Из опыта работы педагога. Учимся работать с текстом на факультативных занятиях
Оценка 5

Из опыта работы педагога. Учимся работать с текстом на факультативных занятиях

Оценка 5
docx
13.05.2023
Из опыта работы педагога. Учимся работать с текстом на факультативных  занятиях
СЕМИНАР УЧИТЕЛЕЙ.docx

 СЕМИНАР  УЧИТЕЛЕЙ

Преподавание русского языка в старших классах:

                    проблемы, поиски, решения.

 

 

 

 

 

 

   Из опыта работы учителя.

Учимся работать с текстом на

факультативных занятиях.

 

                                     Тагильцева Ж.В.,

                                                               учитель школы № 13.                                                                          

 

 

 

                        « Учимся работать с текстом».

   Элективный курс «Учимся работать с текстом» предназначен для учащихся, которые хотят расширить и углубить знания по русскому языку, а также тех, кто занят повторением при подготовке к ЕГЭ. Занятия могут вестись в классах, обучающихся по различным программам, поскольку курс составлен с учетом современных действующих программ. Курс рассчитан на 18 часов и может проводиться в форме факультатива.

   Занятия могут вестись  как в 11 классе с целью подготовки к ЕГЭ, а именно нацелены на задания, связанные с анализом текста, так и в 9 классе для создания ориентационной и мотивационной базы для осознанного выбора гуманитарного профиля обучения; способствовать воспитанию познавательного интереса и, в частности, интереса к более глубокому изучению русского языка.

    Подготовка к ЕГЭ ( как и подготовка к традиционному экзамену ) требует обобщения и систематизации раннее изученного, а учителю необходимо определить уровень и особенности подготовки учащихся для корректировки своей работы. Следовательно, на первом занятии должно быть выяснено:

- насколько ученик освоил систему знаний о языке и его устройстве;

- овладел ли учащийся основными нормами русского литературного языка, умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;

- какова степень умения работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и интерпретировать необходимую информацию;

-обладает ли ученик необходимым уровнем развития речевой деятельности, освоения грамматического строя русского языка.

Для этого можно использовать один из вариантов КИМов, которые представлены в пособиях для подготовки к ЕГЭ. Анализ работ позволяет определить круг вопросов и заданий, которые вызвали у учащихся наибольшие затруднения.

   Программа курса включает в себя следующие разделы:

        Углубление понятия о тексте. Тема и идея текста.

        Связность текста. Виды связи. Средства связи.

        Типы речи. Стили речи.

        Изобразительно-выразительные средства.

        Комплексный анализ текста.

Задачи курса:

        Закрепление и усовершенствование знаний и навыков, получаемых учащимися на уроках русского языка.

        Воспитание познавательного интереса к самостоятельным исследованиям в области языка и формирование необходимых для этого навыков.

        Формирование и развитие навыков комплексного анализа текста.

Для работы в рамках курса учащимся предлагаются тексты из произведений русской художественной, публицистической литературы, чтобы в работе над языковым материалом можно было идти от текста, а не от слова и предложения.

   Один из принципов работы – поэтапность, т.е учащимся предлагаются сначала небольшие тексты с определенным кругом вопросов, т.к. объемный текст приводит в замешательство.

   Одно из назначений курса – это орфографическая и пунктуационная работа. К тексту предлагаются задания, где учащиеся должны вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Немаловажны и вопросы теоретического плана ( например, определить род, число, падеж, тип склонения имен существительных или выписать формы причастий, установить, от каких глаголов они образованы и т.п. ).

   В остальных заданиях учитывается специфика языкового материала текста, который и следует проанализировать. Задания могут содержать вопросы, посвященные культуре речи, стилистике, предполагающие смысловой, лингвистический, художественный анализ текста.

   Материалы могут быть использованы и на обычных уроках, уроках-зачетах, практикумах, на уроках литературы. Задания помогают организовать и индивидуальную, и коллективную работу, а также самостоятельную работу дома.

   Учитывая уровень и особенности подготовки учащихся, преподаватель может отобрать тексты, которые более реализуют его планы, расширить или сократить материал, упростить или усложнить его. Задания подобраны таким образом, чтобы учащиеся учились самостоятельно наблюдать и анализировать языковые явления, конструировать текст, а затем создавать свой собственный.

   На материале одного текста можно провести разноплановую работу.

ЗАДАНИЕ. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

   Для м…теринского сердца каждый из ее детей всегда остает…ся ребенком, даже если  у этого ребенка так(же) есть дети и бл…стит с…дина на висках.

   Благосл…ве(н,нн)а та мать которая умеет (во)время отпустить руку ребенка и (не)выказать страха когда он делает первые шаги на своих еще (не)окрепших ногах.

   Когда дети выр…стают и ст…новятся самостоятельными они (н…)когда (не)пойдут по проторенным дорогам отцов – они ищут свои новые и всегда (не)ожида(н,нн)ые для матери.

   Пока жива мать и тебе есть кому сказать это нежное слово «мама» ты молод силен и (не)ут…мим.

                                                                      ( З.Воскресенская.)

        О чем говорится в данном тексте?

        Каким чувством наполнены слова в этом тексте?

        Какую главную мысль выражает автор?

        Напишите текст по клише.

Клише ( трафареты) помогают вести поиск и перебор, но здесь также следует идти от простого к более сложному. Опираясь на текст З.Воскресенской, требуется выбрать правильный вариант или вставить нужное слово. Элементов анализа здесь как таковых нет.

   «О матерях можно рассказывать бесконечно!» - говорил Максим Горький. И действительно, сколько уже написано…………, сколько уже сложено……….. про самого……….., самого………… человека на земле – про ……….! Но странное дело, каждый, кто обращается к этой священной теме, находит свои ……… слова, чтобы высказать всю ( безграничную, глубокую, непостижимую, горячую, страстную ) любовь к ……. .

   Автор этого текста пишет о том, что матерям свойственны не только ( любовь, отзывчивое сердце, горячая забота о своем ребенке, самоотверженность, нежное, любящее сердце ), но и отвага, потому что она отпускает в сложный и ……….мир свое неокрепшее дитя, чтобы оно новыми свершениями озарило наш мир.

   «Берегите матерей, ……………..!» - этот призыв отчетливо звучит в каждой строчке, в каждом слове текста.

Работа с клише помогает научиться самостоятельно определять тему и идею текста, выделять ключевые понятия, композиционно верно строить свою работу.

Например, учащимся предлагается большой текст, но с одним заданием: по клише напишите свой текст на основе прочитанного, озаглавьте его фрагменты.

   (1)Часто мы ошибочно соединяем в одно целое два разных понятия – то, что мы называем экзотикой, и то, что мы называем романтикой.

(2) В юности я пережил увлечение экзотикой. (3) В скучной киевской квартире, где прошло мое детство, вокруг меня постоянно шумел ветер необычайного. (4) Я вызывал его силой собственного мальчишеского воображения.

  (5) Ветер этот приносил запах тисовых лесов, пену атлантического прибоя, раскаты тропической грозы… (6) Я никогда не видел ни темных тисовых лесов ( за исключением нескольких тисовых деревьев в ботаническом саду ), ни Атлантического океана, ни тропиков. (7) Пестрый мир экзотики существовал только в моем воображении.

  (8) Моей любимой наукой в гимназии была география. (9) Она бесстрастно подтверждала, что на земле есть необыкновенные страны. (10) Я знал, что тогдашняя наша скудная и неустроенная жизнь не даст мне возможности увидеть их.

  (11) Мое состояние можно было определить двумя словами – восхищение и тоска. (12) Восхищение перед воображаемым миром – и тоска из-за невозможности увидеть его. (13) Эти два чувства преобладали в моей первой незрелой прозе.

   (14) С годами я ушел от экзотики, от ее нарядности, пряности, приподнятости и безразличия к простому и незаметному человеку. (15) Я ушел от экзотики, но я не ушел от романтики и никогда от нее не уйду. (16) Экзотика оторвана от жизни – романтика уходит в нее всеми корнями и питается всеми ее драгоценными соками.

  (17) Романтичность свойственна всему, в частности науке и познанию. (18) Чем больше знает человек, тем резче он воспринимает , тем теснее его окружает поэзия и тем он счастливее.

  (19) Истинное счастье – это прежде всего удел знающих, а не невежд. (20) Невежество делает человека равнодушным к миру. (21) Жизнь в сознании равнодушного быстро вянет, сереет, и в конце концов равнодушный человек остается один на один со своим невежеством и своим жалким благополучием.

  (22) Романтическая настроенность не позволяет человеку быть лживым, невежественным, трусливым и жестоким. (23) В романтике заключена облагораживающая сила.

                                                                                 ( По К. Паустовскому )

Напишите текст. Озаглавьте фрагменты.

   1.Вступление ( через вопрос темы ).

  Для чего живет ________? В чем________ (смысл жизни, подлинное счастье)?

Ответ на эти ( сложные, трудные, непростые, банальные ) вопросы ищет ( фамилия автора)_______, ( рассуждая, думая, размышляя, рассказывая) об отличии внешне ( непохожих, похожих ) понятий - ________ и ________. Проблема, ( поставленная, изображенная, представленная, поднятая ) автором, носит не ( отвлеченный, судьбоносный, абстрактный, умозрительный ) характер, эту проблему рано или _________ приходится решать каждому из нас на _______ жизненном пути.

   2.___________________

( сравнивая, сопоставляя, анализируя, описывая ) _________ и романтику, автор ( доказывает, обосновывает, показывает, выводит ) их ( абсолютное сходство, коренное отличие ). Экзотика – это  интерес к ( близкому, родному, дальнему, привычному, странному, необычайному, диковинному ), к ( используйте материал текста ) шуму неведомых ________ лесов, к грохоту ______ прибоя. Но для человека, привыкшего к ( непривычной, обжигающей, кричащей, ослепительной ) яркости ( романтики, экзотики), простая и ( серая, банальная, скромная, неброская ) красота близкого и родного очень часто оказывается ( незаметной, непонятной, чужой, невидимой ). Романтика же состоит в ( страстной мечтательности, глубокой и искренней любви к жизни ).

3.______________________

Как же автор ( изображает, обосновывает, опровергает, доказывает свою мысль)?

В самом начале он ( дает, формулирует,выдвигает, создает ) исходный тезис. Затем вспоминает сво__ ( детство, юность, зрелость, старость ). Увлечение ( романтикой, экзотикой )_________ неизбежным, но коротким моментом в ( нравственном, духовном, личностном, психологическом ) развитии человека. Неслучайно, описывая ( переживания, чувства, ощущения, впечатления ) своей юности, писатель использует обороты, явно заимствованные из ( любовных, детективных, философских, приключенческих ) романов: «запах___________», «раскаты __________». Именно поэтому ключевым образом в этой части текста выступает образ ветра ( «____________», «_____________» ).  Ветер – это колебание воздушных масс, он становится воплощением непрочности, текучести, непостоянства, и ( аллегория, гипербола, метафора, метонимия ) «ветер необычайного» является символическим обозначением зыбкого мира экзотики. Очень важную роль для характеристики этого мира играет ( назвать прием )_______  «пестрый». В данном контексте он обозначает не только цвет, но и оценку экзотики: ее кричащая, вычурная цветистость часто оказывается чуждой реальной красоте. Именно поэтому основным композиционным приемом в этой части становится ( название приема ) _________ : мечта о дальнем и таинственном мире противостоит и «скучной киевской квартире» , и всей тогдашней «скудной и неустроенной жизни». Увы, многие люди так и живут: тоскуют о несбывшихся мечтах, брезгливо отворачиваясь от окружающей жизни. Все яркое, истинно прекрасное вянет под их иссушающим взглядом, лишенным любви и веры.                

4__________________________

В финале автор раскрывает подлинный смысл ( контраста, оппозиции, антитезы, противопоставления ) «романтика-экзотика». Ощущать в себе энергию романтики – значит быть счастливым; остаться в усыпляющем плену экзотики – значит отказаться от жизни, от созидания, от творчества. Романтика учит человека всегда слышать зов жизни, бороться и искать, неустанно строить мир по чертежам мечты. Меняется характер авторского слова, оно становится более эмоциональным, более лиричным. Использование ( гипербол, сравнений, олицетворений, эпитетов ) превращает романтику и невежество в две могучие силы, одна ведет человека к счастью, другая – в пустоту. Голос автора начинает звучать более ( спокойно, эмоционально, громко, страстно ), он зовет нас из той страны, где живут счастливые, где живут те, кто пришел сделать жизнь ярче и светлее, где не вздыхают и кряхтят, а верят и любят.

Целесообразно провести работу, которая облегчит восприятие текста. Учащимся можно предложить составить план текста( план может быть и тезисным), выписать ключевые понятия. В данном тексте это понятия «экзотика» и «романтика». Пользуясь текстом, ученики могут дать определение данных понятий, что поможет, в свою очередь, определить и авторскую позицию.

«Экзотика»-это «ветер необычайного, запах тисовых лесов, пена атлантического прибоя, раскаты тропической грозы…», необычайные страны, восхищение.

«Романтика» - это свойство науки и познания, удел знающих и т.д.

-Как меняются эти понятия в тексте?

Составляется ряд ключевых слов:

«экзотика»: ветер необычайного – необыкновенные страны – восхищение – нарядность – пряность – приподнятость – безразличие – оторванность от жизни – невежество – равнодушие – жизнь вянет, сереет – человек остается один на один со своим невежеством и жалким благополучием;

«романтика»: скучная киевская квартира – скудная неустроенная жизнь – тоска – уходит корнями в жизнь – питается жизненными драгоценными соками – свойство науки и познания – счастливее – истинное счастье – облагораживающая сила.

Учащиеся в процессе работы видят, что понятие меняются полюсами, и уже могут определить, что основной композиционный прием – антитеза.

   Далее работу можно продолжить с упражнениями следующего типа.

Прочитайте разные варианты оформления письменного высказывания.

Укажите речевые клише, которые можно использовать для формулирования а) темы, б) главной мысли.

        «___________________________?» - эти вопросы ставит (на эти вопросы ищет ответ) автор в своем тексте.

        В своем тексте автор ставит (острую, злободневную, важную, актуальную) проблему - __________________.

        «_____________________________» - так можно сформулировать главную мысль этого текста.

        На первый взгляд, эта бесхитростная история лишена глубокого смысла… Но за этой простотой скрывается искреннее и глубокое чувство автора, благодаря чему рассказ обретает удивительную художественную силу. (Но этот внешне незатейливый рассказ содержит  в себе картину огромной обобщающей силы).

        _______________! Сколько написано об этом! Но этой, казалось бы, избитой теме автор придает новое звучание.

        Автор рассказывает (показывает нам; раскрывает перед нами; погружает нас) о (в)_________________.

        ___________________________ - этот призыв, обращенный к сердцу читателя, звучит в тексте.

        Автор не обличает, не критикует, не высмеивает,он терпеливо просит нас беречь то, что нам передали наши отцы.

        Далеко не сразу понимаешь, что это не просто живописная картина, а страстное воззвание к нашей душе, к нашей совести.

Задание может быть расширено: использовать их для формулирования темы и основной мысли текста Паустовского. Подобные упражнения способствуют накоплению языкового материала ,который может быть использован  при самостоятельной работе над текстом.

   Следующий этап – работа над типом речи.

-Какой вопрос можно задать к данному тексту: что произошло? Какой? Почему? Отчего?

Учащиеся определяют, что перед нами рассуждение с элементами повествования.

Просим учащихся выделить составляющие текста-рассуждения.

Тезис (1).

Аргументы (14-21).

Вывод (22-23).

Кроме того, в клише по которому работают учащиеся, нужно озаглавить фрагменты, что возможно только после того, как работа с клише будет завершена полностью. Но это не план, а структура текста. Ребятам нужно напомнить, что план, как правило, - это отражение содержания, а структура – это строение. В результате работы у учащихся складывается понятие о том, из каких частей должна состоять их работа, какие вопросы они должны будут осветить.

   Работа по анализу изобразительно-выразительных средств показывает, что основной ошибкой учащихся является оторванность этих самых средств от идеи, темы, позиции автора. В своих работах ученики, как правило, только констатируют факт использования того или иного средства. Еще реже они используют средства выразительности в своей письменной речи.

   Для работы над изобразительно-выразительными средствами речи можно предложить следующие упражнения.

        Прочитайте предлагаемые ниже словосочетания, выделите в них эпитеты, объясните их смысловое и эмоциональное содержание. Оцените их традиционность.

 

1)Зловещая дума; 2)ветрила гордых кораблей; 3)звезда печальная; 4)на обнаженной ветке; 5)роковой огонь сражений; 6)надежда сладостная; 7)безумное волнение; 8)в ясной лазури; 9)по бархатным лугам; 10)судьба жестокая; 11)тщетный шум пиров; 12)счастливый край.

2. Подберите к данным словам изобразительные и лирические эпитеты.

Солнце ________________________

Туман _________________________

Огонь __________________________

Свет ___________________________

Сирень _________________________

Чувство ________________________

Муза ___________________________

Тишина _________________________

3.Объясните, на чем основан метонимический перенос в следующих выражениях:

А) его ожидали скипетр и золотая мантия;

Б) он снял с полки Бунина;

В) лисья шуба взвизгнула тонко и пронзительно;

Г) весь зал оглушительно захлопал;

Д) перо кипело страстью;

Е) истину нельзя добыть кулаком;

Ж) вернулся он старым, измученным человеком и бросил якорь у крутого океанского берега, где мирно дремала тихая деревушка.

4.Создайте небольшой текст, основанный на метафорическом переносе «город – огромное чудовище».

   «Издали город кажется огромной челюстью, с неровными, черными ___________. Он _____________ в небо тучами дыма и ___________, как обжора, страдающий ожирением.

   Войдя в него, чувствуешь, что попал в _____________ из камня и железа, - в ___________, который проглотил несколько миллионов людей и растирает, ___________ их.

   Улица – скользкое, алчное _______________, по нему куда-то вглубь плывут темные _______________ пищи города – живые люди».

Если первые три упражнения носят характер обобщения и повторения, то четвертое способствует формированию и развитию умения использовать в собственной письменной речи изобразительно-выразительных средств. На первый взгляд , упражнение простое: нужно вставить на месте пропусков недостающие слова, но учащимся зачастую такую работу приходится давать на дом, а затем еще и корректировать в классе.

   Работа по самостоятельному созданию текста, конечно, может проводиться не только по клише, но и но образцу, подобно исходному тексту.

   Если взять по одному качеству от каждого писателя, например назвать страстность Лермонтова, содержательность Тютчева, поэтичность Чехова, ослепительность Гоголя, силу воображения Достоевского, - что сказать о Толстом, ограничив определение одной чертою?

   Главным качеством этого моралиста, уравнителя, проповедника законности, которая охватывала бы всех без послаблений и изъятий, была ни на кого не похожая, парадоксальности достигшая оригинальность.

                                                                                          ( Б.Пастернак).

        Согласны ли вы с тем, как определяет Пастернак самые характерные качества известных русских писателей? Как бы вы определили в нескольких словах «главные качества», например, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Достоевского, Толстого, Тургенева, Чехова, Блока, Есенина, Маяковского?

        Составьте текст о двух-трех русских писателях, используя рассуждение Б.Пастернака в качестве образца. (Можно начать текст со слова Если…).

Здесь от учащихся требуется уже не только создать свой текст, опираясь на текст Пастернака, но и проявить полную самостоятельность при определении самых характерных качеств русских писателей.

   В результате обучения по программе курса учащиеся должны уметь:

        Определять тему текста, тип и стиль текста. Передавать самостоятельно его содержание.

        Видеть изобразительно-выразительные средства, определять их функцию в тексте.

        Производить смысловой, лингвистический анализ текста.

        Создавать собственные тексты на основе прочитанного.

        Работать с разными видами словарей –справочников.

 

 

 

 

 

 

  

  

 

        


 

СЕМИНАР УЧИТЕЛЕЙ Преподавание русского языка в старших классах: проблемы, поиски, решения

СЕМИНАР УЧИТЕЛЕЙ Преподавание русского языка в старших классах: проблемы, поиски, решения

Учимся работать с текстом».

Учимся работать с текстом».

Типы речи. Стили речи. •

Типы речи. Стили речи. •

На материале одного текста можно провести разноплановую работу

На материале одного текста можно провести разноплановую работу

Автор этого текста пишет о том, что матерям свойственны не только ( любовь, отзывчивое сердце, горячая забота о своем ребенке, самоотверженность, нежное, любящее сердце ),…

Автор этого текста пишет о том, что матерям свойственны не только ( любовь, отзывчивое сердце, горячая забота о своем ребенке, самоотверженность, нежное, любящее сердце ),…

Романтичность свойственна всему, в частности науке и познанию

Романтичность свойственна всему, в частности науке и познанию

Романтика же состоит в ( страстной мечтательности, глубокой и искренней любви к жизни )

Романтика же состоит в ( страстной мечтательности, глубокой и искренней любви к жизни )

Голос автора начинает звучать более ( спокойно, эмоционально, громко, страстно ), он зовет нас из той страны, где живут счастливые, где живут те, кто пришел…

Голос автора начинает звучать более ( спокойно, эмоционально, громко, страстно ), он зовет нас из той страны, где живут счастливые, где живут те, кто пришел…

В своем тексте автор ставит (острую, злободневную, важную, актуальную) проблему - __________________

В своем тексте автор ставит (острую, злободневную, важную, актуальную) проблему - __________________

Вывод (22-23). Кроме того, в клише по которому работают учащиеся, нужно озаглавить фрагменты, что возможно только после того, как работа с клише будет завершена полностью

Вывод (22-23). Кроме того, в клише по которому работают учащиеся, нужно озаглавить фрагменты, что возможно только после того, как работа с клише будет завершена полностью

Тишина _________________________ 3

Тишина _________________________ 3

Если взять по одному качеству от каждого писателя, например назвать страстность

Если взять по одному качеству от каждого писателя, например назвать страстность

Из опыта работы педагога. Учимся работать с текстом на факультативных занятиях

Из опыта работы педагога. Учимся работать с текстом на факультативных  занятиях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2023