УМК «Перспективная начальная школа». Рабочая программа по ИЗО в 4 классе. Программа составлена в соответствии с требования ФГОС. Включает в себя пояснительную записку, цели и задачи курса, общую характеристику учебного предмета, содержание тем учебного курса, планируемые предметные результаты, календарно-тематическое планирование…
изо 4 класс.doc
1.Пояснительная записка
Нормативноправовая база разработки учебного плана при реализации ФГОС начального
общего образования:
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе программы
Кузин В.С, Кубышкина Э.И, Изобразительное искусство, в соответствии с требованиями
федерального компонента государственного стандарта второго поколения начального общего
образования. ( Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 14
классы . М.: Дрофа , 2010 )
ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
(утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября
2009 г. N373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г.,
регистрационный N 15785), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и
науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный N 19707) и от 22 сентября
2011 г. N 2357 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011
г., регистрационный N 22540)
санитарноэпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.282110 (постановление главного
государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России
03.03.2011 г., рег. номер 19993);
нормативные правовые акты министерства образования Саратовской области, регламентирующие
деятельность образовательных учреждений
Цели и задачи курса
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на
формирование эмоциональнообразного, художественного типа мышления, что является условием
становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение
нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к
культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и
отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески,
способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в
художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно
прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и
приобретение опыта работы в различных видах художественнотворческой деятельности, разными
художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения: совершенствование эмоциональнообразного восприятия произведений искусства и
окружающего мира; развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной
жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); формирование навыков работы с различными
художественными материалами.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические
средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих
умений и навыков. Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими
деятельностный характер и коммуникативнонравственную сущность художественного образования.
1 Предметы для рисования с натуры в 3 классе ставятся во фронтальном (или профильном) положении.
Основное внимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного положения,
пропорций, конструкции, а также цвета изображаемых объектов.
Программа обеспечена следующим учебнометодическим комплектом (УМК):
Кузин В.С, Кубышкина Э.И, Изобразительное искусство. Учебник 4 класс М: «Дрофа»
2014год
Кузин В.С Рабочая тетрадь: 4 класс «Учись рисовать» М.: «Дрофа» 2016год
Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Программа курса «Изобразительное искусство» 14 класса.
изд.Москва:Дрофа,2014
Общая характеристика учебного предмета.
Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области
«Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает, один
из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими
действительности — изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и
явлений действительности рисунок, живопись, декоративноприкладное искусство, скульптура
помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту,
развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как
эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства,
так и непосредственно художественную деятельность.
Учебно – методическое обеспечение
для учащихся:
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 4 класс: учебник – М.:Дрофа, 2014
Богатырёва В.Я. Изобразительное искусство. 4 класс: рабочая тетрадь – М.:Дрофа, 2014
Методические пособия для учителя:
Голубева Э.И, Крестинский А.А. Беседы о русских художниках. Москва,2007
Кузин В.С. Изобразительное искусство. Методическое пособие: книга для учителя, 4 класс –
Зыков Л.А. « Мой дом моя Родина»,М., « Просвещение», 2001
М.:Дрофа, 2010
Павлова О.В.Поурочные планы по изобразительному искусству по учебнику Кузина В.С.,
Кубышкиной Э.И ,Волгоград, «Учитель»,2006
Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги»,
2005. 123 с.
Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир
книги», 2005. – 124 с.
Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир
книги», 2005. – 122 с.
Печатные пособия: книги из классной библиотеки, портреты художников
Раздаточный материал: трафареты, карандаши, набор акварельной бумаги, краски (акварельные и
гуашь), палитры, баночки для воды, образцы (детские рисунки), готовые изделия, набор картинок и
картин на разные темы, пластилин;
Технические средства обучения:
Лазерные CD– диски с мультимедийными презентациями к урокам (ресурсы Интернет),
• Диск «ДИНО» 12 ч. « Изобразительное искусство», 1 4 классы, Саратов, ЦПиПКГС, 2009
• Диск « Изобразительное искусство», 4 класс, ООО,Дрофа,2014
•
компьютер, принтер
Интернетресурсы:
Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
http:www.Nachalka.com.
2 http:www.viku.rdf.ru.
http:www.rusedu.ru.
http://schoolcollection.edu.ru/
www.center.fio.ru
http://www.maro.newmail.ru
http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
http://www.intedu.ni
Учебнопрактическое оборудование:
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления де
монстрационного материала, наборные полотна
Место учебного предмета в учебном плане
По учебному плану на изучение математики в 4 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. По
программе – 1 час в неделю, 34 часа в год.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественнотворческая деятельность
ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, коллективные, фронтальные.
Основными формами текущего контроля являются: устный опрос, диагностические работы,
тестовые задания, самостоятельные работы, контрольные работы
Типы контроля
входной – на уроках введения в тему, в процессе активизации имеющихся знаний и опыта;
текущий – на уроках расширения и углубления темы, в процессе усвоения новых знаний;
промежуточный – на этапе обобщения темы урока, четверти, в процессе закрепления, обобщения
знаний;
итоговый – на заключительных уроках по данной теме
2. Содержание тем учебного курса
Рисование с натуры (рисунок, живопись) (12ч)
Рисование отдельных предметов в форме призмы, шара, цилиндра, комбинированной формы, а также
группы предметов (натюрморт) с попыткой передачи перспективного сокращения объема (предметы
располагают сначала во фронтальной, затем в угловой перспективе). Проведение доступных учащимся
объяснений к заданиям по изображению: 1) круга в перспективе (горизонтальное положение, выше, ниже
линии горизонта), 2) фронтальной перспективы и 3) угловой перспективы. Рисование с натуры, по
памяти и по представлению фигуры человека, зверей, птиц, рыб. Прочувствование и передача в
рисунках красоты линий, формы объектов действительности, цветовой окраски предметов, их
цветовой гармонии. Развитие зрительных представлений и впечатлений от натуры, восхищение
красотой окружающего мира.
Рисование на темы (композиция) (7ч)
Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение
композиционных закономерностей. Обобщение знаний, полученных в 1—3 классах, об иллюстрировании
различных литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение, басня). Особое внимание
обращается на средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача
светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов,
применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др. Развитие воображения,
творческой фантазии детей, умения образно представлять задуманную композицию.
Декоративная работа (7ч)
3 Эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами следующих видов народного и современ
ного декоративноприкладного искусства: народная художественная резьба по дереву (рельефная
резьба в украшении предметов быта); русский пряник; произведения художественной лаковой
миниатюры из Палеха на темы сказок; примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта
(шкафы, перегородки, прялки и т. д.). Выполнение эскизов объектов на основе орнаментальной и
сюжетнодекоративной композиции.
Лепка (2ч)
Лепка домашних животных с натуры или по памяти (кошка, собака, курица, петух, утка, кролик и т.
д.). Лепка фигурок по мотивам народных игрушек. Лепка тематических композиций на темы труда
« Сталевар », « Кузнец », «Пожарный » и т. д. Лепка героев русских народных сказок.
Аппликация (2ч)
Составление индивидуальных и коллективных мозаичных панно из кусочков цветной бумаги, засу
шенных листьев на темы «Солнце над морем», «Утро в горах», «Парусные лодки на реке», «Закат
солнца над городом», «Осенняя симфония в лесу». Составление сюжетных аппликаций по мотивам
русской народной сказки «По щучьему веленью», сказок «Золушка» Ш. Перро, «Бременские музыкан
ты» братьев Гримм, «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч)
Основные темы бесед:
жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр,
исторический и батальный жанры);
великие полководцы России;
портреты знаменитых русских писателей;
литература, музыка, театр и изобразительное искусство;
русский портретист Валентин Серов;
тема крестьянского труда, жизнь деревни на картинах Аркадия Пластова;
красота родной природы в творчестве русских художников («Художник Архип Куинджи —
мастер изображения света и цвета в живописи», «Русский маринист Иван Айвазовский»);
в мастерской художника;
прославленные центры народных художественных промыслов;
искусство родного края;
орнаменты народов России и народов мира (украинский, белорусский, казахский, армянский)
3. Планируемые предметные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые
они должны приобрести в процессе освоения программы по курсу: чувство гордости за культуру и
искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов
нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и
каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественнотворческого
мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей —
потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к
окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде
одноклассников под руководством учителя; умение сотрудничать с товарищами в процессе
совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и
анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций
творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать,
4 анализировать, выделять главное, обобщать; овладение умением вести диалог, распределять функции
и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использование средств
информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска
дополнительного изобразительного материала; умение планировать и грамотно осуществлять учебные
действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных
художественнотворческих задач; умение рационально строить самостоятельную творческую
деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и
умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности,
который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса: знание видов художественной
деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и
архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); знание основных видов и
жанров пространственновизуальных искусств; понимание образной природы искусства; эстетическая
оценка явлений природы, событий окружающего мира; применение художественных умений, знаний и
представлений в процессе выполнения художественнотворческих работ; способность узнавать,
воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и
мирового искусства; умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о
содержании, сюжетах и выразительных средствах; усвоение названий ведущих художественных музеев
России и художественных музеев своего региона; умение видеть проявления визуально
пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественнотворческой деятельности различные художественные
материалы и художественные техники; способность передавать в художественнотворческой
деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; освоение
умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ
графической грамоты; умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту
природы различных регионов нашей страны; умение рассуждать о многообразии представлений о
красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою
самобытную художественную культуру; изображение в творческих работах особенностей
художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания
ими красоты природы, человека, народных традиций; умение узнавать и называть, к каким
художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения
изобразительного искусства и традиционной культуры; способность эстетически, эмоционально
воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного
общества; выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и
историческим ансамблям древнерусских городов; умение приводить примеры произведений
искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира
человека.
4. Календарнотематическое планирование
п/п
Тема урока
Тип урока
Фактические
сроки
проведения
Планируе
мые сроки
проведени
я
1.09
1
2
Б»Красота родной природы в творчестве
русских художников». РТ Рисунок «Летний
пейзаж».
АП Составление мозаичного панно «Парусные
лодки на воде».
5
отработки
Урок
умений и рефлексии
Урок
открытия
8.09 Б Ознакомление с произведениями
изобразительного искусства. РН Рисунок листьев
сложной формы на ветке.
Рисование с натуры натюрморта из фруктов и
овощей.
нового знания
Урок
отработки
умений и рефлексии
Урок
нового знания
открытия
Искусство натюрморта. Рисование с натуры
«Кувшин и яблоко».
Урок
отработки
умений и рефлексии
Искусство натюрморта. Рисование с натуры
«Ваза с яблоками».
Урок
отработки
умений и рефлексии
Изучаем азбуку изобразительного искусства.
Рисование с натуры коробки.
Урок
нового знания
открытия
15.09
22.09
29.09
6.10
13.10
Изучаем азбуку изобразительного искусства.
Рисование с натуры шара.
Урок
нового
открытия
20.10
Рисование по памяти «Моя улица» или «Мой
двор».
Урок
отработки
умений и рефлексии
Б Образ человека в произведениях
изобразительного искусства. Набросок.
Урок
нового знания
открытия
Рисование с натуры и по представлению фигуры
человека.
Урок
отработки
умений и рефлексии
3
4
5
6
7
8
9
10
11
27.10
10.11
17.11
24.11
1.12
8.12
15.12
22.12
29.12
19.01
26.01
2.02
12 Лепка фигуры человек с атрибутами труда или
спорта.
13 Наброски с натуры и по представлению
животного (заяц, кошка, белка, собака).
14 Наброски с натуры и по представлению птиц
(голубь, сорока, утка).
15
ДР Сказка в декоративном искусстве.
Урок
нового знания
открытия
Урок
отработки
умений и рефлексии
Урок
отработки
умений и рефлексии
Урок
нового знания
открытия
16
17
Декоративное рисование. Роспись разделочной
кухонной доски.
Урок
нового знания
открытия
РТ Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке».
Урок
отработки
умений и рефлексии
18 АП Составление сюжетной аппликации русской
народной сказки «По щучьему велению».
Урок
нового знания
открытия
19 АП Составление сюжетной аппликации русской
народной сказки «По щучьему велению»
(продолжение).
РП Поздравительная открытка ко Дню
Защитника Отечества.
20
Урок
отработки
умений и рефлексии
Урок
отработки
умений и рефлексии
6 21
22
Рисование с натуры или по памяти современных
машин.
РТ Рисование народного праздника «Песни
нашей Родины».
23 Л Выполнение эскиза лепного пряника и роспись
готового изделия.
ДР Выполнение эскиза лепного пряника и
роспись готового изделия (продолжение).
Урок
нового знания
открытия
Урок
нового знания
открытия
Урок
отработки
умений и рефлексии
Урок
отработки
умений и рефлексии
Рисование с натуры и по представлению зверей и
птиц.
Урок
отработки
умений и рефлексии
РТ Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона
и лисица» (карандаш).
Урок
отработки
умений и рефлексии
РТ Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона
и лисица» (акварель).
отработки
Урок
умений и рефлексии
24
25
26
27
28
29
Тематическое рисование «Закат солнца»
(карандаш).
Тематическое рисование «Закат солнца»
(акварель).
30
РТЛюди труда в изобразительном искусстве.
Урок
отработки
умений и рефлексии
Урок
отработки
умений и рефлексии
Урок
отработки
умений и рефлексии
31 А Составление мозаичного панно «Слава труду». Урок
отработки
умений и рефлексии
32 А Составление мозаичного панно «Слава труду»
(завершение).
33 Аппликация «Орнаменты народов мира».
34 Итоги года. Выставка рисунков.
Искусствоведческая викторина.
Урок
отработки
умений и рефлексии
Урок
отработки
умений и рефлексии
Урок
общеметодологическ
ого направления
9.02
16.02
2.03
9.03
16.03
23.03
6.04
13.04
20.04
27.04
4.05
11.05
18.05
25.05
Условные обозначения: рисование с натуры – РН; рисование на тему – РТ; рисование по памяти – РП;
декоративная работа – ДР; лепка – Л; Аппликация – АП
7
ИЗО - рабочая программа - 4 класс
ИЗО - рабочая программа - 4 класс
ИЗО - рабочая программа - 4 класс
ИЗО - рабочая программа - 4 класс
ИЗО - рабочая программа - 4 класс
ИЗО - рабочая программа - 4 класс
ИЗО - рабочая программа - 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.