Русский язык 3 классе
Учитель Марфунина Т.А.
МОУ №72 г.Макеевки
Тема. Изменение глаголов по временам
Цели:
Предметные:
- выделять глаголы среди других частей речи, определять морфологические признаки, изменять форму слова, выявлять различия по смыслу и по форме;
- сравнивать, классифицировать, преобразовывать слова по указанным признакам;
- наблюдать за особенностями значений, передаваемых разными формами;
- выявлять роль временных форм глаголов в речи; замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
- использовать формы глагола в своей речи, стремиться к повышению её точности и выразительности;
- выявлять слова, требующие уточнения лексического значения; пользоваться словарём для его выяснения;
- соблюдать литературные нормы в употреблении отдельных глаголов;
- применять весь комплекс орфографических умений, правильно писать слова с освоенными непроверяемыми орфограммами.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию;
- читать учебник и слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений;
- пользоваться для тех же целей словарями учебника и другими;
- понимать информацию, представленную в изобразительной форме переводить её в словесную;
- применять общий способ действия для решения конкретных практических задач;
- проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование; находить примеры указанных фактов языка в тексте; делать умозаключения, выводы, обобщения.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения;
- высказывать своё мнение, стремиться к пониманию других точек зрения;
- строить небольшие устные и письменные высказывания стараться выбирать средства языка с учётом конкретной речевой ситуации.
Регулятивные УУД:
- коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения;
- планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий;
- осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки;
- оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя, адекватно воспринимать её.
Личностные результаты:
- представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи;
- элементы способности оценивать свои достижения и трудности.
Наглядность: таблица «Времена глагола», аудиозапись пьесы П.И. Чайковского «Март», раздаточный материал, дидактический материал «Словарные слова», портрет В.Даля, словарь В.Даля.
Ход урока
I. Организационный момент.
Придумано кем-то и просто, и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро»
И каждый становиться добрым, доверчивым
Пусть доброе здравствуйте слышно и вечером.
Здравствуйте, девочки! - Здравствуйте.
Здравствуйте, мальчики! – Здравствуйте!
Здравствуйте, здравствуйте все!
Садитесь. Свою работу на уроке вы будете оценивать сами, после каждого задания. Перед вами таблица. Если вы верно выполнили задание, без ошибок – это «5», 1-2 ошибки – «4», 3 ошибки – «3».
Ф. И. ученика________________________
Оценка |
|
1 задание |
|
2 задание |
|
3 задание |
|
5 задание |
|
6 задание |
Начинаем урок. Но прежде, чем начать наш урок, я предлагаю нам объединиться в группы. Перед вами листы со словами. Вам нужно объединиться в группы. По какому принципу вы объединились в группы?
- Что объединяет эти слова? (Время)
1 группа: минута
2 группа: час
3 группа: сутки
4 группа: неделя
5 группа: месяц
- Откройте тетрадь, вспомните правила письма. Запишите число в рабочей тетради.
II. Минутка чистописания.
- В начале урока, как обычно, у нас … (Минутка чистописания).
- Зачем мы проводим минутку чистописания? (Высказывания детей).
Прописываем соединения заглавной и прописной буквы Вв вр во ва ве вл
Идёт весна весенний светило солнце припекло тёплый оживут
- Какие группы получились? (Существительное, прилагательное, глагол).
- С какой частью речи мы сейчас работаем? (Глагол). Идёт светило припекло оживут
-Чем различаются данные глаголы?
III. Актуализация опорных знаний
Мозговой штурм
1)Что такое глагол?
2)Что обозначает глагол?
3)На какие вопросы отвечает глагол?
4)Чем в предложении является глагол?
5)Как изменяется глагол?
6)Что такое неопределенная форма глагола? На какие вопросы отвечает
неопределенная форма глагола?
IV. Словарная работа.
Я буду загадывать загадки, а отгадки вы записываете в тетрадь.
Лист бумаги по утрам на квартиру носят нам.
На одном таком листе, много всяких новостей.
(газета)
Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю делать башню, строить дом.
(лопата)
Что за чудо – синий дом! Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины и питается бензином.
(автобус)
Видимая граница неба и земли (горизонт)
Число, которое стоит между десятью и двенадцатью (одиннадцать)
Место летнего отдыха ребят (лагерь)
-А теперь прочитайте первые буквы, и вы узнаете имя главного героя нашего урока. ( Глагол)
- Подумайте, о чем идет речь?
Оно и бежит, оно и лечит, оно и быстротечно, оно и бесконечно… (время).
- Сформулируйте тему урока .(Времена глагола)
Взаимопроверка тетрадей. Карточки со словарными словами на доске.
Оцените свою работу в оценочных листах
V. Постановка проблемы.
А
что вы знаете о времени? Что это такое? Как вы понимаете? (Часы, дни, сутки,
года)
В толковом словаре Владимира Ивановича Даля это слово объясняется так:
«Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за
сутками»
2) Фонетический разбор:
Произведём фонетический разбор слова время.
Фонетический разбор слова время. Вре-мя-2 слога
В-[в]-согл., тверд., зв., парн.
Р-[р]- согл., мяг., зв., непарн.
Е-[э]-гл., ударн.
М-[м]-согл., мягк., зв., непарн.
Я-[а]-гл., безуд.
5б. 5 зв.
Один ученик работает у закрытой доски.
Оцените свою работу в оценочных листах
Время надо беречь, и мы на уроке будем работать дружно, помогая друг другу.
VI. Работа по теме урока
1. Самостоятельная работа (карточки с разноуровневыми заданиями)
Сейчас я вам предлагаю работу по карточкам, карточку вы выберите сами с тем заданием, которое вы можете выполнить.
1 уровень.
Списать и подчеркнуть глаголы.
Везёт, красный, корень, взошло, парта, смотреть, красивый, идёт.
2 уровень.
Спиши глаголы, определи их время.
Иду, спел, нарисую, танцуют, пойдут, написал.
Проверка работ вслух
Оцените свою работу в оценочных листах
2. Беседа с целью создания эмоционального настроя.
- Какое сейчас время года? Прекрасное время. Природа просыпается. Солнышко все больше пригревает, птицы возвращаются. Писатели и поэты, композиторы много произведений посвятили этому времени года. (Работа с иллюстрациями на доске)
3. Распространение предложений глаголами.
- Оживите картинку с помощью глаголов .
Весна. Яркое солнце. Проталинки. Веселые ручейки. Жучки и бабочки.
- Есть ли другие варианты?
- Как мы можем озаглавить наш текст? (Март)
Послушайте пьесу П.И. Чайковского «Март». Закройте глаза. Попробуйте представить картинки природы, которые передал звуками композитор в своем произведении?
Звучит пьеса П.И. Чайковского «Март»
3. Самостоятельная работа.
Прочитайте задание, выполняете самостоятельно
Уж тает снег, бегут ручьи.
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою. (А. Плещеев)
- Найдите слова, обозначающие действие предмета, с помощью которых автор говорит нам, что скоро весна вступит в свои права.
Подчеркните их.
Чем отличаются эти глаголы?
1) Найдите глагол, обозначающий действие, которое уже прошло. На какой вопрос он отвечает?
- Как можно назвать время, когда действие уже прошло?
2) – Найдите глаголы, обозначающие действие, которое происходит в то время, когда мы об этом говорим.
- Когда происходит действие?
- На какие вопросы отвечают эти глаголы?
- Как можно назвать это время?
3) – Найдите глаголы, обозначающие действие, которое произойдет позже, потом, после нашего разговора.
- На какие вопросы отвечают эти глаголы?
- Какое это будет время?
Оцените свою работу в оценочных листах
2. Зарядка для глаз
Потянулись,
до солнышка дотянулись,
Вам стало тепло.
Ручки опустили, потрясли.
Ручкам тепло. Все согрелись?
- Какие глаголы сейчас вам встретились в физкультминутке? Назовите их.
4. Работа в группах
Прочитать и озаглавить текст. Вставить пропущенные буквы, указать время глаголов.
Кр…снеет лес, т…мнеют степи,
В…сенн… вет…р пот…нул.
И тают л…дяные цепи,
Везде движение и гул.
Отчёты групп
Оцените свою работу в оценочных листах
5. Физминутка. Игра на внимание. (Если
я называю существительное, вы хлопаете в ладоши, если прилагательное должны
присесть, если глагол, то должны ходить шагом).
Весна, кричать, синий, топать, мебель, бежать, точилка, волшебный, тетрадь,
писать, цветок, читать
6. Тест
1.Глагол обозначает:
А) признак предмета Б) действие предмета В) предмет
2.Найди предложение с глаголами в форме настоящего времени:
А)У края северной земли маяк встречает корабли.
Б)Весь век в разлуке пребывать, весь век встречать и провожать
3.Найди предложения с глаголами будущего времени:
А)Посадили зёрнышко, вырастили солнышко.
Б)Это солнышко сорвём – много зёрен соберём.
4. Глаголы изменяются по:
А) временам Б) падежам
5.Укажи глаголы в прошедшем времени:
А) приехала Б) настанет В) спит
Проверьте по таблице: 1 – Б, 2 – А, 3 – Б, 4 – А, 5 – А.
Оцените свою работу в оценочных листах
VII. Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу. Вспомните о цели, которую вы поставили перед собой на уроке?
-Как, по-вашему, мнению, достигли вы ее?
Молодцы! Вы хорошо справились с заданиями.
- Довольны ли вы уроком?
VIII. Домашняя работа.
За хорошую работу хочу подарить вам картинки с изображениями солнышка. Все они красивые, разные. Вам задания тоже даю разные, которые вы должны выполнить на этих картинках с обратной стороны.
Литература.
1. Байкова Т. А., Малаховская О. В., Чуракова Н.В. Русский язык. 1-4 класс. Методическое пособие. – М.: Академ/Учебник, 2011.
2. Тельнова А.Г. Сборник упражнений по русской фонетике.- М.: 1986.
3. Узорова О.В. , Нефёдова Е.А.. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала. 4класс АСТ Астрель. 2010
4. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Совершенствование связной речи.- М.: 1991.
5. Юрова Е.В. 200 упражнений для развития письменной речи.- М.: 2000.
Интернетресурсы. http://www.dtrono.guo.by/metodicheskiy-kabinet
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.