Из опыта работы «Технология проблемного обучения на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО»
Оценка 5

Из опыта работы «Технология проблемного обучения на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО»

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
математика
Взрослым
31.01.2020
Из опыта работы «Технология проблемного обучения на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО»
Выступление на РМО
problemnoeobuchenie.docx

 «Технология проблемного обучения на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО»

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

                                                                                                                      Н. Рылеев

В условиях современного общества предъявляются все более высокие требования к ученику как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Возникает необходимость формирования у детей активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к образованию и самообразованию, критичности мышления.  В этом плане традиционная система обучения имеет значительные недостатки по сравнению с проблемным обучением.

Одна из основных целей внедрения современных педагогических технологий на уроках математики является формирование достаточно полных, глубоких и прочных знаний по изучаемому предмету.

Основные задачи внедрения современных педагогических технологий на уроках заключаются в следующем:

·        Повысить качество знаний учащихся

·        научить учащихся аргументировать, находить и выделять главное, рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения задания;

·        повысить интерес учащихся к изучаемому предмету;

·        повысить самостоятельность и активность учащихся при изучении материала;

·        развивать коммуникативные умения (как в непосредственном общении, так и в сети Интернет);

·        развивать у учащихся такие мыслительные операции, как анализ, сравнение и сопоставление фактов и явлений;

·        воспитывать у учащихся чувство коллективизма и взаимопомощи;

·        развивать межпредметные связи.

 

       Технология проблемного обучения имеет следующую структуру:

I этап - постановка педагогической проблемной ситуации, направление студентов на восприятие ее проявления, организация появления у них вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители.

II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе педагог оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д.

III этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с преподавателем или самостоятельно ученики выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Педагог оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).

IV этап - появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания (ЗУН, СУД) в сознании учеников.

V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.

Что же такое проблемное обучение?  Вот так это описали И. Я. Лернер, и  М. Н. Скаткин «Своеобразие проблемного обучения  в том, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем, благодаря чему они учатся самостоятельно добывать знания, применять ранее усвоенные и овладевают опытом творческой деятельности»  

Главные цели проблемного обучения:

         развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;

         усвоение учащимися знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;

         воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками.

Вопрос становится проблемным при определенных условиях

·        он должен содержать в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного;

·         вызывать удивление при сопоставлении нового с ранее известным,

·        неудовлетворенность имеющимися знаниями и умениями.

Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках:

·        изучения нового материала и первичного закрепления;

·        комбинированных;

 

Методы проблемного обучения:

·        Проблемное изложение

·        Эвристическая беседа

·        Исследовательский

 

Данная технология позволяет:

·        активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала;

·        сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением – это яркий пример здоровьесбережения;

·         использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации;

·         повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.

 

Виды проблемных заданий

·        Разрыв причинно – следственных связей.

·         Подход к расположению фраз (с известного факта). «Известно, что…».

·         «Как объяснить тот факт, что …».

·         Проблемное задание на предположение. «Как вы полагаете …».

·         Точки зрения ученых, историков.

·         Конкретный пример, который нужно подтвердить или опровергнуть.

Десять  способов  создания проблемной ситуации по М.И. Махмутову

1.     Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.

2.     Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдений за природой.

3.     Постановка учебных практических заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. 

4.     Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

5.     Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.

6.     Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.

7.     Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов.

8.     Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке учебной проблемы.

9.     Организация межпредметных связей.

10.  Варьирование задачи, переформулировка вопроса

Классификация проблемно – диалогических методов обучения.

 

Этапы

Проблемно – диалогические методы обучения

1.     Постановка

             учебной

             проблемы

Побуждающий

от проблемной

ситуации диалог

Подводящий к

теме диалог

Сообщение темы с

мотивирующим

приёмом

2. Поиск решения

  Побуждающий

  к гипотезам   диалог

подводящий от  проблемы  диалог

 подводящий без

 проблемы диалог

 

Для уроков математики характерно создание проблемной ситуации с затруднением, когда возникает противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание, а также использование подводящего к теме  диалога и сообщение темы с мотивирующим приемом «яркое пятно», обеспечивающего принятие темы учениками.

Причем данный прием эффективен при работе,  как с учащимися средних классов, так и в старшей школе.

            МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ.

·        Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом ли практическим заданием на новый материал.

Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

Проблемная ситуация с противоречием между житейским,  т.е. ограниченным или ошибочным представлением учеников и научным фактом.

 

Сначала учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем  сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала?  А что оказывается на самом деле?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

·        Подводящий к теме диалог.

Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся.

·        Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»).

В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

 

             МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ.

 

·        Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы.

·        Подводящий к знанию диалог.

      Представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее. В первом случае учитель любым методом обеспечивает постановку проблемы, во втором случае этот этап урока пропускается вообще.

Метод проблемного диалога эффективно способствует формированию у учащихся математического склада мышления, интереса к предмету, прививает навыки исследовательской работы и желание самостоятельно решать возникшие ситуации. Он направлен на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов и мыслительных способностей.


 

Скачано с www.znanio.ru

Технология проблемного обучения на уроках математики в рамках реализации

Технология проблемного обучения на уроках математики в рамках реализации

Технология проблемного обучения имеет следующую структуру:

Технология проблемного обучения имеет следующую структуру:

Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках: · изучения нового материала и первичного закрепления; · комбинированных;

Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках: · изучения нового материала и первичного закрепления; · комбинированных;

Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка

Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка

Сначала учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку»

Сначала учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020