ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Аннотация: в статье представлены трудности связанные с воссозданием образов предметов в схематических изображениях, восприятие сложных композиций на картинке. Показана необходимость разработки комплексных занятий по развитию зрительного восприятия детей с принесением художественного контекста деятельности. Таким образом, изобразительная деятельность рассматривается как коррекционный развивающий и психотерапевтический метод повышения уровня зрительного восприятия школьников.
Ключевые слова: изобразительная деятельность, нарушение интеллекта,
зрительное восприятие, арт-терапия.
Обучение умениям изобразительной работы учеников с задержкой психического развития описывается в трудах Т.А. Гузикова, В.С. Кузин, Р.Н.Михайлова, Л.П. Григорьевой и иных авторов. В изобразительной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями отражаются особенности восприятия внешнего мира. На фоне общего недоразвития психических функций наблюдаются недостаточная активность и целостность зрительного восприятия, значительные трудности в узнавании предметов, понимании сюжетных изображений. Воспринимаемые ими окружающие предметы передаются без прорисовки, отсутствуют перспектива и цветовое оформление, а заданная тема лишь прослеживается фрагментами. Их зрительное восприятие совершенствуется по мере взросления и накопления опыта, но без специального целенаправленного коррекционного воздействия недостаточная сформированность способов отражения окружающей действительности носит воспроизводительный характер. На сегодняшний день арт-терапия является одной из самой популярной техник в коррекционной образовательной среде. Интерес к ней возрастает с каждым днем, вовлечение детей с ограниченными особенностями развития становится необходимой частью коррекционно-образовательной среды. В техниках рисования у детей с ОВЗ наиболее активно расширяются границы зрительного восприятия и раскрываются способности к творческому самовыражению. Можно предположить, что включение техник рисования в коррекционные занятия будет способствовать положительным сдвигам в развитии зрительного восприятия обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Изобразительная работа выступает в качестве мощного средства развития интеллекта. При этом она обладает своими особенностями в сфере психических процессов, которые обеспечивают формирование такой работы, особенности, которые связаны с изобразительным характером работы. Урок тематического рисования представлен в качестве закрепления в графической форме зрительных образов определенных предметов, формирование у них пространственного ориентирования. Рисование устанавливается восприятием, от качества и характера которого зависит качество рисунка. Целенаправленное восприятие представлено нужным условием для полного отображения в рисунках явлений, предметов окружающей реальности. Чем качество восприятия выше, тем красочнее суждения. У учеников с задержкой психического развития отмечено запоздание процесса восприятия, слабость синтеза, анализа при распознании пространственных отношений, предметов. Так определяется неполнота, узость, осмысление восприятия действительных объектов, рисунков. Специфика зрительного восприятия у учеников с задержкой психического развития предоставляют картину сужений, которые отражаются в изображениях. У таких обучающихся имеются сложности при надобности выделения некоторых элементов из объекта, воспринимаемого одно целое. Они усложнены в дорисовывании единого образа по определенной части, образы предметов в суждении учеников не точные, число образов-суждений у них меньше в сравнении с детьми с нормальным развитием. В ходе изобразительной работы на уроке рисования у учеников регулярно формируется верное восприятие размера, формы, положения, цвета в предметном пространстве окружающей реальности.
Коррекционные развивающие и психотерапевтические возможности искусства обусловлены оказанием детям с проблемами, почти неограниченных возможностей для самореализации, самовыражения, в ходе творчества, в продуктах, познанием. Интерес к итогам творчества детей со стороны окружающих их людей, принятие ими продуктов художественной работы усиливает самостоятельную оценку, принятие учениками. Это способствует решению существенных задач – приспособление детей с помощью искусства, художественной работы в социуме.
Учеников обучают искать схожесть, отличие между нарисованными объектами. В ходе занятий рисованием протекает активное скопление, улучшение суждений об явлениях и предметах, формируется наблюдательность, воображение, зрительная память, художественный вкус. Так же формируются положительные условия для установления склонности отличать размер, форму, пространственные соотношения, цвет зрительно воспринимаемых объектов. Обучающиеся детально анализируют, исследуют особенности действительных предметов, понимают их строение, цвет, форму, иные свойства, исполняют разные мыслительные операции. Графические упражнения предоставляют возможность выявить, насколько сами ученики дифференцируют геометрические фигуры различной формы, ищут фигуры одной формы, при этом их величина, окраска разная, соотносит объекты изображения с определенной геометрической формой. Изобразительная работа формирует положительные условия для специфичных особенностей учеников в плане ориентирования в пространстве, умений расположить объекты на плоскости бумажных листов.
Введение в коррекционную практику изобразительной деятельности и новых техник рисования расширяет возможности развития зрительного восприятия обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Таким образом, использование изобразительной работы в коррекционной деятельности для становления зрительного восприятия с учениками младших классов предоставляет возможность получить позитивные итоги: формируются положительные условия для становления общения замкнутых учеников; воздействие на понимание детьми переживаний.
Список литературы
1.) Воронова А. А. Арт-терапия для детей и их родителей / А. А. Воронова Рн/Д: Феникс, 2013.
2.) Рочев Д.Г. Методическое пособие Сборник коррекционно-развивающих упражнений и занятий посредством Арт-терапии с детьми с ограниченными возможностями здоровья
3.) Никитин В.Н. Арт-терапия. Учебное пособие/Никтин В.Н. —М.:Когито-Центр, 2014.
4.) Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов врачей и специалистов, работающих с детьми/Киселева М.В.—СПб. : Речь, 2006.
5.) Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (для детей 5(6) - 8лет): методоическое руководство/Ю. Г. Гатанов.—издание 3-е.—СПб: ИМАТОН, 2013.
6.) Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
7.) Основы специальной психологии: Учеб.
пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И.
Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский
центр «Академия», 2002.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.