Из начальной школы в основную: проблемы преемственности.
Оценка 4.8

Из начальной школы в основную: проблемы преемственности.

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +1
4 кл
15.06.2017
Из начальной школы в основную:  проблемы преемственности.
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения.Сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера помогает нашему коллективу специально разработанная программа“Преемственность”, которая создана с целью координации, более эффективной организации учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогического сопровождения учащихся – выпускников начальной школы – при переходе их в среднее звено. В школе сложилась система совместной работы администрации с педагогами и специалистами психолого-педагогической службы,которая и будет рассмотрена в данном материале.Описание системы совместной работы администрации с педагогами и специалистами психолого-педагогической службы.
Проблема преемственности.docx
Из начальной школы в основную:  проблемы преемственности.                 Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5­м классе – один из труднейших  периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической и психологической  литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал  восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9­10 лет,  порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения  более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения  характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью,  снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением  самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается  число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная  организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.              Поэтому внимание педагогического коллектива нашей школы, ориентированного  на обеспечение качества образования как условия устойчивого развития школьного  сообщества, к проблемам адаптации школьников постоянно растет.              Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех  участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации  школы, специалистах психолого­педагогической службы. Часто последствия бывают  отрицательными, что обусловлено:         сменой социальной обстановки; изменением роли учащегося; увеличением учебной нагрузки; изменением режима дня; разностью систем и форм обучения; нестыковкой программ начальной и основной школы; различием требований со стороны учителей­предметников; изменением стиля общения учителей с детьми.              Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они  очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие  требования обязательны для выполнения – к школьнику впервые предъявляется много  требований со стороны многих человек. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей,  которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных  трудностей. Сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы  негативного характера помогает нашему коллективу специально разработанная  программа“Преемственность”, которая создана с целью координации, более  эффективной организации учебно­воспитательного процесса и психолого­ педагогического сопровождения учащихся – выпускников начальной школы – при  переходе их в среднее звено. В школе сложилась система совместной работы  администрации с педагогами и специалистами психолого­педагогической службы.           Задачи программы “Преемственность”: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Продолжать изучать психологические возможности детей младшего подросткового  возраста; Разработать систему психологического сопровождения учащихся в период  адаптации; Продолжать работу по повышению мотивации педагогов к овладению и поиску  средств профилактики школьной дезадаптации; Скоординировать требования, методы и приемы обучения учащихся в 4­х и 5­х  классах; Разработать систему контроля успешности процесса адаптации учащихся; Снизить падение успеваемости при переходе в основную школу. Система мер по реализации программы “Преемственность” Начальная школа – основная школа Время проведения Август Ответственные Заместители директора  по УВР I и II ступени,  специалисты психолого­ педагогической службы Содержание работы Педконсилиум “Организация учебно­ воспитательного процесса в адаптационный  период”:     изучение материалов работы с детьми в  начальной школе; изучение личных дел учащихся; согласование норм оценок и требований к  учащимся; составление психолого­педагогической характеристики класса;   составление программы сопровождения  учащихся в адаптационный период; выявление потребностей педагогов в  помощи специалистов ППС Оценка состояния здоровья и физического  развития учащихся Сентябрь Медицинская служба,  учителя физкультуры Индивидуальная работа с учащимися,  испытывающими трудности в период адаптации В течении  года Классные руководители,  учителя­предметники Определение индивидуальных целей учителей 5  классов в решении проблемы преемственности  (собеседования с учителями) Посещение уроков в 5 классах. Цель:  определение уровня адаптации учащихся Неделя открытых дверей. Лекция для родителей “Проблемы  психологической адаптации детей при переходе  из начальной школы в среднее звено” Входной административный контроль. Цель:  проверить качество усвоения учебного  материала предыдущего класса Анализ входного контроля Сентябрь Администрация Сентябрь Сентябрь Психологи, учителя,  заместители директора Администрация,  школьный психолого­ медико­педагогический  консилитум Октябрь Заместители директора I  и II ступени Октябрь Методический совет  школы Диагностика адаптационных процессов у  учащихся 5 классов Сентябрь­ октябрь школьный психолого­ медико­педагогический  консилиум Подготовка к педсовету: посещение уроков,  анкетирование учащихся и родителей, беседы с  учителями, специалистами ППС. Малый педсовет “Особенности адаптации  пятиклассников” с учителями начальной школы  и учителями­предметниками, работающими в 5  классах, специалистами ППС Сентябрь­ октябрь Администрация,  классные руководители Ноябрь Заместители директора  по УВР I и II ступени Цель: подведение итогов I четверти Заседание ПМПК “Психолого­физиологические аспекты адаптации учащихся при переходе из  начальной школы в среднее звено”; анализ  результатов диагностики адаптационных  процессов Анализ программ и методических рекомендаций по преемственности преподавания русского  языка. Цель: изучение программы по русскому  языку, выработка единых требований Ноябрь Школьный психолого­ медико­педагогический  консилиум Ноябрь Методический совет  школы Взаимопосещение уроков русского языка и  литературы. Цель: ознакомление со стилем,  темпом, формами работы учителей будущих  выпускников начальной школы Декабрь Заместители директора I  и II ступени, председатели  МО Семинар для классных руководителей 5 классов “Психологические возможности детей младшего подросткового возраста” Декабрь Специалисты психолого­ пед. службы Предварительная расстановка кадров в будущих пятых классах Январь Администрация Знакомство учащихся начальных классов с  учебным процессом в среднем звене Январь­май Классные руководители  4 кл. Анализ программ, методических рекомендаций  по преемственности преподавания математики.  Цель: изучение программы по математике,  выработка единых требований Взаимопосещение уроков математики и ИВТ.  Цель: ознакомление со стилем, темпом,  формами работы учителей будущих  выпускников начальной школы Заседание ПМПК “Индивидуальные  особенности учащихся “группы риска” и  выпускных классов КРО” Анализ программ, методических рекомендаций  по преемственности преподаванию дисциплин  естественно­научного цикла Цель: изучение программы по природоведению  Январь Методический совет  школы Январь­ февраль Заместители директора I  и II ступени Январь Март Председатель школьного  ПМПК Методический совет  школы и истории, выработка единых требований Взаимопосещение уроков природоведения и  истории. Цель: ознакомление со стилем,  темпом, формами работы учителей будущих  выпускников начальной школы Анализ программ, методических рекомендаций  по преемственности преподавания иностранного языка. Цель: изучение программы, выработка  единых требований Взаимопосещение уроков иностранного языка.  Цель: ознакомление со стилем и формами  работы учителей будущих выпускников  начальной школы Диагностика готовности учащихся начальных  классов к переходу в среднее звено Заседание ПМПК “Готовность учащихся  выпускных начальных классов к переходу в  среднее звено”:    предварительное комплектование  классов; уточнение адаптационного потенциала  учащихся; составление индивидуальных программ  адаптации Знакомство классных руководителей, учителей  – предметников средней школы с учащимися  выпускных классов начальной школы  ( посещения уроков в 4­х классах учителями  средней школы, участие преподавателей  средней школы и будущих классных  руководителей в работе родительских собраний  4­х классов и т.д.) Март Март Март Март­ апрель Апрель Председатели МО,  заместители директора I  и II ступени Председатели МО,  заместители директора I  и II ступени Председатели МО,  заместители директора. Специалисты психолого­ пед.службы Председатель Школьного психолого­медико­ педагогического  консилиума Апрель­май Администрация,  классные руководители Итоговые контрольные работы в 4­х классах по  русскому языку, математике и литературному  чтению. Совместный анализ работ Апрель Председатели  методических  объединений Составление пакета документов на учащихся  класса КРО Апрель Итоговая контрольная работа в 4­х классах по  ознакомлению с окружающим миром. Совместный анализ работ Совместное заседание МО учителей начальной  школы и основной школы по итогам  контрольных работ Май Май ПМПК( психолого­ медико­педагогический  консилиум) Учителя начальной  школы, учителя  предметн. Председатели  методических  объединений Подготовка и проведение выпускного праздника в выпускных классах. Май Классные руководители Май Администрация Совместное итоговое родительское собрание.  Цель: “Особенности адаптации  пятиклассников”             Организация работы по преемственности начинается еще в начальной школе,  задолго до перехода детей в пятый класс.             С целью обеспечения реального единства педагогических требований  методическими объединениями учителей начальных классов и учителей­предметников  основной школы выделяются основные умения и навыки учащихся по предметам. Затем  составляется план мониторинга на весь учебный год, куда включаются такие виды работ  как диктанты, изложения, тесты, контрольные срезы и др. Они позволяют определить и  оценить уровень усвоения учебного материала, выявить уровень подготовки учащихся в  целом. У каждого учителя начальных классов имеется папка с документацией по своему  классу. В этой папке собраны тексты всех контрольно­измерительных материалов. По  результатам каждой административной контрольной работы заполняется бланк  “Результаты отслеживания знаний учащихся”, где фиксируются пробелы в знаниях  каждого учащегося данного класса по всему пройденному материалу. Благодаря этим  бланкам учителям легче увидеть, на отработку каких умений и навыков необходимо в  первую очередь обратить внимание и спланировать дифференцированную и  индивидуальную работу по неусвоенным учащимися темам. Затем проводится детальный  анализ, выявляются типичные ошибки, очень тщательно анализируются работы учащихся,  которые не справились с работой, намечаются мероприятия по устранению выявленных  пробелов. Тем темам, в которых обнаружены пробелы в знаниях учащихся уделяется  большее внимание в мае при повторении изученного в 4 классе, а также в 5 классе в  сентябре в теме “Повторение”; они включаются в план ВШК на следующий год, берутся  под контроль администрацией школы и Методическим советом школы.                Учитель, у которого будут учиться дети в 5 классе, знакомится с классом  заранее, выясняет чему научены дети в начальной школе, какие имеются проблемы у  детей в усвоении материала, делает выводы как ему строить работу дальше. Летом  учитель с учетом этих данных составляет календарно­тематическое планирование, которое утверждается на заседании методического объединения. Определяется выбор  методов, средств, форм работы с детьми, с которыми он будет работать дальше. Классный руководитель 5­го класса на первом этапе работы обязательно выясняет:     условия жизни ребенка; здоровье ребенка; индивидуальные особенности; его достижения и возможности.         Какие же первостепенные проблемы этого периода? 1. Одна из основных проблем – добиться того, чтобы для детей была создана комфортная  атмосфера на уроке, чтобы дети не боялись ходить на урок. 2. Использовать такую педагогическую технологию как создание ситуации успеха на  уроке. Необходимо дать возможность детям проявить себя по возможности. На основе  диагностики учитель определяет, кому какое задание дать, чтобы ребенок обязательно его выполнил и ушел с урока с чувством собственного достоинства. 3. Всегда иметь в центре внимания учителей выработку единых педагогических  требований. Учителя, работающие в 5­х классах, обязательно приглашаются на заседание  школьного Психолого­медико­педагогического консилиума “Готовность учащихся  начальных классов к переходу в среднее звено” в апреле, а также в августе.              Предварительный мониторинг уровня обученности учащихся дает возможность  спланировать и построить уроки так, чтобы учащиеся со слабой подготовкой получали  задания репродуктивного уровня с обязательным комментарием учителя и  программированием на положительную оценку. Ребята, которые способны работать на  конструктивном уровне, имеют возможность выбрать себе задание. Творческие задания  учитель дает только в том случае, если уверен, что класс готов к выполнению такого  задания. Для выполнения любого задания дается четкая инструкция, а если нужно, то  образец выполнения. Это помогает учащимися в понимании и выполнении задания.                При изучении новой темы материал излагается учителем предельно простым  языком, максимально доступным всем учащимся. Если учитель видит, что дети не до  конца поняли материал, то объяснение повторяется. 4. В работе учителей важно осторожно пользоваться таким тонким инструментарием как  оценка. Проблема – выработать единую систему при оценивании учащихся в начальной и  основной школе. Оценка – это необходимое действие педагога в работе с детьми. И здесь  очень важны профессиональные умения учителя. Оценочные воздействия будут эффективными только при соблюдении ряда условий:   эмоциональная уравновешенность педагога ; доброжелательный тон при объявлении отметки любого уровня;  понимание душевного состояния ребенка = не наказание отметкой, Если все­таки случается так, что ученик написал, например, контрольную работу на “2”,  то он приглашается на дополнительные занятия, и ему дается такое задание, которое  нельзя не выполнить, ибо оно разрабатывается персонально. 5. Психологическая поддержка учащихся, то есть комплекс мероприятий как с классным  коллективом в целом (посещение уроков, анкетирование, проведение групповых методик,  наблюдение за детьми на переменах и во внеурочное время, беседы с учащимися и  учителями), так и индивидуальная работа по показаниям. В школе большая психолого­ педагогическая служба: два психолога, логопед, дефектолог, которые и осуществляют  психологическую поддержку учащихся. Каждым специалистом психолого­педагогической службы, на основании проведенных обследований учащихся, составляется план  коррекционных мероприятий по устранению выявленных недостатков:         индивидуальные или групповые занятия со специалистами; отслеживание и проведение комплексных диагностических обследований; проведение коррекционных занятий; определение образовательного маршрута; рекомендации классному руководителю и учителю­предметнику; подготовка материалов на Консилиум с характеристикой динамики развития  ребенка и динамики коррекционной работы; оценка эффективности проводимой развивающей или коррекционной работы; рекомендации по дальнейшему выбору оптимальной для развития ребенка учебной  программы.                Очень большая работа проводится специалистами психолого­педагогической  службы с родителями: индивидуальные беседы, консультации, семинары, выступления на  родительских собраниях. 6. Здоровьесберегающие технологии предполагают не только разгрузку на уроке, но и  внимательное отношение учителя к учебной нагрузке учащихся в целом. Администрация  вместе с учителями очень серьезно подходит к вопросу составления расписания уроков, а  также графиков контрольных работ.               Вопрос о домашнем задании занимает одно из основных мест в процессе  обучения., часто они приводят к резкому увеличению нагрузок. И надо признать, что  медики совершенно справедливо бьют по этому поводу тревогу. Часто наши учителя  используют дифференцированный подход: домашнее задание дается различного уровня, и  учащиеся сами выбирают, какой вариант им выполнить. Естественно, что если ученик  выполнил задание более сложного уровня, он поощряется. Очень важно, чтобы воздействие учителя осуществлялось не только на уроке, но и  во внеурочное время. Уроки русского языка и развития речи на свежем воздухе – это еще  одна формы работы с учащимися. Рядом с нашей школой расположен лесопарк, и уже  стало традицией проведение уроков там.             Также наши учителя и в начальной школе и в средней школе проводят уроки­ праздники. К ним ребята готовят вопросы для викторины, рисунки, ребусы, сочинения 7. Современному учителю необходимо уметь педагогически целесообразно использовать в коррекционно­развивающей, профилактической и диагностической работе игровые  технологии. Именно игра способствует созданию ситуации успеха для каждого ребенка.  Игра позволяет снять психическое напряжение, так как в случае неудачи игру можно  повторить несколько раз. Обучающие игры – это игры способствующие усвоению  текстовой информации, развитию умений и навыков, необходимых для оптимального  обучения, развивающие восприятие, внимание, память. Другие особенности игры:  активность участников, занимательность, коллективность, проблемность, творческий  характер, эмоциональная окрашенность. 8. Уже в начальной школе учителя широко используют тестовые технологии. Наша школа  является Городской экспериментальной площадкой по освоению этих технологий. Это  вызвано потребностью в получении независимой объективной информации об учебных  достижениях обучающихся, о результатах деятельности образовательных учреждений.              Для учителя подобная объективная информация служит не только основой для  анализа результатов обучения, прогнозирования уровня достижения государственного  стандарта, обоснованных выводов об эффективности использования тех или иных  инновационных образовательных технологий, методов, дидактических приемов,  организационных форм обучения, но и средством проектирования собственной  педагогической деятельности с конкретным контингентом учащихся.              Правильно организованная работа по программе “Преемственность” – залог  успеха обучения детей в основной школе. Анализ работы по данной программе позволил  нам прийти к выводу, что она дает положительные результаты.

Из начальной школы в основную: проблемы преемственности.

Из начальной школы в основную:  проблемы преемственности.

Из начальной школы в основную: проблемы преемственности.

Из начальной школы в основную:  проблемы преемственности.

Из начальной школы в основную: проблемы преемственности.

Из начальной школы в основную:  проблемы преемственности.

Из начальной школы в основную: проблемы преемственности.

Из начальной школы в основную:  проблемы преемственности.

Из начальной школы в основную: проблемы преемственности.

Из начальной школы в основную:  проблемы преемственности.

Из начальной школы в основную: проблемы преемственности.

Из начальной школы в основную:  проблемы преемственности.

Из начальной школы в основную: проблемы преемственности.

Из начальной школы в основную:  проблемы преемственности.

Из начальной школы в основную: проблемы преемственности.

Из начальной школы в основную:  проблемы преемственности.

Из начальной школы в основную: проблемы преемственности.

Из начальной школы в основную:  проблемы преемственности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2017