Итоговый урок- лингвистические раскопки по теме "Причастие"
Оценка 5

Итоговый урок- лингвистические раскопки по теме "Причастие"

Оценка 5
Игры +1
doc
русский язык
7 кл
02.02.2017
Итоговый урок- лингвистические раскопки по теме "Причастие"
Одна из сложных тем морфологии "Причастие" завершается уроком, проведённым в форме лингвистических раскопок. Учащиеся раскапывают знания об изученной части речи: правила, историю происхождения причастий, ищут их в произведениях А.С.Пушкина, интересно отдыхают на привале и т.д. Через весь урок проходит творчество А.С.Пушкина.Разработка итогового урока по теме "Причастие"
причастие.doc
Урок­ обобщение по теме «Причастие» Цели урока:    1.Повторение и обобщение         узловых тем по теме «Причастие».                          2.Воспитание любви к русскому  языку, русскому слову.                         3.Воспитание любви к творчеству  и личности поэта А.С.Пушкина.                           4.Воспитание бережного  отношения к истории своего края.                             5.Развитие логического  мышления, культуры речи, любви к  прекрасному. Оформление и оборудование урока: 1.Схема будущих раскопок  на экране  мультипроектора . 2.Высказывания: а)…выразительная краткость причастия.  А.С.Пушкин. б)Пушкин был нашим первым поэтом­ художником…он создал наш поэтический, наш  литературный язык. И,С,Тургенев. 3.Раздаточный материал к уроку. 4.Фономатериалы. 5.Компьютер,мультимедиапроектор. Ход урока. (Звучит мелодия к кинофильму «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»). Слово учителя. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас прекрасный день и необычный  урок: мы превратимся в археологов. А кто из вас знает, кто такие археологи? Да, это  учёные­историки, раскапывающие старые курганы, ищущие следы прошлого, клады,  изучающие быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным  памятникам. А мы с вами обобщим знания по причастию, используя любимые  произведения любимого поэта А.С.Пушкина. Будем вести раскопки ,находя причастия  в произведениях поэта и объясняя их написание и употребление. Это он говорил: «Мы не говорим, карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату и прочее, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом». Поэт был очень чуток к слову, тщательно подбирал их. Об этом говорят его черновики. «С каким трудом он писал свои лёгкие, летучие стихи! Нет строчки, которая бы не  была бы несколько раз перемарана. Но в этом –тои заключается тайна прелести  творения»,­делился неизгладимо сильным впечатлением от рукописей поэта  В.А.Жуковский, его великий учитель. Итак, в поисках прекрасного слова Пушкина нам придётся раскапывать Курганы  Знаний, Умений, Памяти, Отдыха и Творчества. Успехов достигнем только при  дружной работе!(Запись темы, эпиграфа урока.)Итак, в путь! Первый на нашем пути  I.Курган Знаний. Какие же могут быть раскопки без элементарных знаний о причастии? Проверим, как вы усвоили теорию. Каждый ряд по одному вопросу задает рядам. Примеры  приводят все. Молодцы, все постарались. ИТОГ: кто лучший археолог Кургана? II.Курган Памяти Части речи, как и люди, имеют свои истории развития. Что же вы можете сказать о причастиях? (сообщения учеников) 1­й ученик. Причастия в русском языке известны с давних времён. Их так  назвали потому, что они «причаствуют», то есть принадлежат и имени, и глаголу.  Соединение в одном слове признаков разных частей речи делает эти слова более  богатыми содержательно, поэтому и более экономными. 2­й ученик. В древнем русском языке действительные причастия настоящего  времени имели суффиксы –уч, ­юч, ­ач,­яч. Сейчас они перешли в прилагательные:  колючий, могучий, дремучий. В современном языке действительные причастия  настоящего времени стали образовываться по­ старославянски, то есть с суффиксами  _ущ, ­ющ,­ащ, ­ящ. Учитель: старые формы причастий широко использовались в художественной  литературе 19 века. Вообще, причастие­ это книжная часть речи, её чаще употребляют  в письменной речи. «Следовать за мыслями великого человека­ наука самая занимательная»,­заметил как­то Пушкин. Сегодня и мы последуем за его мыслями, окунаясь в прекрасный мир  его произведений. Найдите устаревшие формы причастий в данных отрывках из  Пушкина и попробуйте перевести на современный русский язык или объяснить,  выписав их. 1.Мчатся тучи, вьются тучи, Невидимкою луна Освещает снег летучий.(прилагательное) /Пушкин «Бесы»/ 2.Дура Екимовна, несколько раз вопрошаемая государём, отвечала с какою­ то робкой холодностью./Пушкин «Арап Петра Великого»/ 3.Или молитвой услаждала тоску волнуемой души./Пушкин /»Евгений  Онегин»/ ИТОГ: Кто был находчивее, быстрее, точнее при раскопке Кургана? III.Вот мы и подошли к главному Кургану, самому большому­УМЕНИЙ. Теперь покажем, что мы умеем, чему научились. КОНКУРС ГРАМОТЕЕВ. 1.Вам даны перфокарты с суффиксами причастий настоящего  времени/взаимопроверка и взаимооценка/ Несклоняемое существительное ,разноспрягаемые глаголы, неизменяемые  слова, определяемое слово, производящая основа, мыслящее существо, думающий  человек, играющий тренер, зависимое слово, горящая лампа. 2.Синтаксическая пятиминутка. Разобрать предложение. Близ вод, сиявших в тишине, являться муза  стала мне. КОНКУРС НА САМОГО ВНИМАТЕЛЬНОГО. «Третий­ лишний».   Нужно догадаться, по какому принципу собраны причастия, и исключить  лишнее. 1.Занятый, начатый, занята. 2. Крашеные полы, выкрашенные стены, крашенные белилами окна. Лексическая задача. Какое правило иллюстрируют приведённые примеры? Рассеянные жители­ оживлённая картина­ назначенное место­  адресованные в наш полк. Работа с текстом. Найдите в данном отрывке причастия. Определите их разряд , объясните  пунктуацию при причастном обороте. Я откланялся. Урядник привёл меня в избу, стоявшую на высоком берегу  реки.на самом краю крепости. Половина избы занята была семьёю Семёна Кузова,  другую отвели мне. Она состояла из одной горницы, разделённой надвое  перегородкой. А.С.Пушкин «Капитанская дочка». КОНКУРС НА ЛУЧШЕГО ЗНАТОКА СТИХОТВОРЕНИЙ А.С.ПУШКИНА. (Творческий комментированный диктант). Слово учителя: И Пушкин ласково глядит, И ночь прошла, и гаснут свечи, И нежный вкус родимой речи Так чисто губы холодит. Белла Ахмадуллина. Вспомним любимые или знакомые строки поэта. Восстановите текст! 1.Весёлым треском  Трещит …( затопленная печь). 2.Из тёмного леса навстречу ему… (Идёт вдохновенный кудесник). 3.И вскрикнул внезапно (ужаленный князь). 4.Из шатра (толпой любимцев Окружённый выходит Пётр). Откуда эти строки? Объясните написание нн в причастиях. Какие причастия  использованы Пушкиным в этих отрывках? Если бы мы заменили их другими  оборотами (например, тот, который) , что бы изменилось? Сделайте вывод о роли  причастия в тексте.( Ритм, рифма стихотворения, его красота. Значит, использование  причастий делает произведение красивым, ёмким. Он считал, что краткие  прилагательные и причастия придают много живости стихам, и любил их употреблять.  Вспомните «Полтаву»: Его глаза сияют, Лик его ужасен, Движенья быстры,  Он прекрасен, Он весь, как божия гроза. Перед нами портрет порывистого, энергичного Петра!  ВОЛШЕБНАЯ ЛИНЕЙКА. «У Пушкина никогда не бывает ничего лишнего, ничего недостающего, но всё в  меру, всё на своём месте, конец гармонирует с началом,­ и, прочитав его пьесу,  чувствуешь, что от неё нечего убавить и к ней нечего прибавить»,­ писал  В.Г.Белинский. Мы с вами попробуем красивые пушкинские прдложения сложить на  наших волшебных линейках. 1.Удивлённый швед встал перед нечаянным  гостем. 2.В каморке стояла простая кровать, покрытая байковым одеялом. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.  Теперь вспомним постановку запятых при причастном обороте. Составьте схемы  предложений: 1.Мы услышали глухой шум и увидели Терек, разливающийся по разным  направлениям. 2.В числе молодых людей, отправленных Петром Великим в чужие края,  находился его крестник арап Ибрагим. 3.Но скоро как­то развлеклось Перед окном возникшей дракой. 4.Я вошёл в большую саклю, похожую на сарай. 5. Графиня, привыкшая к уважению света, не могла видеть себя предметом  сплетней и насмешек. Взаимооценка: 0 ошибок­ «5», 1­«4», 2­«3» У каждого поэта свой язык, свой взгляд на окружающее, своя культура, и он  создаёт свой художественный мир. Сейчас язык Пушкина является для нас образцом, а  ведь он формировался на протяжении всего его творчества, не сразу был принят в  обществе. Секрет очарования языка он сам определил так: «Истинный вкус в чувстве  соразмерности и сообразности». Этим вкусом, языковым чутьём обладал в высшей  степени. И у него нам нужно учиться. КРАЕВЕДЕНИЕ. Был ли Пушкин в Башкирии? Расскажите об этом. Правильно, был, приезжал в Оренбургский край для сбора материала по  «Истории Пугачёва».Он знакомился с жизнью местного населения, составил карту  окрестностей Уфы. На картине художника Тюлькина Пушкин изображён среди башкир. И полотно так и называется: «Пушкин среди башкир». Составьте предложение,  включив причастие, по репродукции этой картины. Чье предложение показалось вам  наиболее удачным? Итак, кто лучше всех работал на Кургане Умений? КУРГАН ОТДЫХ. 1.Отдыхая на этом кургане, вспомните названия книг, фильмов, песен,групп, в  которых есть причастия.(«Униженные и оскорблённые»,»Блестящие», «Унесённые  ветром», «Там, на неведомых дорожках» и т д). 2.Фразеологизмы. Дать толкование .(Остаться у разбитого  корыта, как в воду  опущенный). 3.Включается музыка. Под звуки музыки проводится игра  в лото. На каждом  столе ­большая карточка с написанными на ней примерами на орфограммы по теме   « Причастие». К ней приложены  карточки с соответствующими правилами, на   обороте каждой ­ часть пословицы: если лото закрыто правильно, перевернув карточки, можно прочитать выражение. Переверните карточки и прочитайте пословицу­ она скажет вам, как вы  работали.(В дружбе великая сила. Где хотенье­ там и уменье. Берись дружно­ не будет  грузно. В согласном стаде волк не страшен. Не сиди сложа руки, так не будет скуки.) О чём эти пословицы? О дружбе, о хорошей работе. Молодцы, вы дружно и  хорошо поработали. ИТОГ УРОКА. О чем сегодня говорили на уроке? Какие задания показались  интересными, сложными? Кого можно назвать лучшим археологом сегодня?(Вручаются медали) (Музыка звучит громче.) Продолжая отдыхать, слушаем музыку. Мы у  КУРГАНА ТВОРЧЕСТВА. Что вам представляется под эту музыку? Вы её узнали?  Это композиции Георгия Свиридова к кинофильму по повести А.С Пушкина «Метель». Что вы чувствуете? Об этом напишите дома. Домашнее задание. Написать эссе по темам: 1.Слушая музыку Г.Свиридова… 2.Поэт, которому равного нет…/о Пушкине/

Итоговый урок- лингвистические раскопки по теме "Причастие"

Итоговый урок- лингвистические раскопки по теме "Причастие"

Итоговый урок- лингвистические раскопки по теме "Причастие"

Итоговый урок- лингвистические раскопки по теме "Причастие"

Итоговый урок- лингвистические раскопки по теме "Причастие"

Итоговый урок- лингвистические раскопки по теме "Причастие"

Итоговый урок- лингвистические раскопки по теме "Причастие"

Итоговый урок- лингвистические раскопки по теме "Причастие"

Итоговый урок- лингвистические раскопки по теме "Причастие"

Итоговый урок- лингвистические раскопки по теме "Причастие"

Итоговый урок- лингвистические раскопки по теме "Причастие"

Итоговый урок- лингвистические раскопки по теме "Причастие"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2017