ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми
образовательными потребностями г. Смоленска»
Отчет по теме самообразования
«Формирование и развитие УУД на уроках математики»
Войтанишек Нина Михайловна
учитель математики
Смоленск
2018
Важнейшей
задачей современной системы образования является формирование универсальных
учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к
саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется
многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование
способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия
позволит повысить эффективность образовательного процесса.
В основе концепции УУД лежит
системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
•формирование готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию;
•проектирование и конструирование социальной
среды развития обучающихся в системе образования;
•активную учебно-познавательную деятельность
обучающихся;
•построение образовательного процесса с учётом
индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся.
УУД — это обобщенные действия,
порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в
различных предметных областях познания.
Основные функции УУД:
• обеспечение возможностей обучающегося
самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и
использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и
оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития
личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
обеспечение успешного усвоения знаний,
формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной
области.
Универсальные учебные действия:
• коммуникативные;
• познавательные;
• регулятивные;
• личностные.
Регулятивные учебные действия обеспечивают возможность управления
познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей,
планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности
усвоения.
• Целеполагание
• Планирование
• Прогнозирование
• Контроль
• Коррекция
• Оценка
• Саморегуляция
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая
его с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены
на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют
сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную
позицию в отношении мира.
• Самоопределение
• Смыслообразование
• Нравственно-эстетическое оценивание («Что такое хорошо, что такое
плохо»)
Познавательные действия включают действия исследования, поиска,
отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого
содержания.
• Общеучебные универсальные действия
• Логические универсальные действия
• Постановка и решение проблемы
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества:
умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно
выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать
действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать
свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем,
так и со сверстниками.
• Планирование
• Постановка вопросов
• Разрешение конфликтов
• Контроль, коррекция действий
Для формирования учебно-познавательной компетенции на уроках математики
применяются различные технологии в зависимости от типа урока: (представлено в таблице)
Тип урока |
Педагогические технологии |
Урок сообщения новых знаний |
ИКТ, технология проблемного обучения |
Урок закрепления знаний |
ИКТ, обучение в сотрудничестве, технологии критического мышления |
Урок повторения |
Игры, групповые формы работы |
Урок систематизации изученного материала |
ИКТ, метод проектов, обучение в сотрудничестве, групповые формы работы |
Комбинированный урок |
Возможно применение всех технологий |
|
|
Для формирования универсальных учебных
действий на уроках математики можно выделить 4 этапа:
• 1 этап — вводно-мотивационный.
Чтобы ученик начал «действовать», необходимы
определенные мотивы. На уроках математики необходимо создать проблемные
ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы.
На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать
данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы.
(Используется технология проблемного обучения.)
• 2 этап — открытие математических знаний.
На данном этапе решающее значение имеют приемы,
требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной
потребности.
• 3 этап — формализация знаний.
Основное назначение приемов на этом этапе -
организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение
установленного математического факта.
• 4 этап — обобщение и систематизация.
На этом этапе применяют приемы, которые
устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в
систему.
Формирование и развитие УУД на уроках математики
происходит с помощью различных видов заданий. (таблица)
Виды универсальных действий / Виды заданий
Личностные
• участие в проектах;
• подведение итогов урока;
• творческие задания, имеющие практическое
применение;
• самооценка событий.
ПРИМЕР ЗАДАНИЙ:
1 пример: необходимо раскрасить
бабочку в цвета, по определенному цвету, сначала надо вычислить значения
выражений.
Формирование вычислительных навыков, мотивация
учения, развитие интереса к математике. Формировать положительное отношение к
процессу познания, формирование личностных качеств: аккуратность при выполнении
работы, бережливость.
2 пример: решить задачу древних
индусов (геометрия: практическое применение теоремы Пифагора).
Познавательные
• «Найти отличия»
• «Поиск лишнего»
• «Лабиринты»
• «Цепочки»
• Составления схем-опор
• Работа с разными видами таблиц
• Составления и распознавание диаграмм
• Работа со словарями
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ:
1 пример (квадратные уравнения, 8
класс)
• Решите уравнения и расшифруйте полученное
слово
Каждому ответу соответствует буква. Если все
правильно решено, то получается слово БХАСКАРЫ.
• Используя интернет или дополнительную
литератору, записать в тетрадь задачу индийского ученого (про обезьян) и её
решить. А затем обсудить решение совместно с учителем и другими учениками
класса.
Забавляясь, обезьяны на две группы разделились:
Часть восьмая их в квадрате в роще весело
резвилась,
А двенадцать хором пели, на любимом сидя месте.
Сосчитайте, сколько в роще обезьянок было
вместе.
Пример 2.
Девочки Маша, Оля и Катя принимали участие в
соревнованиях. Сравните результаты их выступлений и составьте диаграмму
достижений каждой участницы в каждом виде спорта. Укажите победителя, посчитав
сумму мест.
Виды: Прыжки в длину / Метание / Бег
Маша: 185 см / 0,01 км / 420 сек
Катя: 19 дм / 1200 см / 5 мин 30 сек
Оля: 1 м 7 дм / 6 см 135 дм/ 0,1 ч
Регулятивные
• «Преднамеренные ошибки»
• Поиск информации в предложенных источниках
• Взаимоконтроль
• Диспут
• «Ищу ошибку»
• Контрольный опрос на определенную проблему
Пример 1.
Правильно прочтите высказывание Н.К. Крупской,
записанное без пробелов. Если нужно, поставьте запятую.
Математикаэтоцепьпонятий: выпадетоднозвенышкоине
понятнобудетдальнейшее.
Коммуникативные
• Составь задание партнеру
• Отзыв на работу товарища
• Групповая работа по составлению кроссвордов
• «Подготовь рассказ на тему…»
• «Объясни …»
Пример 2.
Разбить класс на группы и предложить составить
кроссворд по теме. После чего группы обмениваются кроссвордами, выполняют его и
делают вывод о том, какая группа наиболее полно отразила понятия данной темы.
Так, решение любой
математической задачи требует чёткой самоорганизации: точного осознания цели,
работы либо по готовому алгоритму (плану), либо по самостоятельно созданному,
проверки результата действия (решения задачи), коррекции результата в случае
необходимости.
Рассмотрим алгоритм
общего приема решения математической задачи:
1. Изучить содержание задачи.
2. Если нужно провести анализ— поиск решения.
3. На основе анализа составить план решения или сформулировать известный план
решения задач данного класса.
4. Решить задачу по составленному плану.
5. Если нужно, проверить или исследовать решение.
6. Рассмотреть другие возможные способы решения, выбрать наиболее рациональный.
7. Записать ответ.
Приемами
формирования УУД на уроках математики в 5-6классах являются:
1. Формирование познавательных действий, определяющих умение ученика
выделять тип задач и способы их решения: ученикам предлагается ряд задач, в
котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между
известными данными и искомыми. Предметом ориентировки целью решения
математической задачи становится не конкретный результат, а установление
логических отношений между данными и искомыми, что обеспечивает успешное
усвоение общего способа решения задач.
В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются
основные мыслительные операции: анализ, синтез, классификация, сравнение,
аналогия и т. д., умение различать обоснованные и необоснованные суждения,
объяснять этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование
информации (используя при решении разных математических задач простейшие
предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, создавая и
преобразовывая их в соответствии с содержанием задания).
2. Формирование коммуникативных действий, которые обеспечивают
возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера,
планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять
роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа
в парах, группах). В процессе изучения математики осуществляется знакомство с
математическим языком, формируются речевые умения: обучающиеся учатся
высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий,
формулировать вопросы и
ответы в ходе
выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного
действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии с
инструкциями к заданиям учебника, школьники учатся работать в парах, выполняя
заданные в учебнике проекты в малых группах.
3. Формирование регулятивных действий — обеспечивает использование
действий контроля, приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся
предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок
(графические, вычислительные ит. д.) Для решения этой задачи можно совместно с
учащимися составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий.
В процессе работы школьник учится самостоятельно определять цель своей
деятельности, планировать ее, самостоятельно двигаться по заданному плану,
оценивать и корректировать полученный результат.
4. Формирование личностных действий: обеспечивает умение самостоятельно
определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения
при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). В
самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Виды заданий, формирующие универсальные учебные действия.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся должны
приобрести опыт работы с информацией, а именно:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
решать задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от
второстепенной);
решать задачи снедостатком информации (требуется определить, каких именно
данных недостает и откуда их можно получить);
использовать знаково-символьные средства для обработки информации,
осуществлять переработку математической информации для ее дальнейшего
использования;
осуществлять запись и фиксацию информации с помощью инструментов ИКТ.
Нами были составлены задания, способствующие формированию и развитию
познавательных УУД на уроках математики (таблица 1).
Таблица 1
Примеры заданий по развитию универсальных учебных действий
Развиваемые умения |
Планируемый результат |
Примеры исследовательских заданий по математике, 5-6 класс |
Развитие умений видеть проблемы |
Формирование и развитие способности изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон |
1. Рассмотреть понятие «масштаб» с точки зрения географа, математика и фотографа. 2. «Нет ли здесь ошибки: Вычитаемые и прибавляемые, есть такие числа?», «Какой смысл содержит фраза: «Твой ум без числа ничего не представляет? (Н. Кузанский, немецкий философ)» |
Развитие умений выдвигать гипотезы |
Формирование логического и интуитивного мышления. |
1. Дан квадрат со стороной 5Х5 клеток, в каждую из которых случайным образом вписаны числа. Требуется найти в таблице последовательность чисел, сделать вывод о наиболее эффективном способе выстраивания последовательности чисел в таблице. 2. Найти правило, закономерность. |
Развитие умения задавать вопросы |
Формирование умения поиска ответа, пробуждая потребность познаний, приобщая школьника к умственному труду |
1. Задание «Угадай, о чем спросили?» Ученик выходит к доске, вслух отвечает на вопрос, написанный на карточке. Например: · это число делится на два (надо угадать вопрос — какое число называется четным?) · надо к собственной скорости прибавить скорость течения (как найти скорость по течению) и т.д. 2. «Определи понятие», при этом задаются только вопросы: Зачем? Почему? Как? Что? |
Предлагаемый
набор заданий имеет целью формирование регулятивных универсальных учебных
действий (контроля, самопроверки и взаимопроверки решения задачи). Как
показывает практика, упражнениями для развития способности обнаруживать ошибки
является парная взаимопроверка самостоятельной работы, проверка работы ученика,
выполненной учителем без исправления и подчеркивания ошибок. При этом
указывается задание, в котором сделана ошибка. Эту работу, в зависимости от
уровня внимательности учащегося, можно разбить на этапы: на первом указывается
строка, в которой сделана ошибка, на втором — блок строк записи, на третьем —
только задание.
Покажем организацию работы на примере проведения математического диктанта.
На доске заранее написаны ответы. После написания диктанта ответы
открываются, и каждый ученик самостоятельно проверяет свою работу и оценивает
ее, согласно критериям, предложенным учителем.
(Данный вид проверки, прежде всего, направлен на развитие внимания и умения
адекватно оценивать себя самого).
Ученики меняются тетрадями и осуществляют взаимопроверку, с последующей
проверкой учителем или с последующим обсуждением в паре допущенных ошибок.
(Появляется элемент ответственности за партнера, развивается внимание,
появляется необходимость начать обсуждение ошибок, а значит вступить в диалог).
Каждый обучающийся самостоятельно оценивает свою работу, еще не зная ответов,
то есть, опираясь на интуицию или реально представляя свои знания. После этого
осуществляется взаимопроверка. Результаты сравниваются, и выставляется итоговая
оценка.
Развивая регулятивные УУД, необходимо акцентировать внимание учащихся на
правдоподобность ситуации. К примеру, количество человек должно быть выражено
натуральным числом, скорость автомобиля, движущегося на большом отрезке пути,
не может равняться 1км/ч, температура воздуха не может равняться 1000 градусов.
Однако ответ может показаться правдоподобным, но не соответствовать данным.
Например, собственная скорость теплохода не может быть меньше скорости течения
реки. Масса товара в упаковке должна быть больше его массы без упаковки, время
в пути с остановкой больше времени в пути тем же способом по тому же маршруту,
но без остановки. Налог не может быть больше стоимости. Поэтому следует учить
учащихся рассматривать данные и найденные величины в сравнении. Также при
решении задач не стоит пренебрегать «прикидкой» полученного результата. Все
вышеперечисленные способы опираются на повседневный опыт учащихся и находят у
них положительный отклик за простоту исполнения. В типовые задания, обеспечивающие
развитие функций самоконтроля должны входить такие как: «Найди ошибку», «Реши
несколькими способами», «Оцени результат» ит.п.
Работа с учебником математики:
1. Найти задание по оглавлению
2. Обдумать заголовок (т.е. ответить на вопросы: о чем пойдет речь? Что мне
предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?);
3. Прочитать содержание пункта параграфа; выделить все непонятные слова и
выражения, выяснить их значение (в Интернете, справочнике, словаре);
4. Задать по ходу чтения вопросы и ответить на них (О чем здесь говорится? Что
мне уже известно об этом? Что именно об этом сообщается? Чем это можно
объяснить? Как это соотносится с тем, что я уже знаю? С чем это нужно не
перепутать? Что из этого должно получиться? К чему это можно применить?)
5. Выделить основные понятия в тексте;
6. Выделить основные теоремы или правила;
7. Изучить определения понятий, теорем (правил);
8. Изучить теоремы (правила);
9. Разобрать конкретные примеры в тексте и придумать свои;
10. Самостоятельно провести доказательство теоремы;
11. Составить схемы, рисунки, чертежи по имеющейся информации;
12. Запомнить материал, используя приемы запоминания (пересказ по схеме,
мнемонические приемы, повторение трудных мест);
13. Ответить на конкретные вопросы в тексте;
14. Придумать и задать себе вопросы.
Составление плана ответа по математике:
1. Выделить понятия, которым нужно дать определение;
2. Выделить теоремы, правила, которые нужно сформулировать;
3. Выделить определения, теоремы, на которые нужно сослаться при
доказательстве;
4. Составить доказательство теоремы или правила;
5. Продумать записи на доске во время ответа;
6. Показать, где и как применяется теорема (правило);
7. Сделать вывод.
Овладение УУД ведет к освоению содержания,
значимого для формирования познавательной, нравственной и эстетической
культуры, сохранения собственного здоровья, использование умений, навыков в
повседневной жизни и практической деятельности учеников.
Результаты формирования УУД
Результатом формирования познавательных УУД
будет являться умение ученика:
• выделять тип задач и способы их решения ;
• осуществлять поиск необходимой информации,
которая нужна для решения задач;
• различать обоснованные и необоснованные
суждения;
• обосновывать этапы решения учебной задачи;
• производить анализ и преобразование информации;
• проводить основные мыслительные операции
(анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.);
• устанавливать причинно-следственные связи;
• владеть общим приемом решения задач;
• создавать и преобразовывать схемы необходимые
для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективного
способа решения задачи исходя из конкретных условий.
Основным критерием сформированности
коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребенка,
включающие в себя:
• желание вступать в контакт с окружающими
(мотивация общения «Я хочу!»);
• знание норм и правил, которым необходимо
следовать при общении с окружающими;
• умение организовывать общение, включающее
умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации.
Критерием сформированности регулятивных действий
может стать способность:
• выбирать средства для своего поведения;
• планировать, контролировать и выполнять
действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
• планировать результаты своей деятельности и
предвосхищать свои ошибки;
• начинать и заканчивать свои действия в нужный
момент.
Результатом
формирования личностных УУД следует считать:
• уровень развития морального сознания;
• присвоение моральных норм, выступающим
регулятором морального поведения;
• полноту ориентации учащихся на моральное
содержание ситуации.
Таким образом, формирование УУД успешно реализуется в процессе обучения математике. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий. Овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, получение умений и компетенций, включая самостоятельную организацию процесса усвоения знаний.
Использованные ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/592471/
http://festival.nic-snail.ru/index.php?Itemid=57&item_id=58&option=com_zoo&task=item
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.