Токарева Наталья Владимировна
Учитель-дефектолог
Муниципальное общеобразовательное учреждение Удельнинская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Из опыта проведения уроков математики в 5 классе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В качестве целей обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в программах обучения определено следующее:
Ø овладение комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности (которая не требует знаний математики, выходящих за пределы базового курса);
Ø развитие логического мышления, пространственного воображения и других необходимых качеств;
Ø формирование основных предметных умений;
Ø создание условий для социальной адаптации учащихся.
В качестве основных направлений и приемов обучения используются:
Ø развитие зрительного восприятия;
Ø развитие зрительного узнавания;
Ø развитие пространственных представлений и ориентации;
Ø развитие основных мыслительных операций;
Ø развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
Ø коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
Ø обогащение словарного запаса;
Ø коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Для активизации деятельности учащихся и учащихся с ОВЗ на уроках математики я применяла следующие приемы:
Ø Использование сигнальных карточек, при выполнении заданий, это могут быть цветовые сигналы, карточки со знаками «плюс» и «минус». При использовании данных карточек можно увидеть работу каждого ребенка;
Ø Работа по карточкам, которые сопровождаются рекомендациями по выполнению заданий, направленных на активизацию познавательной и учебной деятельности у ребенка. Зная индивидуальные особенности учащихся на карточках можно варьировать уровни сложности;
Ø Аудиальное восприятие. Данный прием нацелен на восприятие детьми информации с закрытыми глазами, то есть на слух. Используется данный прием для развития слухового восприятия, внимания и памяти, а также для переключения с активного вида деятельности к другому. Часто помогает в уравновешивании эмоционального состояния коллектива.
Ø Кинезиологические упражнения, которые включают в себя растяжку, глазодвигательные, дыхательные, телесные упражнения, а также упражнения развития мелкой моторики, релаксация и массаж.
Ø Использование видеоряда или иллюстративно-аудиального материала позволяет включить два вида памяти у детей: слуховую и зрительную, что позволяет сформировать устойчивое восприятие материала.
Ø Иллюстративный материал для смены вида деятельности, использующийся в ходе занятий, который развивает зрительное восприятие, внимание и память ребенка.
Ø Активные методы рефлексии, которые можно проводить как индивидуально, так и коллективно, сюда входят приемы с различными цветовыми изображениями на доске, работа с сигнальными карточками и т. д.
Большое внимание я уделяла применение современных информационных технологий (ИТ) в процессе организации и проведения уроков. Особенно это пригодилось при переходе на дистанционное обучение в 4 четверти в связи с пандемией и самоизоляцией. Циклы созданных видеоуроков по различным темам очень пригодились. По отзывам родителей дети охотно занимались математикой, если способы измерений величин им объяснял попугай из знакомого мультфильма, измеряли длину удав, мартышка и слоненок.
Привожу иллюстрации:
А) Изображения сигнальных карточек
Вариант 1
Вариант 2
Б) Кадры из вводного видеоурока цикла «Измерение величин»
Выводы по итогам учебного года можно сделать следующие:
Ø учащиеся только тогда захотят изучать математику, если им будет ИНТЕРЕСНО, а это полностью зависит от способов подачи учебного материала, т. е. от УЧИТЕЛЯ;
Ø к каждому учащемуся нужно подходить индивидуально, с учетом его особенностей и возможностей;
Ø в процессе обучения следует активно использовать все три основных сенсорных канала поступления информации в сознание человека: визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой) и кинестетический (информация представляет собой комплекс ощущений: вкусовых, осязательных, обонятельных, ощущений тела);
Путем анализа приоритетных каналов получения информации учащимися необходимо определить группу, к которой относится каждый ученик (визуал, аудиал, кинестетик), и учитывать это при подготовке и проведении уроков.
Если учащийся аудиал, то ему лучше подойдет слуховое восприятие. Если – визуал, то ему необходимо увидеть. Если кинестетик, то ему больше подойдут ощущения, движения.
Действующий профессиональный стандарт педагога, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным решениям возникших проблем в ходе работы с детьми с ОВЗ характеризуют деятельность успешного педагога – профессионала. Конечно, приобретение этих ценных качеств невозможно без умения расширить пространство педагогического творчества, приобретенного многолетним опытом работы в школе.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа учащихся, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Определение "дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий по обучению и воспитанию.
В процессе общения с ребенком, имеющим отклонения в развитии, возникает немало проблем, связанных с влиянием окружения на ребенка – семьи, социума. Чтобы обучение и воспитание таких детей было эффективным, необходимо знать и учитывать все эти факторы, необходимо прогнозировать результаты воздействий и своевременно вносить коррективы.
Трудности при работе с такими детьми связаны с тем, что не всегда получаешь ожидаемую отдачу, положительную динамику результатов обучения. Но от этого каждодневная, кропотливая работа педагога, порой незаметная для окружающих, не становится менее значимой.
Проявление педагогического такта, постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку с ОВЗ – необходимые условия развития в нём веры в собственные силы и возможности.
Таковы основные выводы, которые можно сделать по итогам работы в учебном году.
Список использованной литературы
1. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М., 2000.
2. Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей у детей. – М., 2003.
3. Козина Н. И. Методические рекомендации для работы с детьми с ОВЗ на уроках математики. – МОУ Красногуляевская СШ, 2005.
4. Цикл видеоуроков «Измерение величин», автор Токарева Н. В.
Вводный урок https://yadi.sk/i/-39r4_qMMBwvKQ
Измерение длины https://yadi.sk/i/kC32aJDjHVTHow
Измерение массы https://yadi.sk/i/_aJtPZiBCp-GGw
Измерение времени https://yadi.sk/i/8NKko2LKocP0mQ
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.