Из опыта использования интерактивной методики преподавания литературы (фрагмент)
Оценка 4.7

Из опыта использования интерактивной методики преподавания литературы (фрагмент)

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
русская литература
Взрослым
23.04.2021
Из опыта использования интерактивной методики преподавания литературы  (фрагмент)
Целью интерактивного обучения является создание комфортных условий познавательной деятельности, при которых каждый школьник чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Использование формы урока «Проект - презентация» помогает мне как учителю обеспечить интерес каждого обучающегося к процессу творческой деятельности. Они сами могут выбрать направление, в котором проявят свои способности. Для активизации внимания необходимо правильно выбрать предварительные и текущие задания: проблемные вопросы по теме задания, составление «Грозди», «Ассоциативного куста», «Колец Вена», различного вида таблиц и др. Использование формы урока «Проект - симпозиум с мультимедийными миниатюрами» («Екатерина Т.Г. Шевченко) помогает учителю обеспечить интерес каждого обучающегося к процессу деятельности.
Выступление ОР.docx

Использование интерактивной методики преподавания  русского языка и литературы  ( обмен опытом)

                 Интерактивные технологии (интерактивный – способный к взаимодействию, диалогу) можно представить как разновидность, расширение активных методов обучения, сущность которых заключается в постоянном творческом взаимодействии всех участников образовательного процесса. Целью интерактивного обучения является создание комфортных условий познавательной деятельности, при которых каждый школьник чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника познавательного процесса   другим, так и одной мысли над другой. Школьники учатся общаться с другими людьми, быть демократичными, толерантными, критически мыслить и принимать обдуманные решения.

               Интерактивные технологии обучения наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу к образовательной деятельности и поэтому больше всего способствуют формированию у обучающегося умений и навыков, творческому развитию и самореализации  его личности. Использование интерактивных технологий – действенный способ обучения, предполагающий активность и самостоятельность школьника в течение учебного процесса, создания атмосферы сотрудничества, доброжелательности, раскрытия и реализации личности ребенка.

Индивидуальные и парные технологии предусматривают самостоятельную работу обучающихся (опережающие задания, творческая работа, исследование, защита проекта). Кооперативные технологии применяются при групповой форме учебной деятельности. Когда дети взаимодействуют, сотрудничают в группе, они чувствуют эмоциональную и интеллектуальную поддержку одноклассников, „ локоть ” товарища, что помогает более полно использовать свои знания и умения, настраивает на активное творческое обучение

Использование формы урока «Проект - симпозиум с мультимедийными миниатюрами» («Екатерина Т.Г. Шевченко) помогает мне как учителю обеспечить интерес каждого обучающегося к процессу деятельности.

                  Интерактивные творческие задания учат обучающихся образно мыслить, развивают воображение, ассоциативное мышление. Они создают условия для сотрудничества и сотворчества с одноклассниками и учителями, учат с пониманием относиться к альтернативной мысли, дают шанс на самовыражение. Кроме того, они способствуют развитию критического мышления, умению ориентироваться в информационном пространстве. Интерес к творчеству растет, потому что школьники видят реальный результат собственных поисков и усилий. Такой формой я пытаюсь создать комфортные условия их развития, повышения качества знаний, творческого самовыражения.

                 Считаю, что образы живописи помогают ученикам глубже и полнее представить содержание пережитого поэтом, возбуждают творческую фантазию. В ходе сравнительного анализа образа Екатерины по поэме и картине, стараюсь сконцентрировать внимание на каждом объекте творчества, выработать психологическую установку, сформировать соответствующее отношение к творческому процессу. Уверена, что такой опосредованный подход является сильным стимулом к ​​образному мышлению. Стараюсь сочетать методы анализа так, чтобы обучающиеся не почувствовали, что их специально подводят к определенной мысли, это может привести к эмоциональной скованности и свести на нет непосредственность эмоционально-эстетического восприятия.

Художественную аналогию к литературному произведению привожу на разных этапах урока. Подводя до нужного толкования проблемы, одновременно убеждаю школьников в их способности иметь собственное «видение», умение самому прийти к определенному мнению, убедиться в собственных творческих возможностях. Вводя мысленно Екатерину в ХХI век, обучающиеся  воспроизводят «ассоциативную цепочку»: несчастная любовь; реакция родных и общества в целом; мотивация поступков окружающих; выход из положения без переноса вины на других.

В течение урока обобщения изученного об образе Екатерины обучающиеся устанавливают авторскую позицию по проблеме, выражают личные суждения. В ходе словесной полемики учатся аргументировать свои мысли, сравнивать, делать выводы, обобщения, совершенствуют устную и письменную речь.

                Использование формы урока «Проект - презентация» помогает мне как учителю обеспечить интерес каждого обучающегося  к процессу творческой  деятельности.  Они сами могут выбрать направление, в котором проявят свои способности. Создавая презентации,  подбирают информационный, иллюстративный материал, продумывают дизайн и сами же демонстрируют свой продукт.  Учащиеся  проходят путь от получения знаний, умений и навыков к самореализации, написанию творческих работ различных типов и стилей, участию в различных творческих конкурсах. Интерес к творчеству растет, потому что обучающиеся  видят реальный результат собственных поисков и усилий.  Интерактивные творческие задания учат  обучающихся образно мыслить, развивают воображение, ассоциативное мышление. Они создают условия для сотрудничества и сотворчества с одноклассниками и учителями, учат с пониманием относиться к альтернативной мысли, дают шанс на самовыражение. Кроме того, они способствуют развитию критического мышления, умению ориентироваться в информационном пространстве.

                 На таких уроках использую метод «Обмен знаниями». Он предполагает самостоятельную познавательную деятельность (индивидуально - парную, групповую). Обучающиеся учатся извлекать и систематизировать литературную информацию комплекса критических источников и произведений. Самостоятельно анализируя процессы, явления, художественную достоверность и ценность, создают публичные презентации результатов познавательно-научного поиска.

                 Алгоритм деятельности следующий:

1.Инструктирование. Выделяю несколько равнозначных проблем по теме урока и даю отдельным (минимум двоим) обучающимся или группе кейс  литературно - критических источников и конкретное задание.

2.Исследовательская деятельность. Обучающиеся всесторонне обдумывают тему, изучают материалы, готовят макеты слайдов.

3.Консультации.  Ментором и тьютором  является учитель.  Экспоненты могут консультироваться и с  будущими рецензентами.

4.Обмен знаниями. Вступительное слово экспонента. Представление презентаций. 5.Сравнительное рецензирование.  Обмен мнением слушателей (желающих).

6.Подведение итогов. Методы « Микрофон», «Аквариум», «Цепочка» и др.

               Организационные трудности. Подготовка проблемных вопросов с методическим обеспечением (доступным для  экспонентов и всех обучающихся). Составление алгоритмов работы групп, распределение обязанностей. Методы активизации внимания всех обучающихся при  презентации материала каждой группой. Алгоритм работы рецензентов (не однотипный).

            Методические трудности. Для активизации внимания необходимо правильно выбрать предварительные и текущие задания:  проблемные вопросы по теме задания, составление «Грозди», «Ассоциативного куста», «Колец  Вена», различного вида таблиц и др. Примером результата работы индивидуального экспонента может быть презентация    « Юбилейные книги – жемчужины 2020 года» , отмеченная дипломом отдела образования.

Ликвидировав эти и другие трудности, я убеждаюсь в эффективности интерактивных методов обучения. Проведение интерактивного урока требует тщательной, четкой подготовки со стороны учителя: - спланировать каждый этап урока, определить хронометраж; - подготовить раздаточный материал, дополнительную литературу; - продумать систему оценивания; - предусмотреть использование наиболее целесообразных интерактивных упражнений согласно темам и целям урока.

                     Преимуществами интерактивных методов является:

1. Формирование внутренней мотивации образовательной деятельности, стимулирование и развитие познавательных интересов, поисковой творческой активности школьников, самостоятельности в принятии решений.

2. Сотрудничество учителя и школьников на основе взаимопомощи и доверия, углубление паритетного взаимодействия.

3. По-новому раскрываются проблемы обучения (не что учить, а как научить учиться; не перестать определенную сумму знаний, а научить находить необходимую информацию, самостоятельно решать проблемы).

 4. Степень усвоения учебного материала увеличивается. Так при лекционном изложении учебного материала уровень усвоения 30 -50%, в процессе применения интерактивных методов  — до 90 %, При применении интерактивных упражнений информация не только воспринимается, но и осмысливается, обрабатывается (например, школьнику предлагается привести собственные примеры, сравнить с ранее изученным материалом, передать обработанную информацию другим).

5. Адаптация обучения к индивидуальным способностям школьников.

6. Интеграция предметного, коммуникативного и рефлексивного опыта обучающихся.

 

 


 

Использование интерактивной методики преподавания русского языка и литературы ( обмен опытом)

Использование интерактивной методики преподавания русского языка и литературы ( обмен опытом)

В течение урока обобщения изученного об образе

В течение урока обобщения изученного об образе

Преимуществами интерактивных методов является: 1

Преимуществами интерактивных методов является: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2021