Из начальной школы в основную: проблемы преемственности
Оценка 4.6

Из начальной школы в основную: проблемы преемственности

Оценка 4.6
Педсоветы
doc
преподавание
Взрослым
12.10.2021
Из начальной школы в основную: проблемы преемственности
Ни за кого мы сейчас так не переживаем, как за наших бывших четвероклассников. Такие родные, повзрослевшие на наших глазах и навсегда для нас - дети. Что их ждет впереди? Как сложится их дальнейшая школьная жизнь?
из начальной школы в старшую, преемственность.doc

Из начальной школы в основную: проблемы преемственности

           Ни за кого мы сейчас так не переживаем, как за наших бывших четвероклассников. Такие родные, повзрослевшие на наших глазах и навсегда для нас - дети. Что их ждет впереди? Как сложится их дальнейшая школьная жизнь?

Слово «преемственность» часто звучит на наших педсоветах, различных совещаниях. Одни учителя, работающие в 5–11 классах, благодарят нас за хорошую подготовку детей к обучению в среднем и старшем звене.  Другие же, наоборот, ругают за плохую подготовку. Третьи же, справедливо отличая трудности объективного и субъективного характера, с которыми сталкиваются и ученики, и учителя в 5–11 классах, советуются с педагогами начальных классов, подсказывают им,  на какие разделы учебных программ начальных классов следует обратить особое внимание.

На мой взгляд, преемственность в обучении школьников между начальной и средней школой имеет в настоящее время актуальное значение.

 Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно:

*состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам,

*с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.

Поэтому внимание педагогического коллектива школы, ориентированного на обеспечение качества образования как условия устойчивого развития школьного сообщества, к проблемам адаптации школьников должно постоянно расти.

Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

  • сменой социальной обстановки;
  • изменением роли учащегося;
  • увеличением учебной нагрузки;
  • изменением режима дня;
  • разностью систем и форм обучения;
  • нестыковкой программ начальной и основной школы;
  • различием требований со стороны учителей-предметников;
  • изменением стиля общения учителей с детьми.

Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику впервые предъявляется много требований со стороны многих человек. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей. Сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера - вот главная задача при переходе выпускников начальной школы в среднее звено.

Успешное продолжение обучения в средней школе на базе подготовки в младших классах возможно лишь тогда, когда хорошо согласована вся учебно-воспитательная работа начальной и средней школы. В 5 классе дети начинают заниматься под руководством уже не одного, а нескольких педагогов; изменяются и организационные методы обучения. Более значительным становится объем самостоятельной работы в классе и дома. Понятно, что привыкнуть к новым учителям, их особенностям и требованиям для многих школьников довольно сложно, на это ребятам нужно время. В это время, даже те дети, которые учились хорошо, могут не справляться с заданиями, а учителя часто спешат отнести таких учеников к разряду отстающих.

Нередко учителя-предметники плохо знают детей, которые приходят к ним из четвертого класса, не учитывают возрастные и психологические особенности детей младшего возраста, не знакомы с методами и содержанием работы в младших классах, слабо знают программы начальной школы, не используют в полной мере навыки умственного труда, которые прививают ученикам в начальных классах.

Многие учителя пятых классов знакомятся со своими будущими учениками лишь в конце учебного года, когда дети заканчивают 4 класс, причем знакомство с четвероклассниками иногда ограничивается лишь посещением открытых уроков. Информацию об учениках класса эти педагоги получают, просматривая журнал успеваемости, или в беседе с учителями начальных классов. Об индивидуальных особенностях ребят узнать при таком кратком знакомстве, конечно, невозможно.

Следует признать и то, что многие недостатки в учебно-воспитательной работе в старших классах объясняются тем, что мы, учителя начальных классов, не имеем четкого представления о содержании и особенностях организации учебно-воспитательного процесса в 5–11 классах, мало внимания уделяем подготовке к самостоятельной работе с учебной литературой. Мы, учителя начальных классов, не всегда хорошо знаем требования к умениям и знаниям, которые предъявляются в старших классах, работаем по сути дела, без учета перспектив дальнейшего обучения школьников.

Известно, что наибольшие трудности в средней школе возникают при изучении русского языка и математики. Многие недостатки в подготовке школьников по этим предметам в 3–4 классах объясняются тем, что учителя не имеют четкого представления о трудностях, с которыми встречаются их воспитанники в 5 и последующих классах, и, следовательно, не всегда могут принять соответствующие профилактические меры.

Для обеспечения преемственности обучения между начальной и средней школой важное значение имеет согласованность при использовании методов обучения на различных ступенях обучения. С одной стороны, методика обучения детей начальных классов должна обеспечить глубокое и прочное овладение элементарными знаниями, умениями, навыками чтения, письма и счета, с другой – подготовить младших школьников к дальнейшему обучению и овладению основными науками.

В начальных классах мы широко применяем словесные, наглядные, практические методы, из словесных методов предпочтение отдаем беседе. С ее помощью можно подготовить учеников к успешному восприятию изложения учителем нового учебного материала и к самостоятельной работе. При выборе методов обучения мы стремимся активизировать мыслительную деятельность школьников. Важно,  чтобы дети получали знания не в готовом виде, а самостоятельно, хотя и под нашим руководством. Активный интерес к изучению нового материала, потребность в познании вызывают у детей вопросы, не просто воспроизведения знаний, а умение обобщать, выделять главное, рассуждать.

С другой стороны, при выборе методов обучения в 5 классе учителям – предметникам нельзя забывать о том, что пятиклассники – это одиннадцатилетние дети и поэтому целесообразно, как это мы делаем в своей школе, использовать многие приемы и методы обучения, применяемые в начальных классах. Так, например, в содержание уроков в пятых классах, учителя включают игровые ситуации, используют дидактические игры – это делает учение более интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, помогает им преодолеть трудности.

Особенно важно обеспечить преемственность в воспитательной работе с учениками начальных и пятых классов. Безболезненный переход их от одного учителя – воспитателя ко многим учителям и классному руководителю, что в свою очередь, требует от всех учеников, учителей и особенно от классных руководителей, глубокого знания и заблаговременного изучения возрастных и индивидуальных особенностей своих будущих воспитанников. Дети младшего школьного возраста очень подвижны, мышление их конкретно, они впечатлительны и эмоциональны, не умеют долго концентрировать на чём-либо своё внимание.

        Мы, конечно, все с вами об этом знаем, но надо постоянно нам помнить, что успешность преемственности во многом зависит от обеспечения плавного, постепенного и нетравматичного перехода учащихся из начальной школы в основную.


Из начальной школы в основную: проблемы преемственности

Из начальной школы в основную: проблемы преемственности

Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса

Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса

Сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера - вот главная задача при переходе выпускников начальной школы в среднее звено

Сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера - вот главная задача при переходе выпускников начальной школы в среднее звено

Об индивидуальных особенностях ребят узнать при таком кратком знакомстве, конечно, невозможно

Об индивидуальных особенностях ребят узнать при таком кратком знакомстве, конечно, невозможно

Важно, чтобы дети получали знания не в готовом виде, а самостоятельно, хотя и под нашим руководством

Важно, чтобы дети получали знания не в готовом виде, а самостоятельно, хотя и под нашим руководством
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2021