Учиться могут все дети, а значит, всем им,
какими бы тяжелыми ни были нарушения развития,
должна предоставляться возможность получить образование.
Из опыта работы учителя коррекционно-развивающего обучения
В последнее время произошла смена приоритетов в задачах коррекционной школы . На первое место выходит задача социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью. Социальная адаптация, (т.е. активное приспособление путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе,) является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Проблемы развития детей с интеллектуальным нарушением, дефицит социального опыта, т.е. слабое представление о многих житейских, бытовых, семейных проблемах, обусловили введение в учебно-воспитательный процесс занятий по СБО, так как предмет СБО направлен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни. Занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде. А учитывая специфику дефекта и тот факт, что большой процент таких детей из неблагополучных, неполных или опекаемых семей, встает проблема формирования у каждого ребенка того необходимого запаса знаний, навыков, умений, который позволит ему уверено начинать самостоятельную жизнь после окончания школы, успешнее адаптироваться в ней и интегрироваться в социум. А для успешной и благополучной организации независимого образа жизни человек должен ориентироваться во многих вопросах: семья, бюджет, гигиена, общество и т.д. Одно из важнейших условий, способствующих социальной адаптации наших учеников,- формирование у них умений общения: связано и логично выражать свои мысли, правильно формулировать вопросы, просьбы, предложение помощи; внимательно выслушивать ответы; благодарить за ответ или услугу; соблюдать очередность в разговоре. Все это изучается на уроках социально – бытовой ориентировки. Но при проведении уроков СБО мы сталкиваемся с проблемой методического оснащения, нехваткой дидактических пособий, рабочих тетрадей. Поэтому помимо традиционного урока мы вносим разнообразия, используя другие формы организации учебного процесса: экскурсии, практические занятия, деловые игры, самостоятельная домашняя работа, в том числе с помощью родителей, что улучшает коммуникацию в семье. На уроках СБО широко используются различные методы, приемы и средства обучения. Среди словесных методов применяются: объяснение, рассказ, беседа, среди наглядных - схематические изображения, наглядные средства, среди практических - упражнения, различные виды практических работ (с использованием инструкционных карт и т.д.) . Активно используются на практике игровые методы обучения - моделирование реальных ситуаций, дидактические игры, театрализация. Разыгрывая и разбирая реальные жизненные ситуации учащиеся в некоторой мере расширяют свой социальный опыт, приобретают определенные знания и умения. Участие школьников с умственной отсталостью в разыгрывании ситуаций имеет большое значение для развития у них навыков общения. Так как выполнение определенной роли требует подчинения определенным правилам, нормам поведения, которые служат как бы эталонам для играющего. При формировании у школьников социально-бытовых представлений, знаний, умений, могут широко использоваться сюжетно-ролевые игры. В сюжетно-ролевой игре учащиеся сами выполняют действия с исполняемой ролью. Такие игры могут проводиться на любую тему программы и способствовать закреплению знаний о группах предметов (например: одежда, посуда, мебель, продукты), различных умений (например: покупка товаров, складывание одежды, уборка дома), социально-культурных норм поведения. Учитель, опираясь на изучаемый материал, подбирает простые и относительно сложные сюжеты, предлагая их для разыгрывания ученикам. В том случае, если ситуация простая, ученикам дается краткое указание, как действовать. Если предстоящая игра относительно сложная и ученики должны выполнять ряд действий и произносить реплики, то участники к ней готовятся заранее. Учитель во время разыгрывания сцен выступает в роли ведущего: рассказывает, где протекает действие, какие события происходят, создает определенный эмоциональный настрой. Он привлекает школьников к оценке разыгранных перед ними событий, особо обращает их внимание на действие актеров, которые несут в себе основную смысловую нагрузку.
Одно из преимуществ игры — то, что она всегда требует активных действий
каждого ребенка. Поэтому с ее помощью в непосредственной образовательной
деятельности можно организовать не только умственную, но и моторную
активность детей, поскольку выполнение игровых заданий во многих случаях
связано с различными движениями. Сложность игры возрастает от класса к классу. В конце седьмого и в восьмом классе учащимся предлагаются сюжеты для разыгрывания без предварительной подготовки. В процессе разыгрывания реальных ситуаций, учащиеся не только закрепляют определенные знания и умения, но и учатся общению, что весьма важно для нашей категории детей. Успешность социальной адаптации определяется не только количеством сформированных у них знаний, умений и навыков, но и способностью адекватно применять их в разнообразных жизненных ситуациях, без помощи учителя принимать решения, не противоречащие социальным нормам. И что немаловажно, изученный материал должен стать личным убеждением ученика. Также, главным подтверждением эффективности работы является: доброжелательное отношение учащихся к предмету, психологически комфортная обстановка на уроке и практически отсутствие прогулов уроков без уважительных причин. Чтобы наблюдать динамику развития каждого ученика, нами были разработаны и ведутся индивидуальные маршруты сопровождения, в которых фиксируются уровни достижения актуального развития, характерные нарушения или особенности ребенка, таким образом оценивается эффективность проводимой коррекционной работы. Каждый ребенок - личность и жить этой личности предстоит в обществе, работать, самосовершенствоваться, находить свое место в многоликом и сложном современном мире.
Вот несколько видов упражнений, основанных на моделировании проблемных ситуаций, возникающих в процессе общения. Упражнения различны по степени сложности. а) моделирование микроситуаций. Упражнение выполняется либо с использованием речи, либо при помощи жестов, мимики и может иметь большое количество вариантов. Например: Задание выполняется одним учеником, которому стыдно, весело, он болен и т.д. б) проблемные ситуации с заданным сюжетом, когда дается готовое решение проблемы. Задача учащихся состоит в том, чтобы распределить роли и разыграть их. Например: Два ученика поссорились, пришел учитель и помирил их. в) проблемные ситуации с неоконченным сюжетом. Ребятам предлагается придумать, чем все это могло бы закончиться, и разыграть ситуацию. Например: Ты пришел к другу и увидел, что он тяжело болен. Твои действия. г) моделирование ситуаций по заданной теме. Этот вид упражнений предполагает самостоятельную работу учащихся, которые сами придумывают проблемную ситуацию. Упражнение допускает большое количество вариантов: учащимся дается тема, по которой они сами придумывают сюжет, связанный с проблемой общения, распределяют роли и разыгрывают ситуацию. Например: устройство на работу, на прием к врачу, приглашение друзей к себе в гости и т.д. ученикам дается пословица для разыгрывания, при этом надо убедиться, что дети правильно понимают смысл; ученикам предлагается вспомнить интересные случаи из школьной жизни и разыграть их. После того как школьники покажут свои решения предлагаемых упражнений, организовывается их обсуждение в форме беседы о ситуации вообще и способах ее решения.
Анализ результатов такой работы показал, что моделирование проблемных ситуаций может успешно использоваться по любому разделу программы социально-бытовой подготовке. Выполнение упражнений с проблемной ситуацией оказывает положительное влияние на систему взаимоотношений школьников с окружающими людьми, изменяет их поведение в лучшую сторону, улучшает развитие способности ребенка ориентироваться в обстановке, формирует привычку анализировать условия, в которых приходится действовать, адекватно применять знания в измененных условиях.
. -Задание выполняется одним человеком, которому предлагается изобразить человека, которому стыдно, плохо, весело, грустно, он устал, рассержен, болен. . -Задание выполняется одним человеком: показать ученика, который опоздал на урок и не решается войти в класс, на приеме у зубного врача. . -Участвует группа из 2-3-х человек. Им предлагается разыграть микроситуацию: поздороваться со знакомым, стоящим на другой стороне дороги; ссору, извинения, примирение; успокоить сидящих в комнате; спросить у прохожего время. . -Упражнения усложняются действиями с воображаемыми предметами. Учащиеся получают задание вбить в стену гвоздь, повесить на этот гвоздь картину; перейти траншею через мостик; вручить цветы актеру; сидя за столом, взять печенье, находящееся на противоположном крае стола..Проблемные ситуации с заданным сюжетом, когда дается готовое решение проблемы. Задача учащихся состоит в том, чтобы распределить роли и разыграть их. .- Два ученика поссорились, пришел учитель и помирил их. .- Три товарища хотят пойти в кино, но у них только два билета. Они договариваются обо всем по-хорошему, не доводя дело до ссоры. . -Ученица плачет. Она больна и не может вместе со всем классом поехать в питомник. Две подруги предлагают остаться с ней, чтобы ей не было скучно. .- Мальчик с девочкой пришли в театр. Им надо сдать вещи в гардероб и сесть на свои места в середине ряда. . -Вы сели в автобус и оплатили проезд в общественно транспорте. . -Маленький ребенок упал и поранил ногу. Медсестра оказала первую помощь мальчику. .- Молодой человек пришел на почту, ему нужен бланк для почтового перевода. Он просит у оператора бланк и она ему дает. Проблемные ситуации с неоконченным сюжетом. Ребятам предлагается придумать, чем все это могло бы закончиться и разыграть ситуацию. . -Один ученик взял в библиотеке книгу. Его сосед по парте незаметно вырезал из этой книги картинки. Это видел третий ученик. На другой день все ругают первого ученика за варварское обращение с книгой. . -Два друга на время решили поменяться ручками. Один из них нечаянно сломал ручку и начал требовать назад свою. В спор включились ребята и воспитатель. .- Во время диктанта ученик незаметно для окружающих списывает у соседа (с его согласия). В результате сосед получает «2», а ученик, который списывал «3». . -Ты подходишь к друзьям, сидящим на лавочке. Они курят и предлагают тебе закурить. . -Мама с сыном пришли в магазин за покупками. Денег хватает на две недорогие вещи для мамы и сына. Но сын увидел дорогую игровую приставку и просит купить. . -Мама пришла с работы больная, а ты собираешься на вечеринку. Дома надо приготовить ужин, проверить уроки у младшего брата. Моделирование ситуаций по заданной теме. Этот вид упражнений предполагает самостоятельную работу учащихся, которые сами придумывают проблемную ситуацию, соответствующую названию темы. Упражнение допускает большое количество вариантов. . -Разыграть пословицу, выражение:
«Земля из-под ног ушла»; «Почему несешься как угорелый?»; «Сижу, как сонная муха»; «Смех без причины - признак дурачины». «Чувствую себя, как в воду опущенный»;
.-Учащимся дается тема, по которой они придумывают сюжет, связанный с проблемой общения, распределяют роли и разыгрывают ситуацию: «Верный друг»; «Некрасивый поступок»; «Знакомство в купе поезда»; «Плохая шутка»; «Опоздали на спектакль»; «Ссора с другом»; «Ребенок упал с велосипеда».
.- Вспомнить интересные случаи из школьной жизни и разыграть их.
Тест «Культура поведения в гостях и общественных местах». Раздел «Культура поведения», 6 класс. 1.Кто первый входит в входную дверь любого общественного места: а) мужчина; б) женщина; в) маленькие дети. 2.Кому следует снимать головной убор в помещении: а) женщинам, чтобы показать прическу; б) мужчинам; в) детям, чтобы не вспотела голова. 3.Что лучше одеть, собираясь в театр? а) джинсы и свитер; б) нарядную одежду по сезону; в) желательно - брючный костюм. 4.Как проходят по ряду перед сидящими зрителями? а) спиной к сидящим; б) лицом к сидящим; в) боком к сидящим. 5.Как рассаживаются в ложе юноши и девушки? а) юноши справа от девушек; б) юноши слева от девушек; в) девушки в первом ряду, юноши - во втором. 6.Нужно ли здороваться, когда ты приходишь в общественное место? а) да, обязательно; б) необязательно; в) только с теми, кого знаешь. 7.В гостях тебе предложили сесть на стул. Ты сядешь: а) на все сиденье, привалившись к спинке; б) на кончике стула; в) на все сиденье, не приваливаясь к спинке. 8.Какой кусок пирога ты возьмешь на общем блюде? а) тот, который ближе к тебе; б) тот, который по больше; в) все равно какой. 9.На столе много различных блюд. Тебе предлагают попробовать все. Ты будешь кушать то, что: а) красиво украшено; б) раньше ел; в) мне предлагают, привередничать не буду. 10.Ты идешь в гости к другу на день рождения и встречаешь своего знакомого. а) вместе идете в гости к другу; б) продолжаешь идти один; в) идешь по приглашению знакомого. Интерпретация. За каждый правильный ответ - 1 балл.
Ответ: б б в б а в в а в б
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.