Пояснительная записка
Главная цель, которую преследуют спецкурс по математике, - органично дополняя школьные занятия, систематизировать и углубить знания по математике, формировать у обучающихся устойчивые знания по предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентация на профессии, существенным образом связанные с математикой, и на изучение математики в старшей школе на профильном уровне.
Основных направлений в работе на занятиях по математике следующие:
· выработка умения концентрироваться и продуктивно работать в условиях экзамена;
Основное внимание на занятиях спецкурса по математике уделяется развитию навыка решения задач. На занятиях излагается теоретический материал, закрепляемый решением большого числа примеров, а основное время отводится отработке решений задач на рассматриваемую тему.
Большинство задач в математике решается по стандартным схемам, но также есть и такие задачи, к которым универсальные подходы неприменимы. В связи с этим особое внимание уделяется развитию умения мыслить логически, умению придумывать решение, а не умению не задумываясь применять формулы – творчески подходить к решению той или иной задачи
Программой предусмотрено изучение теоретического материала и решение заданий по основным темам алгебры с углубленным изучением. В современном мире роль математики неуклонно растет год от года, подобные задания довольно часто предлагаются на вступительных экзаменах в разные вузы. Решение разнообразных заданий выявляет не только умение решать задачи, неравенства или системы, но и выводить самим исходные соотношения, придавать математический смысл описанным в условии ситуациям. В некоторых упражнениях значение неизвестной величины можно найти, не составляя уравнений с помощью последовательных умозаключений. Решение уравнений, систем уравнений, неравенств является весьма важным. Эти темы находят широкое применение не только в разделах математики, но используются в других естественно - научных дисциплинах. Умения решать уравнения, неравенства, системы уравнений, построение графиков функций, содержащих модуль, часто применяется, и поэтому нужно хорошо его понять и освоить.
Для поддержания и развития интереса к предмету включаются в занятия задания занимательного характера, исторические сведения. В процессе проведения занятий планируется применение ИКТ – технологий с использованием мультимедийной доски и системы голосования.
Основные задачи курса.
1. Выявить затруднения и пробелы в знаниях обучающихся.
2. Повторить, закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по курсу алгебры и геометрии
3. Познакомить обучающихся с нестандартными приемами работы.
4. Учить уверенно овладевать математикой, создавать прочный фундамент подготовки для осознанного выбора в старшей школе изучения математики на профильном уровне.
5. Добиваться глубокого, осознанного понимания материала учащимися.
6. Усилить значимость и повысить удельный вес в учебном процессе исследовательской деятельности учащихся.
7. Стимулировать разнообразную творческую деятельность учащихся.
8. Воспитывать навыки самоконтроля, привычки рефлексии.
9. Способствовать изменению роли ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя.
Программа рассчитана на 30 часов (1 час в неделю)
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
Решение уравнений высших степеней путем замены переменной или разложением на множители. Корень многочлена. Нахождение целых и дробных корней многочлена с целыми коэффициентами. Число корней многочлена. |
2 |
2 |
Решение уравнений, содержащих знак модуля. Построение графиков функций, содержащих модуль. Изображение множества точек на координатной плоскости. Геометрическая интерпретация алгебраических задач. |
3 |
4 |
Решение уравнений с параметром. Простейшие уравнения с параметром. Дробные уравнения с параметром. Исследование квадратного трехчлена. Квадратные уравнения с параметром. Решение уравнений с параметром, используя введение новой переменной. |
5 |
5 |
Уравнение с двумя неизвестными. Графическая иллюстрация. Изображение множества точек на координатной плоскости удовлетворяющих данному условию |
2 |
6 |
Системы уравнений и методы их решения. Решение систем линейных уравнений с двумя и тремя неизвестными методом Гаусса. |
3 |
7 |
Задачи на составление уравнений и систем уравнений. Задачи на простой и сложный процентный рост. Задачи на части и сплавы. Задачи на движение. |
4 |
8 |
Неравенства. Эффективные пути решения неравенств. |
2 |
9 |
Неравенство Коши и его применение. |
1 |
10 |
Системы неравенств. Графическая интерпретация систем неравенств. |
2 |
11 |
Иррациональные уравнения, Примеры решения иррациональных уравнений. Простейшие иррациональные неравенства. |
2 |
12 |
Определение степени с рациональным показателем |
1 |
13 |
Избранные задачи на делимость. Основная теорема арифметики. Алгоритм Евклида. |
1 |
14 |
Множества. Элемент множества. Понятие о мощности множеств. Принцип Дирихле. Свойства множества целых чисел, свойства множества рациональных чисел, свойства множества действительных чисел. Расширение понятия число. |
2 |
Требования к знаниям и умениям обучающихся.
1) школьники должны усвоить связи и отношения между понятиями,
2) получить целостное представление об изученном материале,
3) решать комбинированные задачи и упражнения,
4) уметь
выбирать методы, формы, способы и средства
решения задач,
5) расширить и углубить знания и умения по алгебре,
6) применять обобщенные знания в конкретных ситуациях,
7) производить самоконтроль выполненных заданий,
8) заниматься самообразованием,
Литература для учителя.
1. М.Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И. Звавич Сборник задач по алгебре для 8-9 классов. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. М. : Просвещение,2001.
2. М.Л. Галицкий, М.М. Мошкович, С.И. Шварцбурд. Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа. М.: Просвещение,2003.
3. Н.И. Зильберберг. Алгебра. Для углубленного изучения математики.Псков,2004.
Литература для обучающихся.
1. М.Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И. Звавич Сборник задач по алгебре для 8-9 классов. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. М. : Просвещение,2001.
2. М.Л. Галицкий, М.М. Мошкович, С.И. Шварцбурд. Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа. М.: Просвещение,2003.
3. Н.И. Зильберберг. Алгебра. Для углубленного изучения математики.Псков,2004.
4. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс/ Л.В.Кузнецова и др. – М.: Дрофа, 2004.
5. ГИА 2014 Алгебра. Сборник заданий / В.В.Кочагин и др. – М.:Эксмо, 2014.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.