«Технология проблемного обучения на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО»
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Н. Рылеев
В условиях современного общества предъявляются все более высокие требования к ученику как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Возникает необходимость формирования у детей активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к образованию и самообразованию, критичности мышления. В этом плане традиционная система обучения имеет значительные недостатки по сравнению с проблемным обучением.
Одна из основных целей внедрения современных педагогических технологий на уроках математики является формирование достаточно полных, глубоких и прочных знаний по изучаемому предмету.
Основные задачи внедрения современных педагогических технологий на уроках заключаются в следующем:
· Повысить качество знаний учащихся
· научить учащихся аргументировать, находить и выделять главное, рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения задания;
· повысить интерес учащихся к изучаемому предмету;
· повысить самостоятельность и активность учащихся при изучении материала;
· развивать коммуникативные умения (как в непосредственном общении, так и в сети Интернет);
· развивать у учащихся такие мыслительные операции, как анализ, сравнение и сопоставление фактов и явлений;
· воспитывать у учащихся чувство коллективизма и взаимопомощи;
· развивать межпредметные связи.
Технология проблемного обучения имеет следующую структуру:
I этап - постановка педагогической проблемной ситуации, направление студентов на восприятие ее проявления, организация появления у них вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители.
II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе педагог оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д.
III этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с преподавателем или самостоятельно ученики выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Педагог оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).
IV этап - появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания (ЗУН, СУД) в сознании учеников.
V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.
Что же такое проблемное обучение? Вот так это описали И. Я. Лернер, и М. Н. Скаткин «Своеобразие проблемного обучения в том, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем, благодаря чему они учатся самостоятельно добывать знания, применять ранее усвоенные и овладевают опытом творческой деятельности»
Главные цели проблемного обучения:
• развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
• усвоение учащимися знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
• воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками.
Вопрос становится проблемным при определенных условиях:
· он должен содержать в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного;
· вызывать удивление при сопоставлении нового с ранее известным,
· неудовлетворенность имеющимися знаниями и умениями.
Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках:
· изучения нового материала и первичного закрепления;
· комбинированных;
Методы проблемного обучения:
· Проблемное изложение
· Эвристическая беседа
· Исследовательский
Данная технология позволяет:
· активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала;
· сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением – это яркий пример здоровьесбережения;
· использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации;
· повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.
Виды проблемных заданий
· Разрыв причинно – следственных связей.
· Подход к расположению фраз (с известного факта). «Известно, что…».
· «Как объяснить тот факт, что …».
· Проблемное задание на предположение. «Как вы полагаете …».
· Точки зрения ученых, историков.
· Конкретный пример, который нужно подтвердить или опровергнуть.
Десять способов создания проблемной ситуации по М.И. Махмутову
1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.
2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдений за природой.
3. Постановка учебных практических заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения.
4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.
5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.
7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов.
8. Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке учебной проблемы.
9. Организация межпредметных связей.
10. Варьирование задачи, переформулировка вопроса
Классификация проблемно – диалогических методов обучения.
Этапы |
Проблемно – диалогические методы обучения |
||
1. Постановка учебной проблемы |
Побуждающий от проблемной ситуации диалог |
Подводящий к теме диалог |
Сообщение темы с мотивирующим приёмом |
2. Поиск решения |
Побуждающий к гипотезам диалог |
подводящий от проблемы диалог |
подводящий без проблемы диалог |
Для уроков математики характерно создание проблемной ситуации с затруднением, когда возникает противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание, а также использование подводящего к теме диалога и сообщение темы с мотивирующим приемом «яркое пятно», обеспечивающего принятие темы учениками.
Причем данный прием эффективен при работе, как с учащимися средних классов, так и в старшей школе.
МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ.
· Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом ли практическим заданием на новый материал.
Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.
Проблемная ситуация с противоречием между житейским, т.е. ограниченным или ошибочным представлением учеников и научным фактом.
Сначала учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.
· Подводящий к теме диалог.
Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся.
· Сообщение темы с мотивирующим приемом.
Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»).
В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.
МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ.
· Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы.
· Подводящий к знанию диалог.
Представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее. В первом случае учитель любым методом обеспечивает постановку проблемы, во втором случае этот этап урока пропускается вообще.
Метод проблемного диалога эффективно способствует формированию у учащихся математического склада мышления, интереса к предмету, прививает навыки исследовательской работы и желание самостоятельно решать возникшие ситуации. Он направлен на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов и мыслительных способностей.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.