Из опыта обучения написанию подробного изложения в коррекционных классах
Оценка 4.8

Из опыта обучения написанию подробного изложения в коррекционных классах

Оценка 4.8
Особые потребности
docx
русский язык
7 кл—9 кл
19.12.2020
Из опыта обучения написанию подробного изложения в коррекционных классах
Одним из показателей оценки работы учителя русского языка является успешная сдача обучающимися государственной итоговой аттестации (далее ГИА). В школе обучаются дети с задержкой психического развития, которые подлежат государственной итоговой аттестации. Обучающиеся с особыми возможностями здоровья имеют право выбора сдачи ГИА в виде основного государственного экзамена (далее ОГЭ) или в виде государственного выпускного экзамена (далее ГВЭ). Основанием данного выбора форм экзамена является заключение медико-педагогической комиссии о специальных условиях проведения ГИА. Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие педагогической готовности обучающихся классов ЗПР. Это необходимо в связи с тем, что данная категория лиц при сдаче ГИА испытывает когнитивные, процессуальные и личностные трудности. А если обучающиеся будут подготовлены к государственному выпускному экзамену, то непредвиденных ситуаций можно избежать.
статья в сборник.docx

ИЗ ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЮ ПОДРОБНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССАХ

Анна Юрьевна Гуцало,

учитель русского языка и литературы

 

Одним из показателей оценки работы учителя русского языка является успешная сдача обучающимися государственной итоговой аттестации (далее ГИА). В школе обучаются дети с задержкой психического развития, которые подлежат государственной итоговой аттестации. Обучающиеся с особыми возможностями здоровья имеют право выбора сдачи ГИА в виде основного государственного экзамена (далее ОГЭ) или в виде государственного выпускного экзамена (далее  ГВЭ). Основанием данного выбора форм экзамена является заключение медико-педагогической комиссии о специальных условиях проведения ГИА. Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие педагогической готовности обучающихся классов ЗПР. Это необходимо в связи с тем, что данная категория лиц при сдаче ГИА испытывает когнитивные, процессуальные и личностные трудности. А если обучающиеся будут подготовлены к государственному выпускному экзамену, то непредвиденных ситуаций можно избежать.

Необходимо, чтобы обучающиеся сделали осознанный выбор формы экзамена и  владели алгоритмом написания экзаменационной работы.

Для государственной итоговой аттестации выпускников, освоивших образовательные программы основного общего образования в классах ЗПР, были разработаны специальные экзаменационные материалы по русскому языку для проведения ГВЭ – 9 (маркированы буквой «К»). Именно эту форму в течение года обучающиеся отрабатывают на уроках русского языка, индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.

Опыт работы с обучающимися классов ЗПР показывает, что легче всего обучающимся коррекционных классов дается написание подробного изложения, т.к. этот вид работы позволяет наиболее полно справиться с заданием.

Экзаменационные варианты включают текст, на основе которого обучающимся необходимо написать изложение (сжатое или подробное) и ответить на поставленный вопрос. Тренировочные сборники для обучающихся с ОВЗ есть на сайте Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru/

Уроки подготовки к экзамену строились по следующему плану:

1.                 Первое прослушивание текста.

Этот этап позволяет ученикам полностью прослушать текст, определить основную мысль текста, ответить на вопросы. Например:

Изложение с творческим заданием № КИ-9-5

Глеб Ермолаев пошёл на войну добровольцем и очень хотел попасть в разведку. Однако ему сказали, что будет он бронебойщиком, и выдали противотанковое длинное ружьё. Готовясь к бою, Глеб вырыл свой первый окоп. На рассвете фашисты начали обстреливать позицию взвода. Глеб спешно зарядил ружьё, пригнулся в своём окопе, затем высунул голову, чтобы оценить обстановку. По лугу прямо на окоп Глеба катился танк, а за ним бежали фашистские автоматчики. Когда Глеб Ермолаев готовился к бою, то думал, что придётся стрелять в борт фашистского танка, где броня тонкая, а теперь приходилось стрелять в лобовую броню, которую и не каждый снаряд возьмёт. Танк приближался, покачиваясь, будто кланяясь. Ермолаев втиснул приклад ружья в плечо, прицелился... И тут сзади, с наших позиций, длинной очередью вдруг застрочил пулемёт. Пули пронеслись рядом с Глебом. Не успев ни о чём подумать, он выпустил ружье из рук и присел в окопе. Он испугался, что свой пулемётчик зацепит его. А когда Глеб сообразил, что пулемётчик и стрелки взвода бьют по фашистским автоматчикам, чтобы не подпустить их к Глебову окопу, стрелять по танку было уже поздно. Танк наехал на окоп. Как из глубокой воды, Глеб рванулся из своего засыпанного окопа. То, что спасён, солдат понял, вдохнув воздух. Он тут же открыл глаза и понял, что танк приближается к нашим окопам. Его ружьё лежало полузасыпанное, прикладом к Глебу, стволом в сторону танка. В эти тяжкие минуты и стал Глеб Ермолаев настоящим солдатом. Он рванул к себе ружьё, прицелился, выстрелил, искупая вину перед взводом, и подбил танк. Минуло ещё несколько тревожных дней с бомбёжками и обстрелами, а потом всё стихло. Наступление фашистам не удалось. В эти дни Глеба Ермолаева вызвали в штаб полка, где собрали бойцов, отличившихся в недавних боях. Бойцы по очереди выходили и получали награды. Очередь дошла и до Глеба Ермолаева. Полковник, удивившись его молодости, спросил Глеба, было ли ему страшно. Глеб ответил: «Струсил я. Я танк случайно подбил!» На это полковник воскликнул: «Вот молодец! Как же не бояться, когда на тебя одного танк лезет! Но насчёт случайности ты, сынок, ошибаешься. Подбил ты его закономерно. Ты в себе страх переборол. За подвиг тебе полагается орден Красной Звезды». Глеб Ермолаев был в смущении от похвалы командира.

Примерные вопросы:

1.            О чем этот текст?

2.            Кто главный герой?

3.            Почему Глеб Ермолаев не смог подбить вражеский танк?

4.            Смог ли солдат искупить свою вину перед товарищами?

5.            Какие слова сказал Глебу полковник во время награждения?

2. Работа с лексикой:

¾  выделение ключевых слов. На данном этапе работы с текстом ученики совместно с учителем находят ключевые слова, помогающие понять последовательность развития событий. Особое внимание уделяется глаголам, которые  играют  ведущую роль в повествовании и придают ему динамику. Например: пошел на войну, выдали ружье, вырыл окоп и т.д.;

¾   объяснение лексического значения незнакомых слов.

3. Второе прослушивание текста с одновременной работой в черновиках.

На этом этапе работы ученикам предлагалось разделить страницу на два столбика. В левый столбик ребята записывали все, что успели запомнить при втором прослушивании: слово, словосочетание, часть предложения.

В самом начале подготовки на данном этапе не стоит ставить задачу, записать как можно больше. Этот навык сформируется позже, когда ученики привыкнут к такому виду работы с текстом.

4. Третье прослушивание текста.

Во время третьего прослушивания ученики заполняют правый столбик, но записывают в него уже то, что дополнит их первые записи.

Таким образом, к моменту формирования собственного текста, у ребят будет достаточно материала для изложения.

Их задача на заключительном этапе — сформулировать предложения и составить из них текст.

Опыт показывает, что такой вид работы при подготовке к изложению помогает наиболее полно и глубоко проработать текст, задействует все виды памяти. Кроме того, учитывая, что на ГВЭ текст зачитывается три раза, у ребят повышается уверенность в своих силах, т.к. данный вид работы им уже знаком. А для таких детей это является важным условием успешной сдачи экзамена.

 

Список использованной литературы:

1.     Конституция Российской Федерации: [с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.] — М.: Издательство АСТ, 2018.— 64 с.

2.     Конвенция о правах инвалидов : Резолюция Генеральной Ассамблеи ОО от 13 декабря 2006  № 61/106 [Электронный ресурс] // Гарант Плюс: сайт справ.- прав. системы. –URL: Режим доступа: http://base.garant.ru/2565085/ (дата обращения: 14.12.2018).

3.     О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : ФЗ от 24.11.1995  N 181 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: сайт справ.- прав. системы.—URL: http: //www. consultant.ru/… doc_LAW_8559/ (дата обращения: 09.11.2018).

4.     Организация получения образования обучающимися с ограниченными  возможностями здоровья: ст. 79 / Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ : в ред. от 29.07.2017 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: сайт справ.-прав. системы.—URL:http://www. consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 09.11.2018).

5.     Открытый банк заданий ОГЭ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ИЗ ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЮ ПОДРОБНОГО

ИЗ ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЮ ПОДРОБНОГО

Экзаменационные варианты включают текст, на основе которого обучающимся необходимо написать изложение (сжатое или подробное) и ответить на поставленный вопрос

Экзаменационные варианты включают текст, на основе которого обучающимся необходимо написать изложение (сжатое или подробное) и ответить на поставленный вопрос

Он тут же открыл глаза и понял, что танк приближается к нашим окопам

Он тут же открыл глаза и понял, что танк приближается к нашим окопам

Второе прослушивание текста с одновременной работой в черновиках

Второе прослушивание текста с одновременной работой в черновиках

URL: http: //www. consultant.ru/… doc_LAW_8559/ (дата обращения: 09

URL: http: //www. consultant.ru/… doc_LAW_8559/ (дата обращения: 09
Скачать файл