Задачи урока:
1. Ввести понятия «конструкция изделия», «изделие и деталь».
2. Дать представление о видах соединения деталей конструкций (подвижное и неподвижное).
3. Развивать умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы.
Оборудование:
а) для учителя – несколько изделий с разъёмной и неразъёмной конструкциями, с подвижным и неподвижным соединениями, буквы из деталей набора типа «Конструктор».
б) для учащихся – учебные предметы (тетради, учебники, ластик, карандаши, ручки и др.), набор деталей типа «Конструктор».
Технология.
Урок 21.
Тема: Изделие и его конструкция (конструирование).
(Учебник, с. 42–43. Рабочая тетрадь, с. 21.)
Задачи урока:
1. Ввести понятия «конструкция изделия», «изделие и деталь».
2. Дать представление о видах соединения деталей конструкций (подвижное и неподвижное).
3. Развивать умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы.
Оборудование:
а) для учителя – несколько изделий с разъёмной и неразъёмной конструкциями, с подвижным и неподвижным
соединениями, буквы из деталей набора типа «Конструктор».
б) для учащихся – учебные предметы (тетради, учебники, ластик, карандаши, ручки и др.), набор деталей типа
«Конструктор».
1Этапы урока
Ход урока
I. Актуализация
знания
1 2 3 3
Учащимся предлагается рассмотреть предметы из пенала (ручки,
карандаши, фломастеры, ластик и т.д.).
– Посмотрите на ручку, которая лежит у вас в пенале.
– Кто её создал, природа или человек?
– Вспомнив урок окружающего мира, попробуйте определить материалы,
из которых она сделана.
– К какой группе природных богатств они относятся?
– Какие материалы сделал человек?
– Давайте рассмотрим устройство ручки. Из скольких деталей она
состоит? Назовите её части (детали).
– Как они крепятся?
Аналогично проводится работа с другими предметами.
Примечание. Для развития моторики мелких мышц рук хорошее
упражнение – развинчивание и свинчивание шариковых ручек.
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? 3 4
Формирование УУД и
ТООУ
Познавательные УУД:
1) формируем умение
извлекать информацию из
схем, иллюстраций;
2) формируем умение
выявлять сущность и
особенности объектов;
3) формируем умение на
основе анализа объектов
делать выводы.
Коммуникативные УУД:
2II. Открытие
нового знания
1. – Посмотрите все предметы в вашем пенале.
– Разложите их в две кучки: с одной стороны неразъёмные изделия, с
другой – разъёмные. 2 3
– Что вы заметили? Какие бывают конструкции? (Разъёмные и
неразъёмные.)
Примечание. Слово конструкция учитель вводит и употребляет во
время демонстрации и обсуждения устройства изделий, а дети, не
заучивая его, как и все остальные технические и технологические
понятия, постепенно включают в свой активный словарь во время
общения и рассуждений.
– Какое самое малое количество деталей может быть у предмета? (Одна.)
Приведите пример. (Ластик.)
– Можно ли показать изделие, имеющее самое большое количество
деталей? Докажите своё мнение. (Нет. Всегда можно придумать изделие,
у которого деталей будет больше, чем у существующих.)
2. Работа по учебнику. 3
1) – Откройте учебники на с. 42.
– Прочитайте тему урока.
– Правильно ли вы сами её определили?
– Прочитайте вывод на с. 43, совпадает ли он с нашим выводом?
2) – Проверим себя.
– В паре рассмотрите верхний рисунок и скажите, из скольких и каких
деталей состоят предметы на этой картинке.
Проверка.
3) – Посмотрите на нижнюю картинку. Что делают дети?
– Прочитайте вопрос к рисунку, ответьте на него.
1) формируем умение
слушать и понимать других;
2) формируем умение
строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами;
3) формируем умение
оформлять свои мысли в
устной форме.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника;
2) формируем умение
оценивать учебные действия
в соответствии с
поставленной задачей;
3) формируем умение
прогнозировать предстоящую
работу (составлять план);
4) формируем умение
осуществлять
3III. Развитие
умения
применять новое
знание
1. Практикум 1 2 2
1)
Учитель демонстрирует буквы из деталей набора типа
«Конструктор». Предлагает назвать количество деталей в каждой
букве, назвать вид конструкции – разъёмная (разборная) или
неразъёмная (неразборная). Далее буквы на глазах учеников
разбираются, учитель называет детали: полоски, болт (в
пластмассовом наборе), винт (в металлическом наборе), гайка.
2) Организуется рабочее место для работы с конструктором.
3) Далее предлагается найти в коробке подходящие полоскипланки,
необходимое число болтов (винтов), гаек, самим собрать буквы,
изготовить другие буквы. Результаты обсуждаются, отмечаются
самостоятельность, инициативность.
Алгоритм формирования самооценки:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Полностью
или частично ты закрасишь свой кружокотметку в дневнике? Почему?
– Отметь в дневнике.
Справка
. Жёсткое соединение планок из набора «Конструктор» даёт
треугольное расположение деталей или их соединение наложением
планок и их соединением на две гайки (винта).
Для демонстрации можно использовать собранные учениками буквы.
На них продемонстрировать подвижное и неподвижное соединения
деталей в конструкциях изделий. Например, буква «А» – неподвижное
соединение деталей, остальные буквы все имеют подвижное
соединение деталей.
4IV. Итог урока
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие знания применили?
– Какие универсальные учебные действия развивали?
Обозначаем их на доске цветными кружками, как и на других
предметах.
– Что у вас сегодня получилось лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Когда в жизни вам пригодятся знания, полученные на сегодняшнем уроке?
ТООУ
Духовнонравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе
речевые;
2) гражданскопатриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
5