Из опыта деятельности педагога:" Реализация требований ФГОС второго поколения через активныеБ иновационные методы обучения истории"
Оценка 4.7

Из опыта деятельности педагога:" Реализация требований ФГОС второго поколения через активныеБ иновационные методы обучения истории"

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
история
Взрослым
17.11.2022
Из опыта деятельности педагога:" Реализация требований ФГОС второго поколения через активныеБ иновационные методы обучения истории"
Актуальность заключается в том, что использования ЦОР в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика: - использование ИКТ способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей; - использование ИКТ позволяет более оптимально расходовать силы и средства педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития; - использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса; - ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания.
Из опыта деятельности педагога.docx-статья.docx

 

Из опыта деятельности педагога: «Реализация требований ФГОС второго поколения через активные, инновационные методы обучения истории»

1.Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся на уроках истории и обществознания.                                                                                                                                                   2.Цель: создание условий и системы работы с использованием ЦОР для оптимального развития способностей учащихся.                                                                                                                                   3.Условия формирования опыта: На формирование моего опыта по использованию ЦОР, в процессе преподавания истории и обществознания оказали влияние следующие факторы: ---Укрепление материальной базы в плане информационно-компьютерного оснащения. В школе появились мультимедийные проекторы, экраны, новые компьютеры, сеть Интернет.              Личный компьютер.                                                                                                                                               Все это послужило толчком для использования мною информационных технологий в процессе обучения. Я стала постепенно использовать ЦОРы на уроках. И уже имею определённые положительные результаты.                                                                                                                      4.Актуальность заключается в том, что использования ЦОР в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика:                                                                     - использование ИКТ способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей;                                                                                                                - использование ИКТ позволяет более оптимально расходовать силы и средства педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития;                 - использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса;                                                                                                                                                                         - ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания.                      5.Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны.                                                                                                                                                      Существует масса технологий, которые, выполнив свою миссию, ушли в прошлое. ИК технологии к таким технологиям не относятся, т.к. за ними - будущее. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. Использование ИКТ отвечает данным требованиям.   Опыт можно использовать при объяснении, закреплении и обобщении учебного материала на уроках истории и обществознания в среднем и старшем звеньях. Кроме того, его можно использовать при работе в группах: со слабыми учащимися (для отработки элементарных знаний), с сильными учащимися (при подготовке к школьным олимпиадам). Данный опыт может использоваться и во внеклассной работе, при проведении классных часов.                       6.Педагогические задачи, успешно решаемые с использованием  цифровых образовательных ресурсов ЦОР.

  1. Обеспечить качество усвоения знаний по предмету;
  2. Содействовать формированию познавательного интереса  учащихся     в усвоении   учебного материала;
  3. Развить общеучебные умения и навыки;
  4. Воспитывать ответственность, самостоятельность, гуманность, любовь к истории.

 

7.Применение ЦОР и информационно-коммуникативной технологии на уроках истории для обеспечения качества усвоения материала                                                                                                     Система современного образования ведет к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. Информационно-коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом урока истории в современной школе и современный учитель – это высокопрофессиональный педагог, использующий в своей работе информационные технологии.

    Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения..

    В процессе применения ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего количества источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, делать выводы.

     Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:

- развитие наглядно-образного, интуитивного, творческого видов мышления;

- развитие коммуникативных способностей;

- формирование умений принимать оптимальные решения;

- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

ИКТ влияет на все уровни учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:
- повышение эффективности и качества обучения за счет реализации ИКТ;

- углубление межпредметных связей.

Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии.                          Активное применение ИКТ в учебном процессе как показывает практика:

- способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей;

- позволяет более оптимально расходовать силы и средства педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития; 

- позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса; 

- а также позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны.

    Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения современных информационных технологий на практике. Поэтому я высоко оцениваю возможности информатизации. Образовательные ресурсы нового поколения позволяют на качественно новом уровне преподавать историю, используя самые разнообразные методы и технологии. Это, прежде всего, возможность для учителя иметь под рукой огромное количество иллюстративного материала, а главное очень быстрый доступ к нему, возможность подготавливать для школьников ресурсы, содержащие необходимый материал, возможность для учителя создавать самостоятельно тесты для проверки усвоения определенного материала, непосредственное знакомство учителя с новинками методической литературы.    8. Применение ЦОР и информационно-коммуникативной технологий на уроках  истории.

Своевременным является появление в учебном процессе учебно-методических комплексов, где наряду с учебником, программами, методичками разработаны мультимедийные электронные учебники.

(«История России: XX век». «История Отечества IX-XVIII вв.», «История Отечества. 882-1917» и другие.)
Эти учебники - находка для учителя и учащихся он способствует повышению интереса к изучению предмета. Применение этих мультимедиа учебников на уроках помогают разнообразить формы и методы работы с классом, использовать их на самых разных этапах работы на уроках, поскольку они одновременно являются и учебником, и рабочей тетрадью, и атласом, и хрестоматией и справочником с учебным видеофильмом. Благодаря этим учебникам есть уникальная возможность не только наглядно увидеть видеосюжеты по темам, но услышать литературные произведения в авторском исполнении, что делает урок эмоционально более насыщенным.
Учебники также учат работе с документами, (раздел «Документы» в меню учебника), формируя навык анализа работы с первоисточником                                                                                                                Преимущества компьютерных учебников заключается в следующем:

 - Яркое, иллюстративное изложение изучаемого материала делает учебный процесс разнообразным, нескучным;

- Учебный материал излагается в доступной форме;

- Анимированные схемы и презентации помогают лучше разобраться в большом объёме исторической информации, изучить отдельные аспекты истории в наглядной форме, что способствует и лучшему запоминанию.                                                                                                                                                                      Учебники по истории, скачанные на рабочий стол учителя и планшеты учеников.                                              Это дает возможность более широко использовать учебники на уроках: вывести страницы учебника на экран, используя их таким образом на уроке, если ученик по какой-причине его не имеет; для учителя нет необходимости ежегодно покупать недешевые учебники, тем более в двойном размере для работы дома и в классе.                                                                                                                                                                            Электронные исторические карты

 Работа с картами является необходимым навыком при изучении истории. Недостаток оснащенности кабинетов истории картами возможно компенсировать за счет заданий с использованием карт в ЦОРах. У учителя есть возможность выбрать необходимую из имеющихся карт для формирования более полного представления об изучаемом событие или эпохе, поскольку именно с этого учителя истории начинают изучение истории отдельных цивилизаций. Кроме того, в ЦОРах содержатся задания, предполагающие работу с контурными картами, которые я в основном применяю при закреплении, обобщении и систематизации знаний. Каждый учитель истории знает, что работа с картой начинается со знакомства с памяткой по работе с картой, мы учим учащихся как правильно показывать границы государства или тот или иной район восстания, реку или город и т.п., поэтому при использовании карт на ЦОРах это нужно учитывать.

Презентации на уроках истории и обществознаниях

За время преподавания  мною разработаны уроки с применением ИКТ по темам, а также отдельные мультимедийные презентации. Все презентации систематизированы по классам и разделам, темам. Например: история России, 6 класс, раздел «Древняя Русь»: темы - «Восточные славяне в древности», «Первые русские князья» и т.д.

Применяются презентации, созданные обучающимися, что позволяет развивать их информационные и коммуникационные компетенции.

Презентации очень широко используются и в воспитательной работе: при проведении классных часов, политинформаций, при праздновании юбилейных дат, например - «25-летие принятия Конституции РФ», «75-летие Великой Отечественной войны».

Сайты с ЦОРими – презентации к урокам истории и обществознания

  1. http://www.myshared.ru/slide/257112/
  2. openclass.ru/node/25795
  3. nsportal.ru/shkola/...
  4. istorik.ucoz.com/index/prezi_.
  5. infourok.ru/prezentaciya-k-...
  6. pedportal.net/starshie-klassy/...
  7.  

Аудио, видеоматериалы на уроках

 Аудио и видеоматериалы позволяют сделать урок или внеклассное мероприятие более насыщенным и интересным. Для этого также на рабочем столе учителя имеется папки с собранными и систематизированными записями по классам и разделам курса истории. Например: очень оживляют уроки аудиозаписи по Отечественной войне 1812г. - это рассказы о вступлении армии Наполеона в Россию, о Бородинском сражении 26 августа 1812г.; ауди и видеоматериалы по   истории Великой Отечественной войны — это запись Ю.Левитана о начале войны, фрагменты военной хроники,  фрагмент из художественного фильма «Освобождение» - «Штурм Берлина», парад Победы 24 июня 1941г. Работа с видеоматериалами на уроках истории. Одним из средств активизации познавательной мотивации обучающегося на уроках истории является учебно-исследовательская деятельность. Формирование исследовательских умений на уроках истории Отечества XX в. возможно в процессе работы не только с документами, научными, научно-популярными и учебными текстами, но и видеоматериалами. 

Таким образом, интернет - это часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Я использую образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов.
    Хотелось бы сказать, что ни компьютер сам по себе, ни ИКТ ни какое - либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Цель, главным образом, состоит во включении компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной учебной и внеурочной деятельности. С моей точки зрения, применение ИКТ надо рассматривать как одну из возможных технологий преподавания предмета, разумно сочетая с традиционными формации обучения, не увлекаясь и не чрезмерно злоупотребляя модным веянием в современной школе. Использование ИКТ в большей степени говорит нам о единстве образовательного процесса, поскольку их применение должно быть ориентированно на учебную нагрузку школьников и не нарушать здоровьесберегающих факторов развития ребенка, иначе результативность их использования будет невысокой.                                                                                                                                                         Использование информационно-коммуникативной технологии на уроке истории позволяет:

-      активизировать познавательную деятельность учащихся;

- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

-    повысить объем выполняемой работы на уроке;

-    усовершенствовать контроль знаний;

- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

-  изменяется к лучшему взаимоотношение с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК;

-   появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителя информатики и истории.

И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества  знания учащихся.

Таким образом, применение ЦОР способствуют повышению не только мотивации к истории и обществознанию, но и качества обученности. И происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, оценивать разные точки зрения, участвовать в дискуссии. Готовиться к сдаче ГИА. Значительны и воспитательные возможности использования ЦОР. Они способствуют установлению эмоциональных контактов, между учащимися, приучают работать как в команде, так и одному, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытывать чувство защищенности и взаимопонимания. По сравнению с традиционным обучением, использование ЦОР меняет характер взаимодействия учителя и учеников. Активность учителя уступает место активности учащихся, а задачей учителя становится создания условий для инициативы ребят.

Целесообразность использования  информационных и информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе вообще и на уроках истории в частности не вызывает сомнения. Инновационность  данного метода на современном этапе  заключается в иных подходах, чем это было ранее, к организации учебной и внеурочной деятельности учителя и учащихся.

Традиционные методы и приёмы обучения   на уроках истории имеют свои определенные достоинства, но они не в полной мере способствуют развитию и саморазвитию учащихся в условиях современного информационного общества. Использование на уроках ИКТ способствует  изменению методов и приемов обучения, структурированию элементов урока, увеличению объема получаемой в различных видах информации. Развивается творческая инициатива и самостоятельная деятельность учащихся

Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках истории, позволяет во многом реализовать информационные технологии. Они позволяют оперировать большим объемом информации и работают с большим быстродействием, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и усиления мотивации учащихся к учебной деятельности. В заключении мне бы хотелось отметить, что применение в практике преподавания истории  информационных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Из опыта деятельности педагога: «Реализация требований

Из опыта деятельности педагога: «Реализация требований

Содействовать формированию познавательного интереса учащихся в усвоении учебного материала;

Содействовать формированию познавательного интереса учащихся в усвоении учебного материала;

Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны

Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны

ЦОРах. У учителя есть возможность выбрать необходимую из имеющихся карт для формирования более полного представления об изучаемом событие или эпохе, поскольку именно с этого учителя…

ЦОРах. У учителя есть возможность выбрать необходимую из имеющихся карт для формирования более полного представления об изучаемом событие или эпохе, поскольку именно с этого учителя…

Таким образом, интернет - это часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал

Таким образом, интернет - это часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал

Инновационность данного метода на современном этапе заключается в иных подходах, чем это было ранее, к организации учебной и внеурочной деятельности учителя и учащихся

Инновационность данного метода на современном этапе заключается в иных подходах, чем это было ранее, к организации учебной и внеурочной деятельности учителя и учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2022