Из опыта работы учителя коррекционно-развивающего обучения - Методы работы на уроках СБО
Оценка 4.9

Из опыта работы учителя коррекционно-развивающего обучения - Методы работы на уроках СБО

Оценка 4.9
docx
01.02.2022
Из опыта работы учителя коррекционно-развивающего обучения - Методы работы на уроках СБО
атья Из опыта работы учителя КРО - на уроках СБО.docx

Учиться могут все дети, а значит, всем им,

какими бы тяжелыми ни были нарушения развития,

должна предоставляться возможность получить образование.

 

Из опыта работы учителя коррекционно-развивающего обучения

 

    В последнее время произошла смена приоритетов в задачах коррекционной школы . На первое место выходит задача социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.

    Социальная адаптация, (т.е. активное приспособление путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе,) является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека.

   Проблемы развития детей с интеллектуальным нарушением, дефицит социального опыта, т.е. слабое представление о многих житейских, бытовых, семейных проблемах, обусловили введение в учебно-воспитательный процесс занятий по СБО, так как предмет СБО направлен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни. Занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде.

   А учитывая специфику дефекта и тот факт, что большой процент таких детей из неблагополучных, неполных или опекаемых семей, встает проблема формирования у каждого ребенка того необходимого запаса знаний, навыков, умений, который позволит ему уверено начинать самостоятельную жизнь после окончания школы, успешнее адаптироваться в ней и интегрироваться в социум. А для успешной и благополучной организации независимого образа жизни человек должен ориентироваться во многих вопросах: семья, бюджет, гигиена, общество и т.д.

   Одно из важнейших условий, способствующих социальной адаптации наших учеников,- формирование у них умений общения: связано и логично выражать свои мысли, правильно формулировать вопросы, просьбы, предложение помощи; внимательно выслушивать ответы; благодарить за ответ или услугу; соблюдать очередность в разговоре. Все это изучается на уроках социально – бытовой ориентировки. Но при проведении уроков СБО мы сталкиваемся с проблемой методического оснащения, нехваткой  дидактических пособий, рабочих тетрадей. Поэтому помимо традиционного урока мы вносим разнообразия, используя другие формы организации учебного процесса: экскурсии, практические занятия, деловые игры, самостоятельная домашняя работа, в том числе с помощью родителей, что улучшает коммуникацию в семье.

   На уроках СБО широко используются различные методы, приемы и средства обучения. Среди словесных методов применяются: объяснение, рассказ, беседа, среди наглядных - схематические изображения, наглядные средства, среди практических - упражнения, различные виды практических работ (с использованием инструкционных карт и т.д.) . Активно используются на практике игровые методы обучения - моделирование реальных ситуаций, дидактические игры, театрализация.      

    Разыгрывая и разбирая реальные жизненные ситуации учащиеся в некоторой мере расширяют свой социальный опыт, приобретают определенные знания и умения. Участие школьников с умственной отсталостью в разыгрывании ситуаций имеет большое значение для развития у них навыков общения. Так как выполнение определенной роли требует подчинения определенным правилам, нормам поведения, которые служат как бы эталонам для играющего.

     При формировании у школьников социально-бытовых представлений, знаний, умений, могут широко использоваться сюжетно-ролевые игры.

   В сюжетно-ролевой игре учащиеся сами выполняют действия с исполняемой ролью. Такие игры могут проводиться на любую тему программы и способствовать закреплению знаний о группах предметов (например: одежда, посуда, мебель, продукты), различных умений (например: покупка товаров, складывание одежды, уборка дома), социально-культурных норм поведения. Учитель, опираясь на изучаемый материал, подбирает простые и относительно сложные сюжеты, предлагая их для разыгрывания ученикам. В том случае, если ситуация простая, ученикам дается краткое указание, как действовать. Если предстоящая игра относительно сложная и ученики должны выполнять ряд действий и произносить реплики, то участники к ней готовятся заранее. Учитель во время разыгрывания сцен выступает в роли ведущего: рассказывает, где протекает действие, какие события происходят, создает определенный эмоциональный настрой. Он привлекает школьников к оценке разыгранных перед ними событий, особо обращает их внимание на действие актеров, которые несут в себе основную смысловую нагрузку.

    Одно из преимуществ игры — то, что она всегда требует активных действий каждого ребенка. Поэтому с ее помощью в непосредственной образовательной деятельности можно организовать не только умственную, но и моторную активность детей, поскольку выполнение игровых заданий во многих случаях связано с различными движениями.
    Целесообразно включенные в обучение игры или их элементы придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач. Игра активизирует взаимодействие когнитивного и эмоционального начала в учебном процессе. Она не только вдохновляет детей мыслить выражать свои мысли, но и обеспечивает целенаправленность действий, следовательно, дисциплинирует ум ребенка.

   Сложность игры возрастает от класса к классу. В конце седьмого и в восьмом классе учащимся предлагаются сюжеты для разыгрывания без предварительной подготовки.

    В процессе разыгрывания реальных ситуаций, учащиеся не только закрепляют определенные знания и умения, но и учатся общению, что весьма важно для нашей категории детей.

Успешность социальной адаптации определяется не только количеством сформированных у них знаний, умений и навыков, но и способностью адекватно применять их в разнообразных жизненных ситуациях, без помощи учителя принимать решения, не противоречащие социальным нормам. И что немаловажно, изученный материал должен стать личным убеждением ученика.

Также, главным подтверждением эффективности работы является: доброжелательное отношение учащихся к предмету, психологически комфортная обстановка на уроке и практически отсутствие прогулов уроков без уважительных причин.

     Чтобы наблюдать динамику развития каждого ученика, нами были разработаны и ведутся индивидуальные маршруты сопровождения, в которых фиксируются уровни достижения актуального развития, характерные нарушения или особенности ребенка, таким образом оценивается эффективность проводимой коррекционной работы.

     Каждый ребенок - личность и жить этой личности предстоит в обществе, работать, самосовершенствоваться, находить свое место в многоликом и сложном современном мире.

 

Вот несколько видов упражнений, основанных на моделировании проблемных ситуаций, возникающих в процессе общения. Упражнения различны по степени сложности.

а) моделирование микроситуаций.

Упражнение выполняется либо с использованием речи, либо при помощи жестов, мимики и может иметь большое количество вариантов.

Например: Задание выполняется одним учеником, которому стыдно, весело, он болен и т.д.

б) проблемные ситуации с заданным сюжетом, когда дается готовое решение проблемы. Задача учащихся состоит в том, чтобы распределить роли и разыграть их.

Например: Два ученика поссорились, пришел учитель и помирил их.

в) проблемные ситуации с неоконченным сюжетом.

Ребятам предлагается придумать, чем все это могло бы закончиться, и разыграть ситуацию.

Например: Ты пришел к другу и увидел, что он тяжело болен. Твои действия.

г) моделирование ситуаций по заданной теме.

Этот вид упражнений предполагает самостоятельную работу учащихся, которые сами придумывают проблемную ситуацию. Упражнение допускает большое количество вариантов:

учащимся дается тема, по которой они сами придумывают сюжет, связанный с проблемой общения, распределяют роли и разыгрывают ситуацию. Например: устройство на работу, на прием к врачу, приглашение друзей к себе в гости и т.д.

ученикам дается пословица для разыгрывания, при этом надо убедиться, что дети правильно понимают смысл;

ученикам предлагается вспомнить интересные случаи из школьной жизни и разыграть их.

После того как школьники покажут свои решения предлагаемых упражнений, организовывается их обсуждение в форме беседы о ситуации вообще и способах ее решения.

   

      Анализ результатов такой работы показал, что моделирование проблемных ситуаций может успешно использоваться по любому разделу программы социально-бытовой подготовке. Выполнение упражнений с проблемной ситуацией оказывает положительное влияние на систему взаимоотношений школьников с окружающими людьми, изменяет их поведение в лучшую сторону, улучшает развитие способности ребенка ориентироваться в обстановке, формирует привычку анализировать условия, в которых приходится действовать, адекватно применять знания в измененных условиях.


Модели проблемных ситуаций. Модели микроситуаций.

. -Задание выполняется одним человеком, которому предлагается изобразить человека, которому стыдно, плохо, весело, грустно, он устал, рассержен, болен.

. -Задание выполняется одним человеком: показать ученика, который опоздал на урок и не решается войти в класс, на приеме у зубного врача.

. -Участвует группа из 2-3-х человек. Им предлагается разыграть микроситуацию: поздороваться со знакомым, стоящим на другой стороне дороги; ссору, извинения, примирение; успокоить сидящих в комнате; спросить у прохожего время.

. -Упражнения усложняются действиями с воображаемыми предметами. Учащиеся получают задание вбить в стену гвоздь, повесить на этот гвоздь картину; перейти траншею через мостик; вручить цветы актеру; сидя за столом, взять печенье, находящееся на противоположном крае стола..Проблемные ситуации с заданным сюжетом, когда дается готовое решение проблемы. Задача учащихся состоит в том, чтобы распределить роли и разыграть их.

.- Два ученика поссорились, пришел учитель и помирил их.

.- Три товарища хотят пойти в кино, но у них только два билета. Они договариваются обо всем по-хорошему, не доводя дело до ссоры.

. -Ученица плачет. Она больна и не может вместе со всем классом поехать в питомник. Две подруги предлагают остаться с ней, чтобы ей не было скучно.

.- Мальчик с девочкой пришли в театр. Им надо сдать вещи в гардероб и сесть на свои места в середине ряда.

. -Вы сели в автобус и оплатили проезд в общественно транспорте.

. -Маленький ребенок упал и поранил ногу. Медсестра оказала первую помощь мальчику.

.- Молодой человек пришел на почту, ему нужен бланк для почтового перевода. Он просит у оператора бланк и она ему дает. Проблемные ситуации с неоконченным сюжетом. Ребятам предлагается придумать, чем все это могло бы закончиться и разыграть ситуацию.

. -Один ученик взял в библиотеке книгу. Его сосед по парте незаметно вырезал из этой книги картинки. Это видел третий ученик. На другой день все ругают первого ученика за варварское обращение с книгой.

. -Два друга на время решили поменяться ручками. Один из них нечаянно сломал ручку и начал требовать назад свою. В спор включились ребята и воспитатель.

.- Во время диктанта ученик незаметно для окружающих списывает у соседа (с его согласия). В результате сосед получает «2», а ученик, который списывал «3».

. -Ты подходишь к друзьям, сидящим на лавочке. Они курят и предлагают тебе закурить.

. -Мама с сыном пришли в магазин за покупками. Денег хватает на две недорогие вещи для мамы и сына. Но сын увидел дорогую игровую приставку и просит купить.

. -Мама пришла с работы больная, а ты собираешься на вечеринку. Дома надо приготовить ужин, проверить уроки у младшего брата. Моделирование ситуаций по заданной теме. Этот вид упражнений предполагает самостоятельную работу учащихся, которые сами придумывают проблемную ситуацию, соответствующую названию темы. Упражнение допускает большое количество вариантов.

. -Разыграть пословицу, выражение:

 

«Земля из-под ног ушла»;        «Почему несешься как угорелый?»;   

 «Сижу, как сонная муха»;      «Смех без причины - признак дурачины».

 «Чувствую себя, как в воду опущенный»;   

    

 .-Учащимся дается тема, по которой они придумывают сюжет, связанный с проблемой общения, распределяют роли и разыгрывают ситуацию:

«Верный друг»;         «Некрасивый поступок»;       «Знакомство в купе поезда»;         «Плохая шутка»;       «Опоздали на спектакль»;      «Ссора с другом»;     

 «Ребенок упал с велосипеда».

 

.- Вспомнить интересные случаи из школьной жизни и разыграть их.

 

 

 

 

Тест «Культура поведения в гостях и общественных местах».

Раздел «Культура поведения», 6 класс.

1.Кто первый входит в входную дверь любого общественного места:

а) мужчина;          б) женщина;         в) маленькие дети.

2.Кому следует снимать головной убор в помещении:

а) женщинам, чтобы показать прическу;         б) мужчинам;           в) детям, чтобы не вспотела голова.

3.Что лучше одеть, собираясь в театр?

а) джинсы и свитер;      б) нарядную одежду по сезону;        в) желательно - брючный костюм.

4.Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?

а) спиной к сидящим;           б) лицом к сидящим;            в) боком к сидящим.

5.Как рассаживаются в ложе юноши и девушки?

а) юноши справа от девушек;              б) юноши слева от девушек;          в) девушки в первом ряду, юноши - во втором.

6.Нужно ли здороваться, когда ты приходишь в общественное место?

а) да, обязательно;          б) необязательно;         в) только с теми, кого знаешь.

7.В гостях тебе предложили сесть на стул. Ты сядешь:

а) на все сиденье, привалившись к спинке;        б) на кончике стула;         в) на все сиденье, не приваливаясь к спинке.

8.Какой кусок пирога ты возьмешь на общем блюде?

а) тот, который ближе к тебе;           б) тот, который по больше;          в) все равно какой.

9.На столе много различных блюд. Тебе предлагают попробовать все. Ты будешь кушать то, что:

а) красиво украшено;             б) раньше ел;         в) мне предлагают, привередничать не буду.

10.Ты идешь в гости к другу на день рождения и встречаешь своего знакомого.

а) вместе идете в гости к другу;            б) продолжаешь идти один;         в) идешь по приглашению знакомого.

Интерпретация.       За каждый правильный ответ - 1 балл.


 Вопрос: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Ответ:    б б в б а в в а в  б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование

Учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование

Учитель, опираясь на изучаемый материал, подбирает простые и относительно сложные сюжеты, предлагая их для разыгрывания ученикам

Учитель, опираясь на изучаемый материал, подбирает простые и относительно сложные сюжеты, предлагая их для разыгрывания ученикам

Например: Ты пришел к другу и увидел, что он тяжело болен

Например: Ты пришел к другу и увидел, что он тяжело болен

Два друга на время решили поменяться ручками

Два друга на время решили поменяться ручками

Какой кусок пирога ты возьмешь на общем блюде? а) тот, который ближе к тебе; б) тот, который по больше; в) все равно какой

Какой кусок пирога ты возьмешь на общем блюде? а) тот, который ближе к тебе; б) тот, который по больше; в) все равно какой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2022