Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Видновский художественно-технический лицей»
Рабочая программа
по изобразительному искусству
на базовом уровне
для 4 класса
Составила учитель начальных классов
2019 -2020 год
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании целостного интегрированного курса программы «Изобразительное искусство» для 4 класса, под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского. Предметная линия учебников системы «Школа России».
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю, базовый уровень), что соответствует учебному плану МАОУ «ВХТЛ» на 2019-2020 учебный год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты освоения курса изобразительного искусства:
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых
поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
- ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
- ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
- первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
- получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Содержание программы
ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА (8ч)
Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты. Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа. Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника»
ДРЕВНИЕ ГОРОДА ТВОЕЙ ЗЕМЛИ (7 ч)
Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. Постройка древнего собора из бумаги. Коллективная работа. Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города. Знакомство с своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и других. Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты. Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.
КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (11 ч)
Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах). Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги. Создание панно «Древнегреческие праздники». Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры. Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир). Выставка детских работ.
ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (8 ч)
Изображение по представлению матери и дитя. Изображение любимого пожилого человека. Изображение страдания в искусстве. Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.). Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях. Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Сроки прохождения |
|
Плановые |
Скорректированные |
|||
Истоки родного искусства (8 ч) |
||||
1. |
Пейзаж родной земли. |
1 |
2.09 |
|
2. |
Пейзаж родной земли (продолжение) |
1 |
9.09 |
|
3. |
Деревня – деревянный мир |
1 |
16.09 |
|
4. |
Деревня – деревянный мир (коллективная работа) |
1 |
23.09 |
|
5. |
Красота человека |
1 |
30.09 |
|
6. |
Красота человека (коллективная работа) |
1 |
14.10 |
|
7. |
Народные праздники. |
1 |
21.10 |
|
8. |
Народные праздники (обобщение темы) |
1 |
28.10 |
|
Древние города нашей земли (7 ч) |
||||
9. |
Родной угол |
1 |
4 |
|
10. |
Древние соборы |
1 |
11 |
|
11. |
Города русской земли |
1 |
18 |
|
12. |
Древнерусские воины – защитники. |
1 |
25 |
|
13. |
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. |
1 |
|
|
14. |
Узорочье теремов |
1 |
|
|
15. |
Пир в теремных палатах (обобщение темы) |
1 |
|
|
|
||||
16. |
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии |
1 |
|
|
17. |
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Обычаи и праздники. |
1 |
|
|
18. |
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. (Коллективная работа) |
1 |
|
|
19. |
Народы гор и степей |
1 |
|
|
20. |
Народы гор и степей (Компьютерная презентация) |
1 |
|
|
21. |
Города в пустыне |
1 |
|
|
22. |
Древняя Эллада |
1 |
|
|
23. |
Древняя Эллада. Коллективная работа |
1 |
|
|
24. |
Европейские города средневековья |
1 |
|
|
25. |
Европейские города средневековья. Панно «Площадь средневекового города» |
1 |
|
|
26. |
Многообразие художественных культур в мире (обобщение) |
1 |
|
|
Искусство объединяет народы (8 ч) |
||||
27. |
Материнство |
1 |
|
|
28. |
Материнство (продолжение работы) |
1 |
13 |
|
29. |
Мудрость старости |
1 |
20 |
|
30. |
Сопереживание |
1 |
27 |
|
31. |
Герои - защитники |
1 |
4 |
|
32. |
Юность и надежды |
1 |
11 |
|
33. |
Искусство народов мира |
1 |
18 |
|
34. |
Искусство народов мира (обобщение темы) |
1 |
25 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.