ИЗМЕРЕНИЕ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
rtf
воспитательная работа
7 кл—8 кл
29.01.2017
Введение стандартов второго поколения в школах вызывает много вопросов, один из которых связан с организацией внеурочной деятельности. С одной стороны, внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. С другой стороны, внеурочная деятельность является одной из форм организации свободного времени учащихся. Эффективность внеурочной деятельности в значительной степени зависит от заинтересованности школьников в этой деятельности. Интерес школьников к внеурочной деятельности проявляется по разному и характеризуется разными индикаторами. Чем больше будет учтено индикаторов, тем точнее будет выявлен интерес школьников к внеурочной деятельности.
Барашева ОГ, Маслак АА, Поздняков СА Измерение интереса школьников к внеурочной деятельности.rtf
УДК 373.1:5177
ИЗМЕРЕНИЕ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1Барашева О.Г., 2Маслак А.А., 3Поздняков С.А.
1ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет, филиал в г. Славянскена
Кубани, СлавянскнаКубани, Россия (353560 Россия, г. СлавянскнаКубани, ул.
Кубанская, 200) email: oksana.barasheva@mail.ru
2ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет, филиал в г. Славянскена
Кубани, СлавянскнаКубани, Россия (353560 Россия, г. СлавянскнаКубани, ул.
Кубанская, 200) email: anatoliy
_ maslak
@ mail
. ru
2ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет, филиал в г. Славянскена
Кубани, СлавянскнаКубани, Россия (353560 Россия, г. СлавянскнаКубани, ул.
Кубанская, 200) email: pozdnyakov
@ mail
_ sta
. ru
Сформирован и измерен на линейной шкале конструкт «интерес школьников к внеурочной
деятельности». Исследование проводилось в рамках теории измерения латентных переменных, на
основе модели Раша. Все индикаторы оказались совместимы друг с другом и поэтому весь набор
индикаторов использовался в качестве измерительного инструмента. Показано, что опросник обладает
хорошей дифференцирующей способностью и соответствует уровню интересов школьников к
внеурочной деятельности. Измерение на линейной шкале латентной переменной «интерес школьников
к внеурочной деятельности» позволило провести многофакторный дисперсионный анализ интереса
школьников к внеурочной деятельности в зависимости от формы деятельности и ожидаемых
результатов. Выявлены индикаторы, которые в наибольшей степени дифференцируют школьников с
низкой и высокой заинтересованностью во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, измерение латентных переменных, линейная
шкала, модель Раша.
MEASUREMENT OF SCHOOL STUDENTS’ INTEREST IN EXTRACURRICULAR
1Barasheva O.G., 2Maslak A.A., 3Pozdniakov S.A.
ACTIVITIES
1Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education, Branch at Slavyanskon
Kuban, Russia (353560 Russia, SlavyanskonKuban, street Kubanskaya,200), email:
oksana.barasheva@mail.ru
2Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education, Branch at Slavyanskon
Kuban, Russia (353560 Russia, SlavyanskonKuban, street Kubanskaya,200), email:
anatoliy_maslak@mail.ru
1 3Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education, Branch at Slavyanskon
Kuban, Russia (353560 Russia, SlavyanskonKuban, street Kubanskaya,200), email:
pozdnyakov_sta@mail.ru
The construct of school students’ "interest in extracurricular activities" is created and measured on a linear
scale. The research was conducted within the framework of the theory of measurement of latent variables based
on Rasch model. All indicators turned to be compatible with each other and therefore all set of indicators was
used as a measuring tool. It is shown that the questionnaire has the good differentiating ability and corresponds
to the level of interests of school students in extracurricular activities. Results of measurement on the linear scale
of the latent variable "interest in extracurricular activities" were used for analysis of variance of school
students’ interest in extracurricular activities depending on the form of activities and the expected results.
Indicators most of which differentiate school students with low and high interest in extracurricular activities are
revealed.
Keywords: extracurricular activities, measurement of latent variables, linear scale, Rasch model.
1.Введение
Введение стандартов второго поколения в школах вызывает много вопросов, один из
которых связан с организацией внеурочной деятельности. С одной стороны, внеурочная
деятельность это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая
способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных
стандартов общего образования. С другой стороны, внеурочная деятельность является одной
из форм организации свободного времени учащихся. Эффективность внеурочной
деятельности в значительной степени зависит от заинтересованности школьников в этой
деятельности. Интерес школьников к внеурочной деятельности проявляется по разному и
характеризуется разными индикаторами. Чем больше будет учтено индикаторов, тем точнее
будет выявлен интерес школьников к внеурочной деятельности.
2.Постановка задачи
Цель данной работы заключается в измерении на линейной шкале латентной
переменной «интерес школьников к внеурочной деятельности».
Для достижения данной цели необходимо:
сформировать набор индикаторов, характеризующий интерес школьников к
внеурочной деятельности;
оценить качество набора индикаторов, характеризующий интерес школьников к
внеурочной деятельности, как измерительного инструмента;
– измерить на линейной шкале интерес школьников к внеурочной деятельности;
2 – сравнить формы внеурочной деятельности по степени их привлекательности.
3.Данные
В исследовании приняли участие школьники 7 – 8 классов МБОУ СОШ 39 х.
Трудобеликовского Красноармейского района Краснодарского края, всего 150 человек.
Латентная переменная «интерес школьников к внеурочной деятельности» определяется
набором индикаторов, разработанный Барашевой О.Г.
4.Метод
Поскольку «интерес школьников к внеурочной деятельности» является латентной
переменной, то измерение этого конструкта осуществлялось в рамках теории латентных
переменных на основе модели Раша [6, 10]. Эта теория показала свою эффективность при
решении самых разных задач в социальных системах [3 – 11, 13].
Для измерения латентной переменной «интерес школьников к внеурочной
деятельности» использовалась диалоговая система ИЛП [12].
5. Результаты анализа
Первоочередной задачей при измерении латентной переменной является оценка
совместимости индикаторов, т.е. определение того, в какой мере индикаторы определяют
одну и ту же латентную переменную, в данном случае «интерес школьников к внеурочной
деятельности». Совместимость индикаторов осуществлялась на основе статистического
критерия Хиквадрат. Проведенный анализ показал, что собранные данные в целом
адекватны модели Раша, а значит, пригодны для измерения.
Характеристика измерительного инструмента – набора индикаторов
В табл. 1 приведена статистическая характеристика набора индикаторов.
Таблица 1 – Статистическая характеристика набора индикаторов
Номер
индикатора
2
7
5
8
11
Оценка
(логит)
1,848
1,328
0,995
0,654
0,434
Ошибка
(логит)
0,313
0,256
0,228
0,205
0,194
3
Хиквадрат
p
1,813
0,805
2,652
1,890
3,170
0,404
0,668
0,266
0,389
0,204 6
9
10
16
3
12
15
4
1
14
13
0,410
0,318
0,003
0,132
0,395
0,483
0,664
0,822
1,038
1,154
1,302
0,133
0,189
0,178
0,100
0,083
0,169
0,095
0,094
0,115
0,105
0,173
8,736
3,174
1,346
7,612
5,651
4,044
6,377
2,094
0,471
4,748
3,972
0,013
0,205
0,510
0,022
0,059
0,132
0,041
0,351
0,790
0,093
0,137
Индикаторы в табл. 1 упорядочены по возрастанию их значений на шкале латентной
переменой – от наименьшего значения ( 0,848 логит), к наибольшему (+ 1,302 логит).
В целях иллюстрации рассмотрим наиболее отличительные индикаторы:
наиболее "легкий" индикатор, который лучше других дифференцирует школьников с
низким интересом к внеурочной деятельности;
наиболее "трудный" индикатор, который лучше других дифференцирует города с
высоким интересом к внеурочной деятельности.
Наиболее полно поведение индикаторов описывается так называемыми
характеристическими кривыми, которые показывают, как значение индикатора зависит от
измеряемой латентной переменной. Ниже представлены характеристические кривые этих
отличительных индикаторов.
Характеристическая кривая индикатора, который лучше других дифференцирует
школьников с низкой заинтересованностью к внеурочной деятельности
Таким индикатором является индикатор 2 «Как Вы считаете, нужна ли внеурочная
деятельность в школьной программе?». Характеристическая кривая этого индикатора
представлена на рис. 1.
4 Рисунок 1. Характеристическая кривая индикатора 2 «Как Вы считаете, нужна ли внеурочная
деятельность в школьной программе?»
Этот и другие рисунки с характеристическими кривыми имеют следующую структуру.
По оси абсцисс отложены значения измеряемой латентной переменной (интерес к внеурочной
деятельности) в логитах. По оси ординат откладывается вероятность ожидаемого значения
индикатора. В данном случае значение индикатора варьируется от 0 до 1.
В верхней части рисунка расположена следующая информация:
– порядковый номер индикатора (2);
– название индикатора (здесь названия выбраны по умолчанию, в данных случаях это
Индикатор 2);
местоположение индикатора на шкале латентной переменной (Оценка = 1,848);
– статистика Хиквадрат, которая характеризует степень соответствия индикатора
модели Раша (Хикв = 1,813);
эмпирический уровень значимости статистики Хиквадрат (Р(Хикв.) = 0,404);
– объем выборки измеряемых объектов (N = 150).
Здесь наибольший интерес представляет степень соответствия индикатора модели Раша
поскольку именно этот показатель позволяет определить пригодность
(Р(Хикв.),
рассматриваемого индикатора для измерения латентной переменной.
Адекватность индикатора модели измерения определялась следующим образом.
Школьники, по полученным оценкам латентной переменной, делятся на несколько групп. Для
удобства интерпретации результатов анализа число групп выбрано равным трем. Далее для
каждой группы вычисляется среднее значение латентной переменной и на основе критерия
5 Хиквадрат определяется степень близости этих трех экспериментальных точек
характеристической кривой, построенной на основе модели Раша.
Значение статистики Р(Хикв.) = 0,404 > 0,05 свидетельствует о том, что по критерию
Хиквадрат экспериментальные точки, соответствующие средним значениям трех групп
близки модельной кривой.
То, что этот индикатор характеризует наименьший уровень интереса к внеурочной
деятельности, иллюстрируется тем, что школьники имеют высокие значения этого
индикатора. Поэтому данный индикатор лучше других дифференцирует школьников с низким
значением латентной переменной.
Характеристическая кривая индикатора, который лучше других дифференцирует
школьников с высокой заинтересованностью к внеурочной деятельности
Наибольший уровень заинтересованности к внеурочной деятельности характеризует
индикатор 13 «Посещали бы Вы занятия по внеурочной деятельности «Великий кутюрье»?».
Это означает, что данный индикатор лучше других дифференцирует школьников с высокой
заинтересованностью к внеурочной деятельности. Характеристическая кривая этого
индикатора представлена на рис. 2.
Рисунок 2. Характеристическая кривая индикатора 13 «Посещали бы Вы занятия по
внеурочной деятельности «Великий кутюрье»?»
Анализ результатов измерения
Расположение оценок латентной переменной и индикаторов, изображено на рис. 3.
6 В верхней половине рисунка изображена гистограмма распределения оценок школьников
на шкале интерес к внеурочной деятельности, в нижней половине – распределение оценок
индикаторов на этой же шкале.
Рисунок 3. Местоположение оценок школьников и индикаторов на шкале «интерес к
внеурочной деятельности»
Анализируя приведенную на рис. 3 информацию, можно сделать следующие заключения.
1. Оценки интереса школьников к внеурочной деятельности варьируются в диапазоне
от – 0,75 до +1,75 логит. Это свидетельствует о том, что школьники отличаются по интересу
к внеурочной деятельности.
2. Диапазон варьирования индикаторов значительно больше диапазона варьирования
оценок школьников и составляет 3,50 логит. Это свидетельствует о том, что разработанный
опросник позволяет измерять латентную переменную в широком диапазоне ее варьирования.
Анализ результатов измерения латентной переменной
Представляет интерес использовать результаты измерения латентной переменной для
сравнения форм проведения занятий внеурочной деятельности (фактор А) и ожидаемых
результатов внедрения внеурочной деятельности (фактор В) с точки зрения школьников.
Фактор А варьируется на 7 уровнях:
7 а1 – студии;
а2 – конференции;
а3 – школьные научные объединения;
а4 – соревнования;
а5 – поисковые и научные исследования;
а6 – психологические тренинги;
а7 – проектная деятельность.
Фактор В варьируется на 5 уровнях:
b1 – школьники станут более коммуникабельным и общительным
b2 школьники станут проявлять больший интерес к учебным предметам
b3 школьники станут проявлять больший интерес к искусству
b4 – школьники приобретут знания об обществе, нормах этического поведения
b5 – у школьников изменится отношение к базовым ценностям общества
В табл. 2 представлены результаты дисперсионного анализа интереса школьников к
внеурочной деятельности
Таблица 2 – Дисперсионный анализ оценок интереса школьников к внеурочной деятельности
Источник дисперсии Сумма квадратов
Степени
свободы
Средний
квадрат
Фактор А
Фактор В
Взаимодействие АВ
Ошибка
Всего
1,157
0,783
3,996
22,464
30,235
0,193
0,196
0,307
0,178
6
4
13
126
149
Fэксп
р
1,082
1,099
1,724
0,377
0,360
0,063
Проинтерпретируем полученные результаты. Как следует из табл. 2 все источники
дисперсии незначимы (р > 0,05). Тем не менее, представляет интерес сравнить формы
внеурочной деятельности (табл. 3).
Таблица 3 – Оценки школьников для различных форм внеурочной деятельности
Формы внеурочной
деятельности
Оценка
(логит)
Стандартная
ошибка (логит)
95% доверительный
интервал
Нижняя
граница
Верхняя
граница
8 a1
a2
a3
a4
a5
a6
a7
0,820
0,774
0,780
0,763
0,666
0,378
0,461
0,091
0,189
0,193
0,156
0,187
0,259
0,139
0,640
0,401
0,398
0,455
0,296
0,134
0,185
1,000
1,148
1,161
1,072
1,035
0,889
0,737
Результаты, приведенные в табл. 3 свидетельствует о том, что самый высокий интерес
школьников к студийной форме внеурочной деятельности (0,820 логит), а самый низкий к
психологическим тренингам (0,378 логит).
Ожидаемые результаты внедрения внеурочной деятельности представлены в табл. 4.
Таблица 4 – Оценки ожидаемых результатов внедрения внеурочной деятельности
Ожидаемые результаты
b1
b2
b3
b4
b5
Оценка
(логит)
0,711
0,585
0,406
0,878
0,753
Стандартная
ошибка
(логит)
95% доверительный
интервал
Нижняя
граница
Верхняя
граница
0,070
0,132
0,190
0,165
0,244
0,573
0,324
0,029
0,551
0,270
0,849
0,846
0,782
1,206
1,235
Из табл. 4 видно, что скорее всего, в результате внедрения внеурочной деятельности
школьники приобретут знания об обществе, нормах этического поведения. Наименее
ожидаемый результат это тот, что школьники станут проявлять больший интерес к искусству.
Выводы
1. Латентная переменная «интерес школьников к внеурочной деятельности»
определена операционально в виде набора индикаторов. Показано, что набор индикаторов
адекватен модели измерения и может быть использован как измерительный инструмент.
9 2. Использование теории измерения латентных переменных позволило измерить
интерес школьников к внеурочной деятельности на линейной шкале, что является важным
условием корректного применения дисперсионного анализа.
3. Получены оценки интереса школьников к различным формам внеурочной
деятельности. Представлены оценки ожидаемых результатов от внедрения внеурочной
деятельности.
Список литературы
1.
Баранова А. В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся [Текст] /
А. В. Баранова, А. В. Кисляков – М. : Просвещение, 2013. – 96 с.
2.
Григорьев Ю. В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность
школьников» [Текст] / Ю. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2011. –225 с.
3.
Дроздов В. И. Использование современной теории тестологии при оценке
качества АПИМ [Текст] / В. И. Дроздов, А. А. Маслак, Ю. М. Новиков // Известия Юго
Западного государственного университета. – 2008. – № 4 (25). – С. 8795.
4.
Летова Л. В. Исследование влияния неравномерного распределения тестовых
заданий в центре измерительной шкалы на стандартную ошибку измерения объектов
[Текст] / Л. В. Летова, А. А. Маслак, С. А. Осипов // Дистанционное и виртуальное
обучение. – 2014. – № 5 (83). – С. 104116.
5.
Маслак А. А. Измерение качества высшего образования в странах мира / А.
А. Маслак, Т. С. Анисимова // Педагогическая диагностика. 2004. № 1. С. 130153.
6.
Маслак А. А. Измерение латентных переменных в социальных системах / А.
А. Маслак. – СлавянскнаКубани: Издательский центр КубГУ в г. СлавянскенаКубани. –
2012. – 432 с.
7.
Маслак А. А. Модель Раша для проверки качества измерения толерантности
[Текст] / А. А. Маслак, С. А. Поздняков // Социология : методология, методы,
математическое моделирование. – 2008. – № 26. – С. 87–105. –
8.
Маслак А. А. Эксперимент в образовании как средство повышения его
качества (многофакторный многомерный подход) / А. А. Маслак, Т. С. Анисимова Лекция
доклад / Москва, 2001. – 66 с.
9.
Маслак А. А. Методика измерения латентных переменных расширение
инструментария политэкономических исследований [Текст] / А. А. Маслак, А. Я.
Махненко, С. А. Поздняков // Terra Economicus. – 2008. – Т. 6. – № 23. – С. 1922.
10 10.
Маслак А. А. Теория и практика измерения латентных переменных в
образовании [Текст]: монография / А.А. Маслак. – М.: Издательство Юрайт. –2016. –255 с.
Маслак А. А. Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению
11.
подготовки 44.03.01, 44.03.05, 44.04.01 «Педагогическое образование» всех форм обучения
[Текст] / А. А. Маслак. – Филиал Кубанского государственного университета в г.
СлавянскенаКубани. – СлавянскнаКубани. – 2014. – 217 с.
12.
Маслак А. А., Осипов С. А. Измерение латентных переменных //
Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2013618487. Дата
государственной регистрации в Реестре программ для ЭВМ 10 сентября 2013 г.
13.
Рыбкин А. Д. Формирование и мониторинг креативных способностей
школьников [Текст] / А. Д. Рыбкин, А. А. Маслак // Научнометодический электронный
available
at http://e
журнал «Концепт». – 2016. – № S3. – С. 76–80,
koncept.ru/2016/76043.htm.
Рецензенты:
1. Сафонцев Сергей Александрович, профессор, доктор технических наук, профессор
кафедры образования и педагогических наук, Южного федерального университета, г.
РостовнаДону, тел. +78632698939
2. Сафонцева Наталья Юрьевна, доктор технических наук, зам. директора по учебной и
методической работе – первый заместитель директора Института водного транспорта
имени Г.Я. Седова филиала ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени
адмирала Ф.Ф.Ушакова», г. РостовнаДону, тел. +79185512609
11
ИЗМЕРЕНИЕ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИЗМЕРЕНИЕ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИЗМЕРЕНИЕ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИЗМЕРЕНИЕ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИЗМЕРЕНИЕ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИЗМЕРЕНИЕ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИЗМЕРЕНИЕ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИЗМЕРЕНИЕ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИЗМЕРЕНИЕ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИЗМЕРЕНИЕ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИЗМЕРЕНИЕ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.