Муниципальное общеобразовательное учреждение
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ с. НЫДА»
«Изготовление сувенира: ненецкий чумик»
(Мастер - класс)
Салиндер Алма Ивановна воспитатель
МОУ «Школа-интернат среднего
общего образования с. Ныда »
Цель:
- познакомить воспитанников с культурой ненецкого народа, через изготовление сувенира на северную тематику, «ненецкого чумика».
Задачи:
- Образовательная: познакомить с понятием сувенир, сувенирное изделие;
продолжить работу по обучению технологии аппликации из фетра, сукна, безопасным способам и приемам работы с режущими предметами.
-Развивающая: развивать художественно-творческие способности и самостоятельность на основе организационно-практических умений.
- Воспитательная: воспитать уважение к народному промыслу, привить навыки культуры труда и воспитание художественного и эстетического вкуса.
Планируемые результаты:
1. Воспитанник должен знать: традиции ненецкого народа; технологию выполнения ненецкого сувенира; охрану труда при ручных работах и работе с режущими и клеящими предметами.
2. Воспитанник должен уметь: организовать рабочее место; работать по плану; анализировать свою работу.
Формирование УУД:
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать цель, создавать алгоритм деятельности для решения проблемы.
Регулятивные: уметь анализировать свою работу, уметь работать в парах.
Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Личностные: умение применить свои знания на практике.
Оборудование: ножницы, клей «Момент» и «ПВА», шаблоны чумиков, сукно, фетр, кусочки меха, бисер, пайетки, тесьма с национальными узорами, цветные ленточки, синтепон, вата, иглы и нитки.
Ход мастер - класса
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. (Эмоциональный настрой) Теперь нам надо поздороваться друг с другом.
Повернитесь все друг к другу,
И пожмите руки другу.
Руки вверх все поднимите,
И вверху пошевелите.
Крикнем весело: «Ура!»
Занятие нам начинать пора!
Вы друг другу помогайте,
На вопросы отвечайте,
Всю работу, что вам дам поделите пополам, (при работе в парах).
- А какое занятие сегодня будет, вы должны догадаться сами.
Нам надо отгадать загадку, чтобы узнать, тему мероприятия.
Дети, отгадайте загадку:
В доме есть одна стена,
Очень круглая она.
До того она кругла –
Ни единого угла! (Чум)
- Что это такое? (ответы детей).
- Как вы догадались?
Воспитатель: Попробуйте сформулировать тему нашего мероприятия.
Воспитанники: Изготовление сувенира ненецкого - чумика.
Что такое чум? (ответы детей).
Чум - это жилище (дом) ненцев.
- Как вы думаете, чум ставят или строят? (ответы детей)
- Как называется чум по ненецки? (Мя)
Воспитанница: Нядонги Диана
Уклад жизни тундрового населения, обеспечивающий полноценное существование в экстремальных условиях Крайнего Севера, основывается на фундаменте многовековых национальных традиций. Психология заключается в духовном и физическом единении с окружающей средой. Ненцы в борьбе с суровой природой за выживание сохранили богатые традиции и обычаи своего малочисленного народа. Кочевники Ямала в течение всего года перемещаются (или каслают) со своими стадами с пастбища на пастбище. Уже тысячи лет оленеводы в своих касланиях используют чумы - мобильные жилища в форме конуса, состоящие из шестов, покрытых оленьими шкурами (зимой) или более легкими материалами (летом). Конструкция чума проста, но ее нельзя назвать примитивной: она придумана так, чтобы идеально работать в суровых условиях арктического кочевья.
- Сколько шестов надо, чтобы поставить чум? (30 – 50 шестов)
- Центральной осью чума служит шест, который ненцы считают священным и называют, как? (симзы.)
- Для детей и женщин, какое место в чуме запретное, как называется? (священное место - «си»). Только старшим мужчинам разрешается на него наступать. Для детей и женщин - это место запретное.
Воспитанница: Нядонги Алёна
На этом месте находится священный ларь. В нём хранятся духи покровители очага, семьи и рода. Так же там хранятся все семейные сбережения и реликвии, оружие и ларь с инструментами. Эти вещи доступны только для главы дома, а для других членов - неприкосновенны.
Воспитатель:
- Как называется место для женщины? (не), оно находится напротив си, у входа. Здесь она занимается всеми домашними хлопотами.
Сегодня на нашем занятии, будем изготавливать сувенир на северную тематику «Ненецкий чумик».
- Для изготовления сувенира - чумик потребуется картон, сукно, фетр, кусочки меха, бисер, цветные ленточки и т.д.
Повторение правил техники безопасности на рабочем месте:
- При выполнении работы нам необходимо соблюдать технику безопасности.
- Поэтому давайте повторим правила работ с режущими и колющими инструментами.
- При выполнении работы колющими и режущими инструментами нельзя поворачиваться к соседу, направлять в голову сторону, бросать инструменты, подносить к лицу и другим частям тела.
- Передавать только тупыми концами вперед. Аккуратно пользоваться клеевыми составами, не пачкать одежду, руки и изделия.
Практическая часть.
Изготовление сувенира на северную тематику «Ненецкого чумика».
1. Вырезать из сукна или фетра по шаблону две половинки чумика.
2. Каждую половинку чумика, начинаем оформлять по своему усмотрению и вкусу.
3. Две половинки нашего чумика пришиваем друг другу, оставляя небольшое отверстия для заполнения ватой или синтепоном, затем аккуратно всё прошивается.
Самостоятельное декоративное оформление чумиков.
Каждому воспитаннику, предоставляется творческая самостоятельность в декоративном оформлении чумика в соответствии с замыслом. Это следует сделать, каждому самостоятельно и по своему вкусу.
Физминутка:
Физминутка необходима на каждом мероприятии, как минутка, направленная на снятие усталости, напряжения, на восстановление работоспособности.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше - выше подтянулись.
Ну - ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Ещё раз подтянулись, встряхнули руки.
Сели все на свои места, продолжаем дальше работать.
Воспитатель может предложить некоторым воспитанникам (или всей группе), в зависимости от особенностей группы, выполнить чумики самостоятельно по технологической карте, начиная с первого этапа.
Вот и готов наш чумик. Мы научились делать маленькую копию ненецкого чума. У нас и наших детей появилась еще одна возможность приобщиться к народной культуре. Сделанная своими руками игрушка - сувенир, никогда не надоест, может служить как украшением интерьера и быть подарком -сувениром, для родных и близких.
Через создание таких игрушек дети постигают свои корни.
Рефлексия
Теперь вы должны оценить свою работу.
- Кто считает, что работал в полную силу и у него все получилось, покажите первый смайлик.
- Кто хорошо работал, старался, но не все получалось, покажите второй смайлик.
- Кому нужна была помощь, покажите третий смайлик.
Подведение итогов.
Воспитатель: Как звучала наша цель мероприятия? (ответы детей)
Воспитатель: Цель достигнута? (ответы детей)
По этой технологии можно сделать другие предложенные варианты чумиков. Все зависит от вашей фантазии.
- Что нового узнали на занятии?
- Чему научились на занятии?
Сегодня мы изготовили сувениры своими руками. Я надеюсь, вам понравилось работать с такими материалами как, сукно, фетр, бисер, тесьма с национальными узорами.
А теперь давайте посмотрим на ваши чумики. Вам нравятся они? Действительно, каждая хороша по - своему. Вы молодцы!
Использованная литература:
1. Лапцуй Л. В. Песни мои - детям: Сб. стихотворений и поэм. Пер. с ненец. / Сост. Е. Г. Сусой, Н. И. Ного - СПб.: филиал изд - ва «Просвещение», 2001. - 271с.: ил.
ISBN - 5-09-002574-6
2. Няруй В. Н., Сэрпиво В. М. Н99 Ненцы: уроки предков. Научно - методическое пособие для педагогов и родителей. - СПб; ООО «Миралл», 2005.-239 с.; ил.
3. Окоттето Е. Н.
0-51 Нен. язык в детском саду: Пособие для воспит. дет садов Ямала. СПб.; отд-ние изд-ва «Просвещение» 1998.-183с. – ISBN 5-09-009029-7.
Нядонги Диана
Уклад жизни тундрового населения, обеспечивающий полноценное существование в экстремальных условиях Крайнего Севера, основывается на фундаменте многовековых национальных традиций. Психология заключается в духовном и физическом единении с окружающей средой. Ненцы в борьбе с суровой природой за выживание сохранили богатые традиции и обычаи своего малочисленного народа. Кочевники Ямала в течение всего года перемещаются (или каслают) со своими стадами с пастбища на пастбище. Уже тысячи лет оленеводы в своих касланиях используют чумы - мобильные жилища в форме конуса, состоящие из шестов, покрытых оленьими шкурами (зимой) или более легкими материалами (летом). Конструкция чума проста, но ее нельзя назвать примитивной: она придумана так, чтобы идеально работать в суровых условиях арктического кочевья.
Нядонги Алёна
На этом месте находится священный ларь. В нём хранятся духи покровители очага, семьи и рода. Так же там хранятся все семейные сбережения и реликвии, оружие и ларь с инструментами. Эти вещи доступны только для главы дома, а для других членов - неприкосновенны.
Повторение правил техники безопасности на рабочем месте:
При выполнении работы нам необходимо соблюдать технику безопасности.
Поэтому давайте повторим правила работ с режущими и колющими инструментами.
1. При выполнении работы колющими и режущими инструментами нельзя поворачиваться к соседу, бросать инструменты, подносить к лицу и другим частям тела.
2. Передавать только тупыми концами вперед.
3. Иголку втыкать специальную игольницу.
4. Аккуратно пользоваться клеевыми составами, не пачкать одежду, руки и изделия.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.