Уникальность и
значимость образовательной области «Искусство» в том, что в современной школе
предметы, входящие в эту область, играют совершенно особую роль – развивают
эмоционально-нравственную и сенсорную культуру ребёнка, пробуждают способность видеть,
ценить и создавать красоту в жизни и искусстве. Эти предметы непосредственно
направлены на развитие воображения и творческих способностей в качестве цели, а
не побочного результата. Когда-то В.А. Сухомлинский сказал: «Искусство – это
время и пространство, в котором живёт красота человеческого духа. Как
гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности
искусства, человек познаёт человеческое в человеке, поднимает себя до
прекрасного…» Меняется время и пространство, летят года и столетия, а слова
знаменитого педагога актуальны и в наш XXI век, когда в центре современного
образования находится личность ученика, его стремление к пониманию целостной
картины мира, освоению культуры как опыта предшествующих поколений, приобщение
к духовному наследию прошлого, познанию настоящего.
Не секрет, что наши дети живут в
условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные
идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они смотрят западные фильмы,
играют в иностранные игры, предпочитают заграничную одежду, предметы быта и
т.д. Народные русские сказки и песни стали уходить из быта семьи. Нарушена
связь между поколениями, многие дети не знают своих предков, теряют свои корни.
У молодёжи меняются идеалы, страдает их нравственность. Задача школы состоит в
том, чтобы направить поток информации в нужное русло. Это предусматривает
изучение опыта, передаваемого предшествующими поколениями, и это же поможет
учащимся сориентироваться в постоянно меняющихся условиях жизни. Поможет
освоить ценности культурного наследия собственного народа. В связи с этим тема
приобщения наших школ к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной
в педагогической практике. Возрастает проблема формирования у детей подлинной
любви к своей Родине, её историческому прошлому, к русской самобытной культуре,
к народному творчеству и искусству. Это искусство всегда было предельно
ориентировано именно на духовную культуру, высшую культуру чувств и отношений
между людьми. В нём кроются великие гуманистические традиции духовности русской
культуры. Интеллектуальное и духовное развитие – это сложный многогранный
процесс, и в нём немалую роль играют интегрированные уроки изобразительного
искусства, т.е. которые предусматривают не только рисование, но и другие виды
деятельности, как например: «Художественный труд», «МХК + ИЗО + музыка» и т.д.
Такие уроки не только развивают уровень познания, но и формируют – психический
мир личности, они также включают субъективные эстетические ценности в формирующиеся
общественно значимые ценности, а это – основная задача личностно
ориентированного обучения. Приобщая детей к народному искусству, пытаюсь
развить в них не только духовно – нравственную, но и творчески мыслящую
личность. Ведь народное искусство – богатейшая сокровищница красоты, лишь оно
является неиссякаемым источником творческой фантазии. Этот путь позволяет мне
воспитать у детей определённую культуру восприятия материального мира.
Восприятие произведений изобразительного искусства всегда предполагало активную
деятельность, для которой требовалась соответствующая подготовка, а развитие
художественного восприятия включало решение следующих основных задач, которые
осуществляются по трём направлениям:
1) Развитие чувства сопричастности с произведением;
2) Развитие способности выразить своё
отношение к произведению;
3) Расширение объёма знаний и представлений об искусстве.
Только через
художественно-творческое воображение и мышление, обеспечивается отбор главного,
наиболее существенного и характерного в явлениях действительности -
конкретизация и обобщение художественного образа, создание оригинальной
композиции. А свойства зрительной памяти, способствуют созданию ярких
зрительных образов в сознании ребёнка, как художника и помогают ему в успешном
создании этого образа. Эмоциональное отношение (особенно развитые эстетические
чувства) к воспринимаемому и изображаемому явлению, волевые свойства личности,
обеспечивают практическую реализацию творческих замыслов. Человек всегда жил
среди вещей. Он осознавал не только нужные, полезные, но и красивые
выразительные вещи. Поэтому в своей работе использую такие средства
выразительности, которые помогают детям найти верный путь в познании различных
жизненных ситуаций, а из ряда, казалось бы, ненужных вещей найти для себя
необходимые и привлекательные вещи, соответствующие духу нашего времени. И с
каждым разом, я убеждаюсь в том, что рано или поздно ребята обязательно
проявляют здесь свои художественные наклонности в той мере, в какой обладают
ими. Именно поэтому роль декоративно-прикладного искусства в художественном
воспитании просто неоценима. Кроме этого произведения прикладного искусства
играют большую роль в развитии художественной культуры, в приобретении
художественного вкуса к восприятию произведений различных жанров искусства.
Народное искусство специфично синтезирует в себе выразительные средства
скульптуры, архитектуры, графики и живописи, поэтому так велико его значение в
системе эстетического и художественного воспитания. А формированию
познавательного интереса детей к предмету «Изобразительное искусство» и
искусству в целом на моих занятиях способствуют применение разнообразных типов
уроков, форм и методов проведения занятий, которые соответствуют современным
требованиям педагогики сотрудничества. Так, например:
1.
Урок
–
сообщение
новых
знаний,
где кроме уроков-лекций широко использую
уроки с элементами выступлений учащихся о результатах поисковой работы на
заданную тему (урок «Народные промыслы родного края»). На таких уроках учащиеся
получают навыки публичного выступления, учатся отбирать материал, отстаивать
свои взгляды, слушать друг друга.
2.
Комбинированные уроки:
а) сообщение новых знаний + практикум: повтор
с вариациями. Учащимся предлагается работа по определённому образцу (урок
«Искусство Городца», где выполняются тренинговые упражнения по обработке
выполнения основных элементов городецкой росписи). б) сообщение новых знаний +
практикум: импровизация. При изучении темы «История костюма» учащиеся
изготавливают одежду определённой эпохи для сделанной ими самими бумажной
куклы. Эта «игра в куклы» позволяет при изучении следующей темы «Интерьер» не
только познакомить учащихся с обстановкой замка, дворца и т.п., но и
организовать коллективную композицию «Бал во дворце Синей Бороды», «на улицах Города
Мастеров» и т.п. с использованием музыкального и литературного материала.
3.
Обобщающие уроки:
а) уроки-викторины. Например: «Роль
декоративного искусства в жизни человека и общества». б) урок-игра. в)
урок-путешествие позволяет обобщать большое количество материала и используется
часто при изучении объёмных тем, например, «Народные промыслы и ремёсла»,
урок-праздник «Красоту надо уметь замечать» и т.д. Для формирования основ
творческой деятельности учащихся на уроках использую следующие этапы работы: 1.
Знакомство с произведениями искусства должно быть впечатляющим. Это достигается
их эмоциональной характеристикой, построенной на образных сравнениях,
литературно-музыкальных ассоциациях. Примером служит использование
литературного и музыкального ряда при проведении урока по теме «Декоративное
искусство Древней Греции». 2. После создания хорошей эмоциональной атмосферы
перехожу к творческой работе. Для этого использую литературный ряд: загадки,
стихи и отрывки из литературных произведений, сказки, легенды. 3. Проверку
качества знаний и усвоенного материала на уроке или по теме стараюсь проводить
в игровой форме. Например: игра «Внимательный слушатель» по итогам
урока-лекции; решение тематических кроссвордов.
4. В домашнее задание включаю следующее:
творческие задания и поисковую работу, самостоятельное составление кроссвордов
по теме, например «Народный костюм», или составление вопросов для КВН. На
обобщающих уроках ярко просматриваются элементы диалога. Чтобы диалог с
учениками состоялся, включаю в учебный процесс элементы театрализации и создаю
условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся. Эмоциональным и
содержательным дополнением при этом является введение музыкального и
литературного ряда. Общие усилия, направленные на решение творческой задачи
раскрывают индивидуальность детей, корректируют межличностные отношения.
Распределяя работы и обязанности в коллективе, дети оказывают помощь друг
другу, чувствуют ответственность за порученное дело. В конце каждого урока
анализируется проделанная работа, рассматривается степень продвижения к цели и
решение задач урока; проводится итоговая выставка и обсуждение работ учащихся.
Желающих высказаться и выбрать лучшие работы всегда много. Дети сами оценивают,
находят ошибки. Если работы можно исправить, предлагают, как это сделать.
Учащиеся наглядно видят свои успехи и недоработки, видят результаты работы
своих товарищей, всего класса. Это способствует развитию не только
художественного вкуса, но и правильной самооценке результатов работы. Важное
значение в процессе художественного творчества имеет ощущение цвета и объёма
изображаемого, которое обеспечивает целенаправленное развитие зоркости глаза к
цветоразличению при различном освещении и разном предметном окружении;
сокращения срока адаптации к свету и цвету ( в том числе при переключении глаза
с ярко освещённых сторон предмета на затемнённые), различения цветовых
контрастов, цветового фона, светлоты и насыщенности цвета. Это хорошо
просматривается в графических работах, где мы наблюдаем с детьми «игру света и
тени». Работа над развитием художественного творчества на уроках
изобразительного искусства и внеклассных занятиях является одной из важных
составляющих в развитии школьников, их творческой личности и позволяет
формировать всесторонне развитую личность, что в наибольшей степени
соответствует современным требованиям. В процессе работы количество наглядного
и иллюстративного материала, созданного руками учащихся, год от года растёт.
Этому способствуют ежегодные творческие отчёты в рамках общешкольных
праздников, конкурсов-
выставок и т.д. Они позволяют повысить
качество работ учащихся, так как они выполняют их для общешкольного просмотра,
и для просмотра на уровне района, округа, области и Всероссийских заочных
конкурсов, на которых учащиеся МОУ Харатской СОШ являются неоднократными
призёрами. Расписные доски, поделки, игрушки, макеты, аппликации, как
результаты художественного труда наряду с выставкой рисунков дают наиболее
полное представление о предмете «Изобразительное искусство» и о работе изостудии
в нашей школе. Всякий учитель, пожалуй, стремится к тому, чтобы каждый день его
работы, каждый урок были наполнены радостным ожиданием чего-то необычного,
нового. Но не каждый может сознаться в том, что с удовольствием наблюдает, как
ученики увлечены именно его предметом, а их маленькие творческие открытия не
дают учителю остановиться в своём профессиональном росте, побуждают его к
поиску новых способов объяснения, повторения, закрепления и проверки усвоения
учебного материала, к введению нестандартных приёмов выполнения различных видов
учебной деятельности. Подвести итог своей творческой работы с детьми хочу
такими словами:
« Фантазия художника щедра,
Она нам дарит столько неожиданного.
Представь, насколько б жизнь была бедна,
Коль не было бы в ней чудес невиданных!»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.