ИЗМЕНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО.
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
математика
Взрослым
04.03.2018
Из опыта работы учителя математики. В статье по этапам урока учитель рассказывает о том, какие произошли изменения в преподавании предмета математики в основной и средней школе в условиях реализации требований ФГОС. Приводит пример организации работы на уроке в условиях реализации требований ФГОС.Методические рекомендации для учителя "ИЗМЕНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО."
Изменение деятельности учителя предметника в условиях реализации требований ФГОС.docx
ИЗМЕНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ
РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО.
Можно накормить голодного рыбой,
а можно дать ему удочку, чтобы он поймал ее сам.
Основная цель в обучении в условиях реализации ФГОС: научить не знаниям, а умению их
получать, т.е. научить работе. Для этого учитель ставит следующие вопросы:
какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
какие методы и средства обучения выбрать;
как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;
как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной
системе знаний и ценностных ориентаций.
Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он
читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 5070% запоминается при участии в
групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании
проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности,
в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке
выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие данные были
получены американскими и российскими исследователями.
Организация работы на уроке.
учитель создает проблемную ситуацию;
ученик принимает проблемную ситуацию;
вместе выявляют проблему;
учитель управляет поисковой деятельностью;
ученик осуществляет самостоятельный поиск;
обсуждение результатов.
1 Структура урока в условиях реализации ФГОС.
1.Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне: «Хочу, потому
что могу».
Приёмы работы:
учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг
другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети
высказываются;
девиз, эпиграф урока («С малой удачи начинается большой успех»);
самопроверка домашнего задания по образцу, заготовленному заранее в виде слайда или
распечатанному каждому индивидуально.
Настрой детей на работу, проговаривая с ними план урока, используя слова
«спрогнозируем», «предположим» и т.д.
II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и
выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Приемы работы:
актуализация ЗУН, необходимых для работы над новым материалом и мыслительных
операций (внимания, памяти, речи);
создание проблемной ситуации;
выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение;
формулирование темы и цели урока.
Например, повторяем определение. Можно предложить учащимся прочитать в учебнике
определение, вдумываясь, «Параллелограмм, у которого все углы прямые, называется
прямоугольником». Призыв «вдумайтесь!» для большинства бесполезен. Чтобы в
2 действительности побуждать учащихся к вдумчивому чтению, лучше дать конкретное
задание, и указать, что и как должны ученики сделать.
Создадим проблемную ситуацию. Прочитайте в учебнике определение прямоугольника и
установите, можно ли его видоизменить таким образом: «Параллелограмм, у которого есть
прямой угол, называется прямоугольником». Ясно, что такое задание учащиеся не могут
выполнить без вдумчивого чтения, без анализа сопоставления обеих формулировок.
В таком случае учащиеся лучше запомнят определение, чем при его чтении без
конкретного задания.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не
знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в
виде темы урока.
Методы постановки учебной задачи:
подводящий к теме от проблемной ситуации диалог,
подводящий к теме без проблемы диалог;
разгадывание сканворда, который формулирует тему урока.
Например, задача. Как маме разделить 5 яблок между троими детьми?
Дети предлагают свои варианты и сталкиваются с тем, что не знают, как записать результат
деления…
Учебная задача – запись неправильной дроби в виде смешанного числа и наоборот.
На данном этапе урока можно привести историческую справку: Леонардо Пизанский
(Фибоначчи) впервые ввел запись обыкновенной дроби и смешанных чисел, а на экране
показать слайд с портретом ученого на фоне Пизанской башни.
Перед изучением темы «Отношения», учитель беседует с детьми об отношениях:
отношения между родственниками (родственные),отношения между сверстниками
(дружеские), отношения между партнерами по бизнесу (деловые),отношения между
3 странами: политические (дипломаты), экономические (экономисты). А мы поговорим об
отношениях между числами.
Ответ на сканворд формулирует тему урока «Сложение и вычитание смешанных чисел».
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Цель: решение задач и обсуждение проекта их решения.
Способы:
диалог, групповая или парная работа:
организация самостоятельной исследовательской деятельности;
выведение алгоритма.
Новые знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого
под руководством учителя. Новые правила учащиеся пытаются сформулировать своими
словами.
4 В завершении подводится итог и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов
действий. Для лучшего их запоминания, где возможно, используется приём перевода
математических правил на язык образов.
V. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Способы: фронтальная работа, работа в парах.
Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение
продуктивных заданий.
Пример. Известны координаты пятнадцати точек: 1(4, 1), 2(4, 2), 3(1, 2), 4(4, 5), 5(2, 5), 6(4,
7), 7(3, 7), 8(5, 9), 9(7, 7), 10(6, 7), 11(8, 5), 12(6, 5), 13(9, 2), 14(6, 2), 15(6, 1). Если
отметить эти точки на координатной плоскости, а затем соединить их отрезками в
последовательности 1—2—3—4—5—6—7—8—9—10—11—12 —13—14—15—1, то
получим следующий рисунок:
5 VI .Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и
самоконтроль.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Небольшой объем самостоятельной работы, выполняется письменно. При проведении
самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.
6 При проверке работы каждый должен себя проверить всё ли он понял, запомнил ли новые
правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.
Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат
новый алгоритм или новое понятие. Затем выполнить упражнения, в которых новые знания
используется вместе с изученными ранее. При повторении ранее изученного материала
используются игровые элементы. Можно предложить задание с исторической справкой.
Например,во времена Средневековья в Европе свойства магических квадратов считались
волшебными. Они служили талисманами. Считалось, что они защищают тех, кто их носил,
от разных бед. Сейчас мы составим магические квадраты.
Для красного квадрата магическое число
А что означает магическое число? (Сумма чисел по вертикалям, горизонталям и
диагоналям равна магическому числу).
Какое действие мы выполняем, при заполнении пустых клеток квадрата? Как заполнили
первую клетку? (Нужно магическое число представить в виде неправильной дроби, и
вычесть из него сумму двух известных дробей, стоящих по вертикали, горизонтали или
диагонали).
Пусть эти магические квадраты будут вашими талисманами.
Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса
к урокам.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
7 Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов
деятельности своей и всего класса.
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы без вариантов ответа:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания?
Вопросы с вариантами ответа.
1. Результатом своей личной работы на уроке считаю, что я…
А. Разобрался в теории (правилах).
Б. Научился решать примеры и задачи.
В. Повторил весь изученный материал.
2. Чего вам не хватало на уроке при решении заданий:
А. Знаний. Б. Времени.
В. Желания. Д. Решал нормально.
3. Кто (что) оказывал вам помощь в преодолении трудностей на уроке?
А. Одноклассники. Б. Учитель.
В. Учебник. С. Никто.
Таким образом организованный урок способствует формированию у учащихся позитивных
эмоций от математической деятельности, развитию способностей к занятиям математикой,
обеспечивает коммуникативную включенность всех учащихся в образовательный процесс.
8
ИЗМЕНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО.
ИЗМЕНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО.
ИЗМЕНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО.
ИЗМЕНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО.
ИЗМЕНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО.
ИЗМЕНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО.
ИЗМЕНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО.
ИЗМЕНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.