ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО РУКОВОДСТВУ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ
Метод проектов в своей работе начала использовать как основную педагогическую технологию при организации школьного виртуального музея в 2009 году. Одной из задач музея является самостоятельное приобретение знаний и их использование в практической деятельности. Невысокая успеваемость некоторых учеников приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности. Вовлечение таких учащихся в совместную проектную деятельность позволит им обрести такую успешность.
Первым проектом, над которым работал актив музея – создание самого музея. Предстояло воплотить идею о виртуальном музеи школы «Доблесть и Слава». В ходе работы над проектом приходилось и самой учиться проектной технологии, и учить ребят, и узнавать, что такое виртуальный музей. Большой школьный проект «Создание школьного виртуального музея» был разбит на несколько проектов: информационный «Виртуальный музей – новая реальность», творческий «Наша школа», проектно-ориентированные «Залы музея», «Webстраницы экспозиций». Анализ трудностей, с которыми мы столкнулись при работе над первым проектом, и ошибок, которые мы допустили, помог нам в последующей работе. Осуществляя первый проект, приходилось учить ребят проектной деятельности непосредственно на каждом этапе осуществления проекта, что затягивало работу над самим проектом. Поэтому к моменту выполнения первого проекта учащихся должны быть сформированы элементы проектной деятельности как отдельные умения хотя бы на самом простом уровне. Учить ребят работать над проектом необходимо не в ходе самого процесса, а с помощью тренинга по развитию исследовательских навыков. Для организации такого тренинга прошла обучение на дистанционном курсе Международного Института Развития «ЭкоПро» «Организация исследовательской деятельности учащихся». Курс состоит из семи разделов, в которых рассматриваются все этапы работы, рассказывается о путях и способах формирования исследовательских умений и навыков у учащихся, дается теоретический материал о категориально-понятийном аппарате исследования, об анализе проведения работы по организации исследовательской деятельности. Самым ценным было то, что на конкретных примерах разбирались ошибки. Материалы этого курса на том этапе стали руководством к созданию программы тренинга для учащихся.
Так же, как руководство использовала учебно-методическое пособие М.А. Ступницкой «Что такое учебный проект?». Выпущенное в издательстве «Первое сентября» в 2011 году. В пособии дан теоретический материал о методе учебных проектов и их типологии. Особенно важно было для нас практические советы. Как взаимодействовать с учениками в ходе работы над проектом, как организовать работу над проектом, а также критерии оценивания проектов для разных возрастов.
В 2020-2021 учебном году была составлена рабочая программа для внеурочной деятельности в 8 классах «Основы проектно-исследовательской деятельности». В процессе прохождения курса по этой программе у учащихся формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, реферат, исследовательскую работу.
Сейчас обогащение опыта работы с проектами учащихся идет на вебинарах издательства «Просвещение» («Развитие навыков проектной деятельности в основной школе по учебным предметам «История» и «Обществознание», «Проектная деятельность на уроках истории. 10-11 класс», «Индивидуальный проект»). На сайте https://uchitel.club/ размещены материалы по предмету, который теперь входит в учебный план для старшеклассников «Индивидуальный проект», о рабочей программе по этому предмету. В этом учебном году использую учебные пособия издательства «Индивидуальный проект» для 10 и 11 классов и «Проектная мастерская» для 5-9 классов. Пособие авторов А.В. Леонович, И.А. Смирнова, А.С. Савичева для 5-9 классов вышло в серии «Внеурочная деятельность» предназначено для изучения теоретического материала. Курс состоит из17 модулей, что позволяет учащимся, освоит все этапы работы над исследованием и проектом. Пособие «Индивидуальный проект» (авторы М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова, М.В. Майсак) вышло в серии «Профильная школа». В нем рассмотрены разные этапы проектирования и различные виды проектов, разбираются примеры проектов.
Из материалов курса Международного Института Развития «ЭкоПро» «Организация исследовательской деятельности учащихся».
ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: РАЗЛИЧИЯ И ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ.
РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПРОЕКТОМ И ИССЛЕДОВАНИЕМ
В традиционных представлениях школьных учителей исследовательское обучение понимается как метод проектов. Многие учителя не видят разницы между исследованием и проектированием. Большинство затруднений обусловлено, прежде всего, непониманием природы как исследовательских, так и реферативных, экспериментальных и др. творческих работ учащихся. Учитель, как руководитель исследования, должен сам быть подготовленным и компетентным.
Постараемся ликвидировать этот пробел в компетенциях учителей. Итак, сначала обратимся к определениям.
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее НЕИЗВЕСТНЫМ решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций ПОСТАНОВКУ ПРОБЛЕМЫ, ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ ДАННОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ, ПОДБОР МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ОВЛАДЕНИЕ ИМИ, СБОР СОБСТВЕННОГО МАТЕРИАЛА, ЕГО АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ, НАУЧНЫЙ КОММЕНТАРИЙ, СОБСТВЕННЫЕ ВЫВОДЫ. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая ОБЩУЮ ЦЕЛЬ, СОГЛАСОВАННЫЕ МЕТОДЫ, СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ ОБЩЕГО РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Непременным условием проектной деятельности является наличие ЗАРАНЕЕ ВЫРАБОТАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОНЕЧНОМ ПРОДУКТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭТАПОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (ВЫРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОЕКТА, ДОСТУПНЫХ И ОПТИМАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЗДАНИЕ ПЛАНА, ПРОГРАММ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА) И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА, ВКЛЮЧАЯ ЕГО ОСМЫСЛЕНИЕ И РЕФЛЕКСИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Оба определения показывают, что у исследования и проектов есть общие черты. Но это не значит, что их можно использовать как синонимы. Вспомним наши рассуждения о педагогических технологиях: технология является таковой пока осуществляются все ее этапы. Если отсутствует или нарушается последовательность этапов, технология разрушается и перестает быть таковой. Итак, попробуем выделить общие черты этих РАЗНЫХ педагогических технологий.
К ОБЩИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ОТНОСЯТСЯ:
- общественно-значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности: как правило, результаты исследовательской, а в особенности, проектной деятельности имеют конкретную практическую ценность, предназначены для общественного использования
- структура проектной и исследовательской деятельности включает общие компоненты:
анализ актуальности данных работ,
целеполагание, формулировка задач, которые следует решить,
выбор средств и методов, адекватных поставленным целям,
планирование, определение последовательности и сроков этапов работ,
собственно проведение проектных работ или научного исследования,
оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;
представление результатов работ в пригодном для использования виде;
- проведение проектной и исследовательской деятельности требует от разработчиков высокой компетенции в выбранной сфере, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации;
- итогами проектной и исследовательской деятельности являются не только предметные их результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умений сотрудничать в коллективе и способностей самостоятельной работы, уяснение сущности творческой исследовательской или проектной работы.
СУЩЕСТВУЮТ И ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. Любой проект направлен на получение вполне конкретного задуманного, замысленного разработчиком результата – продукта, обладающего определенной системой свойств, предназначенного для определенного конкретного использования. Тогда как в ходе научного исследования, как правило, организуется поиск в какой-то определенной области, и при этом на начальном этапе лишь обозначается направление исследования, может быть, формулируются отдельные (далеко не все) характеристики итогов работ.
2. Реализацию проектных работ предваряет точное умозрительное представление будущего продукта, разработчик предварительно проектирует в умственном плане результаты проектных работ и только после этого приступает собственно к исполнительному этапу деятельности. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Тогда как на начальных этапах исследовательской деятельности формулируется лишь гипотеза, то есть «научное допущение или предположение, истинностное значение которого неопределенно». Научная гипотеза выдвигается всегда в контексте развития данной области научных знаний, для решения какой-либо конкретной проблемы, следовательно, формулировка гипотезы всегда сопряжена с постановкой проблемы исследований. Осознание научной проблемы и ее формулировка значимый этап исследовательской деятельности. Итак, логика построения исследовательской деятельности требует, в обязательном порядке, формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.
3. Значимой особенностью исследовательской деятельности, существенно отличающей ее от проектной, является то, что научное исследование может привести к самым разным, иногда и неожиданным результатам – в научной среде говорят: «отрицательный результат, тоже результат». То есть исследователь зачастую не может прогнозировать всех точных характеристик результата своей деятельности, часто не знает, всех сфер, где итоги его работы смогут найти свое практическое применение.
1. Основные задачи исследователя – добросовестно и аккуратно провести научный поиск, получить достоверные результаты, найти им разумную интерпретацию, сделать доступными для других специалистов, работающих в данной области. В противоположность исследовательской деятельностирезультат проектных работ всегда точно определен: трудно себе представить, чтобы проектировщик замыслил произвести автомобиль, а изготовил телефон…
2. Проект направлен на практическое применение. В научном исследовании практическая значимость часто весьма опосредована, она не главное – важнее сам процесс исследования.
3. 6. В исследовании не может быть разных видов деятельности – это строго научный жанр. Исследовательская работа должна быть написана в определенном жанре, и этот жанр – рассуждение. Ее композиция может строиться по-разному у разных исследователей, но этапы работы будут повторяться. В проекте же все будет зависеть от того жанра, к которому стремится автор. Cтатья может быть написана в жанре, например, – репортажа, соединять исследовательский и оформительский компоненты проекта. Таким образом, в проекте, как в едином целом, могут гармонично переплетаться очень разные направления деятельности.
Проект |
Научное исследование |
|
|
Формулировка замысла проекта: · предварительное описание продукта проектных работ, · его соответствие условиям будущего использования. |
· Осознание проблемы, существующей в данной научной сфере. · Формулировка гипотезы, направленной на разрешение данной проблемы |
|
|
на выполнение замысла проекта (очень конкретно) |
на решение научной проблемы (большая степень свободы) |
|
|
получение конкретного продукта проектных работ |
разностороннее научное исследование объекта изучения |
|
|
В основном, специфические методы предметных областей, операции и приемы получения заданных свойств продукта проектной деятельности и т.д. |
Включают весь методологический инструментарий: общенаучные методы, специфические методы, различные необходимые операции исследовательской деятельности |
|
|
Реализация проектных работ в соответствии с замыслом, поставленными целями и задачами, с использованием выбранного инструментария – получение конкретного продукта проектной деятельности. |
Проведение научного исследования, направленного на решение существующей научной проблемы, экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, достижение поставленных целей исследования, решение задач, конкретизирующих цели исследования. |
Оценка соответствия всех свойств продукта разработок замыслу проекта. Подготовка полученного продукта к его дальнейшему использованию: разработка рекомендаций и инструкций к использованию. |
Уяснение, анализ, обработка результатов научного исследования. Оформление результатов исследования для их последующей презентации. |
Проверка возможности использования полученного продукта в конкретных условиях. |
Обсуждение полученных результатов научного исследования с компетентными лицами. |
Практическое использование полученного продукта. |
Прогноз дальнейшего развития научных исследований данного направления. |
АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЫ ПО ОРГАНЗИАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
После завершения ученического исследования необходимо проанализировать с ребенком его работу, а затем свою по организации исследования. Начнем с анализа исследования и исследовательской работы учащегося. Наша конечная цель - обучить ребенка технологии проведения исследования. Поэтому анализ его исследовательской работы обязателен! Анализ поможет ребенку понять, что он сделал не так, плохо, недостаточно и т.д.
Начинаем, как всегда с анализа категориально -понятийного аппарата - как это сделать мы уже знаем из предыдущих тем. Второе, на что мы делаем, - сопоставляем заявленные цели и задачи исследования и результаты, к которым пришли: соответствуют ли цели полученным результатам.
Третье - сопоставляем гипотезу и и результаты исследования - содержится ли в результатах исследования ответ на предположение гипотезы.
Четвертое - сопоставляем цели/ задачи исследования и выбранные методы исследования: насколько верно выбрали методы, можно ли было с их помощью достичь цели и выполнить задачи исследования.
Проанализировали , выявили то, что у ребенка не получилось или получилось не так, как было запланировано, и берем себе на заметку. Будем теперь анализировать свою работу - организацию учебного исследования, научное сопровождение исследования. Исходным материалом для него будут результаты анализа исследовательской работы ребенка. Строим себе небольшую таблицу :
В чем проблема? |
Что к этому привело? |
В чем ошибка? |
Как исправить? |
Тема и проблема сформулирована расплывчато |
Неумение формулировать |
Не видит проблему |
Обучить приемам и правилам формулирования темы и проблемы исследования |
Цели и задачи неправильно сформулированы |
не умеет их формулировать |
не знает правил |
Обучить правилам формулировки целей и задач |
И т.д. все проблемы вписываете в такую таблицу или подобную ( можете составить для себя свою собственную подобную таблицу!).
После такого подробного анализа в последней колонке получится программа коррекции Вашей деятельности как организатора исследования. Эта колонка - наши недочеты, недоработки в организации и обучении ребенка. Их в будущем надо будет учесть. И еще, что надо обязательно проанализировать, - это временные затраты на реализацию исследования: достаточно ли оно было или слишком много. После этого приступаем к коррекции своей организационной деятельности - корректируем планы своей работы, работы ученика.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.