Тема: Изложение с дополнительным заданием «Цветы – синоптики»
Цель: развитие связной речи, совершенствовать умение подробно воспроизводить содержание текста, использовать языковые средства, правильно использовать виды и средства связи предложений и частей в тексте, выполнять дополнительные задания к тексту, проверка сформированности речевых и правописных умений и навыков учащихся.
Ход урока
1 Орг. момент
2 Проверка Д.З.
3 Чтение текста учителем «Цветы-синоптики»
Некоторые растения, словно синоптики, могут предсказывать перемену погоды. Вот, например, желтовато-белая жимолость, которая цветёт с конца апреля до середины июля, рассказывает человеку: «Если подойдёшь ко мне и почувствуешь сильный запах, жди дождя вечером или ночью». А бело-розовые цветки-вьюнки раскрываются между 7 и 8 часами утра; если же они закрыты — будет дождь.
Кто из нас не знает чертополоха с ярко-пурпурной головкой, которая так жестоко колется, если заденешь её? Обмякнет головка, перестанет колоться — тоже не миновать дождя. Мокрица, или, как её именуют в народе, лягушатник, с белыми цветами, надоедающая садоводам, говорит: «Если я ещё не проснулась в 9 часов — быть непогоде».
Дрёма цветёт с мая по август. Она предсказывает: «У моих розовых цветов перед дождём летает много ночных бабочек». А если клевер складывает свои листочки — жди бури.
Если вы сломаете хвощ и на изломе будет капелька, то пойдёт дождь. Костяника перед наступлением хорошей погоды закручивает листья, а перед ненастьем раскручивает и загибает их вверх (И. Звездин).
4 Подготовительная работа
4.1 Орфографические задачи
Растения, желтовато-белая, жимолость, почувствуешь, бело-розовые, ярко-пурпурной, вверх, ненастьем, костяника, хвощ, тоже.
4.2 Составление плана текста
А) Некоторые цветы могут предсказывать перемену погоду
Б) Чертополох и мокрица предсказывают непогоду.
В) Много ночных бабочек – к дождю, сложенные листочки клевера – к буре.
Г) Костяника оповещает о плохой и хорошей погоде
4.3 Проверка индивидуального задания
Познакомимся с растениями – синоптиками. Рассмотрим их изображение. Какое растение вам больше понравилось? С какими вы точно встречались на даче, в деревне? Какое растение вы хотели бы подробнее описать в изложении? Можете вставить их в описание в свою работу.
4.4 Вопросы по тексту
-Давайте уточним,
каким образом каждое растение дает нам подсказку. Найдите в тексте ответы. Как
подсказывает погоду жимолость, вьюнок, чертополох, мокрица, дрема, клевер,
хвощ, костяника. Как вы относитесь к этим подсказкам? Интересен ли вам мир
цветов?
4.5 Повторное чтение текста, запоминание
5 Написание изложение
С грамматическим заданием: сохранить в тексте прямую речь.
6 Д.З.
П. 4, упр. 33
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.