КОНСПЕКТ
пробного урока русского языка
Учебник «Русский язык». Авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
Класс 3. Часть 2. Стр. 119
Образовательная система (модель)
«Школа России»
ТЕМА
«Изменение глаголов по временам»
|
Составила студентка 331 группы Ларионова Кира Владимировна (ФИО студента) МОУ СОШ № 18, класс 3 «Б», каб. № 3 Дата проведения урока 28.04.2022 Начало урока 13 час 10 мин. ФИО учителя школы Калинина Анна Юрьевна ФИО преподавателя-консультанта Полякова Валерия Радионовна. Допущена к проведению урока: _________________, дата _____________ (подпись преподавателя)
_________________, дата _____________ (подписьучителя)
___________
|
Цель урока: Содержательная: повторить изменение глаголов по временам.
Деятельностная: формировать условия для развития УУД.
Задачи урока.
ü Создать условия для становления внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка.
ü Формировать умение уважительное отношение к иному мнению.
ü Развивать умение работать со словным словом.
ü Закрепить умение определять время и число глагола.
ü Развивать умение выполнять морфемный разбор слова
ü
ü Закрепить умение
v Регулятивное
ü Формировать умение принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности.
ü Формировать умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
v Познавательное
ü Формировать умение осуществлять логические действия сравнения, обобщения.
v Коммуникативное
ü Формировать умение строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Тип урока: урок открытия новых знаний, урок закрепления, урок повторения, урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок, урок развития речи, контрольный урок, урок работы над ошибками (нужное подчеркнуть)
Оборудование.
ü У учителя: доска, конспект, учебник, раздаточный материал
ü У учащихся: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, «лесенка»
Оформление доски
|
Двадцать восьмое апреля. Классная работа. |
|
Оформление работы в тетрадях учащихся
(может быть представлено на отдельном тетрадном листе в линейку)
Библиографический список:
1. Учебник УМК «Школа России» 3 класс, 2 часть
ХОД УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
1. Этап урока. Организация начала урока, мотивация к учебной деятельности. Цель. Создать условия для вхождения обучающихся в учебную деятельность Задачи: Личностные: ü Создать условия для становления внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка. Познавательное ü Формировать умение осуществлять логические действия сравнения, обобщения. Коммуникативное Формировать умение строить понятные высказывания. |
|
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Кира Владимировна. И я проведу урок русского языка. Займите свои места. |
Приветствие. |
- Перед вами пословица: Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Как вы её понимаете? |
- Если мы что-то не знаем, то это исправимо, ведь всегда можно узнать. А если не хотим учиться, то мы лишаем себя возможности узнать что-то новое. |
- Да, незнание – это добровольный отказ от знаний. До тех пор, пока мы открыты для нового, мы никогда не перестаём учиться, поэтому я желаю вам на уроке с желанием работать на уроке. |
|
2. Этап урока. Словарная работа Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания (понятия, способа действия, зависимости, факта) и создать условия для возникновения проблемной ситуации. Задачи: Личностные: ü Создать условия для становления внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка. ü Формировать умение уважительное отношение к иному мнению. Метапредметные (УУД): Регулятивное ü Формировать умение выполнять учебные действия в устной речи. Познавательное ü Формировать умение осуществлять логические действия сравнения, обобщения. Коммуникативное Формировать умение строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
|
- Откройте тетради, запишите число «Двадцать восьмое апреля» и «Классная работа». |
Записывают: число, кл. р. |
- Теперь прослушайте загадку и, если знаете ответ, то поднимите руку. Всё в один он миг решает, Славный подвиг он свершает, Он за честь стоит горой. Кто он? Правильно... |
- Герой. |
- Да, это слово «герой». Это словарное слово? |
- Да. |
- Правильно. Назовите орфограмму. |
- Правописание непроверяемых безударных гласных букв в корне. |
- Верно! А что мы сможем сделать, чтобы запомнить его? |
- Выучить, записать, составить предложение… |
- Откройте орфографический словарь на странице 148, найдите наше слово. Внимательно посмотрите, запомните, как оно пишется. |
Работа с орфографическим словарём в конце учебника. |
- Хорошо. Подумайте и составьте предложение со словом «герой». Как придумаете, поднимите руку. |
Устно составляют предложения. |
- Назови, что у тебя получилось. (спросить нескольких людей и просить называть распространённые предложения) |
Говорят свои предложения. |
- У меня в копилке есть одно хорошее предложение со словом «герой». Давайте запишем его: Герои вечно живут в нашей памяти. |
Записывают предложение под диктовку. |
- Подчерните подлежащее и сказуемое предложения. Что у вас получилось? |
- «Герои живут». |
- Что из этого у вас сказуемое? |
- «Живут». |
- А какой частью речи выражено слово сказуемое? |
- Глаголом. |
- Верно, глаголом. Что мы можем определить у глагола? |
- Число и время. |
- Определите число и время слова «живут». |
|
- Назови, что у тебя получилось. |
- Мн. ч., наст. Вр. |
- Все согласны? |
- Да. |
3. Этап урока. Актуализация знаний Цель. Организовать работу по выявлению и формулировке темы, учебной проблемы урока. Задачи: Личностные: ü Создать условия для становления внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка. ü Формировать умение уважительное отношение к иному мнению. Метапредметные (УУД): Регулятивное ü Формировать умение выполнять учебные действия в устной речи. Познавательное ü Формировать умение осуществлять логические действия сравнения, обобщения. Коммуникативное Формировать умение строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
|
- Как вы думаете, почему я вас попросила назвать признаки глагола? |
- Мы сегодня будем говорить о нём. |
- Верно! Теперь внимательно прослушайте стихотворение: Этот хитренький глагол Себе ВРЕМЯ изобрел. «Ухожу», – кричит сегодня. «А вчера, – кричит, – ушел». «Завтра, – скажет, – я уйду!» Позавидуйте ему! - Ребята, сколько мы знаем времен у глагола? |
- Прошедшее, настоящее, будущее. |
- Какие времена встретились в стихотворении у глагола уходить? |
- Прошедшее, настоящее, будущее. |
- Какие слова помогли определить время? |
- Сегодня, вчера, завтра. |
- Как еще можно определить время глагола? |
- По вопросу и по суффиксу -л- у пр. вр. |
- Хорошо. Откройте учебник на странице 115 и внизу прочитайте правило суффикс -л-. |
- Читают правило. |
- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Приведите примеры. |
- Что делал? Что сделал? Что делала? Что сделала? Что делало? Что сделало? Что делали? Что сделали? Сидел, бегала, пришло, купили. |
- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Приведите примеры. |
- Что делаю? Что делаем? Что делаешь? Что делаете? Что делает? Что делают? Пишу, читаем, покупает. |
- На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? Приведите примеры. |
- Что сделает? Что сделают? Что будет делать? Что будут делать? Забудет, придут. |
4. Этап урока. Постановка цели и задач урока Цель. Организовать поиск решения учебной проблемы. Задачи: Задачи: Личностные: ü Создать условия для становления внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка. ü Формировать умение уважительное отношение к иному мнению. Предметные: ü Формировать умение распознавать возвратную форму глагола. Метапредметные (УУД): Регулятивное ü Формировать умение принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности. ü Формировать умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательное ü Формировать умение осуществлять логические действия сравнения, обобщения. Коммуникативное Формировать умение строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
|
- Умницы! Ребята, что мы с вами сейчас вспомнили? |
- Времена глаголов. |
- Да, времена глаголов. Значит, что мы будем повторять на уроке? Поставьте цель урока, продолжив фразу: «Повторить…» |
- Повторить времена глаголов. |
5. Этап урока. Первичное закрепление с проговариванием вслух Цель. Организовать работу по фиксированию найденного решения учебной проблемы вербально и знаково (построение эталона нового знания). Задачи: Личностные: ü Создать условия для становления внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка. ü Формировать умение уважительное отношение к иному мнению. Предметные: ü Формировать умение распознавать возвратную форму глагола. ü Формировать умение правильно записывать возвратные глаголы. Метапредметные (УУД): Регулятивное ü Формировать умение принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности. ü Формировать умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательное ü Формировать умение осуществлять логические действия сравнения, обобщения. Коммуникативное Формировать умение строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
|
- Верно! Найдите упражнение 212. Прочитай задание. |
Читает. |
- Что такое антонимы? |
- Слова, у которых противоположное значение. |
- Теперь по поднятой руке по очереди будете выходить к доске и выполнять это упражнение, а остальные в тетради. - Теперь проверим. Все согласны? (после каждого предложения спрашивать) |
|
- Сейчас два последних предложения самостоятельно выполните в тетради, также определите время и число глагола. |
2 последних предложения записывают только в тетради. |
- Проверим. |
|
- Все согласны? Кто считает по-другому? |
|
- Теперь устно прочитай 1-ое предложение, поставив глаголы в форму прошедшего времени. |
|
- Какой суффикс показывает, что глагол в прошедшем времени? |
- -л-. |
- Молодцы! |
|
6. Этап урока. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: модели, правилу, алгоритму Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся. Задачи: Личностные: ü Создать условия для становления внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка. ü Формировать умение уважительное отношение к иному мнению. Предметные: ü Формировать умение распознавать возвратную форму глагола. ü Формировать умение правильно записывать возвратные глаголы. Метапредметные (УУД): Регулятивное ü Формировать умение принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности. ü Формировать умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательное ü Формировать умение осуществлять логические действия сравнения, обобщения. Коммуникативное Формировать умение строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
|
- Теперь выпишите слово «солнышко» на новой строке. Разберите его по составу.
|
|
- Теперь выпишите слово «заходит», рядом со словом «солнышко». Разберите его по составу. - Ребята, а на что указывает окончание -ит? (число и время)
|
|
- Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями. Достаньте зелёные ручки (простые карандаши) и проверьте с эталона на доске. Исправьте ошибки соседа. |
Взаимопроверка. |
- Обратно обменяйтесь тетрадями. |
Обратно меняются тетрадями. |
ФИЗМИНУТКА |
|
7. Этап урока. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации Цель. Организовать выполнение заданий, в которых новое знание – это промежуточный шаг. Задачи: Личностные: ü Создать условия для становления внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка. ü Формировать умение уважительное отношение к иному мнению. Предметные: ü Формировать умение распознавать возвратную форму глагола. ü Формировать умение правильно записывать возвратные глаголы. Метапредметные (УУД): Регулятивное ü Формировать умение принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности. ü Формировать умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательное ü Формировать умение осуществлять логические действия сравнения, обобщения. Коммуникативное Формировать умение строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
|
- Прочитай задание. Выполнять его будем у доски по очереди, записывая по одному предложению, а остальные выполняют в тетради. Найдите глаголы в неопределённой форме и определите время других. |
|
- Назовите глаголы в неопределённой формы. |
- Остановить. |
- Как определяли? |
- По -ть. ЭТО ЧТО? СУФФИКС ИЛИ ОКОНЧАНИЕ У ДЕТЕЙ? |
- Почему у этих глаголов нельзя определить время? |
- Потому что она не изменяемая форма глагола. |
- Кто согласен поднимите руку. |
Поднимают руку. |
- Прочитай глаголы в прошедшем времени? |
- Пошла, закачались, поплыли. |
- Все согласны? Может кто-то хочет ещё добавить? |
- Налетела. |
- Назови глаголы в настоящем времени. |
- Бегут, кружат, пищат, кричат, веселятся, ловит, ныряет, тыкает, ищет. |
- Как определяли? |
- По окончаниям. |
- Назовите. |
- -ут, -ат, -ят, -ит, -ет, -ет. |
- Все согласны? Может кто-то хочет ещё добавить?
|
|
- Глаголы в каком времени нам не встретились? |
- В будущем времени. |
- Давайте попробуем определить тему текста. О чём текст? |
- Река пошла. |
- А теперь назовите главную мысль. Что хотел сказать автор? |
- Приход весны. |
- Теперь, ребята, придумайте название текста. |
Озаглавливают текст. |
- Какое название ты придумал? |
- «Река пошла», «Ледоход», «Однажды весной». |
8. Этап урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Задачи: Личностные: ü Формировать умение уважительное отношение к иному мнению. Метапредметные (УУД): Регулятивное ü Формировать умение принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности. ü Формировать умение выполнять учебные действия в устной, во внутреннем плане. Познавательное ü Формировать умение осуществлять логические действия сравнения, обобщения. Коммуникативное Формировать умение строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
|
- Вот и наш урок подходит к концу. Какую цель мы ставили в начале урока? |
- Повторить … |
- Хорошо. Мы достигли её? |
- Да. / Нет. |
- Почему? |
- Вспомнили времена, выполняли упражнения. |
- Да. Давайте ещё раз вспомним, сколько времен у глагола? |
- Прошедшее, настоящее, будущее. |
- Какие времена встретились в стихотворении у глагола уходить? |
- Прошедшее, настоящее, будущее. |
- Какие слова помогли определить время? |
- Сегодня, вчера, завтра. |
- Как еще можно определить время глагола? |
- По вопросу и по суффиксу -л- у пр. вр. |
- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Приведите примеры. |
- Что делал? Что сделал? Что делала? Что сделала? Что делало? Что сделало? Что делали? Что сделали? Сидел, бегала, пришло, купили. |
- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Приведите примеры. |
- Что делаю? Что делаем? Что делаешь? Что делаете? Что делает? Что делают? Пишу, читаем, покупает. |
- На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? Приведите примеры. |
- Что сделает? Что сделают? Что будет делать? Что будут делать? Забудет, придут. |
- Молодцы! Теперь возьмите все лесенки и нарисуйте человека. ü На самой высокой ступени, если урок вам был интересен, и вы все выполняли верно. ü На средней ступени, если у вас были ошибки, но вам было интересно, и вы поняли тему. ü На последней, если тема для вас показалась очень сложной и было много ошибок. |
|
- Ребята, поднимите руки те, которые нарисовали человека на самой высокой ступени? |
Поднимают руки. |
- Замечательно! Значит я могу сделать вывод, что вы поняли тему, и вам было интересно. Теперь поднимите руки те, которые нарисовали человека на средней ступени? |
Поднимают руки. |
- Где у вас возникли затруднения? |
Говорят свои затруднения. |
- Значит вам необходимо потренироваться, и вы не даже не заметите, как устраните их. И поднимите руки те, которые нарисовали человека на последней ступени? |
Поднимают руки. |
- Что у вас не получилось? |
Говорят свои затруднения. |
- Без затруднений никак, ребята, главное – решать свои проблемы. Дома вы можете самостоятельно изучить эту тему. |
|
9. Этап урока. Итог урока. Выставление отметок. Домашнее задание Цель. Подвести итог учебной деятельности |
|
- Домашнее задание вам даст Анна Юрьевна. |
|
- Урок окончен. До свидания! |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.