Учитель высшей категории
Лукашина Наталья Анатольевна
ТЕМА урока:
Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении).Начальная форма имени существительного.
Цель урока: Дать общее представление о склонении
Познакомить с понятиями начальная форма, косвенные падежи.
Задачи урока:
1.Познакомить с падежами имени существительного.
2. Формирование умения определять падежи имён
существительных.
3. Развитие орфографической зоркости, формирование навыка грамотного письма.
4. Развитие каллиграфического навыка.
5. Закрепление умения работать с предложением.
6. Развитие речи, внимания, памяти, умения
анализировать, делать выводы.
7. Создать условия для развития у детей навыков самоанализа, самоконтроля; развивать коммуникативные навыки в процессе работы в парах.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, часть 2 (автор В.П. Канакина), М.: Просвещение, 2013г.. Листы с заданиями для групп, индивидуальные карточки; интерактивная доска, презентация; записи на доске.
ХОД УРОКА:
1.Эмоциональная мотивация.
- Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
И на парте – все в порядке –
Ручки, книжки и тетрадки.
Ножки – вместе,
Спинки – ровно
И к уроку все готово! (слайд 2)
Регулятивные УУД
- Глубоко вдохните и выдохните… Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.(слайд 3)
2.Чистописание.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа(слайд 4)
-Ребята, догадайтесь, какие буквы мы будем писать на минутке чистописания. Познавательные УУД
Решить эту орфографическую задачу вы сможете, проведя небольшое исследование.
Это трудное заданье.
Проявите-ка старанье.
Вы особенность ищите
Ничего не проглядите
Одна из них обозначает гласный звук, который встречается в корне каждого слова. Другая обозначает гласный, встречающийся в приставке, а третий обозначает согласный, который встречается в суффиксах. (Буквы «о», «е», «к»)
(Здесь 3 учащихся получают индивидуальные карточки, см. приложение)
Корм, перевозка, домик
-Запишите, продолжив закономерность.
Оек, ееккоо, кккоооеее
Как аукнется, так и откликнется.
- Почему так говорят? (ответы детей)
3. Словарно- орфографическая работа
Познавательные УУД
Игра «Гласные потерялись»
-Прочитайте слова (доска)
КВШ КЛДЦ КТЛТ КПТН ПДЖ (ковш, колодец, котлета, капитан)
- Объясните значения слов. Что общего у первых четырех слов? (имена существительные единственного числа) Какое слово лишнее и почему? ( капитан-одуш. сущ,, котлета- сущ. женского рода, ковш- в слове 1 слог)
- Значение, какого слова объяснить трудно? (падеж). Да, действительно, мы пока не знаем, что обозначает это слово. Давайте обратимся к нашему гланому помощнику словарю С.И. Ожегова. (Работа со словарем) Падеж- это словоизменение. (слайд 5). А что такое « словоизменение», как вы понимаете?
- Какая тема сегодняшнего урока, с чем мы познакомимся? (слайд 6)
4. Работа над темой урока:
Регулятивные УУД
- Посмотрите вокруг себя и назовите предметы, которые вас окружают. Докажите, что названные слова являются существительными. Делаем вывод:
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно(слайд 7)
-Эта часть речи обозначает предмет; она отвечает на вопросы КТО? и ЧТО?
-Итак, сегодня мы поговорим о том, какие бывают имена существительные и как
они изменяются.
Познавательные УУД Послушайте сказку Е. Мережинской «Откуда пошли названия падежей».
v « Падеж ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать — именительный.
v Родился — стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
v Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
v Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.
v Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.
- У падежей как-то спросили:
- А зачем вы нужны существительным?
- Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение существительного к другим словам в предложении.
- А как именно?
- Указываем, на отношение действия и места (идти лесом, сидеть на стуле), действия и орудия (бить молотом, рисовать карандашом), действия объекта (читать книгу, собирать ягоды и так далее)».
-Ребята, хочу вас обрадовать, с одним падежом вы хорошо знакомы. Ведь во всех словарях слова стоят в начальной форме. Имя существительное в начальной форме отвечает на вопросы «кто? что?». Это и есть слово в именительном падеже. (слайд 8)
- Познавательные УУД и личностные УУД
- Посмотрите на таблицу. Перечитайте названия падежей. А сейчас вы познакомитесь с приёмом запоминания названий. Ваши мамы и бабушки запоминали названия падежей по порядку с помощью несложных предложений. Таблица на экране.(слайд 9)
Иван |
Именительный падеж |
Кто? Что? |
Родил |
Родительный падеж |
Кого? Чего? |
Девчонку |
Дательный падеж |
Кому? Чему? |
Велел |
Винительный падеж |
Кого? Что? |
Тащить |
Творительный падеж |
Кем? Чем? |
Пеленку |
Предложный падеж |
О ком? О чём? |
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
- Произнесём эти фразы вместе и постараемся их выучить. Сколько падежей в русском языке? Чтобы было проще запомнить падежи и вопросы к ним, есть слова- помощники:
И.п. – есть Кто? Что?
Р.п.- нет Кого? Чего?
Д.п.- даю Кому? Чему?
В.п. вижу Кого? Что?
Т.п. – доволен Кем? Чем?
П.п.- думаю О ком? О чём?
Физминутка (слайд 10) Именительный подпрыгнул,
А родительный – летал.
Дательный полез на горку,
А винительный – устал.
Наш творительный поплавал,
А предложный – убежал.
Падежи нам все нужны
И при этом все важны!
5. Первичное закрепление
- Регулятивные УУД
-Прочитайте текст (запись на доске)
Зимой река замерзла. Берега реки замело снегом. В летнее время по реке ходили суда. Не каждый видел такую полноводную реку. Жители города гордятся рекой. Многие мечтают отдохнуть на нашей реке.
- Выпишите из каждого предложения слово «река» с вопросом, на который оно отвечает.
Запись на доске и в тетрадях.
- Познавательные УУД
- Что можете сказать о выписанных словах? (Это формы одного и того же слова). Выделите окончание. Почему менялись окончания? Как вы думаете, как называется изменение имен существительных по вопросам? (по падежам). Правильно, ребята. А еще можно сказать изменяется по падежам и склонениям.
- Запишите предложение
- Ученик рисовал акварелью в альбоме.
- Обозначьте падежи имён существительных. Существительное, какого падежа мы записали без изменений? (Им.п.) Какой это член предложения? Подлежащее всегда стоит в Им. п. Определите число существительного ученик. В какой форме стоит это существительное? (В начальной форме.) У начальной формы имени существительного появился ещё один признак – именительный падеж. Сделайте вывод про именительный падеж. (Форма именительного падежа единственного числа является начальной для имен существительных. Именительный падеж в предложение является подлежащим.)( слайд 11)
Как же правильно изменить слово по падежам? Сравним наши выводы с выводами авторов учебника на стр. 37
Познавательные УУД Учащиеся читают правило, отвечают на вопросы после правила( упр.65).Давайте составим алгоритм (составляем вместе с детьми) (слайд 12)
· выяснить, главным или второстепенным членом предложения является данное существительное. Если имя существительное является подлежащим, оно стоит в именительном падеже.
· найду словосочетание, в которое входит это слово, выделяю главное;
· поставлю от главного слова к существительному вопрос;
· по вопросу определю падеж.
- Давайте обратимся к нашему верному товарищу- учебнику. А теперь внимание трудное задание! Я буду читать название падежей, а вы вопросы к ним.( упр.67) Молодцы!.
Личностные УУД Физминутка для глаз
Чтоб глаза
твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти легкие движения
Предлагаю повторить.
Вдаль
посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся - что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по
кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведем глазами дружно
Ну а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!
Теперь и вы
все отдохнули,
Новая забота:
Нужно сделать на «отлично»
Следующую работу.
6. Закрепление полученных знаний.
- Отдохнули? А теперь за дело! Упр. 66 вы выполните в парах.
Коммуникативные УУД(работа в парах)
1 вариант будет склонять слова лиса, стол, 2 вариант- трава, зима.
Личностные УУД
-Поменяйтесь тетрадями. Проверьте . Укажите товарищу на ошибки, если заметили их.
- Какие слова изменили оканчание? Что изИзменилось все слово или поменялась форма слова? По какому основанию изменилось слова? (по команде вопроса)
7.Творческое применение полученных знаний. Коммуникативные УУД
игра «Узнай падеж» (4 команды по 7 человек). (Слайд 13)(приложение)
- Какая из команд быстро и правильно узнает падеж, та и победит.
Проверка
8. Итог урока (слайд 14)
-Чему научились на уроке? С чем познакомились? Что же такое «падеж»? А сколько падежей в русском языке? Кто может перечислить их?
- Что тебе понравилось в себе на этом уроке?
- Как вы думаете, как будет использоваться опыт этого урока на других уроках?
- Что, на ваш взгляд, сегодня не получилось? Над чем обязательно нужно поработать?
Отметьте в тетради
+ то, что получилось
- то, что не получилось
! то, что понравилось и хочется сделать ещё
? то, что понравилось и хочется сделать ещё
9. Рефлексия. Регулятивные УУД.Познавательные УУД.Личностные УУД
- У каждого из вас на краешке стола лежит лесенка успеха. Возьмите эту лесенку. (Слайд 15)Оцените собственные результаты по изученной теме. Если всё получилось и вы не испытываете уже трудностей при определении падежа у имени существительного, обведите верхний рисунок. Если удалось, но не всё и всё ещё испытываете трудности - средний рисунок. А если нужно ещё много работать по теме, то нижний рисунок. Покажите мне свои лесенки. Все практически оценили себя по самой верхней шкале. Вы меня очень порадовали. Спасибо за урок! (слайд 16)
10. Домашнее задание:
1) запомнить название падежей (таблица стр. 37 )
2) упр. 68
ПРИЛОЖЕНИЕ:
1. индивидуальные карточки
Выбери верное утверждение.
а) Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос Какой? Какое? Какая?
б) Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос Кто? Что?
Выбери верное утверждение.
а) Имена собственные пишутся с большой буквы
б) Имена собственные пишутся с маленькой буквы
Выбери верное утверждение.
а) Имена существительные изменяются по числам
б) Имена существительные по числам не изменяются
Выбери верное утверждение.
а) Имена существительные бывают только мужского и женского рода
б) имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода
5. Какое из слов является именем существительным женского рода
а) темный
б) темнеть
в) темнота
г) шкаф
1. Выбери верное утверждение.
а) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета
б) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета
Выбери верное утверждение.
а) Собственные имена существительные – это названия предметов домашнего обихода, названия птиц, животных, месяцев и временем года
б) Собственные имена существительные – это географические названия
б) Собственные имена существительные – это имена людей
Выбери верное утверждение.
а) Имена существительные бывают мужского рода
б) Имена существительные бывают среднего рода
в) Имена существительные бывают женского рода
Выбери верное утверждение.
а) Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос Что?, а неодушевленные на вопрос Кто?
б) Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос Кто?, а неодушевленные на вопрос Что?
5. Какое из слов является именем существительным мужского рода
а) книга
б) ручей
в) чувство
г) шкаф
2. Задание командам:
1. кому?
2. на, за, под, через, про, в
3. нет
4. «щедрый» падеж
5. без предлога не употребляется
6. подлежащее
7. «падеж-работяга»
8. кого?
9. начальная форма существительного
10. что?
11. о, об
3. «Лесенка успеха»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.