиться... |
|
||
6.Практическая работа. |
1.Выразительное чтение текста. 2. Работа с карточками (2 группы). |
Помогает учащимся в прочтении трудных слов,предложений в тексте повестей. Раздаёт карточки с заданиями(приложение 1)«Узнай героя». Учащимся раздаются карточки с текстами, в которых дается характеристика героев. Необходимо назвать героя и произведение), выслушивает ответы учащихся. Комментирует, аргументирует. |
КУД-3, РУД-5, РУД-3, ПоУД-2 |
|
|
7.Формулирование гипотезы. Подведение итогов. |
Итоговое обсуждение. |
Формулируем гипотезу. Реализуя в Болдине замыслы прежних лет, А.С.Пушкин предлагает читателю не романтическую поэзию, а прозу, в которой отразилась правда и противоречия российской жизни. При разнообразии тематики цикл повестей наделён единым смыслом.( В ходе итогового обсуждения учащиеся приходят к выводу, что при разнообразии тематики цикл повестей А.С. Пушкина наделён единым смыслом: размышлениями о месте человека в жизни, о судьбе и воле случая, о счастье, о любви, о чести и достоинстве.) (приложение 2) |
ПУД-1, ПУД-2, ПУД-3, ЛР-1, ЛР-2, ЛР-3 |
|
|
8. Домашнее задание. |
Записывают в тетради вопрос №3 (по заданному плану). Раздаточный материал (приложение 3). |
План- задание(написан на доске): 1. Какие повести входят в сборник «Повести Белкина»? 2. Кто такой Белкин? Почему А.С. Пушкин “доверил” рассказать повести (истории) Ивану Петровичу Белкину? Каким вы его себе представляете? (Ответ. Судя по предисловию к повестям, И.П. Белкин — небогатый помещик, добрый, кроткий, немного ленивый. Он не писатель, к творчеству обратился от скуки, свои сюжеты черпая из рассказов знакомых ему людей. Пушкин “доверил” ему повести с тем, чтобы придать им большую достоверность). 3. Сюжет какой повести из цикла «Повести Белкина» вам был особенно интересен, вас впечатлил, почему? |
КУД-1, КУД-2, КУД-3, РУД-2, РУД-3, РУД-4, ЛР-4, ПоУД-1 |
|
|
8.Рефлексия. |
Проводят анализ и самооценку собственной учебной деятельности. |
Проверить и оценить уровень достижения поставленных целей; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Наш урок подходит к концу, и я хочу узнать у вас: Что было трудно на уроке? Что понравилось на уроке? Подводя итог, хочется сказать, что наша с вами работа была плодотворной, вы работали активно, новый материал был успешно усвоен. На этом урок окончен, спасибо за внимание! |
РУД-2, КУД-2, ЛР-5 |
||
Поэт нам дорог тем, что он
О счастье нам напоминает
И сумрак жизни озаряет,
Как солнце хмурый небосклон.
Дни славы Пушкина - желанный
И светлый праздник. Сколько раз
Его мечты во мгле туманной,
Как солнце радовали нас!
И этот миг, когда венчает
Его вся Русь, - еще тесней
С его душою нас сближает
И в жизнь, и в счастье, и в людей
Нам веру гордую вселяет
Ответы: Карточка №1. 1.(Сильвио, «Выстрел») 2. (Марья Гавриловна, «Метель») 3. (Лиза, «Барышня-крестьянка») Карточка №2. 1. (Бурмин, «Метель») 2. (Сильвио, «Выстрел») 3. (Лиза, «Барышня-крестьянка»)
Карточка № 1. «Узнай героя». Необходимо назвать героя и произведение.
1. “Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке...”
2. Она “была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне”
3. “Ей было семнадцать лет. Чёрные глаза оживляли её смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаяние её мадам мисс Жаксон”.
4 «Он был в самом деле очень милый молодой человек. Он имел именно тот ум, который нравится женщинам: ум приличия и наблюдения безо всяких притязаний и беспечно насмешливый. Поведение его с Марьей Гавриловной было просто и свободно; но что б она ни сказала или ни сделала, душа и взоры его так за нею и следовали. Он казался нрава тихого и скромного, но молва уверяла, что некогда был он ужасным повесою…»
”Предполагаемые вопросы к прочитанным повестям. (Приложение 2)
«Метель»
Образ метели в повести - это образ, олицетворяющий высшие, необъяснимые, неподвластные человеку силы. Метель у Пушкина - это сама судьба.
Трижды возникает образ метели в повести, объединяя все события в ней, объясняя всё в судьбах героев. Образ метели-судьбы тесно связан с образом Божьего храма.
Нет Божьего благословения - нет пути. Один из героев, Владимир, обречён блуждать в жизненной метели и потерпеть неудачу. Марью Гавриловну же метель-судьба соединяет с её суженым, которого «Конём не объедешь».
И Бурмин, подобно Марье Гавриловне, тоже следует Божьему промыслу. Он тоже «заблудился» в метели и оказался у церкви. Пройдя через испытания Отечественной войной, он стал по-иному относиться к своему непростительному поступку. Но судьба всё расставила по своим местам. По ходу повести утверждается главное значение всепроникающего образа метели. Именно он переводит повесть Пушкина в разряд произведений о человеческой судьбе, о способности слышать голос судьбы. Как сказал Баратынский, «Всех благ возможных тот достиг, кто дух судьбы своей постиг».
«Станционный смотритель»
«Выстрел»
«Барышня-крестьянка»
«Гробовщик»
|
|
|
|
|
|
Задание. Соедините линиями героев и названия повестей.
Сильвео |
«Метель» |
|
Марья Гавриловна |
|
|
Самсон Вырин |
«Выстрел» |
|
Гусар Минский |
||
«Гробовщик» |
||
Владимир |
|
|
Прохоров Адриан |
«Станционный смотритель» |
|
Бурмин |
|
|
Дуня |
||
«Барышня-крестьянка» |
||
Лиза-Акулина |
|
|
Алексей Берестов |
|
1. ТЕСТ
Куда отец послал Петра Гринёва на службу?
В Петербург
В армию
Во флот
2.
При каких обстоятельствах Гринёв впервые встретил Пугачёва?
Попав в буран
Спасаясь от шайки разбойников
По пути в Петербург
3.
Кем была Маша Миронова?
Дочерью отставного офицера
Крепостной
Дочерью коменданта Белогорской крепости
4.
Из-за чего произошла дуэль со Швабриным?
Из-за перехваченного письма
Из-за критики «любовной песни»
Из-за пьяной драки
5.
По какой причине отец Гринёва не дает своего благословения на брак с Машей?
Маша — девушка неблагородного происхождения
Маша гораздо старше Гринева
Маша бесприданница
6.
По какой причине Пугачёв помиловал Гринёва?
Он узнал барина, подарившего ему заячий тулуп
Гринёв слезно просил о пощаде
Ради развлечения
Словарная работа
«Маленький человек» — ряд разнообразных персонажей в русской литературе 19 в., объединённых общими признаками: низкое положен ие в социальной иерархии, бедность, незащищённость, что обуславливает особенности их психологии и сюжетную роль – жертвы социальной несправедливости и бездушного государственного механизма, часто персонифицированного в образе «значительного лица». Им свойственны страх перед жизнью, приниженность, кротость, которая, однако, может соединяться с ощущением несправедливости существующего порядка вещей, с уязвлённой гордостью и даже кратковременным бунтарским порывом, как правило не приводящим к изменению сложившейся ситуации. Тип «маленького человека», открытый А. С. Пушкиным («Медный всадник», «Станционный смотритель») и Н. В. Гоголем («Шинель», «Записки сумасшедшего»), творчески, а порой и полемически по отношению к традиции, переосмысляли Ф. М. Достоевский (Макар Девушкин, Голядкин, Мармеладов), А. Н. Островский (Бальзаминов, Кулигин), А. П. Чехов (Червяков из «Смерти чиновника», герой «Толстого и тонкого»), М. А. Булгаков (Коротков из «Дьяволиады»), М. М. Зощенко и др. русские писатели 19–20 вв.
Повесть– художественное произведение, по характеру построения сходное с романом, но меньшее по объему.
Композиция– это построение художественного произведения, расположение, взаимосвязь, всех его частей, образов, эпизодов
. Сюжет– последовательность и связь событий в художественном произведении. Цикл — ряд литературных произведений на общую или близкую тематику, созданный одним автором или одной группой авторов.
Конфликт - это борьба, противостояние интересов и характеров, разное восприятие ситуаций.
Пафос- безосновательный излишний, местами неуместный энтузиазм.
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ
13.11.2019 г
…писать повести надо вот эдак: просто, коротко и ясно. А.С.Пушкин.
-
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.