Тема: "Иван Третий"
Класс: 4 «2»
Цель: создать условия для формирования представлений у обучающихся о Москве времён Ивана III, сравнить её со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия Донского.
Задачи:
· Образовательная:
· познакомить с личностью князя Ивана III, с освобождением Руси от монголо-татарского ига;
· закрепить и углубить знания об истории Московского Кремля, его архитектурных памятниках.
· Развивающая:
· развивать познавательную активность и творческие способности;
· формировать коммуникативные способности и умение вести диалог;
· развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции, речь.
· Воспитательная:
· воспитать у детей интерес к изучению истории всей страны через знакомство с архитектурными достопримечательностями;
· воспитать чувство патриотизма, гордость за свою Родину;
· воспитывать бережное отношение к историческому наследию России;
· воспитывать любознательность и пытливость в процессе учения.
Тип урока: открытие нового знания
Ход урока
Здравствуйте!
-Тихонечко садитесь. Начинаем урок.
Слушают учителя
2. Мотивация к учебной деятельности
Каким бы вы хотели видеть наш урок?
Какие качества нам нужны, чтобы наш урок получился таким?
Верно, я думаю вы обладаете этими качествами и у нас получится такой урок.
-интересным, творческим
-активность, внимательность…
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
С чего начнём работу?
По какой теме мы проверим свои знания?
1. Индивидуальное задание на карточке
Карточка 1
Какой смысл имели поединки богатырей перед битвой в Куликовом сражении?
Карточка 2
В чем значение победы русского войска на Куликовом поле?
2.Блицопрос (один отвечает, остальных спрашиваю по руке: «кто согласен/не согласен, поднимите руку?»)
1. Кто бросил открытый вызов Орде?
2. В чем выражался этот вызов?
3. Когда Мамай пошел с войском на Русь?
4. С какой целью отправил Дмитрий Иванович гонцов в разные стороны Русской земли?
5. Кто благословил князя Дмитрия Ивановича для борьбы с врагами?
6. На какой реке встретились войска?
7. Когда произошло сражение?
8. Как называется поле?
9. С чего началась битва?
10. Чем закончилось сражение?
11. Как стали звать князя Дмитрия Ивановича после этой битвы?
- с повторения прошлого материала
- битва на Куликовом поле
- князь Дмитрий Иванович
- он перестал платить дань
- летом 1380г.
- собирать войско для помощи
- Сергий Радонежский
- река Дон
- 8 сентября 1380г
- Куликово
- поединок богатырей Пересвета и Челубея
- победа русских войск
- Донской
4.Целеполагание
Что вы повторили?
Почему я выбрала именно эти вопросы?
Как вы думаете, какой теперь вопрос вас ждёт?
Для чего?
Обрели ли русские полную независимость земли после разгрома войска Мамая?
Когда же Русь перестала зависеть от монгольских ханов? Какой князь избавил Русь от ордынцев?
Вы сможете объяснить свой ответ?
Почему?
В чем возникло затруднение?
- Что же мы должно перед собой поставить?
-Какая цель урока может быть поставлена?
Что или кто вам может помочь в открытии нового?
- знания по теме «битва на Куликовом поле»
- они по прошлой теме, мы проверили свои знания.
- вопрос, в котором будет что-то новое
- чтобы мы сами поняли, что мы еще не знаем
- нет, враг силен, набеги продолжались, платили дань
- не знаем
- Мы не можем обосновать
- возникло затруднение
- нам не хватает знаний
- цель
- Узнать обрели ли русские полную независимость земли после разгрома войска Мамая? Когда же Русь перестала зависеть от монгольских ханов? Какой князь избавил Русь от ордынцев?
- учитель, учебник, работа в группах, товарищи.
5. Планирование
Ребята, для того, чтобы цель нашего урока была достигнута, необходимо составить план.
На экране будут появляться первые слова каждого пункта плана, вы должны продолжить.
1. Узнать обрели ли…
2. Узнать когда…
3. Узнать какой князь…
4. Оценить …
1. Узнать обрели ли русские полную независимость земли после разгрома войска Мамая.
2. Узнать когда же Русь перестала зависеть от монгольских ханов.
3. Узнать какой князь избавил Русь от ордынцев.
4. Оценить свою работу на уроке
5. Реализация плана
Приступим к реализации плана, начнем с первого пункта.
Как вы думаете, для того, чтобы узнать обрели ли русские полную независимость земли после разгрома войска Мамая, что нам понадобиться?
Потребовалось ещё сто лет, чтобы совсем освободиться от ордынской зависимости. Тогда на Руси (с 1462 по 1505 год) правил Иван Третий — умный и дальновидный человек. Он отказался платить дань хану Ахмату. В 1480 году во главе огромного войска хан двинулся в русские пределы. Князья, бояре, простые люди единодушно просили Ивана Третьего быть непреклонным в борьбе с врагами.
Ордынцы пытались переправиться через Угру, но безуспешно. Русские обстреливали их из луков и пушек. Хан Ахмат отступил и увёл своё войско. Так закончилась зависимость Руси от Орды.
Противники встретились на реке Угре (найди это место на карте).
К этому времени вокруг Москвы были объединены многие княжества и земли, прежде входившие в состав Древней Руси (рассмотри карту73). Сложилось единое независимое государство. Уже тогда появилось название Россия — теперь такое привычное и родное. Сам правитель стал именоваться Государем всея Руси. Управлять государю помогала Боярская дума — совет из знатных людей.
Единое Российское государство было многонациональным. Некоторые народы входили ещё в состав Древней Руси. В состав России вошли коми-зыряне, коми-пермяки, ненцы (на Северном Урале и в Западной Сибири).
Внимание, вопросы по тексту:
1. Сколько лет потребовалось, чтобы навсегда освободиться от ордынской зависимости?
2. В какие годы Иван Третий правил на Руси?
3. В каком году хан Ахмат двинулся на русские пределы? Что послужило причиной?
4. На какой реке встретились противники?
5. Рассказать, как прошел бой. К чему он привел?
6. Сложилось единое независимое государство.
Какое название оно стало носить?
7. Как стал именоваться правитель?
8. Как назывался совет из знатных людей, который помогал управлять государю?
9.Было ли Единое Российское государство многонациональным?
10. Продолжите предложение:
В состав России вошли…..
Молодцы, мы хорошо поработали с текстом.
А теперь предлагаю вспомнить историю возникновения Московского Кремля. Посмотрим, как он изменился во время правления Ивана Третьего.
Как вы думаете, для чего возводили Кремль?
Предлагаю текст на страницах 76-78 прочитать самостоятельно. Пока будете читать, подумайте: как изменилась Москва в годы правления Ивана Третьего?
Хорошо, послушайте несколько фактов:
· Сооружения эпохи Ивана III до сих пор являются визитной карточкой Москвы (слайд).
· Гордостью Ивана III стала следующая часть Государева двора – тронный зал, более известный как Грановитая палата, именовавшаяся первоначально Большой палатой (слайд).
· Всего, по сообщению летописей, в 1479—1505 годах в столице было построено около 25 церквей (слайд).
· В 1485-1495 годах взамен старых деревянных и белокаменных укреплений итальянскими мастерами были выстроены новые кирпичные, зубчатые стены и башни Кремля (слайд).
Итак, о чем же еще позаботился Иван Третий?
Какие изменения произошли в облике Москвы?
Какие оборонительные сооружения имел Кремль?
Какие архитектурные сооружения были в Москве?
Творческая работа «Страничка для любознательных»
Прочитай текст на с. 79-81.
О ком он?
Что интересного узнали
Почему его прозвали Грозным?
6. Подведение итогов урока
Ребята, наш урок подходит к завершению. Вернемся к плану. Какие пункты выполнили, какие нет?
Сейчас мы оценим свою деятельность, но для начала подведем итог урока:
Достигли ли мы цели?
Что нового вы узнали об истории России?
Что сделал Иван Третий в годы своего правления для России?
Что вам больше всего заполнилось из прочитанного?
1-3 – выполнили, 4 - нет
7. Рефлексия
Что у вас хорошо получилось?
Над чем ещё надо поработать?
Где могут пригодиться в жизни новые знания?
С каким настроением вы уходите с урока?
Кого бы вы хотели поблагодарить за помощь, особенно отметить.
Оцените свою работу на уроке.
Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…»
Домашнее задание: Подготовить пересказ
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.