«Изготовление сувенира: ненецкий чумик» (Мастер - класс)
Оценка 4.7

«Изготовление сувенира: ненецкий чумик» (Мастер - класс)

Оценка 4.7
docx
23.03.2020
«Изготовление сувенира: ненецкий чумик» (Мастер - класс)
2019г. Мастер-класс Чумик своими руками.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО  ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ с. НЫДА»

 


«Изготовление сувенира: ненецкий чумик»

(Мастер - класс)

 

Салиндер Алма Ивановна воспитатель

МОУ «Школа-интернат среднего

общего образования с. Ныда »

 

Цель:

- познакомить воспитанников с культурой ненецкого народа, через изготовление сувенира на северную тематику, «ненецкого чумика».

Задачи:

- Образовательная: познакомить с понятием сувенир, сувенирное изделие;

продолжить работу по обучению технологии аппликации из фетра, сукна, безопасным способам и приемам работы с режущими предметами.

-Развивающая: развивать художественно-творческие способности и самостоятельность на основе организационно-практических умений.

- Воспитательная: воспитать уважение к народному промыслу, привить навыки культуры труда и воспитание художественного и эстетического вкуса.

Планируемые результаты:

1. Воспитанник должен знать: традиции ненецкого народа; технологию выполнения ненецкого сувенира; охрану труда при ручных работах и работе с режущими и клеящими предметами.

2. Воспитанник должен уметь: организовать рабочее место; работать по плану; анализировать свою работу.

Формирование УУД:

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать цель, создавать алгоритм деятельности для решения проблемы.

Регулятивные: уметь анализировать свою работу, уметь работать в парах.

Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Личностные: умение применить свои знания на практике.

Оборудование: ножницы, клей «Момент» и «ПВА», шаблоны чумиков, сукно, фетр, кусочки меха, бисер, пайетки, тесьма с национальными узорами, цветные ленточки, синтепон, вата, иглы и нитки.

Ход мастер - класса

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. (Эмоциональный настрой) Теперь нам надо поздороваться друг с другом.

Повернитесь все друг к другу,

И пожмите руки другу.

Руки вверх все поднимите,

И вверху пошевелите.

Крикнем весело: «Ура!»

Занятие нам начинать пора!

Вы друг другу помогайте,

На вопросы отвечайте,

Всю работу, что вам дам поделите пополам, (при работе в парах).

- А какое занятие сегодня будет, вы должны догадаться сами.

Нам надо отгадать загадку, чтобы узнать, тему мероприятия.

 

Дети, отгадайте загадку:

В доме есть одна стена,

Очень круглая она.

До того она кругла –

Ни единого угла! (Чум)

- Что это такое? (ответы детей).

- Как вы догадались?

 

Воспитатель: Попробуйте сформулировать тему нашего мероприятия.

Воспитанники: Изготовление сувенира ненецкого - чумика.

Что такое чум? (ответы детей).

Чум - это жилище (дом) ненцев.

- Как вы думаете, чум ставят или строят? (ответы детей)

- Как называется чум по ненецки? (Мя)

 

Воспитанница: Нядонги Диана

Уклад жизни тундрового населения, обеспечивающий полноценное существование в экстремальных условиях Крайнего Севера, основывается на фундаменте многовековых национальных традиций. Психология заключается в духовном и физическом единении с окружающей средой. Ненцы в борьбе с суровой природой за выживание сохранили богатые традиции и обычаи своего малочисленного народа. Кочевники Ямала в течение всего года перемещаются (или каслают) со своими стадами с пастбища на пастбище. Уже тысячи лет оленеводы в своих касланиях используют чумы - мобильные жилища в форме конуса, состоящие из шестов, покрытых оленьими шкурами (зимой) или более легкими материалами (летом). Конструкция чума проста, но ее нельзя назвать примитивной: она придумана так, чтобы идеально работать в суровых условиях арктического кочевья.

- Сколько шестов надо, чтобы поставить чум? (30 – 50 шестов)

- Центральной осью чума служит шест, который ненцы считают священным и называют, как? (симзы.)

- Для детей и женщин, какое место в чуме запретное, как называется? (священное место - «си»). Только старшим мужчинам разрешается на него наступать. Для детей и женщин - это место запретное.

 

Воспитанница: Нядонги Алёна

На этом месте находится священный ларь. В нём хранятся духи покровители очага, семьи и рода. Так же там хранятся все семейные сбережения и реликвии, оружие и ларь с инструментами. Эти вещи доступны только для главы дома, а для других членов - неприкосновенны.

 

Воспитатель:

- Как называется место для женщины? (не), оно находится напротив си, у входа. Здесь она занимается всеми домашними хлопотами.

Сегодня на нашем занятии, будем изготавливать сувенир на северную тематику «Ненецкий чумик».

- Для изготовления сувенира - чумик потребуется картон, сукно, фетр, кусочки меха, бисер, цветные ленточки и т.д.

 

Повторение правил техники безопасности на рабочем месте:

- При выполнении работы нам необходимо соблюдать технику безопасности.

 - Поэтому давайте повторим правила работ с режущими и колющими инструментами.

- При выполнении работы колющими и режущими инструментами нельзя поворачиваться к соседу, направлять в голову сторону, бросать инструменты, подносить к лицу и другим частям тела.

- Передавать только тупыми концами вперед. Аккуратно пользоваться клеевыми составами, не пачкать одежду, руки и изделия.

 

Практическая часть.

Изготовление сувенира на северную тематику «Ненецкого чумика».

1. Вырезать из сукна или фетра по шаблону две половинки чумика.

  

 

 

 

       

                                                                                                                                                                                   

              

 

                                          

 

 

 

 

  2. Каждую половинку чумика, начинаем оформлять по своему усмотрению и вкусу.

   

3. Две половинки нашего чумика пришиваем друг другу, оставляя небольшое отверстия для заполнения ватой или синтепоном, затем аккуратно всё прошивается.

 

                                                                

 

Самостоятельное декоративное оформление чумиков.

Каждому воспитаннику, предоставляется творческая самостоятельность в декоративном оформлении чумика в соответствии с замыслом. Это следует сделать, каждому самостоятельно и по своему вкусу.

    

Физминутка:

Физминутка необходима на каждом мероприятии, как минутка, направленная на снятие усталости, напряжения, на восстановление работоспособности.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше - выше подтянулись.

Ну - ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали. 

Ещё раз подтянулись, встряхнули руки. 

Сели все на свои места, продолжаем дальше работать.              

Воспитатель может предложить некоторым воспитанникам (или всей группе), в зависимости от особенностей группы, выполнить чумики самостоятельно по технологической карте, начиная с первого этапа.

Вот и готов наш чумик. Мы научились делать маленькую копию ненецкого чума. У нас и наших детей появилась еще одна возможность приобщиться к народной культуре. Сделанная своими руками игрушка - сувенир, никогда не надоест, может  служить как украшением интерьера и быть подарком -сувениром, для родных и близких.

Через создание таких игрушек дети постигают свои корни.

 

Рефлексия

Теперь вы должны оценить свою работу.

- Кто считает, что работал в полную силу и у него все получилось, покажите первый смайлик.

- Кто хорошо работал, старался, но не все получалось, покажите второй смайлик.

- Кому нужна была помощь, покажите третий смайлик.

Подведение итогов.

Воспитатель: Как звучала наша цель мероприятия? (ответы детей)

Воспитатель: Цель достигнута? (ответы детей)

По этой технологии можно сделать другие предложенные варианты чумиков. Все зависит от вашей фантазии.

- Что нового узнали на занятии?

- Чему научились на занятии?

Сегодня мы изготовили сувениры своими руками. Я надеюсь, вам понравилось работать с такими материалами как, сукно, фетр, бисер, тесьма с национальными узорами.

А теперь давайте посмотрим на ваши чумики. Вам нравятся они? Действительно, каждая хороша по - своему. Вы молодцы!

    

 

Использованная литература:

1. Лапцуй Л. В. Песни мои - детям: Сб. стихотворений и поэм. Пер. с ненец. / Сост. Е. Г. Сусой, Н. И. Ного - СПб.: филиал изд - ва «Просвещение», 2001. - 271с.: ил.

ISBN - 5-09-002574-6

2. Няруй В. Н., Сэрпиво В. М. Н99 Ненцы: уроки предков. Научно - методическое пособие для педагогов и родителей. - СПб; ООО «Миралл», 2005.-239 с.; ил.

3. Окоттето Е. Н.

0-51 Нен. язык в детском саду: Пособие для воспит. дет садов Ямала. СПб.; отд-ние изд-ва «Просвещение» 1998.-183с. – ISBN 5-09-009029-7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нядонги Диана

Уклад жизни тундрового населения, обеспечивающий полноценное существование в экстремальных условиях Крайнего Севера, основывается на фундаменте многовековых национальных традиций. Психология заключается в духовном и физическом единении с окружающей средой. Ненцы в борьбе с суровой природой за выживание сохранили богатые традиции и обычаи своего малочисленного народа. Кочевники Ямала в течение всего года перемещаются (или каслают) со своими стадами с пастбища на пастбище. Уже тысячи лет оленеводы в своих касланиях используют чумы - мобильные жилища в форме конуса, состоящие из шестов, покрытых оленьими шкурами (зимой) или более легкими материалами (летом). Конструкция чума проста, но ее нельзя назвать примитивной: она придумана так, чтобы идеально работать в суровых условиях арктического кочевья.

 

Нядонги Алёна

На этом месте находится священный ларь. В нём хранятся духи покровители очага, семьи и рода. Так же там хранятся все семейные сбережения и реликвии, оружие и ларь с инструментами. Эти вещи доступны только для главы дома, а для других членов - неприкосновенны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторение правил техники безопасности на рабочем месте:

 

При выполнении работы нам необходимо соблюдать технику безопасности.

Поэтому давайте повторим правила работ с режущими и колющими инструментами.

1. При выполнении работы колющими и режущими инструментами нельзя поворачиваться к соседу, бросать инструменты, подносить к лицу и другим частям тела.

2. Передавать только тупыми концами вперед.

3. Иголку втыкать специальную игольницу.

4. Аккуратно пользоваться клеевыми составами, не пачкать одежду, руки и изделия.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

Муниципальное общеобразовательное учреждение «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

Оборудование: ножницы, клей «Момент» и «ПВА», шаблоны чумиков, сукно, фетр, кусочки меха, бисер, пайетки, тесьма с национальными узорами, цветные ленточки, синтепон, вата, иглы и нитки

Оборудование: ножницы, клей «Момент» и «ПВА», шаблоны чумиков, сукно, фетр, кусочки меха, бисер, пайетки, тесьма с национальными узорами, цветные ленточки, синтепон, вата, иглы и нитки

Сколько шестов надо, чтобы поставить чум? (30 – 50 шестов) -

Сколько шестов надо, чтобы поставить чум? (30 – 50 шестов) -

Каждую половинку чумика, начинаем оформлять по своему усмотрению и вкусу

Каждую половинку чумика, начинаем оформлять по своему усмотрению и вкусу

Сели все на свои места, продолжаем дальше работать

Сели все на свои места, продолжаем дальше работать

Использованная литература: 1

Использованная литература: 1

Нядонги Диана Уклад жизни тундрового населения, обеспечивающий полноценное существование в экстремальных условиях

Нядонги Диана Уклад жизни тундрового населения, обеспечивающий полноценное существование в экстремальных условиях

Повторение правил техники безопасности на рабочем месте:

Повторение правил техники безопасности на рабочем месте:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2020