IV. Пути совершенствования устранения заикания у детей в коррекционной работе учителя-логопеда ПМПК
Оценка 5

IV. Пути совершенствования устранения заикания у детей в коррекционной работе учителя-логопеда ПМПК

Оценка 5
docx
07.03.2020
IV.	Пути совершенствования устранения заикания у детей в коррекционной работе учителя-логопеда ПМПК
заикание.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСТРАНЕНИЯ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА

 

                  

 

                                                                                    

 

 

                                                                                                             

        

                                  

                        Подготовила:

    учитель-дефектолог ПМПК Петрова О.И.

                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Из истории заикания

Аристотель                Демосфен                               Гиппократ

384-322 до н.э.             384-322 до н.э.                         460- 377 до н.э.

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи.

В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с накоплением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильном соотнесении частей артикуляционного аппарата.( Аристотель)

Возможность нарушений в центральном или переферическом отделах речевого аппарата при заикании признавали Цельс и Авицена.

Демосфен    384 -322 до н.э

         Великий древнегреческий оратор. Страдал заиканием, самым тяжелым симптомом заикания у него была дыхательная судорога, которая характеризовалась разрывом слов на части. Чтобы избавится от этого недуга Демосфен тренировал речь и дыхательный аппарат, произнося стихи на ходу при подъеме на крутые возвышенности, при шуме морских волн, клал в рот мелкие камешки, которые усложняли функцию мышечного чувства. Уделял большое значение психогенной тренировке. Цель психотерапевтического воздействия - научится говорить в обществе людей.

         На рубеже 17-18 веков заикание пытались объяснить, как следствие несовершенства периферического аппарата речи. Санторини, итальянский анатом, (1681 – 1737) считал, что заикание возникает при наличии отверстия в твердом небе, через которое просачивается слизь и затрудняет речь.

         Арнот – английский физик, Шультесс – швейцарский физиолог, связывали заикание с нарушениями в функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели.

         Блюме – связывал заикание как следствие несогласованности  мышления и речи.                       XIXXX века

         Г. Гутцман – немецкий психиатр, А. Куссмауль выделяли заикание как спастический невроз, происходящий от раздражительной слабости речевых центров.

         По мнению академика Павлова И.П. (1849 -1936)  - заикание – невроз, т.е.,слабость нервной системы, склонной к перевесу подкорковых реакций над корковыми: кора  не справляется со своими задачами, которые должна выполнить. Значительное возбуждение подкорковой области усиливает торможение других областей коры, и они не справляются со своими задачами, с нормативными параметрами речи.

Сикорский И.А.  1842 – 1919

Рассматривал заикание как внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогами в отделах речевого аппарата как физиологического целого. Возникает только в детском возрасте, когда развитие речи еще не окончено. Им выделено 40 видов судорог у заикающихся (язык, губы, дыхание). Указывал на сходство внешнего проявления заикания и эпилепсии, считал заикание «малой эпилепсией»

         Стремление советских исследователей рассматривать заикание с позиций павловского учения о неврозах находит своих последователей за рубежом: в Чехословакии(Чехии) – М. Зееман, М. Совак. В Болгарии – Д. Даскалов, А. Атанасов, в Польше – А. Митринович – Моджеевска, в Германии – К. П. Беккер

          Из истории лечения заикания

В истории лечения заикания можно выделить 3 периода:

1.     Период внутренней терапии (от времен Гиппократа до времен Корнелия Цельсия), носил чисто терапевтический характер: излечение тяжелого вида заикания, которым страдал Демосфен.

2.      Период хирургического лечения от Цельсия до конца первой четверти XX столетия. Хирургическая терапия в настоящее время имеет только исторический интерес.

3.      Период возникновения психотерапевтических приемов, лечение заикания переходит из рук врачей к  психотерапевтам и ученым

Заикание и «левшество»

         Некоторые исследователи указывают на связь заикания с леворукостью, что относится к нарушениям общей моторики. Левши – люди с доминирующим правым полушарием, ведающим образным, зрительно-пространственным, чувственным восприятием и интуицией. 500миллионов леворуких людей в мире.

Методики лечения заикания

         Логопедические

         Психологические

         Психотерапевтические

         Логопсихотерапевтические

         Социореабилитационные

         Медикаментозные

         Физиотерапевтические

         Комплексные

         Нетрадиционные

Лью́ис Кэ́рролл 

Лью́ис Кэ́рролл , настоящее имя Чарльз Лютвидж До́джсон, или Чарльз Латуидж До́джсон(традиционная русская передача; сам Кэрролл произносил свою фамилию Додсон, января1832 — 14 января 1898) — английский писатель, математик, логик, философ, диакон и фотограф. Наиболее известные произведения — «Алиса в стране чудес» и «Алиса в зазеркалье», а также юмористическая поэма «Охота на снарха».

         Причины заикания

Все причины условно можно разделить на две группы:

           предрасполагающие и       вызывающие

К предрасполагающим факторам относятся:

невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы);

психологические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность);

конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам);

наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости нервной системы).

поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные - инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

Вызывающие причины могут быть физиологическими, психологическими и социальными.

Физиологические причины:

физические заболевания с энцефалитическими последствиями;

травмы - внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга;

органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;

истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки и гортани.

Психические и социальные причины:

Кратковременная - одномоментная - психическая травма (испуг, страх);

Длительно-действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание “примерного” ребенка;

Хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций;

Острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости;

Неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей;

Перегрузка детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);

Двуязычие: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке;

Подражание заикающимся.    

Различаются две формы такой психической индукции: пассивная - ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося;                                                         активная - он копирует речь заикающегося;

 Разновидности судорог при заикании

По форме речевые судороги могут быть

         Клоническими – повторение стереотипных речевых движений: Та-та-та-тарелка

         Тоническими – сильное, длительное сковывание движений: п…пила

         Смешенными -  когда одновременно встречаются тонические и клонические судороги: п …..пет – ту – тух.

Переучивание леворукости. Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и психопатического состояния с возникновением заикания;
Неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика - может служить толчком для появления заикания.

В зависимости от места возникновения речевые судороги различаются:

Ариткуляционные - судорога поражает мышцы языка, губ или мягкого неба, обычно происходит на смычных согласных: б ….бабушка (судороги губ), судороги кончика языка – д….дом, судороги корня языка или мягкого неба г…гуси;

Голосовые – охватывают мышцы гортани, удерживая выход гласного звука: а-а-а-арбуз, о-о-о-огурец;

Дыхательные – в момент речи воздух задерживается и человек как бы замирает с открытым ртом.

 Обычно по месту возникновения речевые судороги бывают смешанными: артикуляционно-дыхательные, артикуляционно-голосовые.

                                    Виды заикания

Невротическое заикание или логоневроз - заикание, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов (испуг, изменение привычной обстановки, разлука с родителями, неправильное воспитание, конфликтные отношения в семье и др.). При невротическом заикании появляются сопутствующие движения, которые могут быть как непроизвольными, так и намеренными, когда ребёнок старается переключить внимание с речи на действие (постукивания, щёлканье языком, отбивания ритма ногой или рукой, подёргивания шеей и др.). Характерно непостоянство проявлений логоневроза, а также сочетание с другими невротическими расстройствами (страхи, ночное недержание мочи, нарушения сна, общая раздражительность).

         Неврозоподобное заикание - заикание, обусловленное органическим поражением центральной нервной системы. Характерна выраженная судорожность речи, нередко в сочетании с тикообразными насильственными сокращениями мышц лица и рук. Неврозоподобное заикание отличается стабильностью проявлений; при общении с окружающими у ребенка обычно отсутствует страх речи.

         Неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями - заикание, сочетающее признаки логоневроза и неврозоподобного состояния.

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

При коррекции заикания мы использовали следующие виды работ:

на первом этапе:

1.     упражнения для расслабления мышц;

2.     работа над гласными звуками: длительное произнесение гласных звуков на выдохе, сочетание гласных из двух звуков, из трех и более гласных;

3.     отработка сочетаний гласных звуков с выделением ударения: выделение первого ударного звука в сочетаниях из 2-3 и более гласных звуков, затем второго ударного звука, третьего и т.д.;

4.     работа над словами:

         слова, начинающиеся с гласных звуков: на ударный -а-, на ударный -э-, на ударный -у-, на ударный  -и-,  -я-,  -е-,  -ё-,  -ю-;

         слова начинающиеся с гласных звуков с ударением на втором слоге;

         отрабатывание слогов с согласными звуками;

на втором этапе:

         работа над фразами;

         работа над предложением;

         счетные упражнения;

на третьем этапе:

         работа над стихотворной речью, отрабатывание чувства ритма: сказки в стихах, стихотворения, басни;

         самостоятельное чтение;

         пересказ прочитанного текста;

         самостоятельные рассказы на заданную тему.

Упражнения на расслабление мышц рук

Упражнение

         Стоя. Свести плечи вперёд, медленно увеличивая напряжение, затем развести в стороны до соприкасания лопаток с одновременным расслаблением рук.

Упражнение

         Стоя (сидя). Руки на поясе (или сидя, руки на бердах). Поднять с усилием правое плечо вверх – уронить его вниз, то же – левым плечом. Потрясти плечами, имитируя «цыганочку».

 Упражнение

         Сидя (стоя). Вытягивание пальцев с помощью другой руки («снятие перчатки»). Выполнять попеременно левой и правой рукой.

 Упражнения для туловища

Упражнение

         Стоя. Замирание в позе навытяжку. Полное расслабление всего тела, «провисание».

Упражнение

         Стоя. Имитация поднимания штанги с напряжением и расслаблением всего тела после её опускания.

Упражнение

         Сидя на краю стула (стоя). Туловище немного наклонить вперед. Свободно размахивать опущенными вниз руками, корпусом, плечами

Упражнения для шеи

         Упражнение

         Сидя. Опереться на стол согнутыми в локтях соединенными руками. Опустить голову на руки и полностью расслабиться.

 Упражнение

         Сидя. Медленно поворачивать голову, не поднимая её, справа налево и слева направо.

         Упражнение

         Стоя (сидя). Руки поднять. Пальцы соединить в замок на затылке, локти и плечи развести в стороны. Плавно, без рывков отвести голову назад, преодолевая сопротивление рук. Ощутить напряжение, бросить руки вниз и расслабиться. Вернуться в исходное положение.

Упражнения с гласными звуками

         При работе над гласными звуками выполнялись следующие задания:

         каждый гласный звук артикулируется без голоса;

         гласный звук произносится шепотом;

         гласный звук произносится тихим голосом;

         гласный звук произносится голосом средней громкости;

         гласный звук произносится громко;

         гласный звук произносится тихо и постепенно усиливается до громкости;

         произнесение гласного звука с предельно громкого голоса до постепенного ослабления звучания.

Сочетания гласных

аэ          эа           оа           уа           ыа            иа           яа           еа           ёа           юа

 ↓           ↓             ↓            ↓             ↓              ↓             ↓            ↓            ↓             ↓

ао        эо          оэ           уэ          ыэ            иэ           яэ          еэ           ёэ          юэ

 ↓           ↓             ↓            ↓             ↓              ↓             ↓            ↓            ↓             ↓

ау        эу          оу           уо          ыо            ио           яо          ео           ёо           юо

 ↓           ↓             ↓            ↓             ↓              ↓             ↓            ↓            ↓             ↓

аы        эы          оы          уы         ыу            иу           яу          еу           ёу          юу

 ↓           ↓             ↓            ↓             ↓              ↓             ↓            ↓            ↓             ↓

аи        эи          ои          уи          ыи            иы         яы         еы          ёы         юы

 ↓           ↓             ↓            ↓             ↓              ↓             ↓            ↓            ↓             ↓

ая         эя          оя           уя          ыя            ия           яи          еи           ёи          юи

 ↓           ↓             ↓            ↓             ↓              ↓             ↓            ↓            ↓             ↓

ае         эе           ое           уе          ые            ие           яе          ея           ёя          юя

 ↓           ↓             ↓            ↓             ↓              ↓             ↓            ↓            ↓             ↓

аё         эё           оё           уё          ыё            иё           яё          её           ёе          юе

 ↓           ↓             ↓            ↓             ↓              ↓             ↓            ↓            ↓             ↓

аю        эю         ою          ую         ыю           ию         яю         еэ           ёю          юё

 

Работа над словами

Упражнение 1

         ао     →      ао      →      автор

          

         аа      →      аа      →      арка

          

         ауа    →      ауа    →      азбука

          
Упражнение 2

         аэ      →      аэоу

          

         аэо    →      аэоу

произносить 2-3-4-5 раз слитно, так, как будто произносится один длинный гласный звук. 

         Ася. Аня. Аза. Алла. Атом. Арка. Атлас. Астра. Автор.

         произносить по одному слову на выдохе;

         произносить по 3 раза одно и то же слово на одном выдохе;

         произносить по 3 разных слова на одном выдохе.

Упражнение 3

         оа     →      оа      →      окна

          

         оа     →      оа      →      оба

          

         оы     →      оы     →      осы

          

         оу     →      оу     →      обувь

 Осы. Оля. Облако. Осень. Опера. Оптика. Обувь. Остров.

Упражнение 4

         уи     →      уи     →      уши 

         уо     →      уо     →      угол

         уа     →      уа      →      утка 

         уа     →      уа      →      урна

          

         уо     →      уо     →      утро

Уля. Улей. Уши. Узел. Ужин. Угол. Утка. Урна. Умный.

Упражнение 5

Слова, начинающиеся с гласных, с ударением на втором слоге

         Айва. Актер. Атлас. Абзац. Азот. Азарт. Ашан. Амур. Араб.

          

         Этап. Этаж. Эмаль. Экран. Эфир. Этюд. Эффект. Эльбрус. Эскиз.

          

         Ожог. Орел. Орех. Ответ. Опрос. Обрыв. Обвал. Обед. Огонь.

          

         Укус. Удав. Удар. Урал. Удод. Укор. Упор. Уход. Урюк. Успех.

          

         Ирис. Изба. Икра. Игра. Игла. Инжир. Иван. Ирак. Иран. Изюм.

          

         Егор. Енот. Езда. Ездок. Еда. Едва. Еще. Ефим. Евсей. Едок.

          

         Юла. Юрок. Юлить. Юрий. Юнец. Юнцы. Юрист. Юннат.

Упражнение 6

         Гласные соединяются с сонорными звуками, которые звучат по продолжительности столько же, сколько гласные:

         м –––– а ––––

         м –––– о ––––

         м –––– у ––––

         н –––– а ––––  

         н –––– о ––––  

         н –––– у ––––

         м –––– н –––– а ––––

         м –––– н –––– о ––––

         м –––– н –––– у ––––

         Звуки -м-, -н- – носовые: при их произнесении воздух должен проходить через нос. При звуке -м- губы слегка соприкасать, язык совершенно спокоен, при звуке -н- рот приоткрыть, передняя часть языка легко соприкасается с корнями верхних зубов.

Слоговые упражнения проговариваются по 3 раза:

         пра, про, пру; тра, тро, тру; кра, кро, кру; дра, дро, дру; гра, гро, гру.

         Снятие тонуса мышц при проговаривании согласных достигаются лёгкой смычкой губ и языка, через которую легко проходит воздушная струя: 

         п –––– а, п –––– о, п –––– у, п –––– ы;

         б –––– а, б –––– о, б –––– у, б –––– ы;

         т –––– а, т –––– о, т –––– у, т –––– ы;

         д –––– а, д –––– о, д –––– у, д –––– ы;

 

         к –––– а, к –––– о, к –––– у, к –––– ы;

         г –––– а, г –––– о, г –––– у, г –––– ы;

Моделирование ситуаций, в которых о чем-то просят с ответом «да»

         восторженно;

         спокойно;

         вопросительно;

         задумчиво;

         с сожалением.

         Все упражнения первого этапа способствуют выработке умеренного темпа речи. То, что все слова начинаются с гласных и много раз повторяются, дают возможность легко проговаривать их.

Второй этап - работа над фразами

         Эхо ͜   отзвучало.                          Ужин ͜   окончен.

         Это ͜   экран.                                  Уж ͜   уполз.

         Эмма ͜   умница.                            Улица ͜   опустела. 

         Эдик ͜   альпинист.                        Угол ͜   определен. 

         Эму ͜   успокоился.                        Уля ͜   уехала.

Работа над предложениями

         Я читаю вслух.                    Я говорю громко.

         Ты читаешь вслух.                   Ты говоришь громко.

          Он читает вслух.                 Он говорит громко.

         Она читает вслух.                          Она говорит громко.

         Мы читаем вслух.                            Мы говорим громко.

         Вы читаете вслух.                            Вы говорите громко.

         Они читают вслух.                          Они говорят громко

 

 Счетные упражнения

Упражнение 1.

         вдох: один ͜   два ͜   три – пауза;

         вдох: четыре ͜   пять ͜   шесть – пауза;

         вдох: семь ͜   восемь ͜   девять – пауза;

 Упражнение 2.

         Счет от 1 до 20 и обратно по два числа на одном выдохе, выдерживая паузу.

На третьем этапе закрепляются речевые навыки в работе над сказками, написанными стихами, стихотворениями и баснями. При чтении всех этих произведений отрабатываются: плавное и слитное произнесение слов, неторопливый, умеренный темп, деление речи на смысловые отрезки, выделение логических центров. Одной из самых характерных особенностей этих произведений является рифма – созвучное совпадение окончаний строк, согласованные между собой в определенном порядке, строгое чередование ударных (более сильных, длинных) слогов и безударных (более слабых, коротких).

 



 

 

 

 

 


 

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСТРАНЕНИЯ

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСТРАНЕНИЯ

Из истории заикания Аристотель

Из истории заикания Аристотель

По мнению академика Павлова И.П

По мнению академика Павлова И.П

Методики лечения заикания •

Методики лечения заикания •

Вызывающие причины могут быть физиологическими, психологическими и социальными

Вызывающие причины могут быть физиологическими, психологическими и социальными

Перегрузка детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);

Перегрузка детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);

Обычно по месту возникновения речевые судороги бывают смешанными: артикуляционно-дыхательные, артикуляционно-голосовые

Обычно по месту возникновения речевые судороги бывают смешанными: артикуляционно-дыхательные, артикуляционно-голосовые

Упражнения на расслабление мышц рук

Упражнения на расслабление мышц рук

Упражнение • Сидя на краю стула (стоя)

Упражнение • Сидя на краю стула (стоя)

Работа над словами Упражнение 1 • ао → ао → автор • • аа → аа → арка • • ауа → ауа → азбука…

Работа над словами Упражнение 1 • ао → ао → автор • • аа → аа → арка • • ауа → ауа → азбука…

У ля. У лей. У ши. У зел.

У ля. У лей. У ши. У зел.

Снятие тонуса мышц при проговаривании согласных достигаются лёгкой смычкой губ и языка, через которую легко проходит воздушная струя: • п –––– а, п –––– о,…

Снятие тонуса мышц при проговаривании согласных достигаются лёгкой смычкой губ и языка, через которую легко проходит воздушная струя: • п –––– а, п –––– о,…

Счетные упражнения Упражнение 1

Счетные упражнения Упражнение 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2020