ИУЧЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА МЕТОДОМ ЛИХЕНОИНДИКАЦИИ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценка 5

ИУЧЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА МЕТОДОМ ЛИХЕНОИНДИКАЦИИ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка 5
docx
07.06.2020
ИУЧЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА МЕТОДОМ ЛИХЕНОИНДИКАЦИИ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья Булгаковой Л.М..docx

ИУЧЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА МЕТОДОМ ЛИХЕНОИНДИКАЦИИ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Для определения уровня загрязнения атмосферного воздуха в научных работах приводятся разные методы. Наиболее простым в применении является: лихенометрический метод - лихеноиндикация. Лихенометрический метод индикации загрязнения атмосферного воздуха основан на следующих показателях: число видов лишайников на стволах деревьев, высота заселения и плотность колоний лишайников в баллах..

Состав флоры лишайников в не только разных регионов, но и различных частях городов (в центре, в индустриальных районах, в парках, в периферийных частях) оказался настолько различным, что исследователи стали использовать лишайники в качестве индикаторов загрязнения воздуха.     Одним из первых эту работу провел шведский ученый Р.Сернандер (1926). Он выделил в Стокгольме "лишайниковую пустыню" (центр города и фабричные районы с сильно загрязненным воздухом - лишайники здесь почти отсутствуют); зону "соревнования" (части города со средней загрязненностью воздуха - флора лишайников бедна, виды с пониженной жизненностью) и "нормальную зону" (периферийные части города, где встречаются многие виды лишайников). В последние десятилетия показано, что из компонентов загрязненного воздуха на лишайники самое отрицательное влияние оказывает двуокись серы (SO2).

Исследование с помощью лишайников следует начать с ознакомления учащихся с понятием биологического мониторинга и биоиндикации, биологических особенностях лишайников как биоиндикаторов, а также с основными методами лихеноиндикации. Для исследования нужны – палетка, мерная лента, компас, лупа.

Хорошо, если в школе или экологическом центре есть коллекция лишайников, но она не заменит знакомства с живыми представителями этих уникальных и красивых организмов.

Исследовательская работа проходят на станциях – «Историческая» - знакомство с  историей изучения лишайников, «Географическая «– знакомство с распространением лишайников по территории земного шара, «Биологическая» - знакомство со строением лишайников, с группами лишайников –  накипные,  листоватые,  кустистые,  о симбиозе, о разных цветах лишайниках.

Большая остановка на станции «Экологическая» - на этой станции с помощью сказки говорится о том, что лишайники реагируют на загрязнение окружающей среды, о продолжительности жизни лишайников.

 Также длительная остановка на станции «Промышленная» - о значении лишайников в жизни и хозяйственной деятельности человека- в парфюмерии, химической промышленности, корм животным, в медицине, пищевой, чтобы вызвать интерес, говорю про рецепты блинов и киселя из лишайников, индикаторы окружающей среды.

Чтобы обобщить и систематизировать новые полученные знания играем в игру «Семафор».

 Задается вопрос  и дети поднимают кружок зеленый – это правильный ответ, если красный, то неправильно.

Задания разного характера – вставить пропущенные слова или «загадочные термины». Ребята любят такие задания выполнять. – цибгарни (грибница);
– соловродь (водоросль);

- елягь (ягель);

- ярпилема (пармелия);

-ишилканай (лишайник)

-тывилсоета (листоватые)

-канипыне (накипные)

-сетускиты (кустистые).

Лишайники

Лишайники – это отдельная группа _______ (А) организмов. Тело лишайника называют ______________ (Б). Их формы могут быть кустистые, __________ (В) и ____________(Г). Слоевище состоит из двух компонентов: ____________ (Д) и ___________ (Е). Вместе они образуют взаимоотношение - ____________ (Ж). Одноклеточные водоросли по способу питания ______________ (И), а гриб _____________ (К). Так как фотосинтез ослабленный, то лишайники растут очень ________________ (Л). Лишайники очень неприхотливы, поселяются на бесплодных местах. Поэтому их называют «пионерами», т.е. первыми. Размножаются лишайники кусочками слоевища и особыми группами клеток гриба и водоросли, которые образуются внутри его тела.

Список слов:

1.Автотрофы

2.Гетеротрофы

3.Симбиотические

4.Листоватые

5.Накипные

6.Слоевище

7.Симбиоз

8.Одноклеточная водоросль

9.Грибница

10.Быстро

11.Медленно

12.Паразитизм

Ответ:______________________ 10 баллов

Следующий этап учебного занятия самый основной – исследовательский, т.е переходим на станцию «Исследовательская» – знакомство школьников с техникой измерений численности лишайников. Для этого на любом стволе, покрытом лишайниками, производятся показательные измерения двумя основными способами – палеткой и мерной лентой.

Для выполнения полевой работы учащихся разбивают на бригады по 2-3 человека, каждой из которых дают задание обследовать одну из выбранных на местности площадок. Проведя полевые измерения, бригады возвращаются на базу и под руководством учителя начинают обработку собранного материала.

       Самостоятельная исследовательская работа начинается с выбора точек исследования – четырех-пяти площадок, желательно находящихся на одной линии по мере удаления от потенциального источника загрязнения в вашей местности – населенного пункта, промышленного предприятия или автомагистрали. Желательно располагать площадки по линии преобладающих ветров – в ту сторону, куда ветер сносит потенциальные загрязняющие вещества. Дистанция между площадками зависит от мощности источника загрязнения. Если это большой населенный пункт с промышленными предприятиями и многочисленным автотранспортом, то расстояния между площадками могут быть в пределах 1 км (дальняя площадка будет удалена от города на 5 км). Если это, например, небольшая котельная, работающая на угле, то расстояния между площадками могут быть в пределах 400- 800 метров. Если это автотрасса – то 20-100 метров (в зависимости от интенсивности потока машин) [1].

 При работе с палеткой на каждом стволе измерения производят четыре раза - с четырех сторон света. Подсчет лишайников на каждом участке ствола производят следующим образом. Сначала считают число квадратов, в которых лишайники занимают на глаз больше половины площади квадрата (а), условно приписывая им покрытие, равное 100 %. Затем подсчитывают число квадратов, в которых лишайники занимают менее половины площади квадрата (b), условно приписывая им покрытие, равное 50 %.

Данные записывают в рабочую таблицу. Общее проективное покрытие в процентах (R) вычисляют по формуле: R= (100 a + 50 b) / С, где С - общее число квадратов палетки (например, при использовании палетки 10 х 10 см с ячейками 1 х 1 см, С = 100) [1].

Определение проективного покрытия лишайников способом «линейных пересечений», в отличие от способа «палетки», основано на измерении не площадных, а линейных показателей. Способ заключается в наложении на окружность ствола мерной ленты с фиксированием всех пересечений ее со слоевищами лишайников. В качестве ленты можно использовать простой «портняжный метр» (с миллиметровыми делениями). Измерение лишайников этим способом производится следующим образом. После выбора модельного дерева исследователь определяет на стволе точку, находящуюся на высоте 150 см от комля с северной стороны (использовать компас). Затем на ствол накладывается мерная лента с делениями таким образом, чтобы ноль шкалы ленты совпадал с выбранной точкой, а возрастание чисел на шкале соответствовало движению по часовой стрелке (с севера на восток). После полного оборота вокруг ствола лента закрепляется на стволе булавкой. Совмещая последнее деление и ноль ленты определяют длину окружности ствола. Ее при дальнейших расчетах принимают за 100 %. После этого начинают измерения, двигаясь взглядом по ленте и фиксируя начало и конец каждого пересечения ленты с талломами лишайников (чтобы не сбиться – удобно использовать указатель – карандаш, ручку, спичку и т.п.). Измерения проводятся с точностью до 1 мм. Удобнее всего вести измерения вдвоем - один отсчитывает расстояния на ленте и диктует, другой записывает значения в полевой дневник [3].

 Вначале подсчитывается общая (суммарная) длина (протяженность) талломов лишайников. Затем, зная общую длину окружности ствола и принимая ее за 100%, рассчитывается проективное покрытие лишайников (в %). Пример: Из журнала полевых измерений следует, что на всем протяжении ствола длиной 80 см (800 мм) пересечения ленты с талломами наблюдались на отметках: 7,1-8,5 см, 12,7-14,2 см, 30,4-32,5 см, 56,4-58,8 см. Общая сумма "протяженности" лишайников составляет 7,4 см (1,4 + 1,5 + 2,1 + 2,4). По пропорции 80 см - 100%, 7,4 см - х % (7,4/80 х 100), находим величину проективного покрытия - 9,25%. Проективное покрытие можно определять как для каждого вида лишайника в отдельности, так и для всех видов в сумме – это зависит от знаний учащихся и учителя.

И последняя станция Творческая. Ребята сочиняют стихи о лишайниках и о проделанной работе.

 

Список литературы:

1. А.С.Боголюбов, М.В.Кравченко. Оценка загрязнения воздуха методом лихеноиндикации. М., Экосистема, 2001-125 с..

2. Н.Д.Лисов. Биология. Учебник для 7 класса, Минск «Народная асвета», 2007 г., с.70-74.

3. Определение чистоты воздуха по лишайникам. Группа 4(ИГПУ СЭМ) — IrkutskWiki

4. Водоросли, лишайники и мохообразные СССР. Отв. Ред. М. В. Горленко. М., «Мысль», 2008, с.67-152.

5. Биологический энциклопедический словарь, под ред. М.С.Гилярова, 1996, с.326-328.

 

 

 

 


 

ИУЧЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА МЕТОДОМ

ИУЧЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА МЕТОДОМ

Лишайники Лишайники – это отдельная группа _______ (А) организмов

Лишайники Лишайники – это отдельная группа _______ (А) организмов

Данные записывают в рабочую таблицу

Данные записывают в рабочую таблицу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2020