ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСТРАНЕНИЯ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА
Подготовила:
учитель-дефектолог ПМПК Петрова О.И.
Из истории заикания
Аристотель Демосфен Гиппократ
384-322 до н.э. 384-322 до н.э. 460- 377 до н.э.
Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи.
В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с накоплением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильном соотнесении частей артикуляционного аппарата.( Аристотель)
Возможность нарушений в центральном или переферическом отделах речевого аппарата при заикании признавали Цельс и Авицена.
Демосфен 384 -322 до н.э
• Великий древнегреческий оратор. Страдал заиканием, самым тяжелым симптомом заикания у него была дыхательная судорога, которая характеризовалась разрывом слов на части. Чтобы избавится от этого недуга Демосфен тренировал речь и дыхательный аппарат, произнося стихи на ходу при подъеме на крутые возвышенности, при шуме морских волн, клал в рот мелкие камешки, которые усложняли функцию мышечного чувства. Уделял большое значение психогенной тренировке. Цель психотерапевтического воздействия - научится говорить в обществе людей.
• На рубеже 17-18 веков заикание пытались объяснить, как следствие несовершенства периферического аппарата речи. Санторини, итальянский анатом, (1681 – 1737) считал, что заикание возникает при наличии отверстия в твердом небе, через которое просачивается слизь и затрудняет речь.
• Арнот – английский физик, Шультесс – швейцарский физиолог, связывали заикание с нарушениями в функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели.
• Блюме – связывал заикание как следствие несогласованности мышления и речи. XIX – XX века
• Г. Гутцман – немецкий психиатр, А. Куссмауль выделяли заикание как спастический невроз, происходящий от раздражительной слабости речевых центров.
• По мнению академика Павлова И.П. (1849 -1936) - заикание – невроз, т.е.,слабость нервной системы, склонной к перевесу подкорковых реакций над корковыми: кора не справляется со своими задачами, которые должна выполнить. Значительное возбуждение подкорковой области усиливает торможение других областей коры, и они не справляются со своими задачами, с нормативными параметрами речи.
Сикорский И.А. 1842 – 1919
Рассматривал заикание как внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогами в отделах речевого аппарата как физиологического целого. Возникает только в детском возрасте, когда развитие речи еще не окончено. Им выделено 40 видов судорог у заикающихся (язык, губы, дыхание). Указывал на сходство внешнего проявления заикания и эпилепсии, считал заикание «малой эпилепсией»
• Стремление советских исследователей рассматривать заикание с позиций павловского учения о неврозах находит своих последователей за рубежом: в Чехословакии(Чехии) – М. Зееман, М. Совак. В Болгарии – Д. Даскалов, А. Атанасов, в Польше – А. Митринович – Моджеевска, в Германии – К. П. Беккер
Из истории лечения заикания
В истории лечения заикания можно выделить 3 периода:
1. Период внутренней терапии (от времен Гиппократа до времен Корнелия Цельсия), носил чисто терапевтический характер: излечение тяжелого вида заикания, которым страдал Демосфен.
2. Период хирургического лечения от Цельсия до конца первой четверти XX столетия. Хирургическая терапия в настоящее время имеет только исторический интерес.
3. Период возникновения психотерапевтических приемов, лечение заикания переходит из рук врачей к психотерапевтам и ученым
Заикание и «левшество»
• Некоторые исследователи указывают на связь заикания с леворукостью, что относится к нарушениям общей моторики. Левши – люди с доминирующим правым полушарием, ведающим образным, зрительно-пространственным, чувственным восприятием и интуицией. 500миллионов леворуких людей в мире.
Методики лечения заикания
• Логопедические
• Психологические
• Психотерапевтические
• Логопсихотерапевтические
• Социореабилитационные
• Медикаментозные
• Физиотерапевтические
• Комплексные
• Нетрадиционные
Лью́ис Кэ́рролл
Лью́ис Кэ́рролл , настоящее имя Чарльз Лютвидж До́джсон, или Чарльз Латуидж До́джсон(традиционная русская передача; сам Кэрролл произносил свою фамилию Додсон, января1832 — 14 января 1898) — английский писатель, математик, логик, философ, диакон и фотограф. Наиболее известные произведения — «Алиса в стране чудес» и «Алиса в зазеркалье», а также юмористическая поэма «Охота на снарха».
Причины заикания
Все причины условно можно разделить на две группы:
предрасполагающие и вызывающие
К предрасполагающим факторам относятся:
невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы);
психологические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность);
конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам);
наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости нервной системы).
поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные - инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.
Вызывающие причины могут быть физиологическими, психологическими и социальными.
Физиологические причины:
физические заболевания с энцефалитическими последствиями;
травмы - внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга;
органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;
истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки и гортани.
Психические и социальные причины:
Кратковременная - одномоментная - психическая травма (испуг, страх);
Длительно-действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание “примерного” ребенка;
Хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций;
Острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости;
Неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей;
Перегрузка детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);
Двуязычие: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке;
Подражание заикающимся.
Различаются две формы такой психической индукции: пассивная - ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная - он копирует речь заикающегося;
Разновидности судорог при заикании
По форме речевые судороги могут быть
• Клоническими – повторение стереотипных речевых движений: Та-та-та-тарелка
• Тоническими – сильное, длительное сковывание движений: п…пила
• Смешенными - когда одновременно встречаются тонические и клонические судороги: п …..пет – ту – тух.
Переучивание
леворукости. Постоянные напоминания, требования могут
дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического
и психопатического состояния с возникновением заикания;
Неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость,
неумение расположить ученика - может служить толчком для появления заикания.
В зависимости от места возникновения речевые судороги различаются:
Ариткуляционные - судорога поражает мышцы языка, губ или мягкого неба, обычно происходит на смычных согласных: б ….бабушка (судороги губ), судороги кончика языка – д….дом, судороги корня языка или мягкого неба г…гуси;
Голосовые – охватывают мышцы гортани, удерживая выход гласного звука: а-а-а-арбуз, о-о-о-огурец;
Дыхательные – в момент речи воздух задерживается и человек как бы замирает с открытым ртом.
Обычно по месту возникновения речевые судороги бывают смешанными: артикуляционно-дыхательные, артикуляционно-голосовые.
Виды заикания
Невротическое заикание или логоневроз - заикание, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов (испуг, изменение привычной обстановки, разлука с родителями, неправильное воспитание, конфликтные отношения в семье и др.). При невротическом заикании появляются сопутствующие движения, которые могут быть как непроизвольными, так и намеренными, когда ребёнок старается переключить внимание с речи на действие (постукивания, щёлканье языком, отбивания ритма ногой или рукой, подёргивания шеей и др.). Характерно непостоянство проявлений логоневроза, а также сочетание с другими невротическими расстройствами (страхи, ночное недержание мочи, нарушения сна, общая раздражительность).
• Неврозоподобное заикание - заикание, обусловленное органическим поражением центральной нервной системы. Характерна выраженная судорожность речи, нередко в сочетании с тикообразными насильственными сокращениями мышц лица и рук. Неврозоподобное заикание отличается стабильностью проявлений; при общении с окружающими у ребенка обычно отсутствует страх речи.
• Неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями - заикание, сочетающее признаки логоневроза и неврозоподобного состояния.
ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
При коррекции заикания мы использовали следующие виды работ:
на первом этапе:
1. упражнения для расслабления мышц;
2. работа над гласными звуками: длительное произнесение гласных звуков на выдохе, сочетание гласных из двух звуков, из трех и более гласных;
3. отработка сочетаний гласных звуков с выделением ударения: выделение первого ударного звука в сочетаниях из 2-3 и более гласных звуков, затем второго ударного звука, третьего и т.д.;
4. работа над словами:
• слова, начинающиеся с гласных звуков: на ударный -а-, на ударный -э-, на ударный -у-, на ударный -и-, -я-, -е-, -ё-, -ю-;
• слова начинающиеся с гласных звуков с ударением на втором слоге;
• отрабатывание слогов с согласными звуками;
на втором этапе:
• работа над фразами;
• работа над предложением;
• счетные упражнения;
на третьем этапе:
• работа над стихотворной речью, отрабатывание чувства ритма: сказки в стихах, стихотворения, басни;
• самостоятельное чтение;
• пересказ прочитанного текста;
• самостоятельные рассказы на заданную тему.
Упражнения на расслабление мышц рук
Упражнение
• Стоя. Свести плечи вперёд, медленно увеличивая напряжение, затем развести в стороны до соприкасания лопаток с одновременным расслаблением рук.
Упражнение
• Стоя (сидя). Руки на поясе (или сидя, руки на бердах). Поднять с усилием правое плечо вверх – уронить его вниз, то же – левым плечом. Потрясти плечами, имитируя «цыганочку».
Упражнение
• Сидя (стоя). Вытягивание пальцев с помощью другой руки («снятие перчатки»). Выполнять попеременно левой и правой рукой.
Упражнения для туловища
Упражнение
• Стоя. Замирание в позе навытяжку. Полное расслабление всего тела, «провисание».
Упражнение
• Стоя. Имитация поднимания штанги с напряжением и расслаблением всего тела после её опускания.
Упражнение
• Сидя на краю стула (стоя). Туловище немного наклонить вперед. Свободно размахивать опущенными вниз руками, корпусом, плечами
Упражнения для шеи
• Упражнение
• Сидя. Опереться на стол согнутыми в локтях соединенными руками. Опустить голову на руки и полностью расслабиться.
Упражнение
• Сидя. Медленно поворачивать голову, не поднимая её, справа налево и слева направо.
• Упражнение
• Стоя (сидя). Руки поднять. Пальцы соединить в замок на затылке, локти и плечи развести в стороны. Плавно, без рывков отвести голову назад, преодолевая сопротивление рук. Ощутить напряжение, бросить руки вниз и расслабиться. Вернуться в исходное положение.
Упражнения с гласными звуками
• При работе над гласными звуками выполнялись следующие задания:
• каждый гласный звук артикулируется без голоса;
• гласный звук произносится шепотом;
• гласный звук произносится тихим голосом;
• гласный звук произносится голосом средней громкости;
• гласный звук произносится громко;
• гласный звук произносится тихо и постепенно усиливается до громкости;
• произнесение гласного звука с предельно громкого голоса до постепенного ослабления звучания.
Сочетания гласных
аэ эа оа уа ыа иа яа еа ёа юа
↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓
ао эо оэ уэ ыэ иэ яэ еэ ёэ юэ
↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓
ау эу оу уо ыо ио яо ео ёо юо
↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓
аы эы оы уы ыу иу яу еу ёу юу
↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓
аи эи ои уи ыи иы яы еы ёы юы
↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓
ая эя оя уя ыя ия яи еи ёи юи
↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓
ае эе ое уе ые ие яе ея ёя юя
↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓
аё эё оё уё ыё иё яё её ёе юе
↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓
аю эю ою ую ыю ию яю еэ ёю юё
Работа над словами
Упражнение 1
• ао → ао → автор
•
• аа → аа → арка
•
• ауа → ауа → азбука
•
Упражнение 2
• аэ → аэоу
•
• аэо → аэоу
произносить 2-3-4-5 раз слитно, так, как будто произносится один длинный гласный звук.
• Ася. Аня. Аза. Алла. Атом. Арка. Атлас. Астра. Автор.
• произносить по одному слову на выдохе;
• произносить по 3 раза одно и то же слово на одном выдохе;
• произносить по 3 разных слова на одном выдохе.
Упражнение 3
• оа → оа → окна
•
• оа → оа → оба
•
• оы → оы → осы
•
• оу → оу → обувь
Осы. Оля. Облако. Осень. Опера. Оптика. Обувь. Остров.
Упражнение 4
• уи → уи → уши
• уо → уо → угол
• уа → уа → утка
• уа → уа → урна
•
• уо → уо → утро
Уля. Улей. Уши. Узел. Ужин. Угол. Утка. Урна. Умный.
Упражнение 5
Слова, начинающиеся с гласных, с ударением на втором слоге
• Айва. Актер. Атлас. Абзац. Азот. Азарт. Ашан. Амур. Араб.
•
• Этап. Этаж. Эмаль. Экран. Эфир. Этюд. Эффект. Эльбрус. Эскиз.
•
• Ожог. Орел. Орех. Ответ. Опрос. Обрыв. Обвал. Обед. Огонь.
•
• Укус. Удав. Удар. Урал. Удод. Укор. Упор. Уход. Урюк. Успех.
•
• Ирис. Изба. Икра. Игра. Игла. Инжир. Иван. Ирак. Иран. Изюм.
•
• Егор. Енот. Езда. Ездок. Еда. Едва. Еще. Ефим. Евсей. Едок.
•
• Юла. Юрок. Юлить. Юрий. Юнец. Юнцы. Юрист. Юннат.
Упражнение 6
Гласные соединяются с сонорными звуками, которые звучат по продолжительности столько же, сколько гласные:
• м –––– а ––––
• м –––– о ––––
• м –––– у ––––
• н –––– а ––––
• н –––– о ––––
• н –––– у ––––
• м –––– н –––– а ––––
• м –––– н –––– о ––––
• м –––– н –––– у ––––
• Звуки -м-, -н- – носовые: при их произнесении воздух должен проходить через нос. При звуке -м- губы слегка соприкасать, язык совершенно спокоен, при звуке -н- рот приоткрыть, передняя часть языка легко соприкасается с корнями верхних зубов.
Слоговые упражнения проговариваются по 3 раза:
• пра, про, пру; тра, тро, тру; кра, кро, кру; дра, дро, дру; гра, гро, гру.
• Снятие тонуса мышц при проговаривании согласных достигаются лёгкой смычкой губ и языка, через которую легко проходит воздушная струя:
• п –––– а, п –––– о, п –––– у, п –––– ы;
• б –––– а, б –––– о, б –––– у, б –––– ы;
• т –––– а, т –––– о, т –––– у, т –––– ы;
• д –––– а, д –––– о, д –––– у, д –––– ы;
• к –––– а, к –––– о, к –––– у, к –––– ы;
• г –––– а, г –––– о, г –––– у, г –––– ы;
Моделирование ситуаций, в которых о чем-то просят с ответом «да»
• восторженно;
• спокойно;
• вопросительно;
• задумчиво;
• с сожалением.
Все упражнения первого этапа способствуют выработке умеренного темпа речи. То, что все слова начинаются с гласных и много раз повторяются, дают возможность легко проговаривать их.
Второй этап - работа над фразами
• Эхо ͜ отзвучало. Ужин ͜ окончен.
• Это ͜ экран. Уж ͜ уполз.
• Эмма ͜ умница. Улица ͜ опустела.
• Эдик ͜ альпинист. Угол ͜ определен.
• Эму ͜ успокоился. Уля ͜ уехала.
Работа над предложениями
• Я читаю вслух. Я говорю громко.
• Ты читаешь вслух. Ты говоришь громко.
• Он читает вслух. Он говорит громко.
• Она читает вслух. Она говорит громко.
• Мы читаем вслух. Мы говорим громко.
• Вы читаете вслух. Вы говорите громко.
• Они читают вслух. Они говорят громко
Счетные упражнения
Упражнение 1.
• вдох: один ͜ два ͜ три – пауза;
• вдох: четыре ͜ пять ͜ шесть – пауза;
• вдох: семь ͜ восемь ͜ девять – пауза;
Упражнение 2.
• Счет от 1 до 20 и обратно по два числа на одном выдохе, выдерживая паузу.
На третьем этапе закрепляются речевые навыки в работе над сказками, написанными стихами, стихотворениями и баснями. При чтении всех этих произведений отрабатываются: плавное и слитное произнесение слов, неторопливый, умеренный темп, деление речи на смысловые отрезки, выделение логических центров. Одной из самых характерных особенностей этих произведений является рифма – созвучное совпадение окончаний строк, согласованные между собой в определенном порядке, строгое чередование ударных (более сильных, длинных) слогов и безударных (более слабых, коротких).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.