«Изменение двигательных показателей девушек 16-17 лет под влиянием занятий аэробикой.»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 08.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Можно полгать, что качество жизни, физическое благополучие человека, в первую очередь зависят от его желания вести полноценный, активный образ жизни, не ограниченный, как следствие, проблемами со здоровьем. Именно поэтому, в настоящие время занятия аэробикой приобретают все большую популярность, так как носят оздоровительный и общеукрепляющий характер. Проблема ухудшения здоровья людей, особенно актуальна в настоящее время по причине плохой экологии, неправильного питания, малоподвижного образа жизни, пагубного влияния вредных привычек.
Иконка файла материала 257097.doc
«Изменение двигательных показателей девушек 16­17 лет под влиянием занятий аэробикой.»2                  Оглавление Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические основы изменения двигательных показателей  девушек под влиянием занятий аэробикой…………………………………..5 1.1. Характеристика различных видов аэробики…………………………….5 1.2. Понятие о физических качествах человека………………………………..13 1.3. Влияние занятий аэробики на организм………………………………….23 Глава 2.Задачи, методы и организация исследования…………………….33 2.1 Задачи исследования………………………………………………………...33 2.2 Методы  исследования………………………………………………………33 2.3 Организация исследования………………………………………………..39 Глава 3. Результаты исследования…………………………………………..41 3.1. Методика проведения занятия……………………………………………..41 3.2 Анализ исследования………………………………………………………..45 Выводы…………………………………………………………………………..55 Заключение……………………………….……………………………………..57 Список использованных источников………………………………………..593            ВВЕДЕНИЕ Актуальность   темы.  На   современном   этапе   развития   общества   все более актуальными становятся исследования, связанные со здоровым  образом жизни.   Наиболее   важно   в   этом   смысле   изучение   методологии,     систем физической тренировки, а так же способов повышения интереса к занятиям физкультурой, в частности – фитнесом, аэробикой. Вместе с тем важно, что на   данных   занятиях   решаются   не   только   оздоровительные,   но   и воспитательные, образовательные задачи,  чтó будет отражено в нашей работе.                      В данной дипломной работе освещается понятие «аэробика», ее специфика   как   вида   двигательной   активности,   ее   влияние   на   организм,   а также различные виды и направления современной фитнес­аэробики. В   работе   рассматриваются     изменения   двигательных   показателей человека   при   занятиях   аэробикой,  результат   влияния   данной   двигательной активности на различные системы организма.                         Можно полгать, что   качество жизни, физическое благополучие человека,   в   первую   очередь   зависят   от   его   желания   вести   полноценный, активный   образ   жизни,   не   ограниченный,   как   следствие,   проблемами   со здоровьем.   Именно   поэтому,   в   настоящие   время   занятия   аэробикой приобретают все большую популярность, так как носят оздоровительный и общеукрепляющий характер. Проблема ухудшения здоровья людей, особенно актуальна   в  настоящее   время   по   причине   плохой   экологии,   неправильного   пагубного   влияния   вредных питания,   малоподвижного   образа   жизни,   привычек.4 Цель   исследования  –   совершенствование   двигательных   показателей девушек под влиянием занятий аэробикой.  Гипотеза   исследования.   Предполагается,   что   занятия   аэробикой   по программе,   построенной   на   сочетаниях   разнообразных   средств   и   методов тренировки,   будут   способствовать   улучшению   двигательных   показателей девушек 16­17 лет. Объект исследования – тренировочный процесс занятий аэробикой на контингенте девушек 16­17 лет. Предмет исследования – изменение двигательных показателей девушек под влиянием занятий аэробикой по разработанной методике..          Практическая значимость. Разработанные методы и приемы занятий, предполагающие   использование   сочетаний   различных   принципов   и   средств фитнес­тренировки   позволяют   методически   обоснованно   планировать тренировочные занятия, получая от них максимальную практическую пользу. Рекомендуемая  программа занятий может быть использованна педагогами и инструкторами   в   различных   учебных   заведениях, организациях и фитнес клубах.   физкультурных5 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗМЕНЕНИЯ   ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕВУШЕК ПОД ВЛИЯНИЕМ  ЗАНЯТИЙ АЭРОБИКОЙ             1.1 Характеристика различных видов аэробики. Термин «аэробика» применительно к различным видам двигательной   предложил   имеющим   оздоровительную   направленность, активности, известный   американский   врач   Кеннет   Купер.   В   конце   60­х   годов   под   его руководством проводилась исследовательская работа для военно­воздушных сил   США   по   аэробной   тренировке.   Основы   этой   тренировки, ориентированные   на   широкий   круг   читателей,   были   изложены   в   книге «Аэробика», изданной в 1963 году.[25]  Термин «аэробный» заимствован из физиологии, он используется при определении   химических   и   энергетических   процессов,   обеспечивающих работу   мышц.   Известно,   что   обмен   веществ   при   возбуждении   мышцы представляет   собой   сложную   систему   химических   реакций.   Процессы расщепления сложных молекул на более простые сочетаются с процессами синтеза (восстановления) богатых энергией веществ. Один из этих процессов может идти только в присутствии кислорода, то есть в аэробных условиях. При   аэробных   процессах   вырабатывается   значительно   большее   количество энергии,   чем   при   анаэробных   реакциях.   Углекислый   газ   и   вода   являются основными продуктами распада при аэробном способе выработки энергии и легко   удаляются   из   организма   при   помощи   дыхания   и   пота.   К   видам двигательной   активности,   стимулирующим   повышение   потребления6 кислорода   во   время   занятий,   относятся   различные   циклические   движения, выполняемые с невысокой интенсивностью достаточно длительное время. [4] В   широком   смысле   к   аэробическим   формам   движения   относятся: ходьба, бег, плавание, катание на коньках, лыжах, велосипеде, и подобные им виды двигательной активности локомоторного типа. Учитывая,   что   уровень   аэробной   производительности   в   основном характеризуется   деятельностью   сердечнососудистой   и   дыхательной   систем организма,   которые,   в   свою   очередь,   в   значительной   степени   определяют состояние физического здоровья человека, использование термина «аэробика» соответствует целевой направленности оздоровительного фитнеса. В   более   узком   представлении   –   это   одно   из   направлений   фитнес­ программ, построенных на основе различных гимнастических упражнений. В настоящие время понятие «аэробика» полностью заменило существовавшие   «аэробные   танцы», до   этого   термин   «ритмическая   гимнастика», «танцевальные   упражнения»   и   т.п.,   характеризовавшиеся   выполнением физических упражнений.  Выполнение   общеразвивающих   и   танцевальных   упражнений, объединенных   в   непрерывно   выполняемый   комплекс,   также   стимулирует работу   сердечнососудистой   и   дыхательной   систем.   Это   и   дало   основание использовать термин "аэробика" для разнообразных программ, выполняемых под музыкальное сопровождение и имеющих танцевальную направленность. Это направление оздоровительных занятий получило огромную популярность во всем мире. [9,47] Современная аэробика – это красота и здоровье, семья и отдых, друзья и   общение.   Занимаясь   аэробикой,   человек   получает   удовольствие,   ведете активный   образ   жизни.   Лучшая   профилактика   многих   заболеваний­7 регулярные аэробные тренировки. Они заставляют сердце и сосуды постоянно работать,   адаптируясь   к   возрастающим   нагрузкам.   Поэтому   сердечно­ сосудистая   система   тренированного   человека   работает   слаженно   и эффективно, обеспечивая питанием все органы и ткани организма. Состояние сердца с возрастом постепенно ухудшается. Это подтверждают результаты тестирования   сердца   и   сосудов.   Известные   специалисты,   такие   как,   Н.А. Агаджанян, Н.Н.Шабатура и др., показывают, что средние показатели работы сердечно­сосудистой   системы   человека   ухудшаются   каждые   десять   лет жизни. При этом у тех, кто регулярно тренируется в аэробном режиме, эти показатели снижаются гораздо медленнее.[1] Старение предотвратить невозможно, но замедлить этот процесс,  под силу   каждому.  Надо  тренировать   сердце,   развивайть   силу,   гибкость   и выносливость,   тогда   человек   всегда   будет   выглядеть   и   чувствовать   себя намного моложе. Аэробика – это ключ к здоровому сердцу и реальный шанс дольше оставаться активными и полными сил. Одной   из   разновидностей   античной   греческой   гимнастики   была орхестрика­гимнастика   танцевального   направления.   В   античном   мире физические   упражнения   под   музыку   применялись   для   развития   хорошей осанки, походки и пластичности движений. Орхестрику справедливо считают предшественницей   всех   существующих   ритмических   и   ритмопластических систем упражнений, включая современную художественную гимнастику. На   рубеже   XIX­XX   веков   формируется   направление   в   гимнастике, связанное   с   именем   французского   физиолога   Ж.Демени.   Его   система упражнений основывалась на ведущем значении ритма и гармонии движений, на   чередовании   расслабления   и   напряжения   мышц.   Большое   значение физиолог   придавал   развитию   ловкости   и   гибкости.   Демени   настаивал   на непрерывности   движения,   закладывая   этим   основу   метода   поточного8 выполнения упражнений. Это одна из характерных особенностей ритмической гимнастики и аэробики.[ 29] Значительный рост популярности ритмики начался в начале XX века. Его   связывают   с   именем   Э.Ж.Далькроза.   Он   придавал   особое   значение чувству ритма в физической деятельности человека. Он впервые применил термин  «ритмическая   гимнастика».   Далькроз   создал   своего   рода   нотную грамоту движений, с помощью которой развивал у тренирующихся чувство ритма.   В   20­х   годах   прошлого   века   в   Петрограде   и   особенно   в   Москве появилось множество студий танца, в том числе Айседоры Дункан, в основу которых   легли   принципы   Э.Ж.Далькроза   и   популярных   в   то   время пластических танцев. С этого времени начинают активно развиваться студии и школы гимнастической направленности. В конце 60­х годов появляется новая форма   гимнастики   с   использованием   ритмичной   музыки   джаз­гимнастика. Основателем этого направления считается М. Бекман.[7] Уже   в   70­х   годах   прошлого   столетия   появляется   такая   форма   как   аэробные   танцы, оздоровительной   физической   активности, основоположником   которых   по   праву   называют   Дж.Соренсен.   Программа включает в себя ритмичный бег, прыжки, наклоны, махи, а также множество танцевальных   шагов   и   движений.   По   структуре   и   содержанию   занятий аэробные танцы стоят ближе всего к современной ритмической гимнастике и аэробике. Доктор   Кеннет   Купер   предложил   строго   дозированную   систему физических   упражнений,   имеющих   аэробный   характер   энергообеспечения (бег,   плавание,   лыжи).   Автор   выработал   четкую   и   логично   построенную систему самооценки с помощью таблиц, которые позволяют достаточно точно оценить   свое   физическое   состояние   и   тот   эффект,   который   приносят организму регулярные физические упражнения.[24]9 Вначале К. Купер в своей системе оздоровительных занятий предлагал только   циклические   виды   спорта,   но   вскоре   он   расширил   диапазон применяемых средств и включил в программу гимнастическую аэробику. В то время как джаз­гимнастика захватывает Европу, в Америке бурно развивается   направление   под   названием  «аэробические   танцы».   Известные актрисы   Джейн   Фонда,   Синди   Ром,   Марлен   Шарель   и   другие   ведут телевизионные аэробические программы. Их высокое актерское мастерство и двигательная культура способствуют популяризации танцевальной аэробики. В конце  80­х  и  начале 90­х  годов  прошлого  века  появляются  новые  виды аэробики, такие как степ, слайд, резист А­бол, аквааэробика и др. Современная аэробика не является новым видом физической культуры. Это   одна   из   разновидностей   гимнастики,   образовавшейся   на   фундаменте основной   гимнастики   и   впитавшей   в   себя   элементы   европейских гимнастических   школ,   восточной   культуры,   а   также   танцевальной   и хореографической подготовки. [46] Аэробика   в   наше   время   стала   настолько   популярной   и   модной,   что конгрессы и чемпионаты по этому виду спорта уже привычны. К сожалению, не всем от природы даны идеальная фигура и железное здоровье. Но стоит приложить   определенные   усилия,  и   можно   достичь   желаемых   результатов. Единственный   и   гарантированный   способ,   который   позволяет   изменить форму, объемы тела и, что немаловажно, закрепить полученный результат, это сочетание регулярных тренировок и аэробики, с подкреплением всего этого правильным режимом питания и психологическим настроем. [27] Основная   физиологическая   направленность   классической   аэробики, развитие   выносливости,   повышение   функциональных   возможностей кардиореспи­раторной системы. Специалисты выделяют базовую аэробику с10 низким   и  высоким  уровнем   нагрузки,  некоторые   авторы  вводят   и  понятие среднего   уровня.   Первый   рекомендуется   для   начинающих,   третий   для подготовленных, второй промежуточный вариант. Степ­аэробика  –   оздоровительная   аэробика   с   использованием специальной   степ­платформы   регулируемой   высоты.   Этот   вид   аэробики появился   в   90­х   годах   XX   и   разработан   американским   трениром   Джин Миллер.   Благодаря   своей   доступности,   эмоциональности   и   высокой оздоровительной   эффективности,   степ­аэробика   широко   используется   в занятиях   с   людьми   различного   возроста   и   уровня   физической подготовленности   и   быстро   завоевала   популярность.   В   США,   Германии, Дании степ­аэробика составляет около 50% от всех видов. Ее особенностью является   использование   специальной   степ­платформы.   Она   позволяет выполнять шаги, подскоки на нее и через нее в различных направлениях, а также использовать платформу при выполнении упражнений для брюшного пресса, спины и др. Ярусное устройство платформы регулирует высоту, а, следовательно, и физическую нагрузку, позволяет проводить одновременно занятия с людьми различной физической подготовленности, то есть делает процесс более индивидуальным. Памп­аэробика–оздоровительная   аэробика   ярко   выраженной атлетической   направленности   с   использованием   штанги,   что   не   мешает, однако,   развивать   и   выносливость.   Применяются   специальные   штанги различного веса в виде гимнастических палок, а также обычные штанги для тяжелой   атлетики.   Такие   занятия   рекомендуются   для   подготовленных занимающихся,   не   имеющих   отклонений   в   состоянии   здоровья.   Большой популярностью пользуются занятия такой аэробикой среди мужчин. Занятия памп–аэробикой часто проводятся с использованием другого оборудования, к примеру,  cтеп­платформы   или   слайда.   Поскольку   занятия   имеют   силовую11 направленность, то большое значение имеет правильная методика применения упражнений   стретчинга   в   заключительной   части,   что   позволяет   избежать сильных мышечных болей.     В зависимости от целей занятия стретчинга можно использовать:  в разминке для подготовки мышц;  для развития гибкости как отдельное занятие;  как релаксирующая процедура. Стретчинг  часто используется в качестве отдельной тренировки или с определенной целевой направленностью. Например, как средство ОФП – у пожилых,   как   ЛФК   –   для   профилактики   травматизма   у   спортсменов,   для восстановления   после   заболеваний,   травм,   повреждений,   как   средство корригирующей гимнастики. В этом аспекте используются не только эффекты стретчинга, приводящие к улучшению гибкости, но и другие его механизмы воздействия на организм. В то же время развитие гибкости – одно из главных назначений   стретчинга.   Под   гибкостью   можно   понимать   физическую способность   человека,   которая   проявляется   в   процессе   двигательной активности,   характеризуется   максимальной   амплитудой   движений   в определенных   суставах   и   зависит   от   особенностей   строения   и функционирования опорно­двигательного аппарата тела человека. Различают   два   вида   гибкости   –   пассивную   и   активную   гибкость. Первая определяется эластичностью и растяжимостью СТО (соединительно­   характеристиками   мышечных   волокон   и тканные   образования), особенностями   функционирования   рефлексов   спинного   мозга.   На   вторую, кроме того, влияет сила мышц антагонистов. Для этого, чтобы увеличилась пассивная   гибкость,   то   есть   запустились   морфологические   перестройки,12 приводящие к увеличению растяжимости мышц и СТО, надо их растянуть и удерживать в таком положении как можно дольше. Этому   препятствует   рефлекторное   сокращение   мышц   в   результате реакции   на   растяжение,   поэтому   суть   методики   стретчинга   с   целью увеличения пассивной гибкости сводится к двум моментам:  растяжение и удерживание мышц в растянутом положении;  ослабление   стретч­реакции   мышц   при   помощи   других   рефлексов спинного мозга и произвольной релаксации, чтобы мышцы расслабились и позволили удлинить себя. Для увеличения активной гибкости добавляется еще один компонент – увеличение силы мышц антагонистов при помощи силовых упражнений. Для ослабления стретч­реакции мышц существуют следующие способы стретчинга:   достаточно долгое удерживание растянутой мышцы. Если за это время занимающемуся   удастся   расслабиться   (включить   механизм   гамма   – регуляции   стретч­рефлекса),   то   импульсация   с   интрафузальных мышечных   волокон   ослабевает,   соответственно   ослабляется напряжение мышцы и она позволяет себя удлинить. Это сопровождается снижением   болевых   ощущений.   Если   же   расслабления   достичь   не удалось,   то   есть   так   называемой   адаптации   стретч­рецепторов   за типичное   для   стретча   время   (30­40   секунд)   не   наблюдается, электрическая активность мышц и болевые ощущения не ослабевают;  напряжение мышц­антагонистов. При этом на уровне спинного мозга по механизму   реципрокного   торможения   активизируются   реакции, притормаживающие   активность   альфа­мотонейронов   растягиваемых мышц;13  напряжение   мышцы   в   растянутом   состоянии   с   последующим   ее   После   произвольного   сильного   напряжения рсслаблением. (сократительные элементы интрафузальных волокон тоже напрягаются) мышца на короткий период времени расслабится и это позволит больше растянуть ее волокна и СТ;  похлопывание   по   растянутой   мышце,   ее   вибрация.   При   этом активизируются   сгибательный   рефлекс   и   импульсация   сухожильных телец   Голь–джи.   Эти   механизмы   позволяют   на   короткий   период расслабить мышцу и удлинить ее еще больше. 1.2 Понятие о физических качествах человека. Одной   из   основных   задач,   решаемых   в   процессе   физического воспитания,   является   обеспечение   оптимального   развития   физических качеств,   присущих   человеку.   Физическими   качествами   принято   называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря   которым   возможна   физическая   (материально   выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной   деятельности.   К   основным   физическим   качествам   относят мышечную   силу,   гибкость   и   ловкость. Применительно   к   динамике   изменения   показателей   физических   качеств   выносливость,   быстроту, употребляются термины «развитие» и «воспитание». Термин   «развитие»   характеризует   естественный   ход   изменений физического качества, а термин «воспитание» предусматривает активное и направленное   воздействие   на   рост   показателей   физического   качества.   В современной   литературе   используют   термины   «физические   качества»   и «физические (двигательные) способности». Однако они не тождественны. В самом   общем   виде   двигательные   способности   можно   понимать   как14 индивидуальные   особенности, возможностей данного человека.[5]   определяющие   уровень   двигательных Основу   двигательных   способностей   человека   составляют   физические качества, а форму проявления – двигательные умения и навыки.  Необходимо помнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует   понимать   процесс   развития   соответствующих   силовых   или скоростных   способностей.   У   каждого   человека   двигательные   способности развиты по­своему. В основе разного развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо­физиологических задатков:   анатомо­морфологические   особенности   мозга   и   нервной   системы (свойства нервных процессов); сила,   подвижность,   уравновешенность,   индивидуальные   варианты строения   коры,   степень   функциональной   зрелости   ее   отдельных областей и др.);  физиологические   особенности   сердечно­сосудистой   и   дыхательной систем;  максимальное   потребление   кислорода,   показатели   периферического кровообращения и др.;  биологические   (особенности   биологического   окисления,   эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);  телесные   (длина   тела   и   конечностей,   масса   тела,   масса   мышечной   и жировой ткани и др.);  хромосомные (генные). На   развитие   двигательных   способностей   влияют   также   и психодинамические   задатки   (свойства   психодинамических   процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.). О двигательных способностях человека судят не только по15 его достижениям в процессе какой­либо двигательной деятельности, но и по тому,   как   быстро   и   легко   он   приобретает   эти   умения   и   навыки   в   ходе моторного   обучения.   Способности   проявляются   и   развиваются   в   процессе деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых   факторов.   Практические   пределы   развития   человеческих   как   длительность способностей   определяются   такими   факторами, человеческой   жизни,   методы   воспитания   и   обучения   и   т.   д.,   но   вовсе   не заложены   в   самих   способностяхСовершенствование   методов   воспитания   и обучения   расширяет   границы   способностей.   Для   развития   двигательных способностей   необходимо   создавать   определенные   условия,   используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект   тренировки   этих   способностей   зависит,   кроме   того,   от индивидуальной реакции на нагрузки. [6] Педагог   по   физической   культуре   и   спорту   должен   хорошо   знать основные   средства   и   методы   развития   двигательных   способностей   и организации занятий. В этом случае он сможет точнее подобрать оптимальное сочетание   средств,   форм   и   методов   совершенствования   применительно   к конкретным   условиям.   Получить     информацию   об   уровне   развития двигательных   способностей   (высокий,   средний,   низкий)   можно   с   помощью соответствующих тестов (контрольных упражнений).[42] Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или   противостоять   ему   за   счет   мышечных   усилий   (напряжений).   Силовые способности – это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила». Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую­либо двигательную   деятельность.   При   этом   влияние   на   проявление   силовых способностей   оказывают   разные   факторы,   вклад   которых   в   каждом16 конкретном   случае   меняется   в   зависимости   от   конкретных   двигательных действий   и   условий   их   осуществления,   вида   силовых   способностей, возрастных, половых  и индивидуальных  особенностей человека.  Среди них выделяют следующие факторы:  собственно мышечные;  центрально­нервные;  личностно­психические;  биомеханические;  биохимические;  физиологические . Скоростные способности. Под скоростными способностями понимают возможности   человека,   обеспечивающие   ему   выполнение   двигательных действий   в   минимальный   для   данных   условий   промежуток   времени. Различают   элементарные   и   комплексные   формы   проявления   скоростных способностей.   К   элементарным   формам   относятся   быстрота   реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений. Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Примерами такого вида 1 реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового   пистолета   в   легкой   атлетике   или   в   плавании,   прекращение нападающего   или   защитного   действия   в   единоборствах   или   во   время спортивной   игры   при   свистке   арбитра   и   т.п.   Быстрота   простой   реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции – временному   отрезку   от   момента   появления   сигнала   до   момента   начала движения.   Латентное   время   простой   реакции   у   взрослых,   как   правило,   не превышает 0,3 с. Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта,17 характеризующихся   постоянной   и   внезапной   сменой   ситуации   действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). [16] Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте – это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется   мгновенно   выбрать   одно,   адекватное   данной   ситуации).   В   ряде видов   спорта   такие   реакции   одновременно   являются   реакциями   на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.). Временной интервал, затраченный на выполнение   одиночного   движения   (например,   удар   в   боксе),   тоже характеризует скоростные способности. Частота, или темп, движений – это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 с). В различных   видах   двигательной   деятельности   элементарные   формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности   с   другими   физическими   качествами   и   техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей.   К   ним   относятся:   быстрота   выполнения   целостных двигательных   действий,   способность   как   можно   быстрее   набрать максимальную скорость способность длительно поддерживать ее. С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз:  возникновения   возбуждения   в   рецепторе   (зрительном,   слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала;  передачи возбуждения в центральную нервную систему;  перехода   сигнальной   информации   по   нервным   путям,   ее   анализа   и формирования эфферентного сигнала;  проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце;  возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.18 Максимальная   частота   движений   зависит   от   скорости   перехода двигательных   нервных   центров   из   состояния   возбуждения   в   состояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов. На быстроту,   проявляемую   в   целостных   двигательных   действиях,   влияют: частота   нервно­мышечной   импульсации,   скорость   перехода   мышц   из   фазы напряжения   в   фазу   расслабления,   темп   чередования   этих   фаз,   степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их  синхронная  работа. С  биохимической   точки  зрения  быстрота  движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее   расщепления   и   ресинтеза.   В   скоростных   упражнениях   ресинтез   АТФ происходит   за   счет   фосфорокреатинового   и   гликолитического   механизмов (анаэробно без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0–   сопоставление 10%.   Генетические   исследования   (метод   близнецов, скоростных   возможностей   родителей   и.   детей,   длительные   наблюдения   за изменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60­ 88% определяется наследственностью.[12] Целенаправленные   воздействия   или   занятия   разными   видами   спорта оказывают   положительное   влияние   на   развитие   скоростных   способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5–20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет. [2] Выносливость  –   это   способность   противостоять   физическому утомлению   в   процессе   мышечной   деятельности.   Мерилом   выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах19 физических   упражнений   (ходьба,   бег,   плавание   и   т.п.)   измеряется минимальное   время   преодоления   заданной   дистанции.   В   игровых   видах деятельности   и   единоборствах   замеряют   время,   в   течение   которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В   сложнокоординационных   видах   деятельности,   связанных   с   выполнением точности   движений   (спортивная   гимнастика,   фигурное   катание   и   т.п.), показателем   выносливости   является   стабильность   технически   правильного выполнения действия. Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость  – это способность длительно выполнять работу умеренной   интенсивности   при   глобальном   функционировании   мышечной системы.   Это   так   называемая   аэробная   выносливость.   Человек,   который может   выдержать   длительный   бег   в   умеренном   темпе   длительное   время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возможности   аэробной   системы   энергообеспечения,   функциональная   и биомеханическая  экономизация.  Общая выносливость   играет  существенную роль   в   оптимизации   жизнедеятельности,   выступает   как   важный   компонент физического   здоровья   и,   в   свою   очередь,   служит   предпосылкой   развития специальной выносливости. Специальная   выносливость  –   это   выносливость   по   отношению   к определенной   двигательной   деятельности.   Специальная   выносливость классифицируется:   по   признакам   двигательного   действия,   с   помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по   признакам   двигательной   деятельности,   в   условиях   которой   решается двигательная   задача   (например,   игровая   выносливость);   по   признакам взаимодействия   с   другими   физическими   качествами   (способностями), необходимыми   для   успешного   решения   двигательной   задачи   (например,20 силовая   выносливость, выносливость и т.д.).   скоростная   выносливость,   координационная Различные  виды  выносливости  независимы  или  мало  зависят  друг  от друга.   Например,   можно   обладать   высокой   силовой   выносливостью,   но недостаточной   скоростной   или   низкой   координационной   выносливостью. Проявление   выносливости   в   различных   видах   двигательной   деятельности зависит   от   многих   факторов:   биоэнергетических,   функциональной   и биохимической   экономизации,   функциональной   устойчивости,   личностно­ психических,   генотипа   (наследственности),   среды   и   др.   Биоэнергетические факторы   включают   объем   энергетических   ресурсов,   которым   располагает организм, сердечнососудистой,   и   функциональные   возможности   его   систем   (дыхания,   обеспечивающих   обмен,   выделения   и   др.), продуцирование и восстановление энергии в процессе работы. Образование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических   превращений.   Основными   источниками   энергообразования   при этом   являются   аэробные,   анаэробные   гликолитические   и   анаэробные алактатные   реакции,   которые   характеризуются   скоростью   высвобождения энергии,   объемом   допустимых   для   использования   жиров,   углеводов, гликогена,   АТФ,   КТФ,   а   также   допустимым   объемом   метаболических изменений в организме. Развитие   выносливости   происходит   от   дошкольного   возраста   до, ориентировочно, 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет. Гибкость  это способность выполнять суставные движения с большой амплитудой.   Термин   «гибкость»   более   приемлем,   если   имеют   в   виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам   правильнее   говорить   «подвижность»,   а   не   «гибкость»,   например21 «подвижность   в   плечевых,   тазобедренных   или   голеностопных   суставах». Хорошая   гибкость   обеспечивает   свободу,   быстроту   и   экономичность движений,   увеличивает   путь   эффективного   приложения   усилий   при выполнении физических упражнений. Недостаточно   развитая   гибкость   затрудняет   координацию   движений человека,   так   как   ограничивает   перемещения   отдельных   звеньев   тела.   По форме проявления различают гибкость активную и пассивную. При активной гибкости движение с большой амплитудой выполняют за счет собственной активности   соответствующих   мышц.   Под   пассивной   гибкостью   понимают способность   выполнять   те   же   движения   под   воздействием   внешних растягивающих   сил:   усилий   партнера,   внешнего   отягощения,   специальных приспособлений   и   т.п.   По   способу   проявления   гибкость   подразделяют   на динамическую и статическую. [3] Динамическая   гибкость   проявляется   в   движениях,   а   статическая   в позах.   Выделяют   также   общую   и   специальную   гибкость.   Общая   гибкость характеризуется   высокой   подвижностью   (амплитудой   движений)   во   всех суставах   (плечевом,   локтевом,   голеностопном,   позвоночника   и   др.); специальная   гибкость   –   амплитудой   движений,   соответствующей   технике конкретного двигательного действия. Проявление гибкости зависит от ряда факторов.   Главный   фактор,   обусловливающий   подвижность   в   суставах   – анатомический. Ограничителями движений являются кости. Форма костей во многом   определяет   направление   и   размах   движений   в   суставе   (сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинация, пронация, вращение). Гибкость обусловлена   центрально­нервной   регуляцией   тонуса   мышц,   а   также напряжением   мышц­антагонистов.   Это   значит,   что   проявления   гибкости зависят   от   способности   произвольно   расслаблять   растягиваемые   мышцы   и напрягать   мышцы,   которые   осуществляют   движение,   т.е.   от   степени22 совершенствования   межмышечной   координации.   На   гибкость   существенно влияют внешние условия:    время суток (утром гибкость меньше, чем днем и вечером); температура воздуха (при 20 – 30°С гибкость выше, чем при 5 – 10 °С);  разминка (после разминки продолжительностью 20 мин гибкость выше, чем до разминки);  разогрев   тела   (подвижность   в   суставах   увеличивается   после   10   мин нахождения в теплой ванне при температуре воды +40. °С или после 10 мин пребывания в сауне). Фактором, влияющим на подвижность в суставах, является также общее функциональное   состояние   организма   в   данный   момент:   под   влиянием утомления   активная   гибкость   уменьшается  (за   счет   снижения   способности мышц   к   полному   расслаблению   после   предшествующего   сокращения),   а пассивная   увеличивается   (за   счет   меньшего   тонуса   мышц, противодействующих растяжению). Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15­17 лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9­10   лет,   а   для   активной­10­14   лет.   Целенаправленно   развитие   гибкости должно начинаться с 6­7 лет. У детей и подростков 9­14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. Двигательно­координационные   способности.   Л   о   в   к   о   с   т   ь   – способность   человека   быстро,   оперативно,   целесообразно,   т.е.   наиболее рационально,   осваивать   новые   двигательные   действия,   успешно   решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. К   о   о   р   д   и   н   а   ц   и   о   н   н   ы   е      с  п   о   с   о   б   н   о   с   т   и,  которые характеризуются   точностью   управления   силовыми,   пространственными   и23 временными   параметрами   и   обеспечиваются   сложным   взаимодействием центральных   и   периферических   звеньев   моторики   на   основе   обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные   возрастные   особенности.   Так,   дети   4­6   лет   обладают   низким уровнем   развития   координации,  нестабильной   координацией   симметричных движений.   Двигательные   навыки   формируются   у   них   на   фоне   избытка ориентировочных,   лишних   двигательных   реакций,   а   способность   к дифференцировке   усилий   низкая.   В   возрасте   7­8   лет   двигательные координации   характеризуются   неустойчивостью   скоростных   параметров   и ритмичности.   В   период   от   11   до   13­14   лет   увеличивается   точность   улучшается   способность   к дифференцировки   мышечных   усилий, воспроизведению   заданного   темпа   движений.   Подростки   13­14   лет отличаются   высокой   способностью   к   усвоению   сложных   двигательных координации, что обусловлено завершением формирования функциональной   достижением   максимального   уровня   во сенсомоторной   системы, взаимодействии   всех   анализаторных   систем   и   завершением   формирования основных   механизмов   произвольных   движений.   В   возрасте   14­15   лет наблюдается некоторое снижение способности к пространственному анализу и координации движений. В период 16­17 лет продолжается совершенствование двигательных   координаций   до   уровня   взрослых,   а   дифференцировка мышечных   усилий   достигает   оптимального   уровня.   В   онтогенетическом развитии двигательных координации способность ребенка к выработке новых двигательных   программ   достигает   своего   максимума   в   11­12   лет.   Этот возрастной   период   определяется   многими   авторами   как   особенно поддающийся   целенаправленной   спортивной   тренировке.   Замечено,   что   у мальчиков   уровень   развития   координационных     способностей   с   возрастом выше,   чем   у   девочек.   По   этой   причине   развитие   двигательных   качеств24 является обязательной и неотъемлемой частью для полноценной и здоровой жизни.[11] 1.3. Влияние занятий аэробикой на организм. Фитнес­программы,   основанные   на   аэробике,   обладают   комплексным воздействием на организм занимающихся. При этом фактически в любом виде аэробики можно достичь главных целей оздоровительного фитнеса – развить кардиореспираторную выносливость, силу, силовую выносливость, гибкость. Оздоровительный   эффект   определяется   как   видом   аэробики,   так   и рациональным построением занятий.[17,46,48] Физические   нагрузки  благотворно   влияют   и  на  дыхательную   систему человека,   поскольку   в   процессе   тренировок   увеличивается   число   альвеол, участвующих в работе, возрастает жизненная емкость легких. Дыхательный аппарат,   развитый   таким   образом,   позволяет   лучше   усваивать   кислород, обеспечивающий   полноценную   жизнедеятельность   клеток,   и   тем   самым повышает работоспособность организма. В   состоянии   покоя   у   тренированного   человека   частота   дыхания снижается, и это дает возможность организму (даже при поступлении в легкие такого же количества кислорода, что и до начала регулярных тренировок) извлечь из легких большее количество кислорода. При мышечной активности потребность в кислороде возрастает, и в работу включаются так называемые резервные альвеолы, участки их расположения начинают активно снабжаться кровью,   повышается   насыщенность   кислородом   легких,   значительно снижающая   риск   возникновения   воспалительных   процессов.     Кроме   того, наблюдается усиление интенсивности движения диафрагмы и увеличение ее амплитуды при работе, что позволяет активизировать приток и отток крови во внутренних   органах.   О   важности   развития   дыхательного   аппарата25 свидетельствует   серьезное   отношение   к   данному   процессу   последователей многих оздоровительных систем и методик. [19] Немаловажное   значение   имеет   влияние   тренировочного   процесса   на активную часть двигательного аппарата человека, т.е. на мышечную массу, которая у женщин составляет 33­35% от веса тела, у мужчин – 42%. При отсутствии нагрузки (или при необоснованно пониженной нагрузке) мышцы   быстро   уменьшаются   в   объеме,   становятся   слабее,   капилляры   их сужаются,   волокна   становятся   тоньше,   из   чего   можно   заключить,   что гиподинамия отрицательно действует и на мышцы. При умеренных нагрузках мышечный аппарат укрепляется, улучшается его кровоснабжение, в работу вступают   резервные   капилляры.   Если   нагрузка   в   течение   определенного периода времени была чрезмерной, то целесообразно ее снижать постепенно, чтобы в мышцах не возникало нежелательных явлений. Немаловажное   значение   имеет   сочетание   в   процессе   тренировки статических   или   динамических   упражнений.   Упражнения   с   преобладанием статических   элементов  способствуют   резкому  увеличению   объема  и  массы мышц.   Миофибриллы   (сократительный   аппарат)   в   мышечном   волокне приобретают рыхлую структуру, длительное сокращение мышечных пучков   усиленно   развивается затрудняет   внутриорганное   кровообращение, узкопетлистая, с неодинаковым просветом, капиллярная сеть. При нагрузках преимущественно динамического характера, которые преобладают в уроках оздоровительной аэробики, вес и объем мышц увеличиваются в значительно меньшей   степени,   происходит   удлинение   мышечной   части   и   укорочение сухожильной. Чередование сокращений и расслаблений мышцы не нарушает кровообращения,   количество   капилляров   увеличивается,   ход   их   остается более прямолинейным. Количество нервных волокон в мышцах, выполняющих работу   динамического   характера,   превышает   их   количество   в   мышцах,26 выполняющих   преимущественно   статическую   нагрузку,   в   4­5   раз. Соответственно,   контакт   нервных   волокон   с   мышцей   увеличивается,   что обеспечивает   лучшее   поступление   нервных   импульсов   в   мышцу.   Следует рассмотреть еще; один важный результат систематических занятий спортом, положительно   влияющий   на   состояние   здоровья.   Речь   идет   о   позитивном, влиянии   на   костную   систему   занимающихся.   Известно,   что   костная   ткань постоянно   обновляется,   этот   процесс   вполне   естествен   для   здорового организма. В период детства и юности кости наращивают свою максимальную плотность,   а   затем,   спустя   несколько   лет,   начинается   ежегодная   потеря костной массы – по 1 % в год от общей костной массы, у женщин  после менопаузы эти потери возрастают до 2­3 % ежегодно, а поскольку с возрастом новая   ткань   образуется   всё   медленнее,   а   старая   теряется   быстрее,   кости истончаются, становятся хрупкими. [37,41] Доказано,   что   регулярные   физические   упражнения   не   только предотвращают   указанные   потери,   но   иногда   даже   могут   способствовать увеличению плотности костей (при правильном образе жизни и полноценном питании).[45]  Разумеется, возрастной критерий является одним из основополагающих при   подборе   соответствующей   физической   нагрузки,   однако,   о   полном   ее исключении   с   последующим   переходом   к   малоподвижному   образу   жизни только   по   причине   преклонного   возраста   не   может   идти   и   речи.   Уроки аэробики строятся таким образом, чтобы занимающиеся получали адекватную нагрузку,   отвечающую   уровню   их   подготовленности;   в   то   же   время   в структуре уроков прослеживается направленность на гармоничное развитие основных мышечных групп занимающихся.[21,42] Не   подлежит   сомнению   факт   положительного   влияния   аэробики   на состояние   здоровья   занимающихся   (такие   уроки   способствуют   снятию27 усталости, повышению сопротивляемости организма инфекциям, омоложению клеток   и   тканей   организма   и   т.д.).   В   процессе   занятий   развивается   такое жизненно важное физическое качество как сила различных мышечных групп, а выполнение аэробных упражнений длительностью до 40 минут способствует развитию   выносливости.   Проработка   отдельных   суставов   увеличивает   их подвижность, а разнообразные по форме упражнения вырабатывают ловкость и координацию движений.[23] Огромнейшее   влияние   оказывает   аэробика   на   сердечно­сосудистую систему.  Cердце человека, не привыкшего к физическим нагрузкам, за одно сокращение (систолу) в состоянии покоя выталкивает в аорту до 70 мл крови, т.е. за минуту 3,5­5 л. Систематические тренировки способствуют увеличению этого   показателя   до   110   мл,   а   при   тяжёлых   физических   нагрузках   цифра возрастает до 200 мл и более. Это свидетельствует о возможности развития резервной мощности сердца.               Эффект тренированности организма состоит в благотворном влиянии на частоту сердечных сокращений за минуту, количество которых составляет в среднем 65 ударов и ниже в состоянии покоя, благодаря чему увеличивается время   расслабления   сердца   (диастола),   в   момент   которого   этот   орган получает артериальную кровь, богатую кислородом. Кроме того, при легкой нагрузке   сердце   тренированного   человека   работает   более   экономно, увеличивая   ударный   выброс   крови,   в   то   время   как   у   человека неподготовленного резко возрастает количество сердечных сокращений. Заболевания крови и органов кровообращения представляют собой одну из основных причин заболеваемости и смертности в промышленно развитых странах мира. Подавляющее большинство взрослого населения страдает от какой либо формы патологии системы кровообращения и сердечнососудистой системы.   Значимость   профилактических   мероприятий,   в   том   числе28 физических   упражнений,   определяется   масштабами   нанесенного   этими заболеваниями   ущерба.   Как   показали   эпидемиологические   исследования последних 40 лет, физические упражнения, реальный путь к продлению жизни, сохранению   активности   и   здоровья.   В   то   же   время   низкая   физическая активность   рассматривается   как   составная   часть   многофакторного   риска заболевания органов кровообращения. [15] Тренировка   в   значительной   степени   улучшает   насосную   функцию сердца.   Один   из   важнейших   эффектов   тренировки   –   замедление   пульса   в покое.   Это   является   признаком   более   низкого   потребления   кислорода миокардом,   т.е.   усилением   зашиты   от   ишемической   болезни   сердца. Адаптация   периферического   звена   кровообращения   включает   целый   ряд сосудистых   и   тканевых   изменений.   Мышечный   кровоток   при   нагрузках значительно возрастает и может увеличиваться в 10 раз, что требует усиления работы сердца. В тренированных мышцах возрастает плотность капилляров. Увеличение   артериовенозной   разницы   по   кислороду   происходит   за   счет возрастания мышечных митохондрий и количества капилляров, а также более эффективного   шунтирования   крови   из   неработающих   мышц   и   органов брюшной   полости.  Повышается   активность   окислительных   ферментов.   Эти изменения   снижают   количество   крови,   требующейся   мышцам   при   работе. Увеличение   кислородтранспортной   способности   крови   и   способности эритроцитов   отдавать   кислород   еще   больше   увеличивает   артериовенозную разницу.   Таким   образом,   наиболее   существенными   изменениями   при тренировке   являются   увеличение   окислительного   потенциала   мышц   и регионального   кровотока,   более   экономной   работы   сердца   в   покое   и   при средних   нагрузках.   В   результате   тренировок   существенно   уменьшается реакция артериального давления при различных нагрузках. Важную защитную роль играет изменение фибринолитической активности (уменьшение вязкости) крови   и   уменьшение   адгезии   (деформации)   тромбоцитов.   При   нагрузке29 повышается   свертываемость   крови,   но   одновременно   снижается   вязкость крови, что приводит к нормализации соотношения этих двух процессов. При нагрузках   зарегистрировано   6­кратное   повышение   фибринолитической активности крови.[13] Суммируя   имеющиеся   сведения,   можно   сказать,   что   физическая активность: уменьшает риск развития ишемической болезни сердца, снижая работу   сердца   в   покое,   и   потребность   миокарда   в   кислороде;   снижает артериальное давление, снижает частоту сердечных сокращений и склонность к   аритмии. эффективность   периферического   кровообращения,   Одновременно   увеличиваются:   коронарный   кровоток,   сократительная способность миокарда, объем циркулирующей крови и объем эритроцитов, устойчивость к стрессам.   Второй путь воздействия это – опосредованное влияние на факторы риска,   такие,   как   избыточная   масса   тела,   липидного   (жирового)   обмена,   употребление   алкоголя, курение,   в   частности, гипертоническую   болезнь   (ГБ).   Она   является   основным   по   значимости   что   провоцирует, фактором риска среди болезней органов кровообращения. Предпосылкой для практического   использования   физических   тренировок   при   «ГБ»   является снижение   артериального   давления   (АД)   под   влиянием   систематических тренировок.   Хорошо   известен   более   низкий   уровень   АД   у высококвалифицированных   спортсменов.   По   данным   наблюдений   среди физически активных контингентов частота ГБ достоверно меньше, чем среди малоподвижных   групп   населения.   Применяются   различные   тренировочные программы, но наиболее часто динамические упражнения, в том числе ходьба, бег,   велосипедные   прогулки,   т.е.   упражнения   с   участием   больших   групп мышц.   В   комплексные   программы   включаются   и   другие   виды   упражнений (общеразвивающие, гимнастические и др.), спортивные игры. Интенсивность,30 продолжительность и частота занятий, хотя и различаются, но обеспечивают тренирующее   воздействие.  Физкультурные   занятия   не   следует   проводить   в период   любых   острых   заболеваний,   включая   простудные,   и   в   периоды обострения хронических заболеваний. Большое значение в процессе занятий придается самоконтролю. [14,40] Один   из   важнейших   эффектов   физической   нагрузки   –   сокращение частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое (брадикардия) как проявление более экономной работы сердечной деятельности и более низкой потребности миокарда   в   кислороде.   Увеличение   продолжительности   фазы   диастолы (расслабления)   обеспечивает   больший   кровоток   и   лучшее   снабжение сердечной   мышцы   кислородом.   У   лиц   с  брадикардией   случаи   заболевания ишемической болезнью сердца (ИБС) значительно реже, чем у людей с более частым пульсом. [1,10] С ростом уровня тренированности потребность миокарда в кислороде снижается как в состоянии покоя, так и при субмаксимальных нагрузках, что свидетельствует   о   более   экономной   работе   сердечной   деятельности.   Это обстоятельство   является   физиологическим   обоснованием   необходимости адекватной физической тренировки для больных ИБС. Так, по мере роста тренированности и снижения потребности миокарда в кислороде повышается уровень   пороговой   нагрузки,   которую   испытуемый   может   выполнить   без угрозы   ишемии   миокарда   и   приступов   стенокардии   («грудная   жаба»   – наиболее   распространённая   форма   ИБС,   характеризующаяся   приступами сжимающих   загрудных   болей).   Наиболее   выражено   повышение   резервных возможностей   аппарата   кровообращения   при   напряжённой   мышечной деятельности: увеличение максимальной ЧСС, систолического и минутного объёма   крови,   артериовенозной   разницы   по   кислороду,   снижение   общего31 периферического   сосудистого   сопротивления   (ОПСС),   что   облегчает механическую работу сердца и увеличивает его производительность. [30] С   возрастом   существенно   снижается   способность   сердца   к максимальным   напряжениям,   что   проявляется   в   возрастном   уменьшении максимальной частоты сердечных сокращений (хотя ЧСС в покое изменяется незначительно). С возрастом функциональные возможности сердца снижаются даже при отсутствии клинических признаков ИБС. Так, ударный объём сердца в   покое   в   возрасте   25   лет   к   85   годам   уменьшается   на   30%,   развивается гипертрофия миокарда. Минутный объём крови в покое за указанный период уменьшается   в   среднем   на   55­60%.   Возрастное   ограничение   способности организма к увеличению ударного объёма и ЧСС при максимальных усилиях приводит к тому, что минутный  объём крови при предельных нагрузках  в возрасте 65 лет на 25­30% меньше, чем в возрасте 25 лет. С возрастом также происходят   изменения   в   сосудистой   системе,   снижается   эластичность крупных   артерий,   повышается   общее   периферическое   сосудистое сопротивление.   В   результате,   к   60­70   годам   систолическое   давление повышается   на   10   –   40   мм   рт.   ст.   Все   эти   изменения   в   системе кровообращения,   снижение   производительности   сердца   влекут   за   собой выраженное   уменьшение   максимальных   аэробных   возможностей   организма, снижение уровня работоспособности и выносливости.[35] С   возрастом   ухудшаются   и   возможности   дыхательной   системы человека. Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) начиная с 35­летнего возраста за год снижается в среднем на 7,5 мл на 1 м2 поверхности тела. Отмечено также снижение вентиляционной способности лёгких – уменьшение максимальной вентиляции   лёгких.   Хотя   эти   изменения   не   лимитируют   аэробные возможности   организма,   однако   они   приводят   к   уменьшению   жизненного32 индекса (отношение ЖЕЛ к массе тела, выраженное в мл/кг), который может прогнозировать продолжительность жизни. Существенно   изменяются   и   обменные   процессы:   уменьшается толерантность   к   глюкозе,   повышается   содержание   общего   холестерина   и триглицеридов   в   крови,   это   характерно   для   развития   атеросклероза (хроническое   сердечнососудистое   заболевание),   ухудшается   состояние опорно­двигательного аппарата: происходит разрежение костной ткани. Адекватная физическая тренировка, способна в значительной степени приостановить возрастные изменения различных функций. В любом возрасте с помощью   тренировки   можно   повысить   аэробные   возможности   и   уровень выносливости   –   показателей   биологического   возраста   организма   и   его жизнеспособности. [31] Резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижению функциональных возможностей людей среднего возраста, поэтому   так   важны   занятия   физической   культуры   с   раннего   возраста   и   в подростковый   период.   Таким   образом,   у   большей   части   современного населения   экономически   развитых   стран   возникла   реальная   опасность развития гипокинезии, т.е. значительного снижения двигательной активности человека, приводящего к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального   напряжения.   Синдром,   или   гипокинетическая   болезнь, представляет собой комплекс функциональных и органических изменений и болезненных   симптомов,   развивающихся   в   результате   рассогласования деятельности отдельных систем и организмов в целом с внешней средой. В связи со всем вышеизложенным очевидно, что физические упражения совершенно   необходимое   средство   укрепления   и   поддержания   здоровья людей.   Систематические   занятия   позволяют   приобрести   хорошее33 самочувствие,   улучшить   здоровье,   оказывают   эстетическое   воздействие   на занимающихся. Именно благодаря этому аэробика интенсивно развивается и приобретает всё большую популярность у людей разных возрастных категорий и разного уровня физической подготовленности.[38,15,47]           В целом изучение литературы по вопросу эффективности аэробических форм   занятий   физическими   упражнениями   позволяет   сделать   следующие предварительные выводы:  фитнес–тренинг   предназначен   для   достижения   сбалансированного состояния оптимального развития физической силы, гибкости, контроля за весом тела, коррекции сердечнососудистых возможностей организма, позитивного   физического   и   психического   настроения   и   реально способствует коррекции фигуры;  занятия   аэробикой   устраняют   гиподинамию,   а   эмоциональность   при проведении   занятий   улучшает   настроение,   ликвидируя   негативное влияние стрессов, но в меньшей степени воздействуют на формирование сбалансированного красивого тела.34                  Глава   2.ЗАДАЧИ,   МЕТОДЫ   И   ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1 Задачи исследования. Для   достижения   поставленной   цели   необходимо   решить   следующие задачи:  1.   Проанализировать   научно–методическую   литературу   по   вопросу динамики   двигательных   показателей   девушек, аэробикой;   занимающихся 2. Разработать вариант методики занятий аэробикой, совмещающий в себе разнообразные сочетания средств и методов аэробной тренировки и рассчитанной на работу с девушками 16­17 лет;35 3.   В   собственном   исследовании   изучить   изменение   двигательных показателей   девушек   под   влиянием   занятий   аэробикой   и экспериментально проверить эффективность разработанной методики.         2.2 Методы исследования.         Методы исследования: 1. Анализ научно­педагогической литературы; 2. Педагогический эксперемент; 3. Тестирование физических качеств; 4. Математико–статический анализ. 2.2.1.   Анализ   научно­педагогической   литературы.   Подготовка дипломной работы, как и любая научно­исследовательская работа, немыслима без   изучения   специальной   литературы.   Необходимо   помнить,   что исследовательская работа – это, прежде всего, обобщение уже имеющейся информации.   По   литературным   источникам   необходимо   ясно   себе представить   все   то,   что   имеет   отношение   к   изучаемой   проблеме:   ее постановку,   историю,   степень   разработанности,   применяемые   методы исследования и т.д. Особую направленность  эта работа  приобретает после выбора темы и установления конкретных задач исследования.  2.2.2 Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент – это специально   организуемое   исследование,   проводимое   с   целью   выяснения эффективности   применения   тех   или   иных   методов,   средств,   форм,   видов, приемов и нового содержания обучения и тренировки. В отличие от изучения сложившегося опыта с применением методов, регистрирующих лишь то, что уже   существует   в   практике,   эксперимент   всегда   предполагает   создание36 нового   опыта,   в   котором   активную   роль   должно   играть   проверяемое нововведение.  Педагогическая   наука   широко   использует   эксперимент   как   средство определения   истинности   принятой   рабочей   гипотезы.   Совершенствуется   и получает   дальнейшее   развитие   методика   проведения   эксперимента, приобретают новое содержание применяемые методы.  Проведение   педагогического   эксперимента   представляет   большую сложность,   и,   что   особенно   существенно,   его   содержание,   используемые методы   ни   в   коем   случае   не   должны   противоречить   общим   принципам. Каковы   бы   ни   были   результаты   эксперимента,   знания   занимающихся, приобретаемые   навыки   и   умения,   уровень   здоровья   не   должны   в   итоге исследований   снижаться   или   ухудшаться.   Поэтому   одним   из   основных мотивов   педагогического   эксперимента   всегда   является   введение   каких­то усовершенствований   в   учебно­тренировочный   процесс,   повышающих   его качество. Необходимость проведения педагогического эксперимента может возникнуть в следующих случаях:  когда   учеными   выдвигаются   новые   идеи   или   предположения, требующие проверки;  когда необходимо научно проверить интересный опыт, педагогические находки практиков, подмеченные и выделенные исследователями, дать им обоснованную оценку;  когда нужно проверить разные точки зрения или суждения по поводу одного   и   того   же   педагогического   явления,   уже   подвергшегося проверке  когда необходимо найти рациональный и эффективный путь внедрения в практику обязательного и признанного положения.37 Иногда   в   основу   педагогических   экспериментов   отдельные   авторы кладут   различные   признаки,   зависящие,   например,   от   цели,   условий проведения,   способа   комплектования   учебных   групп,   схемы   построения эксперимента и т.п., что в какой­то степени вносит некоторую путаницу в терминологию   и   затрудняет   понятие   сущности   вопроса.   Поэтому   мы посчитали   необходимым   в   основу   своей   группировки   положить направленность педагогического эксперимента и выделить в первую очередь сравнительный и независимый эксперимент (абсолютный). Независимый эксперимент  проводится на основе изучения линейной цепи ряда экспериментальных групп, без сравнения их с контрольными, путем накопления   и   сопоставления   данных   в   области   проверки   поставленной гипотезы.   В   случае,   когда   в   одной   группе   работа   (обучение,   тренировка) проводится с применением новой методики, а в другой – по общепринятой или   иной,   чем   в   экспериментальной   группе,   и   ставится   задача   выявления наибольшей   эффективности   различных   методик,   можно   говорить   о сравнительном   эксперименте.   Такой   эксперимент   всегда   проводится   на основе   сравнения   двух   сходных   параллельных   групп,   классов,   потоков   – экспериментальных и контрольных. В   зависимости   от   условий   проведения   педагогические   эксперименты можно подразделить на естественные и лабораторные. При этом проведение эксперимента   без   нарушения   хода   учебно­тренировочного   процесса   в обычных   для   занимающихся   условиях,   с   обычным   контингентом занимающихся   и   т.п.   можно   назвать   естественным,   т.е.   все   происходит   в естественных,   в   обыденных   условиях.   В   лабораторном   эксперименте допускается   искусственная   изоляция   одного   или   нескольких   спортсменов, учеников   от   основной   массы,   постановка   их   в   особые,   специально создаваемые условия, значительно отличающиеся от обычных.38 Проведение   эксперимента   в  настоящей   работе   позволило   объективно оценить результаты занятий аэробики. Нами было проведено исследование по изменению   двигательных   показателей   девушек   под   влиянием   занятий аэробикой.  2.2.3. Тестирование физических качеств. Для определения исходного уровня   подготовленности девушек было проведено   тестирование   по   измерению   выявления эффективности занятия аэробикой.   показателей   для   дальнейшего   Физические   тесты  используются   для   оценки   физических   качеств: силы, выносливости, гибкости, ловкости.                    Тест на ловкость:  10 прыжков на месте с произвольной высотой прыжка и частотой пульса 80 ударов в минуту под метроном. Фиксируется количество заступов за круг, имеющий радиус, на 2 см превосходящий длину стопы.            Тест на гибкость: наклон, вперед стоя на гимнастической скамейке – измеряется нижняя точка, до которой достают вытянутые пальцы рук.  Тест на силу:  прыжок с места в длину  – измеряется длина прыжка.  отжимания   от   скамьи   высотой   50   см–   фиксируется   максимальное количество повторений. Тест на выносливость:  бег 2 км. – регистрируется время за которое преодолевается данное расстояние.39 Представленная   ниже   таблица   позволяет   определить   уровень показателей   по   пятибальной   шкале   оценивания.   Она     достаточно   точно отражает     уровень   развития   физических   качеств   девушек   до   начала   и   по окончании   эксперимента.   При   этом   также   использовались   специально разработанные   тесты   оценивания, представлены ниже.    результаты   применения   которых Табл. 1­ Балльная оценка результатов тестирования Вид упражнений Ловкость (упр.) Гибкость (см) Прыжок   в   длину Сил а (см) Отжимания (раз) Выносливость.   Бег   2 км (мин­с) «5» 0 10 180 25 Оценки «4» 2 8 174 20 «3» 4 5 170 17 11­45 12­00 12­20 2.2.4.   Математико­статистический   анализ.   Педагогические исследования в области физического воспитания и спорта связаны, прежде всего,   с   изучением   учебно­тренировочного   процесса   и   направлены   на выявление эффективности той или иной методики обучения, тренировки и оздоровительной   работы.   При   этом   эффект   в   виде   определенного   уровня знаний, достигнутого испытуемыми, развития двигательных умений и навыков выступает   в   роли   своеобразного   индикатора,   свидетельствующего   о преимуществах   и   недостатках   используемых   методов,   приемов,   средств   и других способов педагогического воздействия на занимающихся. Для оценки результатов   педагогического   воздействия   широко   используются   методы качественного и количественного анализа.40 Способы   вычисления   достоверности   различий   в   начале   и   в   конце эксперимента.  В   большинстве   случаев   в   исследованиях   студентов, выполняющих   дипломные   работы,   могут   решаться   задачи   выявления эффективности той или иной методики обучения и тренировки с применением определенных средств, приемов и способов организации занятий.   В случае, когда   мы   имеем   дело   с   результатами,   полученными   в   начале   и   в   конце проведения эксперимента в одной и той же группе (например, при проведении абсолютного эксперимента), эти результаты считаются зависимыми.   С   этой   целью   рассчитывается   достоверность   различий   между полученными  результатами   в  начале  и в  конце  проведения  сравнительного педагогического   эксперимента.   В   педагогических   исследованиях   различия считаются   достоверными   при   5%­ном   уровне   значимости,   т.   е.   при утверждении того или иного положения допускается ошибка не более чем в 5 случаях из 100. Определение   достоверности   различий   по   t–критерию   Стьюдента. Критерий   Стьюдента   назван   в   честь   английского   ученого,   разработавшего данный метод. Это критерий является параметрическим, используется  для сравнения абсолютного показателя выборок. Выборки могут быть различными по объему.  Процедура обработки данных по критерию Стьюдента: 1. Находим критерий Стьюдента t по следующей Формуле: где  средние арифметическое выборки; м1,м2,–ошибки репрезентативности, выявленные на основание показателей сравниваемых выборок.41 2. Практика показала, что для спортивной работы достаточно принять надежность счета P=0.95.  3.На основание свойств нормального закона распределения в критерии Стьюдента осуществляется сравнение t и tгр. 4.Делаем выводы:   если  t≥tгр,   то   различие   между   сравниваемыми   выборками   статически недостоверно; если t