Разработка урока
по изобразительному искусству
для 7 класса
учителя изобразительного искусства
Иваниченко Оксаны Викторовны
Предмет изобразительное искусство
Класс 7
Урок № 26
Дата 13.03.2020
Общая тема: «Город и человек. Социальное значение дизайна архитектуры в жизни человека»
Тема урока: Итоговый урок по теме: «Город и человек. Социальное значение дизайна архитектуры в жизни человека»
Тип урока: проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся
Планируемые результаты:
Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Предметные: осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности. Закрепить полученные знания по теме, о стилях архитектуры.
Оборудование: презентация к теме урока; ноутбук, простой карандаш, ластик, бумага.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку, мотивационный настрой
2. Объяснение нового материала
Наша страна - это большой дом. А дома, как и люди, имеют свою историю. Сегодня мы совершим путешествие в историю развития архитектуры, вспомним какая была архитектура разных народов и эпох.
Большой город всегда, во все времена захватывает дух и потрясает воображение огнями и храмами, бурным движением на улицах и небоскрёбами. Большой город — большие возможности и большие иллюзии. Города — это живые, постоянно меняющиеся организмы, и человек — часть этого организма. Современный город представляет собой сочетание проблем экономики и транспорта, экологии и здравоохранения. Но главными в этом ряду являются архитектура и дизайн, которые определяют и формируют городскую среду.
И первая наша остановка в путешествии – это античный мир.
Античный стиль является самым древним из всех, основателями его стали греки. Произошел он из-за того, что в те времена стал вопрос о необходимости расширения площади зданий, таким образом, благодаря своим конструктивным особенностям, архитектура античного стиля получила широкое распространение при проектировании сооружений. Она давала возможность возводить здания практически любой геометрии и площади, за счет применения колоннады в их конструкциях. Таким образом, древние греки начали возводить массивные, величественные здания, некоторые из которых стали чудесами света, так как их размеры велики и по сегодняшним меркам, это когда технологии шагнули далеко вперед.
Слайд 2
Продолжим наше путешествие. И следующая станция на нашем пути – окрестности Германии и Франции.
Слайд 3
Романский стиль – базилика (прямоугольное в плане, как правило, вытянутое здание, разделенных на несколько продольных проходов – нефов, рядами колонн или столбов) строился из тщательно отесанного камня и производил впечатление массивного и сурового сооружения. Значительное развитие романский стиль получил во Франции, в Германии, Италии, Испании, Англии.
Строгие романские храмы во многом подготовили готику, которая пришла на смену романскому стилю в середине XIII века. И мы продолжим наше путешествие по Франции.
Слайд 4
Иная духовная страстность породила иные архитектурные творения. С середины XII столетия романский стиль начал сменяться готическим стилем. Самыми значительными сооружениями готики были соборы. Готические храмы примерно вдвое выше романских. Храм стал ажурнее, воздушнее, все архитектурные детали — стрельчатые арки, окна будто устремлялись ввысь. Каменный скульптурный декор, цветной свет витражей и звуки органа создавали неповторимо тонкую, экстатическую атмосферу. Ажурные формы, уходящие ввысь, делают интерьер светлее, он как бы весь наполняется светом и воздухом.
На смену готике приходит новый стиль в искусстве – ренессанс (приблизительно XV—XVI вв.). Это положило началу эпохи Возрождения в архитектуре. Родиной ренессанса считается Флоренция, где в 1436 г. архитектор Филиппе Брунеллески закончил строительство купола собора Санта Мария Дель Фьере. Сюда мы и отправимся далее.
Слайд 5
Мастером, хронологически замыкающим эпоху Возрождения в Италии, является Микеланджело Буонарроти, он же - первый архитектор нового архитектурного стиля – барокко, который пришел на смену стилю эпохи Возрождения в Италии в конце ХVI в.
Характерными чертами барокко явилось стремление к динамичным композициям и пышному архитектурному декору. Наиболее известным произведением итальянского барокко можно назвать площадь перед Собором Св. Петра в Риме. Продолжим наше путешествие по Европе и прогуляемся по площади перед Собором Св. Петра в Риме.
Каковы же ее особенности? (предположения детей)
Слайд 6
На смену барокко появляется новый стиль – рококо, который в отличие от предыдущего стиля, обращается наоборот к удобствам повседневного быта, утонченности обстановки. Его легко охарактеризовать по следующим признакам: отказ от прямых линий, ордерной системы, светлые тона, воздушная мягкость, ассиметрия, изысканность и причудливость форм. Пышность интерьера сочеталась и относительной строгостью внешнего облика зданий.
Слайд 7
Вот мы с вами и совершили путешествие по странам, познакомились с их необычной архитектурой. Но на этом наше путешествие не заканчивается. И вскоре мы его продолжим.
Вспомним такие стили как: классицизм, ампир, романтизм, модерн, а также поговорим о более современных стилях, присущих нашему с вами времени.
А как вы думаете, какие главные принципы были заложены в строительство дома? (Здание должно быть прочным. Здание должно быть полезным. Здание должно быть красивым). Совершенно верно.
3. Физкультминутка
4. Самостоятельная работа учащихся
Сейчас мы с вами попробуем создать здание в любом стиле, на ваш выбор. Используйте приемы перспективы в своей работе. Учитель контролирует работу учащихся, если требуется помощь помогает практически.
Примеры работ:
5. Закрепление пройденного материала
И в завершение нашего путешествия, мы с вами проведем небольшое тестирования для закрепления полученных знаний
Тест «Архитектурные стили в искусстве»
1. Особенности стиля ампир
А) относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров.
Б) регулярный стиль в садово-парковом искусстве, примером которого является Версальский парк.
В) стиль проявился не во внешнем оформлении зданий, а только в интерьерах, а также в оформлении книг, в одежде, мебели, живописи.
2. Стиль высоких технологий
А) барокко
Б) хай-тек
В) биотек
3. Основной признак модерна
А) творчество для пользы и гармонии
Б) единые конструктивные приемы
В) декоративность
4. Выделите стили в искусстве XX века
А) ампир, барокко, романтизм
Б) конструктивизм, постмодернизм, хай-тек
В) классицизм, ренессанс, готика
5. Главные принципы в строительстве дома
А) здание должно быть полезным
Б) здание должно быть красивым
В) здание должно быть прочным
5. Итог. Рефлексия
Закончите предложения:
Теперь я знаю …
Теперь я могу…
Мне было интересно …
Мне было трудно …
Я бы ещё хотел уметь …
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.