Из чего состоит вещество

  • Разработки уроков
  • doc
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: 1. Ознакомиться с составом веществ (состоят из частиц). 2. Научиться различать разные состояния веществ. 3. Ознакомиться с отличиями смеси и чистого вещества. Оборудование: химические стаканы, колба с водой, соль, сахар, чернила, спиртовка, штатив, чашка (стекло) для выпаривания, кусочки льда, мокрая ткань; плакат «Из чего состоит вещество» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».
Иконка файла материала konsp_okr_3kl_ur2.doc
Окружающий мир (3­й класс) Урок 2.  Глава I. ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ Тема: Из чего состоит вещество Цели: 1. Ознакомиться с составом веществ (состоят из частиц).  2. Научиться различать разные состояния веществ.  3. Ознакомиться с отличиями смеси и чистого вещества. Оборудование:  химические   стаканы,   колба   с   водой,   соль,   сахар,   чернила,   спиртовка,   штатив,   чашка   (стекло)   для выпаривания, кусочки льда, мокрая ткань; плакат «Из чего состоит вещество» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3­го класса». Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной  проблемы.  1 4 3 – Ребята, мы сегодня выступим на уроке в роли экспериментаторов, побываем в  небольшой химической лаборатории и проведём несколько опытов. Ваша задача – внимательно наблюдать, всё запоминать и пытаться объяснять увиденное.  Готовы? Тогда начнём. Я в стакан наливаю чистой воды и добавляю обычный  сахар (можно соль), размешиваю. – Что интересного заметили? Какие вы видите факты? Какой возникает вопрос?  Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию  из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде  © ООО «Баласс», 2013(Мы взяли два вещества, смешали. Одно вещество исчезло, стало невидимым.) схемы. – Куда исчез сахар? – Какие есть гипотезы? – Для опровержения гипотезы, что сахар исчез, можно провести опыт по  выпариванию полученного раствора сахара, можно попробовать на вкус. – Сахар – это тело или вещество?  – Каким надо быть, чтобы тебя не видели?  – Попробуйте сформулировать проблему сегодняшнего урока: чем мы будем  заниматься? Принимаем все возможные версии, корректируем их и приходим к  итоговой: из чего состоит вещество? (Записать на доске.) – Какова будет тема урока? План (примерный) 3 1.  – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? – Ребята, а что мы знаем для того, чтобы ответить на вопрос урока? – Что общего у снега, льда и воды? – Куда исчезает вода из сохнущего мокрого белья? – Чувствуете ли вы запах духов на столе? – Обобщите все ответы: что можете сказать о «веществе»? (Вещество может  выглядеть по­разному.) 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации. Коммуникативные  УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами. 3. Оформлять свои  мысли в устной форме. © ООО «Баласс», 2013. Совместное  ΙΙ открытие знаний.    1 4 3 4 3 1. Работа в учебнике. – Выполните задание на с. 10. – Чем различаются тела, приведённые вами? – Чем различаются вещества? – Хотите узнать? Прочитайте первый абзац на с. 11 и выделите ключевые слова. – Как вы ответите на вопрос, используя ключевые слова? – Итак, все вещества состоят из молекул. А вот эти молекулы в разных веществах одинаковы? 2. Практическая работа. – Для проверки наших версий проведём эксперимент. Вот у меня, например, всем  знакомое вещество соль, давайте проведём аналогичный опыт, как и с сахаром.  Итак, соль растворилась, мы видим молекулы соли? Давайте выпарим и  посмотрим, есть ли соль в полученном нами растворе? Значит, молекулы сахара и соли одинаковы? А почему вы так считаете? – Давайте проведём ещё один опыт, и его результаты сравним с предыдущими. У  меня в стакане чистая вода, в другом стакане чернила. В третьем стакане  смешаем воду и чернила. Что наблюдаете?  – В каком стакане заметно, что частицы разных сортов? Можем ли мы сказать,  что в этом стакане чистые чернила или чистая вода?  © ООО «Баласс», 2013 4. Умение работать в  паре и в группах. Личностные  результаты  1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности.– Давайте посмотрим, как учёные называют такие вещества. Найдите это название в тексте на с. 11.  – Ребята, а как вы думаете, дома из водопроводного крана у нас течёт чистая вода или …? Почему вы так считаете? 3. Работа в учебнике. – Выполните задание к рисунку на с. 11. – Как вы считаете воздух – это вещество или смесь веществ? Докажите. (Воздух – смесь веществ, в нём есть кислород, которым мы дышим, и углекислый газ,  который выдыхаем.) – Ребята, давайте посмотрим… ой! В начале урока был кусочек льда, и салфетка  была мокрая, а сейчас посмотрите, что с ними произошло… В чём же дело? (Лёд  растаял, и образовалась небольшая лужица, а салфетка высохла.) – Лёд, жидкая вода, пар – это вещество одно и то же? А что разное?  – Почему же они так непохожи? Может, у них разные молекулы, но вещество­то  одно? Давайте вспомним свойства веществ в разных состояниях. Рассмотрите  таблицу и рисунки на с. 11 – Почему свойства вещества в разных состояниях разные? Давайте проверим наше предположение по учебнику, текст на с. 12 после таблички. – Задание на с. 13. – Давайте немного поиграем. Для этого прочитайте текст после рисунка со  схемами, и каждая группа, выбрав нужную информацию, изобразит поведение  молекул. При этом нельзя ничего говорить, а можно показывать только мимикой,  жестами или действиями. 1­й ряд отвечает за вещество в жидком состоянии; 2­й  ряд – за вещество в твёрдом состоянии; 3­й ряд – за вещество в газообразном  © ООО «Баласс», 2013состоянии. – Какой проблемный вопрос мы сегодня решали? Мы справились с этой  проблемой? Как? Сделайте вывод. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? ΙΙΙ .  Самостоятельное  применение  знаний.  2 1 1. Работа в учебнике. – Вопросы на с. 13. – Выполните задания из рабочей тетради на выбор.  Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.  2. Написание проверочной работы. Возможные ответы на задания проверочной работы № 1. Вариант 1. 1) Повышенный уровень. Тела – все предметы, которые нас окружают.  Чистые вещества – вещества, состоящие из одинаковых молекул. Смеси –  вещества, состоящие из различных молекул. Вещество – то, из чего состоят тела.  2) Необходимый уровень. Твёрдые тела – металл, чугун, мел, уголь. Повышенный  © ООО «Баласс», 2013 Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии  с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. ТОУУуровень. Тела – все предметы, которые нас окружают.  уровень. Жидкости – бензин, молоко, вода; газы – природный газ, кислород,  углекислый газ. 3) Повышенный уровень. Молоко – это смесь. Из молока,  оставленного в тёплом помещении, образуются сметана, простокваша и  сыворотка. Вариант 2. 1) Повышенный  Чистые вещества – вещества, состоящие из одинаковых молекул. Смеси –  вещества, состоящие из различных молекул. Вещество – то, из чего состоят  предметы. 2) Необходимый уровень. Твёрдые тела – металл, сахар, вода (–10 0С),  древесина, мороженое (из холодильника), пластмасса. Повышенный  Жидкости – кофе, молоко, бульон, мороженое (стояло 1 час в тепле).  Газообразные вещества – пар, вода (100 0С), воздух, кислород, природный газ,  углекислый газ. 3) Необходимый уровень. Смеси: молоко, кофе, чернила,  природный газ (такой ответ можно признать верным, так как природный газ  встречается с примесями в природе), бульон, почва.    уровень.  VΙ . Домашнее  задание. V. Итог урока. Чтение текста темы 2 на с. 10–13, обратить внимание, что текст на с. 14–15 для  любознательных, читать только по желанию. – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? © ООО «Баласс», 2013– Кто хотел бы что исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? – Что нового узнали? – Где пригодятся знания? © ООО «Баласс», 2013