ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «АКВАРЕЛЬКА»

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 23.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сегодня я хочу вас познакомить со своей «Акварелькой» - это детское творческое объединение по направленности изо. Ребята занимаются по авторской программе «Акварелька» где изучают: рисунок, живопись, композицию, декоративно прикладное искусство, историю искусства. Психологи утверждают, что у учащихся сохраняется в памяти: 10% - прочитанного, 20% - услышанного, 30% процентов увиденного, 50% - услышанного и применённого на практике, 70 % - сказанного им самим, 90 % сказанного и применённого на практике. Следовательно, формирование знаний народной культуры, норм грамотного поведения у детей возможно лишь на основе конкретных практико-ориентированных действий, поэтому я активно применяю проектную технологию.
Иконка файла материала из опыта работы.docx
Автор: Антонова Татьяна Борисовна, педагог дополнительного образования, Муниципального казенного учреждения  дополнительного образования  МКУ ДО ИРО «ЦРТДЮ»,  Иркутский р­он, Иркутской обл. e­mail: crtdu.irmo@mail.ru ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТВА «АКВАРЕЛЬКА»       В   дополнительном   образовании   я   работаю   уже   20   лет   и   очень   часто применяю в своей работе методы проектов. Сегодня я хочу вас познакомить со своей «Акварелькой» ­ это детское творческое объединение по направленности изо. Ребята занимаются по авторской программе «Акварелька» где изучают: рисунок, живопись, композицию, декоративно прикладное искусство, историю искусства. Наши уроки часто проходят в нетрадиционной форме обучения: «Что?   Где?   Когда?»,   «Кто   во   что   горазд»,   «Ты   мне   я   тебе»,   пресс­ конференции, передвижные выставки. Изучать искусство по репродукциям ­ значит не видеть его души. Поэтому мы выезжаем на выставки, в театр, а на летних   каникулах   занимаемся   на   пленэре.   Обучающиеся   учатся   переносить мысли на бумагу, видеть необычное в обычном, любить свою Родину, терпению и взаимопониманию.       Психологи   утверждают,   что   у   учащихся   сохраняется   в   памяти:   10%   ­ прочитанного,   20%   ­   услышанного,   30%   процентов   увиденного,   50%   ­ услышанного и применённого на практике, 70 % ­ сказанного им самим, 90 % сказанного и применённого на практике.  Следовательно, формирование знаний народной культуры, норм грамотного поведения у детей возможно лишь на основе конкретных практико­ориентированных действий, поэтому я активно применяю проектную технологию.   Опыт   показывает,   что   внедрение   в   образовательный   процесс,   метода проектов   открывает   значительные   возможности   для   повышения   качества обучения. Особенностью данного метода является то, что ученик должен не только собрать и проанализировать необходимую информацию, но и оценить и публично защитить свой проект.     Тем   самым   решается   комплекс   педагогических   задач,   включающих   формирование   у   школьников   чувства   ответственности   за   принятые   ими решения, способность работать в группе (при коллективном проекте), а также обучение   анализу  своей  деятельности,  способность   применять   на   практике полученные знания и умения. Все это составные части системы работы по формированию народной культуры и проектного мышления воспитанников.Таким   образом,   занимаясь   проектной   деятельностью   на   занятиях, учащиеся приобретают навыки научно­исследовательской работы.      Любому обществу нужны одарённые люди, и моя задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности талантливых детей, создать условия для   того,   чтобы   эти   способности   были   реализованы.   В   результате целенаправленной   работы   по   развитию   интеллекта   и   самостоятельной творческой   деятельности   ребят   был   создан   ряд   исследовательских   и творческих проектов. Как мы это делаем?    В начале учебного года, мы выбираем темы из тематического планирования и постепенно нарабатываем материал – это позволяет учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности детей. Систематизируем, пишем   рефераты,   что   даёт   развитие   активной   творческой   личности, способной   самостоятельно   приобретать   новые   знания   и   умения.   Делаем наглядность   ­   изделия   и   все   это   подкрепляем   мультимедийными презентациями (так создаются долгосрочные проекты).      Результаты научно­практической деятельности обучающихся: № год 1 Название работы 2008 «Хлеб» «Собаки» «Кошки» 2 2009 «Собаки? Это интересно!» «Семейство кошачьих» «Русский костюм» «Соленое тесто» «Интеграция   двух   техник   вышивки:   ленты, бисер» 3 4 5 6 7 8 2011 2010 «Тестопластика» «Город будущего» «Фантазии из бумаги» «Динозавры» «Игрушки из ниток (пампушек)» «Бисероплетение» «Обереги ­ домовушки» «Динозавры» 2012 2013  «Мы за жизнь во вселенной» 2014 2015 2016 «Россия лапотная» «Книга памяти» «Куклы – марионетки»     Возраст участников проекта – самый разный: 3­9классы результат 2место грамота грамота 2 место 3 место грамота грамота грамота 3 место грамота 1 место 2 место грамота грамота 1 место 1 место 1 место лауреаты 2 место 2 местоТема   творческого   мультимедийного   проекта   должна   вызывать   живой интерес участников проекта и может быть связана с одной или несколькими дисциплинами   учебного   плана,   а   также   с   событиями   и   проблемами окружающей действительности.      При выполнении проекта учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности   ­   творческий.   Он   проявляется   в   ходе   выполнения заданий   исследовательского   характера,   когда   необходимо   овладеть методами   и   приемами   познания,   которые   позволяют   увидеть   новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения усвоенных знаний. Очень часто работа над мультимедийным проектом перерастает в научную работу по разработке обучающих и контролирующих программ по различным предметным областям.      Возможен вариант, когда группа разбивается на несколько подгрупп и каждая из групп готовит проект по отдельным разделам определенной темы. После   выполнения   проходит   защита   проекта:   каждая   из   подгрупп представляет результаты своего исследования объединению. В ходе работы над   проектом   им   приходится   переработать   большое   количество информации,   в   результате   чего   обучающиеся   хорошо   ориентируются   в данном   вопросе,   и   сложно   представить   себе   ситуацию,   чтобы   они   плохо отвечали на вопросы по данной теме. Они настолько увлекаются изучаемой темой,   что   изучают   достаточно   много   материала   и   с   удовольствием показывают   свои   умения  оформлять   результаты   работы  на  компьютере   в виде   презентации,   сайта,   буклета,   видеоролика.   Оценивается   работа   по заранее заданным критериям.   Отличительными чертами проектной работы является то, что в процессе ее выполнения:  осуществляется   поиск   информации   в   различных   источниках,   ее классификация и обработка;  теоретическое изучение того или иного вопроса должно непременно сопровождаться приобретением специальных практических умений и навыков   (сканирование   иллюстраций,   видеомонтаж,   интеграция объектов из различных программ и т. д.), защита   требует   выработки   у   ребят   навыков   публичного   общения, умения аргументированно отстаивать собственную позицию.     Работа чаще всего осуществляется в группе, и требует овладения особыми навыками коллективной работы и межличностного общения.        Итак, создание творческого мультимедийного проекта учащимися ­ это мощный   инструмент,   позволяющий   формировать   у   детей   необходимые знания   и   познавательные   приемы,   а   также   развивать   мотивацию   учебной деятельности,   способствуя   тем   самым   развитию   мотивационного   и процессуального компонентов познавательной самостоятельности. И в этом дидактическом процессе учителю принадлежит ведущая роль.Использование   информационных   технологий   делает   защиту   значительно интереснее. Для подготовки презентации обучающийся должен продумать   последовательность   слайдов   и   их   соответствие   тексту.   Таким образом, возникает определённая проблемная ситуация, которая, заставляет активизировать   мыслительную   и   творческую   деятельность.   В   результате повышается образовательный уровень ученика. А приносящая удовлетворение работа   доставляет   радость,   что   благоприятно   влияет   на   чувственное   и психическое состояние обучающегося и создаёт ситуацию успеха.      Применение проектного, проблемного и поисково­исследовательского методов всегда   положительно   влияет   на   личность   обучаемого,   а устойчивый интерес формируется разными средствами.       Я уверена, что пройдя через весь проект и участие в нем, обучающиеся будут более лояльно относиться к своему прошлому, и будут интересоваться своими корнями. А это значит, что я, в проблеме духовности и сохранения народных   традиций,   заложила   очередной   кирпичик,   который   закроет огромную брешь незнания.    А теперь я бы хотела на последних творческих проектах остановиться более подробно.  Существуют различные классификации проектов. 1.   По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:  •исследовательские,  •творческие,  •ролево­игровые,  •информационные,  •практико­ориентированные (прикладные).  2.   По признаку предметно­содержательной области:  •монопроекты,  •межпредметные проекты.  3.   По характеру контактов:  •внутренние или региональные,  •международные.  4.   По количеству участников проекта:  •индивидуальные,  •парные,  •групповые.  5.   По продолжительности проекта:  •краткосрочные,  •средней продолжительности,  •долгосрочные.  6.   По результатам:  •доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;•макет, схема, план ­ карта; •видеофильм; •выставка; и др. К организации проектов я предъявляю следующие требования: •проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся; •учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные  задачи,  •работа учащихся должна быть осмысленной и активной; •учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном  виде,  •анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей; Этапы работы над проектом: •постановка цели;  •выявление проблемы, противоречия, формулировка задач; •обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов; •самообразование при помощи учителя; •продумывание хода деятельности, распределение обязанностей; •исследование: решение отдельных задач, компоновка; •обобщение результатов, выводы; •анализ успехов и ошибок, коррекция и защита. Особенностью системы выполнения проектов является совместная  творческая работа учителя и учащегося. Роль учителя в проектной деятельности      Из носителя готовых знаний я превращаюсь в организатора познавательной деятельности   своих   учеников.   Моя   роль   как   преподавателя   заключается   в постоянной консультативной помощи.     Проектная   деятельность   позволяет   мне   осуществлять   более индивидуальный   подход   к   ребенку,   меняется   психологический   климат   на уроке. Из авторитетного источника информации ­я становлюсь соучастником исследовательского,   творческого   процесса,   наставником,   консультантом, организатором   самостоятельной   деятельности   учащихся.   А   это   и   есть подлинное сотрудничество. . Защита проекта но Критериальный аппарат диагностики развития художественно­ творческой деятельностиКритерии Когнитивные  (репродуктивны е) качества Креативные  (творческие)  качества Организационно ­ деятельностны е качества Качество   продуктов  творческой  деятельности Трудоемкость работы Качество оформления работы Умение грамотно применять полученные знания в  Показатели  Владение приемами технологии. 3. Умение последовательно работать по образцу,   практической   деятельности.   технологической карте.                     людей   Самобытность Воображение, фантазия Экспериментирование Вдохновленность Генерация идей Инициативность Склонность к риску Целеполагание  Целеустремленность Планирование  Нормотворчество  Работоспособность (активность и увлеченность) Самостоятельность Рефлексия  Самооценка Степень творчества работы Оригинальность работы Новизна Уровень профессионализма Полезность и значимость работы для автора и для других