ИЗО — аннотация к рабочим программам (5-7класс)
Программы разработаны на основании Закона Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-II «Об образовании» (с изменениями), Государственного образовательного стандарта основного общего образования Луганской Народной Республики, утвержденный приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 21 мая 2018 года № 495-ОД, зарегистрированный в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 13.06.2018 за № 202/1846, Примерной программой для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по изобразительному искусству для V-VII классов (базовый уровень).
Цели и задачи программы предмета:
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» —
развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы
эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы
самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного
восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального
выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла
визуально- пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к
самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям
культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры Родного края, выраженной в
её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах
предметно-материальной и пространственной среды и в понимании красоты
человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом
развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и
структурированию визуального образа на основе его эмоционально-
нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными
художественными материалами и инструментами для эстетической
организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к своей Родине, прошлое и настоящее своего народа; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края,основ культурного наследия народов всего человечества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия своего народа и народов мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в
художественно-творческой деятельности, который приобретается и
закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части
их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
- развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения
окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к
сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления,
художественного вкуса и творческого воображения; развитие визуально-
пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов,
жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей,
воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное
творчество разных народов, классические произведения отечественного и
зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своей Родины, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и
жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись,
графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
- приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических
искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными
материалами и в разных техниках в различных видах визуально-
пространственных искусств, в специфических формах художественной
деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия,
интерпретации и оценки произведений искусства;
- формирование активного отношения к традициям художественной
культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.
Учащиеся должны знать:
· истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
· особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
· семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
· несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика);
должны уметь:
· различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);
· различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
· выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что обучающиеся
должны знать:
- о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
- основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива);
должны уметь:
- пользоваться красками, графическими материалами, обладать навыками лепки;
- видеть конструктивную форму предмета, уметь пользоваться правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
- конструктивно видеть формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы предметов;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать свое восприятие.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что обучающиеся
должны знать:
- о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
- основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива);
должны уметь:
- пользоваться красками, графическими материалами, обладать навыками лепки;
- видеть конструктивную форму предмета, уметь пользоваться правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
- конструктивно видеть формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы предметов;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать свое восприятие.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Выпускник научится:
• понимать роль и место декоративно - прикладного искусства в развитии
культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании
отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания
человека;
• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной
художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии
религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта
поколений;
• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную
позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира,
выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
• осознавать важность сохранения художественных ценностей для
последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края,города.
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами
художественного языка;
• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в
искусстве;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве,
используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию,форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-
прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме
пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды,
украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую
форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать
простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре,графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные
узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов с учётом местных условий.
• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись,
скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-
прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы
работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их
специфику;
• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж,
натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в
художественно-творческой деятельности, используя различные
художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи
собственного замысла.
Выпускник получит возможность научиться:
• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного
образа в произведении искусства;
• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное»,
«комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
• различать произведения разных эпох, художественных стилей;
• различать работы великих мастеров по художественной манере (по
манере письма);
• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении
положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни
современного человека;
• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и
работе одноклассников;
• понимать и использовать в художественной работе материалы и
средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
• анализировать средства выразительности, используемые художниками,
скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного
образа;
• определять шедевры национального и мирового изобразительного
искусства;
• понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.
Место предмета «ИЗО» в учебном плане
В соответствии с учебным планом ГОУ «Новосветловская гимназия» предмет «ИЗО» изучается в объёме 102 часа, из них: в 5 классе — 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе — 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе — 34 часа (1 час в неделю).
Основное содержание программы
Учебно-тематический план
№ п/п |
Содержание программного материала
|
5 класс |
6 класс |
7 класс |
|
5 класс«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» |
|
|
|
1 |
Древние корни народного искусства. |
9 |
|
|
2 |
Связь времен в народном искусстве. |
8 |
|
|
3 |
Декор — человек, общество, время. |
10 |
|
|
4 |
Декоративное искусство. |
8 |
|
|
|
6 класс «Изобразительное искусство в жизни человека» |
|
|
|
5 |
Виды изобразительного искусства и основы образного языка. |
|
8 |
|
6 |
Мир наших вещей. Натюрморт. |
|
10 |
|
7 |
Вглядываясь в человека. Портрет. |
|
8 |
|
8 |
Человек и пространство. Пейзаж. |
|
8 |
|
|
7 класс «Дизайн и архитектура в жизни человека» |
|
|
|
9 |
Основы композиции в конструктивных искусствах. |
|
|
9 |
10 |
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. |
|
|
8 |
11 |
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. |
|
|
8 |
12 |
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование. |
|
|
10 |
|
|
34 |
34 |
34 |
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
Основным предметом оценки результатов художественного образования являются- знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
1. Вводный контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа, устный опрос.
2. Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. 3. Промежуточный контроль выполняет этапное подведение итогов после прохождения тем в форме выставки или теста.
4.Итоговый контроль: конкурс рисунка, проект, викторина, тест.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.